Европейская культура XIX-XX вв.
Культура X1X в целом базируется на достижениях предшествующего периода – на рационализме и антропоцентризме. Однако эпохальные события (развитие капитализма в Англии, Французская революция и др.) потребовали новых подходов в осмыслении проблемы человека и мира. Вера во всесилие человеческого разума окончательно развеется в 1914 г. с началом 1-ой мировой войны. Уже в X1X перед человечеством встала проблема формирования мировой культуры как целого, культуры как единства в многообразии. Эта проблема в значительной мере предопределила начавшиеся в конце X1X- нач. XX века в художественной среде поиски «многоликого» эстетического идеала и продемонстрировала несостоятельность однолинейной ориентации культуры на европейские образцы. Декларируемое просветителями «царство разума» на земле контрастировало с повседневными противоречиями – нищетой одних и богатством других. Проблема несоответствия идеала действительности становится центральной для европейской общественной мысли. Одновременно бурно развивающийся капитализм порождал иллюзию полной свободы индивида. Эта свобода становится маяком для либеральных, демократических кругов; эту же идею позаимствовали и довели до логического тупика и анархо-коммунисты. Постоянная погоня за материальным благополучием превращает общество в совокупность атомарных (замкнутых на себя) индивидов. Здесь окончательно запутывается тот узел проблем, которые громко заявят о себе во второй половине XX века.
Зеркалом, отражающим все эти противоречия, становится художественная культура. Если в первой четверти X1X века преобладающим направлением в литературе и искусстве остается романтизм, то с 20-х гг. и до конца этого же столетия воцаряется господство реализма. Но уже концу века в искусстве, как и в обществе, наблюдается подобное видовое и жанровое размежевание. Появляется фотография, на смену подлинным произведениям искусства приходят фабричные кустарные поделки, примитивно раскрашенные открытки и т.п. Если в X1X веке, в эпоху реализма, литература играет роль судии над обществом, то к концу века и до 20-х гг. века последующего бурно развивается и живопись. Москва – Париж – вот ось мировой художественной культуры этого периода, применительно к России носящей название Серебряного века. Именно в этот период русские художники и поэты получают всемирную известность и в значительной степени определяют вектор живописных и поэтических поисков Европы, а впоследствии и Америки. .
Одновременно XX век обострил противоречия между традиционной гуманитарной культурой и так называемой «научной культурой», производной от научно-технического прогресса. Все усиливающаяся вражда этих двух культур грозит человечеству гибелью. Наступление техники на природу разрушает красоту старой культуры, устоявшегося быта и лишает культурный процесс оригинальности, индивидуальности, формируя безликую масскультуру. Лауреат Нобелевской премии, австрийский биолог и философ Конрад Лоренц в книге «Обратная сторона зеркала» насчитывает восемь различных, но тесно связанных между собой процессов, угрожающих гибелью не только нынешней культуре, но и всему человечеству как виду. Это: 1) перенаселение земли; 2) все ускоряющееся развитие техники; 3) опустошение естественного жизненного пространства; 4) изнеженность и уничтожение сильных чувств и аффектов; 5) генетическое вырождение; 6) разрыв с традицией; 7) унификация взглядов, навеянных СМИ; 8) ядерное оружие. Культуру современной России вполне можно воспринимать в русле этой американо-европейской проблематики. Сегодня все яснее становится необходимость диалога культур как единственного и верного средства преодоления возникшего кризиса. При этом под диалогом понимается не только гуманитарные контакты больших культур, но и способ приобщения каждой личности к духовному миру этих культурных образований.
АВАНГАРД– движение радикально настроенных поэтов и живописцев 10-20-х гг. ХХ в., требовавших коренного пересмотра эстетических принципов и обновления средств художественного выражения. Авангард – именно движение к новому, неизведанному, ставившее во главу угла напряженный поиск и эксперимент. Динамичным характером этого сложного и интереснейшего явления в мировой культуре объясняется и возникновение и смена художественных течений и группировок, каждая из которых отстаивала свои представления о том, каким должно быть современное искусство. Чуждые всему устоявшемуся и готовому, авангардисты был воодушевлены бурным развитием техники и новейшими научными открытиями, которые переворачивали все устоявшиеся представления о пространстве и времени (общая теория относительности, теория квантов, «философия гиперпространства» Ч.Хинтона и связанная с ней теория «четвертого измерения»). Авангард стал новым зрением художника - современника Н.Лобачевского и А.Эйнштейна.
Другим важнейшим фактором возникновения авангарда стало общее для всей интеллигенции осознание исчерпанности западных эстетических норм и стремление противопоставить им архаическую (прежде всего – восточную) народную культуру. Отсюда известная двойственность творческой практики авангардистов: с одной стороны урбанизм, любование аэропланами, автомобилями, реалиями большого города и т.п. (Д.Бурлюк, В.Маяковский, В.Каменский) , с другой – обращенность к первобытной эпохе, славянской архаике, лубку, примитиву, иконописи (В.Хлебников, Е.Гуро, ранний К.Малевич, Н.Гончарова и др.). Нередко эти линии сходились в творчестве одного художника.
Внутри авангарда разделяют следующие течения: фовизм, кубизм и футуризм, беспредметное искусство с его разновидностями (супрематизм, лучизм), дадаизм и сюрреализм. Говоря об авангарде, необходимо иметь в виду, что почти все многообразие методов и приемов пришло в литературу из живописи; многие поэты-авангардисты были одновременно и художниками. Авангард, несомненно, обогатил все стороны художественной культуры, продемонстрировал относительность представлений о прекрасном и воплотил в творчестве тезис о мировой культуре как единстве в многообразии. Отсюда обращения авангардистов к древнерусскому искусству, культуре Востока, примитиву, искусству первобытной эпохи и т.п. Признанным лидером мирового авангарда стал Велимир Хлебников, создавший грандиозную мифопоэтическую систему, сотканную из различных культурных традиций едва ли не всех народов мира.
АКМЕИЗМ(от древнегреч. Acme – высшая степень расцвета, зрелости) – направление русского модернизма, сформировавшееся в 1910-е г. и в своих поэтических установках отталкивающееся от русского символизма. Акмеисты (А.Ахматова, О.Мандельштам, Н.Гумилев, М.Кузмин, С.Городецкий), или, как их назвал В.Жирмунский, «преодолевшие символизм», противопоставили заоблачной двумирности символистов мир простых обыденных чувств и бытовых душевных проявлений. Поэтому акмеисты часто называли себя «адамистами», впервые увидевшими мир удивленно-наивными глазами ребенка (Адама). Отсюда «паломничества» лирических героев Гумилева и Городецкого в далекое прошлое, в мир первозданной природы, в джунгли с экзотическими животными и растениями. Однако за этой внешней простотой угадывалась высочайшая духовная культура и глубина поэтического поиска. Если символисты ориентировалась на «дух музыки», авангардисты – на новейшую живопись, то акмеистам ближе всего оказалась логическая стройность и соразмерность архитектурного классицизма (Мандельштам, Ахматова).
АМПИР – художественный стиль, возникший во Франции в эпоху Наполеона в нач. Х1Х в., и распространившийся в других странах, в т.ч. и в России. Ампир был ориентирован на римскую античность и служил воплощением величия идей государственного могущества и военной силы. Для ампира характерны массивные, подчеркнуто монументальные формы, и богатый декор.
БЕСПРЕДМЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ – старое название «абстракционизм» - одно из направлений авангарда, возникшее в нач. ХХ в., отпочковавшееся от фовизма, кубизма и футуризма и отказавшееся от изображения конкретных предметов. В.Кандинский (1886-1944), величайший художник ХХ в. и один из основателей направления вспоминал, как однажды вечером, возвращаясь домой, он вдруг увидел перед собой прекрасную, пропитанную внутренним горением, картину. Эта была его собственная работа, прислоненная к стене и стоящая на боку. «Мне стало в этот день бесспорно ясно, - пишет Кандинский, - что предметность вредна моим картинам». Позитивизму и материализму как базовым принципам искусства предшественников Кандинский противопоставляет «дух, ведущий в царство завтрашнего дня», который «может быть познан только чувством». Ориентируясь на музыкальные переживания человека как свободный полет его духа, Кандинский проводит аналогию между композитором-исполнителем (импровизатором) и живописцем: «художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу». Итак, основой творчества живописца-беспредметника становится интуиция, фантазия; отсюда многочисленные «импровизации» на различные темы, в основе которых взаимодействие не реальных предметов, а линий, фигуративов и цветовых пятен, переполняющих воображение художника. Показательно, что свой альбом с литературными произведениями Кандинский называет «Звуки».
Другая линия абстракционизма представлена творчеством К.Малевича (1878-1935), «короля пространства» (в дополнение к «королю времени» В.Хлебникову) и названная им супрематизмом (от. лат supremus – «наивысший»). В отличие от Кандинского, ориентированного на музыку и психологию восприятия, Малевич был более «материалистичен» и последовательно шел «от кубизма и футуризма к супрематизму» (одноименное название манифеста, написанного художником в 1915 г.). В этом программном документе Малевич писал, что «динамика движения навела на мысль выдвинуть и динамику живописной пластики… Живопись будет средством передать то или иное состояние форм жизни… Состояние предмета стало важнее их сути и смысла». Идея «состояния» вещей – это реальные состояния материи, подобно принципу перехода веществ из одного состояния в другое. Для последователей супрематического метода (Л.Попова, В.Степанова, А.Веснин и др.) соотношения живописных плоскостей, на динамическом пересечении которых строились основы формальных средств, были чем-то вроде грамматики живописного языка. От супрематизма так же отпочковывались различные группировки (в т.ч. и живописный конструктивизм). Влияние кубизма и супрематизма на современную архитектуру бесспорно; супрематизму обязан своим появлением и дизайн, ставший вскоре самостоятельным видом искусства.
ДАДАИЗМ И СЮРРЕАЛИЗМ. Дадаизм – авнгардистская группировка, возникшая в 1916 г. в Швейцарии в среде эмигрантов – представителей интернациональной богемы. В группу вошли многие из тех художников и поэтов, которые позже станут культовыми фигурами в сюрреализме. Само название дадаизм – производное от дада, которое в свою очередь содержит много значений. Это и хвост священной коровы на языке негритянского племени Кру, и обозначение детской деревянной кроватки, и воспроизведение детского лепета и т.п. Дадаисты в поисках новых средств художественного выражения превзошли самые громкие эскапады футуристов и имажинистов. К особенностям дадаизма относят отрицание всех существовавших эстетических ценностей, утверждение полной свободы творчества – вне разума, законов общества, морали и религии. Сумбурный анархический бунт дадаизма, по сути, предвосхищавший движение хиппи, был реакцией на 1-ую мировую войну и ханжеские устои стерильной европейкой культуры. «У нас не было никакой политической программы, - вспоминал позже Г.Грос, - но мы представляли собой чистый Нигилизм, и нашим символом являлись Ничто, Пустота». Многие художественные установки дадаизма пополнили впоследствии арсенал сюрреализма. Это принципы алогизма, «автоматизма письма», выражавшихся в поэзии написанием текстов в состоянии измененного сознания, а в живописи и графике - абсолютной произвольностью форм, где «правила случайности» заменяют мир устойчивых связей. Показательны в этом отношении работы Ф.Пикабии и М.Дюшана с весьма характерными названиями «Дитя-карбюратор», «Каннибализм», «Сушилка для бутылок». На выставках могли экспонироваться и лопата, и сушилка для бутылок и даже писсуар. Установка на предельное сближение искусства с жизнью и разрушение границ нормативной эстетики явились провозвестниками различных течений постмодернистской культуры второй половины ХХ века. Достаточно бледным аналогом дадаизма в России явилась группа ничевоков, представлявшая собой крайний вариант футуризма и супрематизма в поэзии.
Сюрреализм (букв. «надреализм») – одно из самых значительных и долговечных художественных направлений европейского авангарда. Сюрреализм зародился во Франции в нач. 20-х гг., пережил 2-ую мировую войну и вошел в качестве составной части в постмодернизм. Его основоположниками стали бывшие поэты-дадаисты А.Бретон, П.Элюар и П.Арагон, однако направление охватывало также живопись, театр и кинематограф. Утверждая примат подсознательного над разумом, сюрреалисты ставили задачу «переместить границы так называемой реальности». Истинная, а стало быть, и художественная реальность для сюрреалистов – это прежде всего мир сновидений, истолкованный Фрейдом мир бессознательного, скрытых инстинктов и вытесненных воспоминаний. Реальность сновидения не знает границ между прошлым, настоящим и будущим. В первом «Манифесте сюрреализма» А.Бретон рекомендовал художникам стать сюрреалистическим «медиумом», простым «регистрирующим аппаратом»: «Добейтесь максимально пассивного состояния, …Быстро запишите фразу без заданной цели и не перечитывайте написанное». Сюрреализм в поэзии – это расщепленность повествования, алогизм, резкие сдвиги пространственно-временных параметров, то, что вызывает «удивление», как выразился Аполлинер. В живописи С.Дали и Р.Магритт создают метафизические композиции, в которых фотографизм изображения сочетается с многомерностью пространства и стираются границы между живой и неживой природой.
Наибольший художественный результат был достигнут сюрреализмом в живописи – великим художником ХХ столетия С.Дали. Широкую известность получило также творчество Х.Миро, М.Эрнста, М.Оппенгейма и особенно Р.Магритта. Художники-сюрреалисты проявляли повышенный интерес к измененным состояниям сознания, философии дзен-буддизма, расценивая сюрреализм не как манеру живописи, а важный душевный опыт, «воссоздание состояния души, которое может соперничать по своей напряженности с истинным безумием» (А.Бретон).
Судьба сюрреализма сложна. Как это не раз случалось в истории с представителями радикальных художественных направлений (авангарда), лидеры сюрреализма А.Бретон и Л.Арагон в конце 20-х гг. идейно примкнули к анархо-коммунистам и трактовали сюрреализм уже не как художественное направление, но как идеологическую систему. Преодолению кризиса способствовала последовательная творческая практика С.Дали и Р.Магритта. Основная проблема, решаемая художниками позднего сюрреализма - проблема соотношения иллюзии и реальности и поиски границ между ними.
ИМПРЕССИОНИЗМ (от франц. «впечатление») – художественное направление в искусстве конца Х1Х в., провозгласившее особую значимость восприятия, и стремящееся запечатлеть мир во всей его подвижности, изменчивости. Импрессионисты, Э.Мане, К.Моне, Э.Дега, О.Ренуар, К.Писсаро и др., стремились не к новой философии, а к новому видению мира, вот почему их практика оказала громадное влияние на все последующее развитие искусства. В процессе творческой практики импрессионисты обращали особое внимание на воздушную перспективу, влияние света на цвет и т.п. Трудно назвать имя большого художника (исключая разве что передвижников и их последователей), не испытавшего влияния импрессионизма.
Импрессионизм в скульптуре получил воплощение в творчестве О.Родена (1840-1917), самого значительного скульптора рубежа Х1Х-ХХвв. С импрессионизмом его сближают поиски движения, стремление к размыванию объемов и пристрастие к фрагментам. Для музыкального импрессионизма (К.Дебюсси, М.Равель, А.Скрябин) характерны поиски новых выразительных средств, использование необычных комбинаций инструментов, эмоционально-взволнованный, подчас нервный и непредсказуемый характер сочинений. В нач. ХХ века в творческой практике музыкантов-импрессионистов впервые возникает цветомузыка.
КОНСТРУКТИВИЗМ(от лат. – «построение») – художественное направление, сложившиеся в 10-20-е годы ХХ века и развивающее идеи и методы авангардного искусства. В архитектуре конструктивисты разработали принципы постройки общественных зданий и городских кварталов с помощью железобетонных конструкций строго геометрических, упрощенных форм. Основой архитектуры провозглашалась функциональность, отсюда и второе название направления – функционализм. Основоположником направления считают нем. архитектора В.Гропиуса (1883-1969), создателя архитектурной школы Баухауз в Веймаре. Распространению идей конструктивизма во многом способствовала творческая деятельность Ле Корбюзье (1887-1965), одного из крупнейших архитекторов ХХ века. Под знаком конструктивизма архитектура в Европе развивалась в течение многих десятилетий; элементы конструктивизма используются в крупных городах и по сей день. Многие конструктивисты были одновременно и художниками. Среди них Э.Лисицкий, В.Татлин, К.Мельников; последний получил мировую известность как талантливый интерпретатор конструктивистской теории. Созданные К.Мельниковым проекты клуба им. Русакова и клуба завода «Каучук» в Москве относятся к числу шедевров мировой архитектуры ХХ века. Именно по типу клуба им. Русакова Дж.Стирлинг построил один из корпусов Лестерского университета в США.
В литературе, театре и кинематографе одноименное направление сложилось в 20-е годы и также отражало индустриально-промышленный пафос эпохи. Основные требования конструктивистов здесь те же: экономичность, математический расчет, лаконизм повествования. В стремлении сблизить творчество с производством (наиболее яркая черта искусства 20-х гг. ХХ в.) конструктивизм «машинизирует» язык искусства, призывает к «жизнестроению». Отсюда «телеграфный» стиль Э.Хемингуэя, «журнализм» К.Зелинского, С.Третьякова и отчасти И.Эренбурга, широкое привлечение в художественные тексты газетных статей, «дематерилизация стиха», превращение его в систему графических знаков (вариант беспредметной живописи и поэзии) и др. В театре конструктивисты (В.Мейерхольд) предельно сблизили драму, комедию и цирк; на сцену вводились многоярусные сооружения, текст классических произведений перемежался с агитками и т.д.
КУБИЗМ И ФУТУРИЗМ.Кубизм - авангардистское течение в европейском искусстве нач. ХХ в., выдвинувшее на первый план конструирование объемов на поверхности холста, выявление простых геометрических форм (шар, цилиндр, призма, куб) и разложение сложных форм на простые. Создателями кубизма считаются П.Пикассо (1881-1973) и Ж.Брак (1882-1963), в своей творческой практике опиравшиеся на работы П.Сезанна. Живописные композиции кубистов строились на смене точек зрения, отсюда деформация объектов, множественные сдвиги: изображаемый объект мог быть представлен сразу и в фас, и профиль. Новыми принципами живописного выражения становятся также взаимодействие формы и цвета и разработка фактуры («шершавость», объемность). Аналогичные конструктивные принципы характерны и для европейского литературного кубизма в лице Г.Аполлинера, М.Жакоба, Б.Сандрара, А.Сальмона и Ж.Кокто.
Футуризм (от лат. «будущее»)- авангардное течение в европейском искусстве, возникшее в Италии в 10-х гг. ХХ в. и опиравшееся в своем творчестве на идеи технического прогресса. В сущности, футуризм в живописи явился продолжением творческих приемов французского кубизма (сдвиги плоскостей, разложение предметов и их взаимопроницаемость), пересмотру подлежала лишь статичность изображаемых объектов. В шумных манифестах итальянских футуристов (У.Боччони, Дж.Балла, Л.Руссоло, Дж.Северини, К.Карра) прокламировалось восприятие объектов человеком индустриальной эпохи, смотрящих на мир из кабины автомобиля и аэроплана. Передача динамической реальности строилась в футуристических картинах на следующем принципе: зритель как бы находится в центре картины, в которой предметы располагаются по различным пересекающимся силовым линиям. Все предметы деформированы движением, поэтому возможно взаимопроникновение предметов, многократное изображение одного объекта и отдельных его частей, показанных с различных точек зрения и в различные моменты.
В России футуристическая живопись не получила развития (не считая отдельных опытов К.Малевича, М.Ларионова, Н.Гончаровой и О.Розановой), зато кубизм почти с самого начала оказал мощное воздействие на молодых русских художников, а многие приемы кубистов перешли в поэзию. А.Крученых в манифесте «Слово как таковое» писал: «Живописцы-будетляне (так называли себя русские футуристы, отстаивавшие независимость течения от итальянцев – А.Г.) любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне-речетворцы разрубленными словами и их причудливыми хитрыми сочетаниями (заумный язык). Этим достигается наибольшая выразительность». Отсюда синтаксические и морфологические сдвиги В.Маяковского и В.Хлебникова, фонетические эксперименты А.Крученых, контаминации и т.п. Однако поэтический футуризм в России был неоднороден, и внутри него существовало несколько течений.
МОДЕРН – русское наименование художественного стиля («арт-нуво», «сецессион», «югендстиль») конца Х1Х-нач.ХХ гг., сложившегося в европейской и американской художественной культуре. Наиболее характерные его черты: отрицательное отношение к классическим традициям ордерной архитектуры, использование предшествующих стилей, смелые комбинации разных материалов (металла и стекла, дерева и стекла, камня и дерева и др.), широкое применение новых линий и форм в оконных и дверных проемах, в оформлении поверхности стен. Модерн отличается изысканными, капризными линиями, утонченностью и воздушностью форм. В русском варианте модерн развивался по двум направлениям – национально-романтическом, в русле неорусского стиля (Ярославский вокзал в Москве) и рациональном (типография А.А.Левенсона в Мамонтовском пер. Москвы). Неорусский стиль, в отличие от псевдорусской архитектуры середины Х1Х в., натуралистически копировавшей декоративные детали средневековья, стремился передать сущность древнерусской архитектуры, увиденной сквозь призму технических достижений своего времени. Наиболее полно черты модерна проявились в архитектуре особняка Рябушинского у Никитских ворот, где применен асимметричный принцип планировки: уступчатая композиция, свободное развитие объемов в пространстве, асимметричные выступы балконов и крылец, подчеркнуто выступающий карниз. В декоративной отделке использованы характерные для модерна витражи, а также опоясывающий все здание мозаичный фриз с растительным орнаментом. Основные тенденции развития модерна в России с наибольшей полнотой воплотились в творчестве Ф.Шехтеля (1859-1926); особенно ярко стиль модерн проявлен в архитектуре Москвы. В 10-20-е годы, связи с нарастанием рационалистических тенденций и развитием идей кубизма, модерн уступил место конструктивизму.
МОДЕРНИЗМ (от фр. «новейший», «современный»)- художественно-эстетическая система, сложившаяся в конце Х1Х-середине ХХ века, отражающая особенности миропонимания своего времени и включающая в себя ряд самостоятельных художественных направлений (символизм, экспрессионизм, имажинизм, акмеизм – последний существовал только в России). Модернизм возник как реакция на реализм с его повышенным вниманием к общественно-политическим вопросам и пренебрежением к проблемам эстетическим, внутрихудожественным. Осознание кризиса европейской культуры как кризиса цивилизации в целом вело к разочарованию в рационализме и эволюционизме, утрате веры в прогресс и перспективу либеральных реформ. Социальные потрясения поддерживали у многих представителей западноевропейской интеллигенции убеждение в том, что под слоем культуры действуют вечные разрушительные силы, связанные с самой природой человека, с его психологической и метафизической сущностью. Отсюда меньшая социальная направленность модернизма и стремление его представителей выйти за социально-исторические и пространственно-временные рамки для выявления общечеловеческого содержания. Другими словами, модернизм являлся попыткой ответить на те глобальные вопросы мироустройства, которые не удалось решить реализму и натурализму. Чрезвычайно популярной у модернистов становится циклическая концепция времени, откуда и обращение к поэтике мифа, архаике и религиозно-философским учениям Востока.
ИМАЖИНИЗМ (от лат. Imago – образ, представление) – одно из модернистских течений в англо-американской литературе 10-20-х гг.; в России – литературная группировка, возникшая после Октябрьской революции и представленная творчеством поэтов В.Шершеневича, А.Мариенгофа, А.Кусикова, С.Есенина, Р.Ивнева, Н.Эрдмана и художников Г.Якулова и Б.Эрдмана. Провозглашая примат самоценного образа, «поедание образом смысла», имажинисты шли по пути плетения метафорических узоров и вслед за футуристами отказались от устоявшихся грамматических и метрических форм. Важнейшим поэтическим приемом имажинистов становилось нанизывание образов, их разворот в повествование. Показательно, что теоретик имажинизма В.Шершеневич назвал свои стихи «каталогом образов». Для С.Есенина бесценным источником творчества этих лет стал 3-томный труд выдающегося русского фольклориста А.Н.Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». В целом имажинизм объединял талантливых, подчас ярких и самобытных поэтов, демонстративный характер творческой практики которых сближал их с авангардом.
НАТУРАЛИЗМ – течение в художественной культуре последней трети Х1Х в., основой которого стало убеждение о предопределенности воли и духовного мира человека социальной средой, наследственностью и физиологией. Натуралисты стремились к исключительно объективному, бесстрастному воспроизведению реальности, уподобляя свой метод научному исследованию. Философской основой натурализма был позитивизм О.Конта. Главное отличие натурализма от реализма – отсутствие тенденции, авторской позиции; автор выступал в роли ученого, рассматривавшего в окуляр микроскопа человеческую среду. Одновременно своим интересом к физиологии и психологии человека, его подсознанию натурализм подготовил почву для последующих направлений в литературе и искусстве. Наиболее яркими представителями натурализма были Э.Золя, братья Э. и Ж. Гонкуры, Г.Ибсен, Г.Гауптман и др. В России – П.Боборыкин и М.Арцыбышев; влияние натурализма испытали Л.Толстой, М.Горький и др.
РЕАЛИЗМ (от лат. «действительность») – художественное направление в литературе и искусстве, связанное со стремлением осмыслить действительность во всей ее полноте и многообразии, но с опорой на наиболее типическое и существенное. Реализм возник как реакция на романтическую экзальтированность и экспрессивность и вернул художника на землю, обратив его творчество к насущным проблемам общества. Несмотря на то, что реализм господствовал в художественной культуре длительный период (в России с первой четверти и до 80-х гг. Х1Х вв.), творчество многих крупных художников слова не укладывается «без остатка» в рамки данного направления. Достаточно указать на такие яркие явления мировой художественной мысли, как Н.Гоголь, Ф.Достоевский, В.Гаршин А.Чехов, М.Булгаков, А.Платонов, В.Набоков, Т.Манн, У.Фолкнер и многие другие. Реализм очень близок к натурализму (во времена В.Белинского он и назывался натурализмом), но отличается от него тенденциозностью, т.е. выраженной позицией автора по отношению к изображаемому. В реалистическом произведении можно понять, кому автор сочувствует, кого порицает, а кого и ненавидит. В свое время для более точной характеристики реализма были предложены различные термины: психологический, критический и др., среди которых на протяжении всего Х1Х и века и далее доминировал реализм критический.
РОМАНТИЗМ(от фр. «роман») – в узком понимании – художественное направление в европейской и американской культуре (в т.ч. и в России) конца XV111 – первой пол. X1X вв., противопоставившее утилитаризму и нивелированию личности устремленность духа к безграничной свободе, жажду совершенства и обновления, личную и гражданскую независимость. В более широком смысле романтизм – это культурно-исторический тип, общекультурное движение, подчинившее себе все области духовной жизни – философию, науку, историю, фольклористику, музыку и т.п. В этом случае говорят об особом – романтическом – мироощущении. Романтизм стал целой эпохой культуры, как это было с Ренессансом, классицизмом и Просвещением. Философия романтизма рассматривает весь мир, природу как вечное творчество. Отсюда культ природы, стремление романтиков слиться с бесконечностью, проникнуть за видимое. Основа романтической поэзии - необычайное, странное и неизведанное, стремление в обычном увидеть необычное, установить тайные связи между вещами и явлениями. Если художники Просвещения были ориентированы на книжную традицию, то романтики – на стихию мифа и фольклора, в которой они видели дух народа. Романтический герой – это не обязательно герой положительный, но герой, разочарованный в обуреваемых мелкими страстишками людях, отражающий тоску поэта по идеалу. Поэтому в произведениях романтиков-поэтов возникает «двоемирие»: отвергаемый поэтом-теургом мир торгашей и мелких лавочников и мир неведомый, таинственный и влекущий сильную личность. Романтики философски переосмысливают понятия о добре и зле, демонстрируют их относительность и взаимосвязь. Отсюда и частые у них образы Каина, Демона, Прометея и т.д. Романтическое мировидение свойственно и многим представителям Серебряного века – как реалистических, так и модернистских и авангардных течений (ранний Горький, А.Грин, младосимволисты, Н.Гумилев, В.Хлебников и др.).
СИМВОЛИЗМ – одно из направлений модернизма конца Х1Х-нач.ХХ вв., основу которого составляло стремление прорваться к «скрытым реальностям», «идеальной сущности» мира с помощью символов. Символ, метафора становятся в символизме главным средством художественного преображения действительности, а самым удобным языком описания вечных сущностей, вечных моделей личного и общественного поведения оказывается миф. Французские символисты (Ш.Бодлер, С.Малларме, А.Рембо, П.Верлен) искали «соответствия» между звуками, цветами и запахами и, пытаясь «передать непередаваемое», ориентировались на «дух музыки» с ее выразительностью и недоговоренностью. Отталкиваясь от этих же положений, русские символисты пошли дальше своих французских собратьев и с наибольшей полнотой и последовательностью воплотили модернистский принцип мифотворчества, ярко проявившийся в поэзии, прозе и драматургии (Д.Мережковский, А.Белый, Вяч.Иванов, А.Блок и др.). Стихи символистов имеют два плана: улицы, играющий в ресторане оркестр, возлюбленная, цветок в окне и т.д. – все эти зримые реалии мира являются одновременно и символами высшей реальности. При этом символ (метафора) чаще всего имел фольклорно-мифологическое происхождение, что предполагало вдумчивого читателя с обязательным университетским филологическим образованием. Символизм становился искусством для избранных. И уже в 1910-х гг. это проницательно почувствовал А.Блок, писавший о кризисе направления. Этот момент предопределил возникновение последующих модернистских направлений, а символистский принцип образотворчества был блестяще развит в поэзии В.Хлебникова.
ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ – общее название творчества художников, осознавших исчерпанность импрессионизма и не связанных единством метода и программы. Таким образом, постимпрессионизм – не направление, а условное название «тех, кто пришел после» (от post –после). В их числе Поль Сезанн, Винсент Ван Гог и Поль Гоген. Каждый из этих замечательных живописцев был увлечен разработкой «своей области»: Сезанн – объемами, Гоген – декоративностью, Ван Гог – живописной фактурой. Суммированные, эти открытия художников (наряду с живописными принципами А.Матисса) послужили основой возникшего вскоре авангардного искусства.
ПОСТМОДЕРНИЗМ – основное направление современной философии, искусства и науки, означающее «все, что после модернизма». Отличительной особенностью постмодернизма становится отказ от серьезности и всеобщий плюрализм (от лат pluralis «множественный»). Постмодернизм стирает грань между прежде самостоятельными сферами духовной культуры и уровнями сознания («научным» и «обыденным»), высоким искусством и китчем (т.е. низкопробным, рассчитанным на обывателя искусством) Это связано с тем, что постмодернизм явился проводником нового постиндустриального общества, сменяющего на Западе традиционное индустриальное общество. В новых условиях самым ценным товаром становится информация, а прежние экономические, политические и даже моральные ценности – власть, деньги, обмен, производство и др. – стали подвергаться деконструкции ( лат. de – приставка, означающая удаление, отмену). В искусстве постмодернизма господствует всеобщее смешение и насмешливость над всем и вся; одним из главных его принципов становится цитатность. Это связано с убеждением в том, что в постиндустриальном обществе с его бесконечными возможностями технического воспроизведения само существование искусства в его прежних (классических или модернистских) формах оказывается под вопросом. Современные произведения искусства уже не могут быть чем-то первичным («все уже создано»), но представляют собой лишь сеть аллюзий на другие произведения, т.е., по сути, являются цитатой. Отсюда снижение высоких планов, ерничество, осмеяние прежних «святынь», языковая игра, карнавализация, наблюдаемые во всех течениях постмодернизма. Хрестоматийным приемом постмодернистского видения в живописи является точное воспроизведение какой-либо широко известной работы (нередко эпохи Возрождения), в которую вводятся реалии сегодняшнего дня; скажем, с портрета папы Иннокентия Х работы Д.Веласкеса на зрителя смотрит лицо не совсем трезвого Ельцина и т.д.
По поводу времени возникновения постмодернизма в науке нет единого мнения; многие считают, что постмодернизм родился как отклик на классический модернизм в конце 30-х гг. (и даже раньше), и к произведениям этого направления относят романы Дж.Джойса, Т.Манна, Г.Гессе, М.Булгакова, В.Набокова и др. Ирония в произведениях этих авторов побеждает серьезный модернистский трагизм, а обильная цитация, игра серьезного и комического (ср. роман «Мастер и Маргарита») дает снования причислить их к постмодернизму.
ФОВИЗМ – направление во французском искусстве нач. ХХ в., абсолютизирующее яркие световые сочетания и динамичность рисунка. Самым талантливым из фовистов был Анри Матисс (1869-1954). В поисках повышенной интенсивности цвета он приходит к упрощенности и плоскостности форм и отказывается от сюжетной повествовательности. Изображаемые объекты на холстах художника: люди, рыбки в аквариуме, интерьер помещения и т.д.- сливались, образуя единый сочный по колориту орнамент. Построение композиции по принципу контраста цветов сближает произведения Матисса с примитивом и восточной миниатюрой. Многие искусствоведы считают фовизм первым направлением в авангарде. До беспредметной живописи оставался один шаг, и он был сделан В.Кандинским.
ЭКСПРЕССИОНИЗМ (от лат. «выражение») – направление в австро-немецком искусстве первых десятилетий ХХ в., одно из самых сложных направлений внутри европейского модернизма. Сложность заключается в том, что экспрессионизм не только направление, как, скажем, кубизм или футуризм, но и особое мировосприятие, основанное на дисгармонии, отчужденности «маленького человека» от громадного, равнодушного к нему мира. Не случайно экспрессионисты часто ссылались на Гоголя и Достоевского, в которых они видели своих учителей. В этом смысле экспрессионизм близок к романтизму. Экспрессионизм обращен к миру человеческих ощущений и переживаний и концентрирует внимание на дисгармонии общественных отношений. Искусство экспрессионизма призвано передать весь ужас и отчаяние затерянного в лабиринтах современной цивилизации человека. Для экспрессионизма характерен принцип всеохватывающей субъективной интерпретации реальности, отсюда тяготение художников и писателей к мистике, фантастике, гротеску и трагизму. Вот почему художники-импрессионисты не были связаны едиными стилистическими нормами и обращались к методам кубизма, примитива, футуризма и беспредметной живописи. В живописи классиками-экспрессионистами были Э.Нольде, О.Кокошка, Э.Мунк; в литературе – Ф.Кафка, (в России - Л.Андреев); в драматургии - Г.Кайзер и Э.Толлер. Однако само экспрессионистское мировидение в силу своей глубинной философской наполненности привлекало многих представителей других, последующих направлений в литературе, живописи, театре, кинематографе и музыке - вплоть до конца ХХ века. Неоспоримая заслуга экспрессионизма – выдвижение на первый план самодовлеющего духовного начала, человека, его внутреннего мира – и это в пору, когда самому человеку угрожало уничтожение в кровопролитных войнах.
Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 2013;