Политический строй России при первых Романовых.
В первые годы своего правления Михаил по своей молодости, болезненности и душевной мягкости не мог обойтись без помощи и руководства более старших Эту помощь ему оказали родственники со стороны матери – бояре Салтыковы, пока его отец в монашестве Филарет не вернулся из ссылки в Москву. Большинство историков сходятся на том, что Михаил выполнял формальную функцию царя, а фактическими правителями были его родители.
Однако важнейшим фактором его управления стали Земские соборы, которые оказывали значительную моральную поддержку молодому царю. Приехав из Костромы в Москву после своего избрания, Михаил не распустил выборных земских людей, а оставил их при себе. Выборные время от времени менялись, но собор действовал в Москве постоянно в течение 10 лет и помогал царю во всех важных и трудных делах. Личный состав Земского собора был важен своей осведомленностью, знанием дел в стране и ее областях, давал советы по различным отраслям хозяйствования.
На протяжении всего царствования Михаила Федоровича главной чертой Земских соборов был значительный рост представительства низших сословий. В отличие от времени Ивана Грозного и Бориса Годунова в Земских соборах при Михаиле Федоровиче играли представители дворян и посадского населения. После смерти патриарха Филарета (отца царя) некоторые дворяне предложили преобразовать Земский собор в постоянно действующий парламент. Но это не устраивало самодержавную власть и со временем Земские соборы сначала собирались реже, а затем их деятельность вообще была прекращена. Одним из последних был созван Земский собор в 1653 г. и принял в российское подданство население Левобережной Украины и Киева. С тех пор власть стала опираться не на представительство населения, а на бюрократию и армию. Но самым последним созывался собор 1683 г., главным вопросом на котором должно было быть обсуждение условий Вечного мира с Речью Посполитой, но его открытие так и не состоялось из-за военных действий.
Органами центральной власти оставались по-прежнему Боярская дума и приказы, но с новым составом. Поначалу был расширен состав думы. Так Михаил Федорович отблагодарил тех, кто поддержал его воцарение. Если прежде в состав Боярской думы входило десятка два бояр, то к концу правления Алексея Михайловича ее численность выросла до 100 человек. Причем там были не только родовитые бояре, но и представители незнатных родов или даже из княжеских родов иноверцев.
Дума по-прежнему была призвана решать наиболее важные вопросы – войны и мира, утверждения законопроектов, введения новых налогов, решения спорных вопросов и т.д. Руководил заседаниями Боярской думы либо сам царь, либо назначенный им боярин.
Постепенно эта большая дума стала громоздкой и не очень удобоваримой для царя. Поэтому была создана так называемая «ближняя», «малая» или еще «тайная» дума, которая со временем сосредоточила всю власть в своих руках, а Большая дума потихоньку отмирала.
Тенденция к усилению власти и большей централизации была естественным последствием сложившихся условий после Смуты. Рост территории страны, усложнение экономических задач привели к значительному росту приказов. В разное время в стране существовало до 100 приказов. Приказы стремились усилить свое влияние и на местах. Особенно важными были: Посольский, Казенный, Поместный, Ямской, Челобитный приказы, было несколько приказов, ведавших военными делами – Разрядный, Стрелецкий, Пушкарский и т.д.
В XVII в. главной административной единицей оставался уезд, численность которых в концу века была 250. Уезды в свою очередь делились на станы и волости. Со второй половины века Алексей Михайлович ввел новые военно-административные единицы – разряды, объединявшие группы городов-крепостей в пограничных районах страны для обороны от возможных нападений.
Широкое развитие получила должность воеводы и не только в приграничных городах, но и повсеместно. В функции воеводы входило:
1.быть исполнителем подробных наказов и частых отдельных предписаний столичных органов – приказов;
2.он являлся представителем административной центральной власти;
3.он был сборщиком налогов, которые все до последнего должен был поставлять в царскую казну;
4.вместе со своими приказными людьми воевода не получал ни жалования от царя, не был и «кормленщиком». Он мог пользоваться только добровольными дарами от населения, что приводило к произволу, казнокрадству, вымогательствам; Получение таких «даров» не осуждалось ни правительством, ни нравами. Считалось это все в порядке вещей. Нравственный уровень администрации был невысок. При отсутствии контроля и ответственности не было вообще никаких сдерживающих начал во вздоимстве. Это приводило к использованию своим положением в личных, корыстных целях, что вызывало ропот населения, его недовольство
Вторым по значимости нововведением Михаила Федоровича была раздача земель ближайшим сподвижникам царя. По рукам новой придворной знати разошлось вскоре до 50 тыс. десятин земли.
Таким образом, можно сказать, что усилиями первого царствования новой династии государство было восстановлено на старых основаниях, на которых держалась политика Ивана Грозного и Бориса Годунова. Но при этом следует знать, что период действия Земского собора принято в истории России называть не только периодом становления самодержавия, но и сословно-представительной монархией.
Царствование Алексея Михайловича можно назвать эволюционным по ряду аспектов внутренней политики. В этот период Россия приступила к формированию абсолютной монархии на базе безраздельного господства феодально-крепостнической системы. Это выразилось в отмирании Земских соборов, в эволюции приказной системы, состава Боярской думы, а повышении значения во власти непородных людей, победном исходе для светской власти в ее соперничестве с властью церковной.
Важнейшими событиями периода царствования сына Михаила Федоровича Алексея Михайловича было принятие Земским собором Соборного уложения в 1649 г. Составление его было поручено приближенным царя во главе с князем Одоевским. Интересно, что при его составлении использовались не только имевшиеся на Руси своды законов, но и зарубежные. К тому же в разработке законов участвовал и сам молодой царь. По этому Соборному уложению Россия жила около 200 лет.
Уложение отразило возросшую роль царя в жизни страны. Впервые было введено понятие «государственное преступление» (против чести царя, его семьи, представителей государственной власти и церкви), за которое предусматривалось суровое наказание.
Уложение впервые утвердило в законе полное право феодала на землю и зависимых (крепостных) крестьян. Был установлен бессрочный розыск беглых крестьян и большой штраф за укрывательство беглецов.
Изменения произошли и в военной системе. До этого времени русское государство опиралось на ополчения, поставлявшиеся боярами по призыву царя и приговору Боярской думы. Это было конное ополчение землевладельцев, вотчинников и помещиков, обязанных являться в случае надобности «конны, людны и оружны». В столкновении с западными соседями обнаружилась военно-техническая отсталость московских «ратных» людей и это заставило московское правительство организовать у себя полки «иноземного строя»: солдатские (пехота), рейтарские (конные) и драгунские (смешанные), которые набирались из русских вольных людей и обучались приглашенными наемными иностранными офицерами. Однако эти полки формировались лишь в случае войны, а в мирное время распускались по домам. Это была еще не регулярная армия.
Особое значение в XVII в. приобрела церковная реформа. Инициатором ее проведения стал патриарх Никон, бывший митрополит Новгородский. Он пришел на пост патриарха по предложению Алексея Михайловича. Но реформа не началась ни с того, ни с сего. Многими десятилетиями среди церковников шел спор о том, что в переписывавшихся от руки книгах имелось много искажений и ошибок по сравнению с оригиналом. Так, немало сомнений вызывал обычай многоголосия во время службы, когда все присутствующие использовали разные молитвы, или крестились двоеперстием, когда все шло от троицы, троеручия Небесного владыки. После смерти патриарха Иосифа мнения разделились: одни считали, что надо вернуться к изначальным, древнерусским образцам, а другие – к самим греческим источникам, с которых старые книги переписывались. Поэтому Алексей Михайлович поручил Никону провести такую реформу по греческому образцу. Она была проведена в 1653-1655 гг. и касалась в основном церковных обрядов и книг. Было введено крещение тремя перстами, поясные поклоны вместо земных, исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги.
Созванный в 1654 г. церковный Собор одобрил реформу, но предложил привести действующие обряды в соответствие не только с греческой, но и русской традицией.
Никон был человеком своенравным, волевым, фанатичным. Получив необъятную власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства власти церковной над светской властью, над царской. По существу он предложил разделить власть с Алексеем Михайловичем. Однако тот просто перестал бывать на богослужениях Никона, приглашать его на государственные приемы, на что Никон обиделся и однажды на проповеди в Успенском соборе заявил, что он слагает с себя обязанности патриарха и уходит в Воскресенский Новоерусалимский монастырь. Там он стал ждать раскаяния Алексея и зова снова в Москву. Однако Алексей поступил вопреки ожиданиям Никона. Он пригласил в Москву патриархов из других стран, созвал в 1666 г. церковный собор, на него под стражей привезли Никона, над которым был устроен суд за то, что он оставил церковь и отрекся от патриаршества без согласия на то царя. Присутствовавшие на соборе иерархи осудили Никона, благословили лишение его сана и заточение в монастырь. Собор поддержал реформу и проклял ее противников, старообрядцев передать для суда светской власти. По Соборному уложению 1649 г. им всем грозила смертная казнь. Но Алексей Михайлович заменил ее заточением в монастыри. Собор 1666-1667 гг. положил начало раскола в русской православной церкви.
Выдающимся руководителем старообрядцев был протопоп Аввакум (Аввакум Петров) (1620-1682).
Таким образом, XVII век стал во внутренней жизни страны веком разных направлений: от Смуты к стабилизации, затем к эволюции структур и системы власти, появления законов, проведения церковной реформы, стал временем упадка земского, коллегиального начала, и растущей бюрократизации как в центральном, так и в местном управлении Московского государства.
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 1502;