Эпоха Античности
Эпоха Античности - важная ступень в социально-экономическом и духовном развитии человечества. Созданные в эту эпоху духовные сокровища явились основой европейской культуры. Эпоха Античности - это период классической Греции V – IV вв. до н. э., завершившийся кризисом полисной организации, одной из причин которого - события Пелопонесской войны (431 – 404 гг.). Эта война разделила всю Элладу на два враждебных лагеря: под главенством Афины и под главенством Спарты. Она также положила начало новому этапу межполисных отношений, которые характеризуются насыщенностью военных столкновений, негативно сказывающихся на внутренней жизни самих полисов. В конечном счете, полис как самоопределяющаяся политическая единица и форма организации жизни граждан, пришел к тому, что перестал себя оправдывать. Он неспособен был к решению остро назревших экономических, политических и социальных проблем, при том, что проблемы и противоречия внутри полиса требовали незамедлительного их разрешения. Поиск выхода полиса из кризиса все больше занимал умы полисной интеллигенции Аристотеля, Платона и других философов.
На протяжении многих веков в Древней Греции разрабатывались вопросы музыкальной теории и эстетики. Постепенно новые этические воззрения заменили господствовавшие до этого космологические и магические представления о воздействии музыки. Так, новое музыкально-теоретическое воззрение отразилось в учениях об этосе. Учение об этосе – это учение о связи музыки с темпераментом, характером и способностями человека, а также влиянии музыки на эмоциональную природу и процесс воспитания личности. Это учение легло в основу всей педагогической теории греков классической эпохи.
Античным системам музыкально-эстетического воспитания свойственен эстетико-педагогический максимализм, который проявился в использовании искусства как средства воспитания. Музыка, в силу своей нравственной направленности, считалась важным средством и целью общественного воспитания, а музыкальность человека рассматривалась как социально ценное и определяющее качество личности. Музыкальная культура Древней Греции явилась высшим выражением культуры Древнего мира и первым историческим этапом в развитии музыкальной культуры Европы. Музыкальная культура античной Греции обладает бесспорными достижениями и приобрела собственный неповторимый облик. Важнейшим свойством ее музыкальной культуры является синкретизм, т.е. единство музыки с другими видами искусства: поэзией, танцем и театральным действием (трагедией). Музыкальному воспитанию юношества придавалось большое значение. В Древней Греции все граждане до 30 лет должны были обучаться пению и инструментальной музыке. В Спарте, Фивах и Афинах считалось священным долгом учиться играть на авлосе и участвовать в хоре.
Художественная образованность считалась основой образования в целом. Синонимом термина "мусический" был термин "образованный". Музыка, литература, грамматика, рисование и гимнастика были основой содержания образования. Они призваны были развить восприимчивость души, нравственность стремлений и чувств, а также силу и красоту тела. Общественное воспитание у греков было неотделимо от эстетического воспитания, основу которого составляла музыка. Музыка понималась ими как универсальное и приоритетное средство общественного воспитания. Так, Пифагор считал космос "музыкальным", так же как государство - "музыкально" благоустроенным и подчиненным "правильному" ладу. А поскольку музыка отражает гармонию, то высшая цель человека – гармония души и тела. Характерно, что античный материально-чувственный космологизм, для которого важно отношение к космосу как к телу живого человека, совмещался в культуре древних греков с принципом объективизма в отношении к человеку. Это выражалось в органической взаимосвязи человека с природой, целостности взгляда на окружающий мир. Идеал человека определялся двумя понятиями "прекрасный и добрый". Эти два неразделимых понятия означали "двоякий ритм": ритм тела, который надлежало воспитывать атлетикой, и ритм души, подвластный музыке. Под музыкой древние греки понимали триединство "мусических искусств", находящихся под знаком муз: танца - как проявления телесной пластики; поэзии - как смыслообразующего начала и музыки как звукоинтонирующего смысла. Отношение к занятиям музыкой не уступало по важности медицине. В частности, Аристоксен (ок. 354 - ок. 300 до н.э.) говорил, что пифагорейцы осуществляют очищение тела средствами врачевания, а очищение души - средствами музыки как сочетания искусства пения со словом. Музыка исполнялась на праздниках урожая и сопровождала театральные действия. По словам Платона Афинского (427 - 347 до н.э.) хоровое пение есть "божественное и небесное занятие, укрепляющее все хорошее и благородное в человеке". Древние греки считали его одним из элементов образования, а слово "необразованный" трактовали как "не умеющий петь в хоре". Платон считал, что воспитательное действие звуков должно быть регламентировано и подчеркивал необходимость двоякого воспитания: для тела — гимнастическое воспитание, а для души — мусическое». Соответственно: «тело следует обучать гимнастическому искусству, а душу — для развития ее добродетели — мусическому». При этом «мусическое будет … предшествовать гимнастическому». Вполне закономерен вопрос о причине выделения мусического воспитания на первый план. Так как предметом мусического воспитания, по Платону, является душа человека, а душа — это самое ценное, что в нем есть, ибо имеет «божественную природу» и достойна всяческого почитания, то именно душе нужно уделять первоочередное внимание. Исходя из этого, Платон в мусическом воспитании человека видит цель в развитии определенных нравственных качеств. Именно поэтому песнопению и музыке он придавал огромное значение как средству воспитания, и считал, что музыка оказывает сильное влияние на душу человека. Он тщательно подходил к выбору ладов, предлагал избегать мелодий, имеющих печальный характер (смешанный лидийский, строгий лидийский), а также мелодий «расслабляющих, изнеживающих и свойственных застольным песням» (таких как ионийские и лидийские), поскольку они не допустимы для человека воинственного, которому должны быть близки «дорейская и фригийская мелодии». По мнению Платона, эти мелодии, как нельзя лучше, воспитывают в будущем страже необходимые нравственные качества, такие как - «мужество и рассудительность». Он советует избегать употребления многострунных и многогармоничных инструментов и оставляет в своем совершенном государстве лиру, кифару и пастушеские свирели, при этом исключает флейту. Возможно, этот факт является отзвуком событий, происходящих на рубеже V–VI вв. до н.э., когда флейта была запрещена, так как пришли к мнению, что она возбуждает учеников.
Таким образом, в поиске эффективных средств формирования нравственных качеств человека Платон использует песнопения и игру на музыкальных инструментах и дает конкретные рекомендации. В частности, говорит об отказе от использования большинства музыкальных ладов, кроме дорийского и фригийского; в ограничении ритмов и музыкальных инструментов (лиры и кифары - в городе, свирели - в сельской местности).
Аристотель (384 - 322 до н.э.) также писал о музыке как средстве воспитания: "Как все безвредные развлечения, она не только соответствует высшей цели (человеческой жизни), но доставляет еще к тому же и вдохновение". По его мнению, успешна только та деятельность, которая связана с удовольствием от занятий, — таково его требование обязательного гедонистического эффекта в приобщении к искусству. Он выдвинул принцип активной практики как способа усвоения основных эстетико-художественных норм в процессе воспитания искусством и считал, что успешна только та деятельность, которая связана с удовольствием от занятий, а также выдвинул принцип активной практики как способа усвоения основных эстетико-художественных норм в процессе воспитания искусством.
Квинт Гораций Флакк (65 - 8 гг. до н.э.) утверждал гуманистическую и миротворческую суть искусства. Он говорил, что искусство одновременно есть для людей и прекрасное, и полезное, и развлечение душам, и отдых от тяжких трудов, и наставленье на жизненный путь.
Неотделимой от познания вещей божественных признавал музыку Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35 - ок. 96). Он отмечал, что музыка в старые времена не только изучалась, но и была предметом благоговения, так что искушенность в ней почиталась приличествующей пророку и мудрецу.
Таким образом, в эпоху Античности зародилась важнейшая в мировой практике традиция музыкально-эстетического воспитания средствами музыкального искусства. Его цели, содержание и направленность стали определяться ценностным отношением общества к человеческой личности и заинтересованностью в ее самостоятельном разностороннем развитии. В исторические периоды античности, эллинизма и Римской империи выдающимися мыслителями неоднократно отмечались: магическая сила воздействия музыкального искусства на душу человека, способность искусства пробуждать в человеке стремление к лучшему и в силу этого необходимость музыкального искусства как средства воспитания.
Вопросы для самоконтроля
1. Чем характеризуется эпоха Античности?
2. Как изменились представления о воздействии музыки в Древней Греции и в результате чего?
3. В каких учениях нашло отражение новое музыкально-теоретическое воззрение?
4. Какова сущность учения об этосе?
5. Какое учение легло в основу всей педагогической теории греков классической эпохи?
6. Каковы роль и значимость музыки в Древней Греции?
7. Назовите важнейшее свойство музыкальной культуры Древней Греции.
8. Какое значение придавалось музыкальному воспитанию юношества в античной Греции?
9. Какие требования предъявлялись к образованному человеку Древней Греции?
10. Что понимали древние греки под понятием "мусических искусств"?
11. Как понимал Аристоксен «очищение души»?
12. Какое значение Платон придавал хоровому пению?
13. Каковы педагогические воззрения Платона о роли и значимости музыкального искусства как средства воспитания человека?
14. Какой принцип как способ усвоения основных эстетико-художественных норм в процессе воспитания искусством выдвинул Аристотель?
15. Какая традиция зародилась в эпоху Античности?
16. Что можно отнести к достижениям эпохи античности?
Дата добавления: 2015-06-22; просмотров: 3008;