Культура Возрождения
ВОЗРОЖДЕНИЕ, РЕНЕССАНС, РИНАШИМЕНТО – три равнозначных термина, употребляемых в разных областях знаний. Ринашименто – итальянское название Возрождения - периода в истории европейской культуры (X1V-XV1 вв.), связанного с утверждением гуманистической философии и стремлением воссоздать идеалы античности. Термин Ренессанс более употребителен в искусствознании. Свое название эпоха получила в связи с возрождением интереса к античному наследию, калокагатии, осмысливаемой уже в рамках христианства. Если в эпоху средневековья акцентировалась изначальная греховность человека, и церковь призывала прихожан к постоянной бдительности («сети дьявола повсюду!»), а все земное, телесное объявлялось потенциальным источником греха, то уже в конце X111 века человек словно пробуждается к новой жизни, с удивлением и восторгом замечает божественную красоту, разлитую в этом огромном мире. И венцом этой красоты становится человек. Во Флоренции и ряде других мест образуются кружки образованных людей, которые называли себя гуманистами. Сам термин произошел от названия тех наук, которыми занимались флорентийцы, - наук, которые имели своим объектом человека и все человеческое, в отличие от средневековой теологии, обращенной к божественному. Именно гуманисты стали изучать художественные памятники античности, стремясь подражать им и на их основе создавать новое.
Новое отношение к миру предполагало выдвижение на первый план не социальное положение индивида, а его личностные качества – ум, талант, всестороннюю образованность. Вот почему Леонардо да Винчи, гениальный живописец и ученый во многих областях знаний, стал «типичным представителем» этой эпохи. Характерный для Возрождения антропоцентризм – это признание человека как творца своей судьбы. Одной из главных задач культуры становится постижение человеком мира, исполненного красотой, ставка при этом делается на чувства человека, на видение, на «глаза». Этим и обусловлен беспрецедентный в истории культуры взлет изобразительного искусства - живописи, скульптуры, архитектуры. И в живописи, и в литературе пробуждается интерес к внутреннему миру человека; если в средневековой литературе изображались типы (некий купец, некая знатная дама, некий благородный рыцарь и т.д.) то теперь художники стремятся постичь характер человека, то, что делает его непохожим на остальных. В стихах воспевается уже не только высокая небесная любовь, а плотская, земная, но одухотворенная. Скульптор Донателло обращается к изображению обнаженного тела, что было непредставимо в эпоху средневековья. Религиозные сюжеты в творчестве Рафаэля превращаются в прославление земного человека. В эпоху Возрождения возникают первые национальные по языку и значению литературы (в отличие от сословной литературы средних веков).
ГУМАНИЗМ - философское мировоззренческое направление, основанное на признании ценности человеческой личности, на утверждении блага человека как критерия оценки общественных отношений.
РЕФОРМАЦИЯ – широкое общественное движение в странах западной и Центральной Европы XV1 в., связанное с борьбой за обновление католической церкви. Начало реформации положило выступление в 1517 г. в Германии Мартина.Лютера (1483-1546), осудившего злоупотребления папы. Лютер перевел на немецкий язык Библию, провозгласив ее, а не решения папы, единственным источником вероучения. Блестящий перевод Библии послужил основой немецкого литературного языка, и вскоре последовали аналогичные переводы на французский и английский. Отрицая роль церкви и духовенства как посредников между Богом и человеком, Лютер утверждал, что спасение зависит не от формального выполнения церковных обрядов, но от искренности веры. Поскольку первородный грех довлеет над всем человечеством, то не может быть особой группы людей, обладающих исключительным правом говорить от имени Священного писания. Подлинная вера, считал Лютер, реализует себя в земном сужении людям посредством добросовестного исполнения своих профессиональных обязанностей. Важен даже не результат труда, а упорство в исполнении своего долга, вдохновляемого христианскими заповедями. Тезис Лютера о честном упорном труде, который оценивается как религиозный подвиг, положили начало новой этике и, по существу, стали идеологической основой последующих капиталистических отношений. Дальнейшее развитие идей Лютера привело к новому, отделившемуся от католицизма направлению христианства, претерпевшему в ходе своего развития ряд трансформаций – протестантизму; было ликвидировано монашество, упрощено богослужение, отменено почитание икон.
ТИТАНЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ – принятое в искусствознании определение величайших художников итальянского Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело. Для образов, запечатленных этими мастерами, характерна гармония тела и души, эмоциональным миром и разумом, человеком и природой.
ТРАГИЧЕСКАЯ РАЗДВОЕННОСТЬ – линия, противоположная оптимистическому духу Возрождения, обусловленная осознанием человеком недостижимости поставленных им задач и ограниченности своего познания. Особенно ощутима в творчестве художников Германии, Испании, Нидерландов и связана с именами А.Дюрера, С.Боттичели, И.Босха, П.Брейгеля и др. Художники были одержимы идеей проникновения в тайны инобытия, ставили себя на место Бога, но повсюду сталкивались с царящей в обществе несправедливостью, разгулом страстей, войнами и т.п. Дальнейшее развитие этой линии уже в условиях Нового времени приведет к романтическому бунту, который охватит все сферы духовной жизни Европы.
Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 1075;