Истерияи акцентуация характера по истероидному типу

В эту группу вошли 17 заикающихся (около 30%) — 6 муж­чин и 11 женщин. У больных были выявлены следующие нарушения половой функции: снижение полового влечения (у мужчин и женщин), ослабление и полное исчезновение адекватной эрекции, аноргазмия и вагинизм.

У всех больных, вошедших в указанную группу, во взаи­мосвязи речевых и сексуальных нарушений четко прослежи­вается механизм условной приятности и желательности сим­птома.

В качестве примера приводим следующую историю болезни.

Больной П., 34 года, учитель рисования и черчения в средней школе. Был единственным и поздним ребенком. Получая воспита­ние по принципу «кумира семьи», рос изнеженным и капризным. Способности к рисованию проявились рано. Родители очень горди­лись этим, с детства внушали сыну, что он как натура исключитель­ная и одаренная должен всячески развивать свой талант, советова­ли меньше играть с товарищами, не тратить время на всякие житей­ские мелочи, которые легко могут сделать за него папа и мама. Когда вне дома П. приходилось сталкиваться с тем, что окружаю­щие не считают его таким уж гениальным, каким привык он себя считать, это вызывало у эгоистичного и заносчивого ребенка про-

 

тест, бурные слезы, а по отношению к сверстникам — нередко не­прикрытую злобность и агрессию.

Заикание появилось у больного в 8 лет в результате конфликта, происшедшего в кружке рисования, где он занимался. На конкурсе детского рисунка он занял 3-е место. Мальчик от огорчения, зави­сти и досады в присутствии педагога сорвал со стены работу, удо­стоенную первой премии. За этот поступок он был лишен права участвовать в выставке. После истерики, которую П. устроил дома, у него появились первые признаки нарушения речи. Неправильное поведение родителей — слезливое сочувствие, резкие высказыва­ния в адрес педагога, а в дальнейшем и гиперопека, связанная уже с появившимся заиканием, способствовали закреплению дефекта речи. Обычно невыраженное заикание, не мешающее больному об­щаться с окружающими, усиливалось в определенных ситуациях по механизму «условной приятности и желательности». П., продолжая заниматься рисованием, окончил среднюю художественную школу при Институте им. И. Е. Репина, но в институт не прошел по конкур­су. Поступив в художественно-педагогическое училище, успешно его окончил и начал преподавать рисование и черчение в школе.

С работой П. справлялся, но всем своим несколько манерным поведением, разговорами, внешним видом он всячески подчерки­вал, что он — художник, а учителем стал случайно, в силу незави­сящих от него обстоятельств.

Внешне интересный, всегда одетый по моде, П. пользовался расположением своих коллег (женщин) и, в целом, в школе чув­ствовал себя неплохо. Особенно ему сочувствовала заведующая учебной частью, преподававшая в старших классах литературу. П. показывал ей свои работы, делился с ней творческими планами. Она находила работы талантливыми, с восторгом говорила об этом не только П., но и всем окружающим. Очень скоро, несмотря на зна­чительную разницу в возрасте (она была на 8 лет старше), П. на ней женился.

В течение первых лет совместной жизни их отношения были ровными. Жена хорошо наладила семейный быт, окружила своего молодого мужа поклонением и заботой, а П. чувствовал себя с ней так же, как в родительском доме.

В школе под разными предлогами он начал пользоваться неко­торыми привилегиями. По просьбе жены его освободили от клас­сного руководства, не нагружали общественными поручениями. Она всем говорила, что П. много сил тратит дома на творческую рабо­ту, готовясь к вступлению в Союз художников.

Но вот в жизни супругов произошел случай, который несколько изменил их отношения. Директор школы ушел на пенсию, и жену

 

П. назначили на эту должность. Директором она оказалась стро­гим и требовательным. С некоторыми вчерашними подругами отно­шения ее сделались официальными. В этих условиях она не могла оольше делать поблажки своему мужу, о чем ему неоднократно говорила. Но П. не хотел с этим считаться, а дома даже подтруни­вал над женой, называя ее по имени и отчеству. Жена же шутить не собиралась и на педагогическом совете потребовала от П. объяс­нении по поводу его отказа принять участие в праздничном оформ­лении школы. Учителя ее поддержали, и П. пришлось выслушать в свои адрес несколько горьких истин. Тут же на педсовете от нео­жиданности и досады он начал сильно заикаться.

Дома разразился скандал. П. обвинил жену в предательстве, а главное, в том, что из-за нее он снова начал сильно заикаться, а она упрекала мужа в эгоизме и лени. Супруги несколько дней не разговаривали. Нарушился привычный и удобный для П. быт. Его состояние с каждым днем ухудшалось. Ухудшился сон, все его раз­дражало, говорил он очень плохо.

Видя это и относясь к мужу в определенной мере по-матерински, жена первая предложила восстановить в семье мир. П. согласился, но в душе продолжал считать ее виновницей тяжелого рецидива заика­ния. Не желая обнаруживать перед коллегами и учениками нарушен­ную речь, он просил жену предоставить ему небольшой отпуск — хотел переменить обстановку и уехать за город, на этюды. Но она ссылаясь на веские причины, мягко в этом отказала. Больной как Удто все понял, на отпуске больше не настаивал, но сразу после разговора заикание усилилось настолько, что его трудно было по­нять. Ночью в момент интимной близости супругов обнаружилось, что у П. полностью исчезла адекватная эрекция. Жена была обеску­ражена, хотя старалась этого не показать и успокаивала больного, а ' сказал ей, что в этом нет ничего удивительного, так как он очень устал, тяготится положением учителя, не имеет возможности зани­маться творчеством и страдает из-за своей нарушенной речи. В та­ком состоянии находился П., когда супруги обратились к нам.

при логотерапевтическом обследовании было выявлено заикание крайне тяжелой степени, смешанная форма, тонико-клонический тип речевых судорог, сопутствующие движения головы. Темп речи уско­рен, артикуляция в пределах нормы, голос напряженный, плохо моду­лированный. Оральный и динамический праксис — без нарушений.

Клинический диагноз: заикание (логоневроз) у больного стра­дающего истерическим неврозом.

В результате проведенного курса лечения (семейная психотера­пия, гипнотерапия, разъяснительные беседы, логопедические заня­тия, седативные и общеукрепляющие препараты) речь больного

 

улучшилась, восстановилась его половая функция. С целью пре­дотвращения подобных ситуаций в дальнейшем мы также посове­товали супругам не работать в одном учебном заведении. Они по­следовали нашему совету, и П. перешел в другую школу-

Из приведенного наблюдения видно, что больной с истеро-идньдаи чертами характера, страдающий невыраженным за­иканием, женился на женщине, которая смогла обеспечить ему привилегированное положение в семье м на работе, т. е. такое положение, к какому он, по сути дела, всю жизнь стре­мился. Отношения между П. и его женой сложились по типу «мужчина-сын, женщина-мать» (по С. С. Либиху). Это впол­не устраивало супругов. Переживания П., связанные с неко­торой творческой неудовлетворенностью, носили не только поверхностный характер, но и дали ему возможность создать вокруг себя ореол артистизма и непризнанцОсти, а прочное положение мужа авторитетного педагога шкоЛы закрепило за ним право на исключительность его художественной натуры и давало ему по работе самые реальные пр^вилепш. Когда же стереотип поведения жены изменился и от нее как руко­водителя П. в присутствии коллег получил выгойор за неже­лание заниматься оформительской работой, Гсоторай, по мне­нию больного, была для него унизительна, он по истерическо­му механизму осуществил «уход» в заикание, подсознательно пытаясь тем самым сохранить за собой свое положение. Но неожиданно для П. в «женщине-матери» верх одержал ди­ректор, и обиженный, тяжело заикающийся «мужчина-сын» по механизму условной приятности и желательности симпто­ма продолжил уход в болезнь, но уже в таку*о болезнь, кото­рая самым непосредственным образом затрагивала интересы его жены, наказывая ее за изменение стереотипа поведения.

В приведенном наблюдении рецидив заикания, видимо, можно рассматривать как первую ступень п{эоявле!шй исте­рического невроза, а половое нарушение — к^к усиление вза­имосвязанной и ситуативно обусловленной невротической симптоматики.








Дата добавления: 2015-04-01; просмотров: 733;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.