Живопись Высокого Возрождения
Леонардо да Винчи родился в 1452 г. близ городка Винчи близ Флоренции. Он был внебрачным сыном нотариуса, рано проявил необыкновенные таланты; рисовал, прекрасно играл на лире и пел. В 1469 г. семья переселилась во Флоренцию, и отец отдал Леонардо в учение к Андреа Верроккио. Ранними работами Леонардо явились «Благовещение» и портрет Джиневры де Бенчи. В «Благовещении» уходящий вдаль пейзаж служит фоном для фигур архангела и Девы Марии. В портрете Джиневры Бенчи показана молодая женщина с тонкими бровями, крепко сжатыми губами, неправильными чертами лица, передана тревожность модели. В конце 70-х гг. Леонардо пишет «Мадонну с цветком» («Мадонна Бенуа»).
На протяжении всей своей жизни Леонардо неоднократно обращался к сильным мирам сего, ища покровительства. Во Флоренции к Леонардо относились равнодушно, поэтому он обратился к властителю Милана Лодовико Моро. В 1481 г. Леонардо поступил к нему на службу. Милан в это время был крупным промышленным центром, расположенным на пересечении торговых путей, ведущих во Францию, Швейцарию, Германию, В 1483 г. Леонардо начал работать над картиной «Мадонна в гроте»: композиция построена по принципу пирамиды, которую создают фигуры опустившегося на правое колено юного Крестителя и ангела, поддерживающего младенца Христа. Ангел жестом руки показывает на Иоанна. Леонардо покончил с самодовлеющей властью линии, назвав совершенное им открытие воздушной перспективы сфумато. Возможности масляной живописи, изобретенной в это время в Нидерландах, изучены Леонардо для передачи света и тени.
В 80-е гг. Леонардо исполнил портреты: «Дама с горностаем», «Портрет музыканта». Принцип портретирования Леонардо: «Рисуй его (т.е. человека) так, чтобы тебя не видели», т.е. избегая нарочитого позирования портретируемого. В середине 80-х гг. в редкой для себя темперной технике Леонардо пишет «Мадонну Литта»(Эрмитаж): мадонна кормит грудью сына, который держит в левой руке щегленка.
Между 1495 и 1497 гг. Леонардо исполнил для миланского монастыря Санта-Мария делле Грацие «Тайную вечерю». В центре помещена фигура Христа, выделенная просветом двери, находящейся сзади. Все перспективные линии сходятся в точке над головой Спасителя. Все ученики разбиты на группы по три человека в каждой. Стол небольшой, помещение трапезной лишено декора. На слова Христа: «Один из вас предаст меня» - каждый из учеников реагирует, исходя из своего темперамента, жизненного опыта. Молодой Филипп вскочил с места в недоумении, Иаков старший в возмущении разводит руками, Фома поднял руку вверх. Иуда не отделен, как было принято раньше, от других учеников Христа, но Леонардо выявил его мрачную обособленность. Эксперименты художника с грунтом и красками привели к непрочности фрески, она стала быстро разрушаться.
Второе великое творение Леонардо в миланский период творчества - модель конной статуи миланского герцога Франческо Сфорца - так и не была отлита в бронзе.
Весь миланский период творчества Леонардо неустанно занимается научными изысканиями. В кругу его интересов анатомия человека и животных, природа света и звука, полет птиц, законы движения. Он изучает архитектурные трактаты Витрувия, Альберти. Его занимает проблема идеального города.
В декабре 1499 г. Леонардо покидает Милан. Его отъезд был связан с тем, что в город вошли войска французского короля Людовика XII, герцог Моро бежал.
Вернувшись во Флоренцию, Леонардо мало занимается живописью. Причина и в его всем уже известной медлительности, и в том, что его привлекают научные изыскания. Между 1503 и 1505 гг. мастер исполнил картон, изображавший битву при Ангиари, в которой флорентийские войска разгромили своих противников ломбардцев. В окончательном варианте Леонардо остановился на сцене битвы из-за знамени, что давало ему возможность показать все аспекты движения и ярости, ненависти на лицах сражающихся. Соперником Леонардо выступил более молодой Микеланджело, показавший на своем картоне купающихся в реке воинов, услышавших звуки трубы и поспешно выбирающихся на берег. Картон Микеланджело оказался более удачным.
Около 1503 г. Леонардо начал «Портрет Моны Лизы», над которым работал четыре года. Последние годы жизни Леонардо прошли в скитаниях. Он переезжал из Флоренции в Милан, затем в Рим. В конце концов он отправился во Францию, где поступил на службу к королю Франциску I. Умер Леонардо в замке Клу в Амбуазе в 1519 г. Живописное наследие мастера невелико, но от оставил сотни рисунков (эскизы, природа, анатомия человека) и чертежей механизмов.
Микеланджело Буонаротти(1474-1564) писал о себе, что впитал любовь к камню с молоком кормилицы (она была женой каменотеса). Его заметил Лоренцо Великолепный, что открыло ему возможность работать в знаменитых садах Медичи близ Флоренции, где были собраны шедевры античного искусства. В 21 год он отправляется в Рим, затем снова уезжает во Флоренцию, где работает над статуей Вакха. Примерно в это же время он создает мраморную «Пьету» («Оплакивание» - поклонение мертвому Христу) для собора св. Петра в Риме. В 1501 г., Микеланджело выполнил статую Давида высотой 5,5 м, установленную на главной площади Флоренции рядом с ратушей Палаццо Веккио. В Давиде при внешнем спокойствии все дышит вызовом. Голова повернута в сторону и обращена к врагу. Контраст между духом и телом, переданный Микеланджело, заставил современников утверждать, что он превзошел древних.
В 1505 г. Юлий II вызвал Микеланджело в Рим и поручил ему роспись потолка Сикстинской капеллы. Программа росписей была предложена самим Микеланджело.
Потолок Сикстинской капеллы вместе с прилегающими к нему люнетами составляет примерно 600 кв.м. Первой композицией потолка стал «Потоп», дальше - фреска «Сотворение Адама»: Бог-отец, окруженный ангелами, в стремительном полете касается руки лежащего на голой земле Адама, призывая его к действию.
В этот же период художник выполнил тондо «Святое семейство» («Мадонна Дони»).
Юлий II поручил Микеланджело постройку своей гробницы, которая должна была располагаться в строящемся соборе св. Петра. Скульптор хотел создать надгробие папы Юлия II в виде свободно стоящего, открытого с четырех сторон архитектурного сооружения, включающего сорок статуй и множество рельефов. Микеланджело хотел добиться синтеза архитектуры и скульптуры. От этого проекта пришлось отказаться из-за нехватки средств и грандиозности замысла, требующего нечеловеческих сил. Микеланджело исполнил лишь фигуру Моисея - могучего старца, который запечатлен в тот момент, когда, получив скрижали, он спускался с горы Синай и вдруг увидел свой народ, поклоняющийся золотому тельцу. Скульптор избрал для изображения тот момент, когда патриарх готов отбросить скрижали Завета, гневно обрушившись на отступников. Статуи скованного и умирающего рабов оставлены незаконченными (Микеланджело часто прибегал к такому приему - по его мнению, мрамор обладал душой, полная доработка привела бы к «смерти» мраморного блока).
Микеланджело получил заказ семейства Медичи на возведение двух гробниц в новой ризнице церкви Сан Лоренцо для Лоренцо и Джулиано Медичи. Работа продолжалась с 1520 по 1534 г.; в зале с высоким купольным сводом Микеланджело воздвиг у стен саркофаги. Над могилой Лоренцо скульптор поместил аллегорические скульптуры Утра и Вечера, над могилой Джулиано - аллегории Ночи и Дня.
В качестве архитектора Микеланджело составил план вестибюля с лестницей и зала библиотеки Лауренцианы, входящей в комплекс церкви Сан-Лоренцо.
В Риме в 1536 г. Микеланджело приступил к созданию «Страшного суда»: центром композиции является Христос, единственная из фигур, не поддающаяся вихревому движению. Мария в смятении жмется к сыну, отвернувшись, чтобы не видеть происходящего. Христос, с огненной молнией в руке, разделяет всех жителей Земли на праведников и грешников. Художник изобразил здесь и самого себя в виде содранной со святого Варфоломея кожи. Почти все фигуры поначалу были обнажены. «Страшный суд» вызвал ожесточенные споры.
В 1538 - 1539 гг. Микеланджело составил план план перестройки зданий на Капитолийском холме Рима. На вершине холма была создана площадь овальной формы, в центр которой была перенесена конная статуя императора Марка Аврелия.
В 1546 г. Микеланджело был назначен главным архитектором строящегося собора св. Петра в Ватикане. Строительство собора св. Петраимело долгую историю. Начал строительство Браманте, после чего строительством руководили последовательно Рафаэль, Перуцци и Антонио да Сангалло. Если последние три архитектора отошли от плана Браманте, пытаясь приблизить план собора к латинскому кресту, то Микеланджело вернулся к центрально-купольной системе, предложенной Браманте. Но у Микеланджело все приобрело динамизм. Он использовал гигантский ордер: широкие пилястры в несколько десятков метров, огромные окна и мощные карнизы, высокие аттики, купол диаметром более 40 м.
Микеланджело рассматривал искусство как свободную деятельность, а не ремесло. Он оставался аристократом, каким и был им по рождению. Отсюда и то презрение, которое Микеланджело испытывал к Леонардо, вылившееся в открытое соперничество.
Микеланджело умер в 1564 г., оставив множество своих замыслов неисполненными.
Рафаэль Санти (1483-1520) родился в городе Урбино в семье придворного живописца и поэта. В 1500 г. он поступил в мастерскую Перуджино, под влиянием которого написал алтарный образ «Обручение Марии» в 1504 г.: сцена обручения дана на фоне круглого храма, колорит подчеркивает праздничную торжественность происходящего. В том же году им написано тондо «Мадонна Конестабиле»(Эрмитаж). В 1504 г. Рафаэль переезжает во Флоренцию, где изучает перспективу, анатомию. Он становится признанным мастером мадонн, отмеченных тонким лиризмом. Среди них - «Мадонна со щегленком», «Мадонна в кресле», «Мадонна в зелени».
В 1508 г. папа Юлий II приглашает Рафаэля в Рим, превращенный усилиями этого энергичного и честолюбивого папы в центр художественной жизни Италии.
Папа поручил Рафаэлю расписать свои покои (комнаты - станцы) в Ватикане. В Станце делла Сеньятура (Зал подписей) он выполняет четыре фрески, посвященные философии, поэзии, юриспруденции и теологии. Программа станц - обоснование возможности союза между ученостью древних и верой. «Диспут» олицетворяет догмат евхаристии (причастия). Напротив расположена фреска «Афинская школа», которая изображает шествующих к зрителям Платона и Аристотеля. В кругу учеников Евклид, Диоген, Гераклит и др.; часто они наделены портретным сходством с современниками художника.
Фреску «Парнас» Рафаэлю пришлось писать на стене, часть которой была занята проемом окна. В центре был изображен Аполлон, окруженный музами. По склонам Парнаса были изображены поэты. В Станце д’Элиодора фреска «Изгнание Илиодора» изображает изгнание ангелом сирийского вождя, который хотел украсть деньги сирот и вдов из Иерусалимского храма. Композиция обретает черты стремительности, предвосхищая композиционные решения барокко. Фреска «Освобождение Петра из темницы» - единственная фреска, в которой замысел построен на световых эффектах. Свет луны, льющийся из зарешеченного окна, перекрывается светом факела и светом, исходящим от фигуры ангела.
Портреты, созданные Рафаэлем, ставят его в ряд великих портретистов эпохи. Его задача - драматизация изображения. Среди лучших – автопортрет, портреты пап Юлия II, Льва X, кардиналов, Бальтасаре Кастильоне, «Дамы с покрыва-лом» («Донна Велата»).
В 1516 г. Рафаэль пишет для бенедектинского монастыря Сан-Систо в Пьяченце «Сикстинскую мадонну», изображенную в безграничном пространстве между папой Сикстом и святой Варварой, утопающими в облаках.
После смерти Браманте Рафаэль становится главным архитектором Рима. Художник умер в возрасте тридцати семи лет в 1520 г., похоронен в римском Пантеоне.
Рафаэль с наибольшей адекватностью выразил ренессансный идеал человека.
Непреходящее значение творчества Рафаэля заключается в том, что он синтезировал все предшествующие ему достижения Возрождения, определив дальнейшее развитие гуманистических тенденций в искусстве.
Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 918;