IX.25. ЭПОКСИДНЫЕ ПАСТЫ СОСТАВА № 3
Эпоксидная смола ЭД-5 или ЭД-6............. 1,0
Пигмент (любой цвет)......................... 0,1—0,2
Аэросил.................................................. 0,2—0,7
Наполнитель (песок, мраморная крошка и т. п. фракции от 0,5 мм до 5 мм)........... 5,0—6,0
Дибутилфталат................................... 0,15—0,2
Полиэтиленполиамин....................... 0,1—0,12
Ацетон.................................................. 0,1—0,15
Методика приготовления паст этого состава идентична приготовлению паст состава № 2 (IX.24), только здесь перед тем, как вмешать в смесь смолы, пигмента и аэросила наполнитель (песок, мраморную крошку и др.), последний следует замочить в ацетоне. Методика же введения полиэтиленполиамина в пасту соответствует полностью описанной выше (IX.23).
Пасты состава № 3 также дают почти матовую с незначительным блеском насыщенную цветом поверхность, которая отличается от паст состава № 2 еще большей зернистостью, так как предполагается, что ее наполнители (песок, мраморная крошка и т. д.), имея довольно крупную фракцию зерен, придадут ей эти качества. Пасты состава № 3 имеют меньшую пластичность, чем пасты № 1 и № 2, и предназначаются для выполнения работ главным образом мастихином, рассчитанных на экстерьер, на дальние точки обзора. Пастами можно выполнять и невысокий цветной рельеф, а также своеобразные сграффито и инкрустации. Они могут быть использованы и в качестве полимерного грунта для мозаик, так как обладают хорошей вязкостью и адгезией, как к основаниям, так и к материалу набора (камень, смальта и др.): по такому грунту можно спокойно вести крупномодульный набор (см. раздел VI «Мозаика»).
Жизнеспособность паст состава № 3 с введенным в них отвердителем несколько большая, чем составов № 1 и № 2, и колеблется в пределах от 2 до 5 часов, что определяется присутствием в этом составе паст значительного количества растворителя (ацетона), который сильно разжижает смолу и несколько задерживает ее полимеризацию, что, однако, зависит и от температуры окружающего воздуха, соотношений и качества компонентов пасты.
Все краски и пасты с введением в них расчетного количества отвердителя практически полностью отвердевают в течение 1 суток.
В целом же о всех художественных эпоксидных красках и пастах, составы которых были описаны выше, можно сказать следующее: основным качеством художественных эпоксидных красок и паст является то, что после отвердения они совершенно не меняют ни силу цвета, ни характер поверхности, оставаясь точно такими же, какими были в сыром виде. Кроме этого, эпоксидные художественные слои, располагают большим диапазоном пластических и декоративных возможностей, обладают отличной адгезией ко всем материалам, имеющимся на современном строительстве; краски весьма удобны в работе, их главный недостаток — относительная токсичность некоторых компонентов, и отсюда необходимость строгого соблюдения правил техники безопасности (см. раздел IX «Техника безопасности при работе с синтетическими материалами»). Эпоксидные краски обладают очень высокой физико-механической прочностью и атмосферостойкостью, что позволяет рекомендовать их для выполнения работ в экстерьере. Но кроме этого, эпоксидные краски и пасты обладают еще целым рядом декоративных свойств и возможностей. Так, красочный слой красок состава № 2 прекрасно шлифуется и полируется, что позволяет имитировать этими красками недостающие камни для флорентийских мозаик. Кроме того, из составов красок № 2 можно приготовить недостающую по цвету «смальту», а из пасты состава № 2 — матовую «смальту» и из паст состава № 3 — «камень». Из этих искусственных «смальты» и «камня» можно делать элементы учебных мозаик.
Для того чтобы получить такой материал, следует, пользуясь вышеприведенной рецептурой, приготовить тот или иной состав (состав № 2 для красок, состав № 2 или № 3 — для паст), нужный по цвету и фактуре, и после введения в него отвердителя вылить или заложить его в формочку из промасленной бумаги нужного размера и необходимой высоты бортов (последняя зависит от модуля набора мозаики). Через 1 сутки «смальта» или «камень» будут готовы и их можно расколоть на куски определенного размера (модуль), нужные для выполнения той или иной конкретной мозаики (см. VI.21).
Ко всему вышесказанному о художественных эпоксидных красках и пастах следует еще, исходя из практического опыта работы с ними, сказать следующее:
Излишек пигментов в составе красок (по сравнению с указанными в рецептуре) в красках состава № 1 приводит к потере ими прозрачности, в красках состава № 2 — к их помутнению; в пастах он не вызывает каких-либо заметных изменений. Недостаток же пигментов, как в составах красок, так и паст, приводит к потере ими цветовой насыщенности.
Аэросил (высокодисперсная двуокись кремния) является в красках и пастах тиксотропной добавкой, обеспечивающей гелеобразное состояние красок, что позволяет ими тонко прорабатывать детали, делает их управляемыми под кистью (произвольно не растекающимися, что характерно для смол в целом), а также, что очень важно, придает краскам свойства, позволяющие работать ими на вертикальных поверхностях.
Избыток пластификатора (дибутилфталата) в красках и пастах, по сравнению с указанным в рецептуре, замедляет их полимеризацию (естественно, после введения в них отвердителя), придает отвердевшим красочным слоям и слоям паст большую пластичность, но, к сожалению, приводит и к появлению на поверхности красочного слоя неприятного жирного налета, который, однако, легко снимается тряпочкой, смоченной в ацетоне или другом растворителе. Затем для восстановления блеска красочного слоя его следует протереть кусочком шерстяной ткани.
Введение в краски и пасты большего количества отвердителя (полиэтиленполиамина), по сравнению с указанным в рецептуре, ускоряет их полимеризацию (отверждение), введение меньшего ведет к неполному отвердению — красочные слои и слои паст дают, отлип, то есть они остаются липкими, что в дальнейшем приведет к их значительному запылению.
Лучшим наполнителем эпоксидных паст является люберецкий песок, белый и очень мелкий, введение которого в пасты не изменяет их цвета, придает их поверхности ровную, приятную бархатистость, обеспечивает пастам достаточную пластичность, что весьма удобно в работе.
Эпоксидные краски и пасты без введенного в них отвердителя могут храниться в герметически закрытой таре в течение 1 года и более, оставаясь пригодными к работе.
Недостаточное количество аэросила в красках, по сравнению с указанными в рецептуре, приводит к произвольным потекам в не отвердевшем еще красочном слое и оползанию его вниз на вертикальных поверхностях. В пастах — к излишней рассыпчатости и малой пластичности под мастихином или кистью. Избыток же аэросила в красках делает их малоподвижными под кистью, что затрудняет работу ими, а также ослабляет их цветоносность — появляется неприятная белесоватость поверхности красочного слоя. В пастах избыток аэросила не меняет их пластичности, но понижает цветовую их насыщенность.
Излишнее количество растворителя (ацетона) в красках приводит к помутнению поверхности красочного слоя, появлению седоватого налета после его отвердения, в пастах — к излишней текучести и растрескиванию их слоя после отвердения.
Укрепляющий состав на основе эпоксидной смолы и грунт под эпоксидные краски. Как уже говорилось выше, большим достоинством всех эпоксидных красок и паст является то, что ими можно работать без какого-либо грунта, практически по любому основанию, которое может встретиться на современном строительстве (бетону, кирпичу, штукатурке, дереву и т. д.), кроме жирных и сырых поверхностей, естественно, если эти основания не будут грязными и рыхлыми. В первом случае их следует очистить, пользуясь рекомендациями, приведенными нами в предыдущих разделах, во втором — укрепить, воспользовавшись или укрепляющими составами, приведенными нами выше (см. раздел IV «Укрепляющие составы»), или же укрепляющими составами на основе эпоксидной смолы.
Дата добавления: 2015-06-17; просмотров: 1505;