Культура Византии и средневековой Европы
БАРДЫ – народные певцы-поэты древних кельтских племен; в средние века – профессиональные поэты, бродячие или живущие при дворах феодалов (гл. образом в Ирландии, Шотландии, Уэльсе).
«ВИЗАНТИЙСКИЙ ГУМАНИЗМ» - характерный для последних столетий существования Византии культурный, духовно-интеллектуальный, психологический и эстетический комплекс, аналог итальянского гуманизма, обусловленный общением византийских эрудитов с европейскими учеными и поэтами.
ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС – героическое повествование о прошлом, представляющее в гармоническом единстве эпический мир и героев-богатырей. Героический эпос бытует как в устной, так и в письменной форме, причем большинство книжных памятников эпоса имеет фольклорные истоки.
ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ – второй общеевропейский архитектурный стиль средневековья, получивший распространение в X11-X1V вв. и связанный с развитием городской культуры. Название это условно, оно появилось в эпоху Возрождения и означало «искусство готов», т.е. варваров. Готические здания со стреловидными арками и окнами, башенками и шпилями словно устремлялись вверх, к небу, к Богу, вырываясь из тесных средневековых улочек. Через большие окна с цветными витражами внутрь помещения проникали переливавшиеся всеми цветами радуги лучи солнечного света. Все это в сочетании с органной музыкой создавало у находящихся в храме эмоционально-приподнятое, экзальтированное состояние, вызывало ощущение присутствия в ином мире. Образцы готической архитектуры – Собор Парижской Богоматери, Реймский и Шартрский соборы во Франции, Кельнский собор в Германии, Вестминстерское аббатство в Англии.
ЖОНГЛЕРЫ– странствующие комедианты, певцы и музыканты в средневековой Франции. Им родственны шпильманы в Германии и скоморохи на Руси. В период раннего средневековья жонглеры представляли народное искусство, обрабатывали и исполняли произведения устного народного творчества.
ИКОНОБОРЧЕСТВО – социально-политическое и культурно-религиозное движение, направленное против культа икон. В основе иконоборческой эстетики - мысль о невозможности отражения верховного божества реалистическими средствами (подобное представление весьма характерно для иудаизма и ислама). Борьба завершилась победой иконопочитателей, и церковные иерархи были подчинены императору, который и стал главой православной церкви.Сама же иконопись выработала свой особый символический язык со сложной перспективой, пространственно-временными параметрами и цветовой гаммой.
ИНКВИЗИЦИЯ – судебно-сыскное учреждение, созданное католической церковью для борьбы с ересями. Ересями считалась любая мысль, любое учение, отступающее от официальной церковной доктрины.
ИСИХАЗМ (от исихия внутреннее спокойствие, отрешенность) – философско-мистическое и общественно-политическое движение, сформировавшееся в Византии в X1V вв. среде монахов-отшельников с Афона. Исихасты, среди которых было много выдающихся писателей и художников, проповедовали представление о существовании вечного божественного света, появившегося, как они верили, во время преображения Христа и просиявшего афонским аскетам в награду за их отшельничество. Спасение от земных бед, согласно исихазму, можно найти лишь в пассивной созерцательности, самоуглубленном экстазе, во время которого и происходит мистическое слияние с божественным светом. Здесь, несомненно, сказалось влияние восточных религиозно-философских учений. Последователями идей психиастов в России были Феофан Грек, Нил Сорский и Сергий Радонежский.
КАРНАВАЛЬНАЯ (СМЕХОВАЯ) КУЛЬТУРА –термин, впервые введенный в научный оборот известным отечественным филологом М.М.Бахтиным. В эпоху жесткой церковной регламентации всех сфер жизни человека народные карнавалы были чем-то вроде отдушины, позволяющей средневековому человеку выплеснуть накопившиеся чувства, эмоции, мысли и т.д. Менялись сами измерения привычного мира. В атмосфере карнавальных празднеств забывались все будничные заботы и серьезные проблемы, снималась внутренняя напряженность, и человек переносился в «иной», «изнаночный» мир. В народном карнавале сама жизнь играет, а игра становится жизнью; карнавальный мир не знает «рампы» между зрителем и актерами: «это особое состояние всего мира, - писал М.М.Бахтин, - его возрождение и обновление». Когда народ выходит на карнавальную площадь, все бытовые и религиозные представления меняются местами. Королем карнавала становится дурак, которому воздают королевские почести. Назначается также карнавальный епископ, и публично осмеиваются христианские святыни. Верх становится низом, голова – задом; меняются местами мужское и женское (мужчины одевают маски женщин и наоборот). Вместо благочестивых слов слышится сквернословие и площадная брань. Меняются местами и сами представления о жизни и смерти. Разрешается все, бывшее ранее запретным. Карнавальные праздники восходят к аграрным языческим культам; для того чтобы «погребенное» в землю зерно дало плод, оно должно символически «умереть», поэтому карнавальные ругательства имеют двойную (амбивалентную) природу. Женские, к примеру, половые органы, к которым обычно отсылают кого-либо на языке мата, означают материнское лоно, материально-телесный низ, следовательно подобное пожелание будет означать «вернись в оплодотворяющий хаос материально-телесного низа, для того чтобы после этого очиститься и возродиться». Важнейшая особенность карнавального смеха – его направленность и на самого смеющегося. В древней Руси в качестве карнавальных шутов, дураков выступали юродивые, и смеховая культура существовала во всех своих формах – пародиях на богослужения, и монашеские порядки, а также различных жанрах фамильярно-площадной речи (ругательство, божба, клятва и др.). Традиции смеховой культуры, проходящие сквозь римские Сатурналии, христианскую масленицу и ряд других празднеств, известных едва ли не всем народам, были возрождены в нач. ХХ в. в творческой практике авангарда и постмодернизма.
КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ – византийские братья-просветители, проповедники хр истианства, создавшие общеславянскую азбуку.
КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ– тип христианского храма, возникший в Византии и представляющий собой купол на парусах (т.е. сферических треугольниках), опирающихся на четыре столба в центре здания, откуда расходятся четыре сводчатых рукава.
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ – походы на Восток, организованные западноевропейскими феодалами и католической церковью с целью борьбы с «неверными», освобождения Гроба Господня и Святой земли (Палестины). В процессе противоборства Западной и Восточной христианских церквей происходило взаимовлияние европейской и эллинской культур.
КУРТУАЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА (от франц. Courtois –учтивый, вежливый) – придворно-рыцарское направление в европейской литературе X11-X1V вв. (в Провансе, Северной Франции, позднее в Германии, Англии, Италии). Пафос куртуазной литературы – идеалы чести и доблести, служение прекрасной даме, личная слава и нравственное совершенствование. Куртуазная лирика трубадуров, труверов, миннезингеров обогатила поэзию новыми жанровыми формами, стихотворными размерами, рифмой. Появившиеся в это же время рыцарский роман и новелла разрабатывали более древние античные и эпические сюжеты.
МИСТЕРИЯ – жанр западноевропейского религиозного театра эпохи позднего средневековья. Содержание мистерий составляли библейские сюжеты; авторами чаще были ученые-богословы, священники. Мистерии исполнялись обычно любителями-горожанами во время городских празднеств, ярмарок и т.д. Сцены религиозного характера чередовались в мистериях со вставками комедийного характера. В XV1. мистерии были запрещены.
МОЗАИКА – вид монументальной живописи, изображение или узор, выполненные из разноцветных камней, смальты.
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ– 1) синтез западных и восточных элементов при доминировании греко-римских традиций; 2) сохранение традиций античной цивилизации, ставших фундаментом европейской культуры эпохи Ренессанса; 3) крепкие государственные устои, способствовавшие сохранению светского художественного творчества; 4) формирование православия, повлиявшего на систему христианских ценностей.
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ – первый общеевропейский стиль, один из двух ведущих архитектурных стилей средневековья, получивший распространение в Х-X11 вв. и названный так за сходство с ранними образцами древнеримской архитектуры. Однако в искусствознании название романский (стиль, период) распространяется на все искусство Х-Х11 вв. – по аналогии с романскими языками европейских народов. Для романской архитектуры характерны здания-крепости с толстыми стенами, окна в виде бойниц и круглые смотровые башни. Это замки-крепости, храмы-крепости, монастыри-крепости, города-крепости, настороженные и угрожающие. Образцом романского стиля является церковь Нотр-Дам-ла-Гран в Пуатье (Франция). Такой же строгостью, суровостью и назидательностью отличались росписи и архитектура романских храмов. Они были призваны поучать прихожан, заставлять их постоянно помнить о кознях дьявола.
«СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ» - семь обязательных дисциплин, изучавшихся в европейских средневековых учебных заведениях (грамматика, риторика, диалектика, геометрия, арифметика, астрономия и музыка)
СХОЛАСТИКА (от «схола» - школа) - тип религиозной средневековой философии, одна из основных целей которой - дать теоретическое обоснование религиозному мировоззрению, рациональным путем доказать истинность религиозных догматов. Наиболее яркими представители схоластики были Иоанн Росцелин, Гийом из Шампо, Петр Абеляр. Крупнейшим систематизатором схоластики стал выдающийся ученый и богослов Фома Аквинский.
ФЕОФАН ГРЕК (ок. 1340- после 1405) – живописец, выходец из Византии; вместе с А.Рублевым и Прохором из Городца расписал старый Благовещенский собор в Московском Кремле; его фрески сохранились в Новгороде, в церкви Спаса Преображения. Иконы Ф.Грека отличаются монументальностью, внутренней экспрессией и необычайной драматической выразительностью образов, что в нач. XX в. особенно привлекло художников-авангардистов Н.Гончарову, К.Малевича, П.Филонова.
ХРИСТИАНСТВО – вторая мировая религия (наряду с буддизмом и исламом). Возникло в 1 в. в вост. провинции Римской империи, название получило от имени пророка Иисуса Христа. По преданию, Иисус Христос, сын божий, принял страдание и смерть для искупления людей от первородного греха, затем воскрес и вознесся на небо. В будущем, согласно христианскому учению, состоится второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми. Представления о троице, первородном грехе, боговоплощении, крещении и причащении составляют основные догматы христианства. Идея первородного греха – иудейская идея – становится главной и в христианстве. В средневековье эта идея была возведена в абсолют и предопределила все формы культуры. Идея первородного греха дополняется идеей Богочеловека-Спасителя, который искупил грехи человечества и спас его, а также призывом «возлюбить ближнего своего как самого себя». В процессе своего развития христианство распалось на три основных ветви: православие, католицизм ипротестантизм. В свою очередь в каждом из направлений выделились различные течения, группы, секты. Главная священная книга христиан – Библия, делящаяся на Ветхий завет и Новый завет. Ветхий завет – это древнееврейский Танах, в котором обосновывается монотеизм и рассказывается о сотворении мира Богом, о первом грехе и т.п.. Новый завет состоит из 27 книг, главные из которых - 4 Евангелия (от греч. «благая весть»), написанные учениками Иисуса Христа и рассказывающие о жизни и проповедях Учителя, и Откровения Иоанна (Апокалипсис), повествующее о грядущем Страшном суде.
Основным культуросозидающим институтом христианской культуры выступает Церковь, деятельность которой реализуется в двух сферах – церковной и мирской. Церковная культура осуществляет хранение и трансляцию священных постулатов в форме богослужения, богословия и церковного искусства; мирская – вносит христианские смыслы во внецерковные сферы общественной жизни. Одним из характерных признаков христианской культуры является христоцентризм , согласно которому существование Иисуса Христа считается главным событием истории (введение нового летоисчисления) и аскетизм – высшее искусство преображения человеческой природы упражнением в добродетели.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ – созданный в средневековье способ комплексной передачи посредством образов искусства духа времени. В более узком смысле стиль – это эстетическое единство всех образно-экспрессивных деталей произведения.
ЭДДА – Различают: а) младшую «Эдду» - произведение исландского прозаика и поэта Снорри Стурлусона, написанное в 1222-1225 гг. Содержит обзор языческих мифов и поэтических приемов, богато иллюстрированных стихами. в) Старшую «Эдду» - сборник древнеисландских песен, бытовавших в устной традиции. В жанровом отношении представляет собой прорицания, изречения, мифологические и героические песни и повествования.
Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 1210;