Эпоха Возрождения
Эпоха Возрождения ознаменовала собой переход от Средневековья к Новому времени, и прежде всего, к культуре раннебуржуазного общества, зародившейся в итальянских городах и развивавшейся затем в городах других европейских стран.
Ренессанс покончил с аскетизмом средних веков, взяв на вооружение культурные достижения античности, наполнив их новым смыслом. Культ гармонии, телесной и духовной красоты, силы, здоровья, чувственного восприятия жизни становится каноном искусства. Это имело определяющее значение для развития форм эстетического воспитания. Речь идет о гуманистическом характере культуры Возрождения, ее светской направленности, что ярко проявилось в переходе от средневекового аскетизма и схоластики к гуманизму и утверждению идеала гармонически развитой личности человека.
Идеалом эпохи стал разносторонне образованный художник - раскрепощенная творческая личность, богато одаренная, стремящаяся к утверждению красоты и гармонии в окружающем мире. Появились новые жанры вокально-хоровой музыки: мотет, мадригал, баллада, оратория, опера и пр. Бурный расцвет переживает инструментальная музыка, которая, отделившись от вокальной, приобрела самостоятельность как оригинальная область человеческой деятельности, что дало яркие примеры повсеместного развития инструментального музицирования. Наряду с чтением и письмом светский этикет требовал умения играть на нескольких музыкальных инструментах, говорить на 5 - 6 языках. Светская направленность воспитания проявилась в расширении масштабов и содержания музыкального обучения в церковно-приходских школах, детских приютах, «консерваториях» и т.д.
Гуманистическая педагогика была направлена на формирование образованного, нравственно совершенного и физически развитого индивида с четко выраженной социальной ориентацией. Это проявилось в деятельностно-практическом характере музыкального воспитания. В силу развития социальных противоречий оно было различным в разных слоях общества. Основными формами музицирования стали: церковная, салонная, школьная и домашняя. Что касается высших социальных слоев общества, то практический характер музыкального воспитания постепенно перерождается в практицизм, вызывая прагматическое отношение к музыке, обусловленное соображениями моды, престижности, пользы и т.д. Всесторонняя образованность, гармоническое развитие были доступны в основном социальному меньшинству. Формами массового приобщения к музыке по-прежнему остались церковное пение, народные праздники и карнавалы.
В эпоху Возрождения на смену средневековой теологии, иерархии божественного и человеческого приходит новое понимание мира - антропоцентрическое, провозглашающее идею самоценности человеческой личности. Новые идеалы обусловили появление новой цели воспитания - всестороннего развития личности, что отразилось в целом ряде трактатов о воспитании, в каждом из которых непременно оговаривались значение и роль искусства в воспитании. Среди них – «О благородных нравах и свободных науках» Пауло Верджерио, «О воспитании детей и их добрых нравах» Матео Веджио, «О порядке обучения и изучения» Баттисто Гуарино и другие.
В Мантуанской школе Витторино де Фельтре молодые люди учились чувствовать музыкальную гармонию, большое значение придавалось умению петь. Основатель школы считал, что музыка развивает чувство времени, и полагал, что воспитание заключается, прежде всего, в развитии чувствительности и восприятия, и поэтому в его доктрину широко проникал эстетический элемент.
В эпоху Возрождения одноголосное пение сменяется многоголосным, появляются двойные и тройные составы хоров, достигает своих высот полифоническое письмо строгого стиля, прочно устанавливается разделение хора на четыре основные хоровые партии: сопрано, альты, тенора, басы. Наряду с музыкой, предназначенной для хорового пения в церкви, утверждается в своих правах хоровая светская музыка с появлением новых музыкальных жанров: мотет, баллада, мадригал, шансон.
Одной из важных форм обучения того времени были певческие школы при католических храмах - метризы. В это же время открывались первые консерватории - так назывались сиротские приюты, куда принимались музыкально одаренные дети. В некоторых консерваториях преподавали А. Скарлатти (1660 - 1725), А. Вивальди (1678 - 1741) и другие выдающиеся музыканты той эпохи.
Таким образом, эпоха Возрождения покончила со средневековым аскетизмом и схоластикой и, взяв на вооружение культурные достижения античности и наполнив их новым смыслом, перешла к гуманизму и утверждению идеала гармонически развитой личности человека. Культ гармонии, телесной и духовной красоты, силы, здоровья и чувственного восприятия жизни становится каноном искусства, и приобретает определяющее значение в развитии форм эстетического воспитания.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие категории становятся каноном искусства в эпоху Возрождения?
2. Идеал какой личности характеризует эпоху Возрождения?
3. Чем характеризуется переход от средневекового аскетизма и схоластики к гуманизму?
4. Какие требования предъявлял светский этикет?
5. На формирование каких личностных качеств была направлена гуманистическая педагогика и как это проявилось на характере музыкального воспитания?
6. Назовите основные формы музицирования высших социальных слоев.
7. Назовите формы массового приобщения к музыке.
8. Каковы новые идеалы воспитания?
9. Какова роль искусства в воспитании?
10. Какие жанры светской музыки появляются наряду с музыкой, предназначенной для хорового пения в церкви?
11. Как назывались певческие школы при католических храмах?
12. Как назывались сиротские приюты, куда принимались музыкально одаренные дети?
Дата добавления: 2015-06-22; просмотров: 1823;