Раздаточный материал к практическому занятию № 4

 

 

 

 

 

 

Тема. Улично-дорожная система

Теория.

 

Улично-дорожная система формируется как целостная система, взаимосвязанная с системами магистралей района расселения. Задание транспортной инфраструктуры – взаимосвязь между функциональными элементами города (жилые районы, места работы, центры, места отдыха), с целью обеспечения рационального функционирования этих элементов. Основные требования к транспортной инфраструктуре:

1.Рациональное распределение объемов движения.

2.Сочетание скорости передвижения с комфортом.

3.Способность развития соответственно к развитию всех элементов города.

4.Возможность выбора коммуникаций от дальности передвижения.

5.Интенсивность внутренних городских связей при сокращении затрат времени на передвижение.

Cоздавая единую иерархичную структуру, улично-дорожная сеть формирует пространственный «каркас» планировки, который пронизывает все территориальные компоненты, которые составляют так называемую «ткань» города.

При проектировании генеральных планов населенных мест под термином «улица» и «дорога» считается полоса территории, которая имеет протяженность в длину и ограничена красными линиями.

Красные линии- условные графические линии, которые ограничивают территорию и простор существующих и проектируемых улиц и выделят их от других территорий города. Уточняются ПДП.

Линия застройки- обычно идет с отступом от красных линий. В отдельных случаях они могут совпадать с красными линиями.

Элементы плана улиц и дорог:

-проезжая часть;

-тротуары;

-разделительные полосы, которые разделяют противоположные направления движения (2-6м);

-велосипедные дорожки;

-зеленые полосы;

пути рельсового транспорта;

-наземное оборудование.

Рассмотрим пример дорог и улиц г.Днепропетровска.

 

Теория

 

Ширина улиц и дорог в красных линиях принимается :

-магистральная улица – 50-80 м;

-улица и дорога местного значения – 15-25 м.

Расстояние от края основной проезжей части улицы и проездов до линии застройки принимают не больше 25 м. Если больше 25м, то надо предусматривать полосу шириной 6 м, пригодную для проезда пожарных машин.

ДБН проработать п.3.11-3.17 – законспектировать.

В жилых кварталах необходимо предусматривать въезды на их территорию, а также при необходимости сквозные проезды в зданиях на расстоянии не больше 300м один от другого. А в районах, которые реконструируются, при периметральной застройке – не больше чем 180м.

Ширину полос зеленых насаждений на улицах и дорогах рекомендовано принимать не меньше чем:

-для газонов и кустарников – 15м;

-для однорядного насаждения деревьев – 2,5м;

-для двухрядного – 6 м;

-разделительные полосы проезжих частей дорог – не меньше -4-3м;

-между тротуаром и проезжей частью или трамвайными путями – 2 м;

-между тротуаром и дорожками для велосипедного движения – 1,2м.

 

 

Практика

На разбивочном чертеже показываем: габариты проектируемого здания в осях, расстояния от здания к площадкам различного назначения, размеры дорог и проездов на территории застройки.

На примере проектируемого жилого микрорайона показываем расчет магистральной улицы районного значения.

2-этап. Разбивочный план (нанесение здания, размеров дорог и проездов)

 

Задание

Проработать ДСТУ Б А.2.4-2-95 или ГОСТ 21.204-93 – Условные графические обозначения (в тетради зарисовать графическое изображение линий и объектов с плана 2- этапа )

Отметить, что расстояние от зданий и сооружений, а также объектов инженерного благоустройства до деревьев, кустарников следует принимать согласно табл.5.2 ДБН.

 

 

Раздать сканированный материал – примеры поперечных профилей улиц и дорог

 

Практическое занятие 3.

План.

1.Историческая справка по г.Днепропетровску.

2.благоустройство территории, сводный план инженерных сетей (на примере проектирования микрорайона, разраб. на основе предыдущих занятий). Построение розы ветров.

3.Задание студенту для работы в программе «Зодчий». ДБН...

 

1.История г.Днепропетровска.

Екатеринослав оказался в числе городов, сполна изведавших все горести военного времени и гражданской войны. Лишь в декабре 1919 г. город был окончательно освобожден. Как можно скорее надо было возродить промышленность. Героические усилия потребовались для того, чтобы разжечь пламя потухших доменных печей крупнейшего металлургического завода им. Г. И. Петровского. Полностью завод был восстановлен в 1925 г. Одновременно шел ремонт мощного трубопрокатного завода бывшего франко-бельгийского акционерного общества "Шодуар", переименованного в 1922 г. в трубопрокатный завод им. В. И. Ленина. В 1924 г. в национализированных мастерских по изготовлению церковных свечей была организована обувная фабрика. В 1926 г. на базе железнодорожных мастерских был создан вагоноремонтный завод им. С. М. Кирова. В 1929 г. произошло преобразование мастерских службы движения в электротехнический завод "Светофор". В 30-х годах из металлургического завода им. Г. И. Петровского выделился цех металлоконструкций и превратился в самостоятельный завод, на котором впервые в мире, под руководством академика Е. О. Патона, осуществлялось промышленное освоение автоматической сварки под флюсом.

Первые дома в городе после гражданской войны были построены для рабочих завода им. Г. И. Петровского. Два поселка - им. Фрунзе и им. Крупской - возникли в непосредственной близости от промышленного предприятия. Массовое строительство одноэтажного жилья в городе было вызвано экономическими трудностями: не хватало материалов, механизмов, рабочих рук. В это время такие поселки строились по всей стране. Необходимо было ликвидировать жилищный кризис. Новые рабочие поселки не шли ни в какое сравнение со стихийной хаотической застройкой бывших заводских окраин. Строительство велось планомерно по специально разработанным нормам. К проектированию привлекались ведущие архитекторы. Неоднократно проводились конкурсы на лучший жилой дом для рабочей семьи. В 1923 г. такой конкурс состоялся в Москве, в нем приняли участие известные архитекторы братья Веснины, А. Белогруд, А. Бекетов. Результаты конкурсов оказывали действенное влияние на проектирование и строительство новых рабочих поселков.

Поселок им. Фрунзе, созданный в Днепропетровске в 1925 г. и являвшийся в то время одним из лучших в республике, состоит из кварталов преимущественно квадратной формы, площадью 3,5 га, отделенных друг от друга широкими улицами. Кварталы, в свою очередь, разделены на три части внутриквартальными проездами. Все дороги замощены и благоустроены; к ним примыкают зеленые газоны. Со временем улицы поселка превратились в тенистые парковые аллеи. Так происходило претворение в реальную действительность популярной в начале XX в. архитектурной идеи создания города-сада. Застройка кварталов осуществлена в основном двухквартирными типовыми домами усадебного типа по проекту архитектора В. Троценко. Технологией строительства предусматривалось использование местного строительного материала - шлака, целые горы которого скопились на территории металлургического завода им. Петровского. В результате за летний строительный сезон сооружалось более 200 жилых зданий. Таким образом удалось решить многие проблемы строительного производства того времени. В рабочем поселке предусматривалось специальное общественно-бытовое обслуживание населения. С этой целью в центре отдельных жилых кварталов размещались школы, магазины и другие общественные учреждения.

В это же время в центральной части города, наряду с восстановлением старого жилого фонда, началось выборочное строительство отдельных многоэтажных жилых домов. Облик этих новых жилых зданий отражал революционную смену стиля в архитектуре. Первые образцы "конструктивизма" появились в городе. Не только творческая молодежь, но и архитекторы старшего поколения попали под его влияние.

Д. Скоробогатов, много строивший в городе, бывший главным архитектором Екатеринослава, создал интересный проект "конструктивистского" жилого дома, возведенного в 1925 г. на пересечении улиц Алтайской и Караваева. Автор умело воспользовался новой палитрой архитектурных приемов, наглядно продемонстрировав, что талант и мастерство являются залогом успешной работы в рамках любой архитектурной школы. Совершенно гладкие плоскости стен архитектор разнообразил сугубо конструктивными элементами: бетонными поясами, стягивающими здание по верху оконных проемов, и угловыми окнами, как бы разрывающими стены здания в месте их пересечения. К этим лаконичным средствам архитектурной выразительности необходимо добавить возвышающуюся угловую часть здания, вокруг которой, словно на шарнирах, развернуты боковые крылья.

Похожие композиционные приемы использовал архитектор В. Самодрыга в жилом доме, построенном для общества политкаторжан в 1930 г. Это здание стало архитектурным акцентом застройки Октябрьского пер. Другой конец переулка, выходящего на Октябрьскую пл., завершил жилой дом, созданный в 1931 г. по проекту архитектора Корсунского, который успешно продемонстрировал композиционное богатство приемов нового стиля. Живописная конфигурация дома образована сдвижкой разновысоких секций в горизонтальной плоскости. Широкие мягкие обводы ограждений глубоких лоджий, скругленные на углах, подчеркивают сильные уступы, придавая объемно-пространственной композиции здания острую пластическую выразительность.

В 1922 г. на I съезде Советов С. М. Киров выступил с предложением построить для новой народной власти Дворец Советов в Москве. На местах также откликнулись на принятое съездом решение. В 1923-1925 гг. в Амур-Нижнеднепровском районе (тогда еще Екатеринослава) было сооружено здание местного районного Совета депутатов трудящихся. Это было одно из первых в стране зданий подобного типа. В общественных зданиях Днепропетровска новый стиль проявился несколько позднее, чем в жилье. Так, Д. Скоробогатов, проектируя в стиле конструктивизма жилые дома, в то же самое время здание райсовета решил в формах классики, правда уже с некоторыми признаками нового архитектурного веяния.

Дальнейший социальный прогресс сдерживался наследственной отсталостью в развитии страны. На первых порах надо было найти наиболее доступные формы приобщения самых широких народных масс к достижениям культуры и науки. Архитекторы Днепропетровска приняли активное участие в создании Дворца охраны здоровья, затем Дворца Труда. Произошла фантастическая трансформация понятия "дворец", приобретшего совершенно новое содержание. Однако в самом начале этих преобразований архитекторы продолжали оставаться в плену старых слов: им казалось, что дворец рабочих должен быть похож на дворец королей. Возможно поэтому первый народный дворец в городе, созданный по проекту архитектора А. Красносельского, был решен в традиционной архитектурной одежде классических форм. Здание размещалось в непосредственной близости от строящегося рабочего поселка им. Фрунзе и предназначалось для лечения, а также для пропаганды санитарных знаний среди металлистов "Петровки". Особенность функционального решения состояла в объединении под одной крышей лечебных помещений с лекционными и выставочными залами. По сути дела, новое учреждение представляло собой поликлинику с огромными залами ожидания, предназначенными одновременно для санитарно-воспитательной работы. План здания скомпонован по классической трехчастной схеме, в которой центральный и два боковых блока объединены в целостную объемно-пространственную композицию 2-этажными переходами. Дворец охраны здоровья или, как его еще называли, Дворец профилактики был открыт в канун 10-й годовщины Советской власти.

Изменения эстетических взглядов в середине 20-х годов XX в. оказались слишком радикальными, чтобы их можно было уместить в рамки традиционной палитры архитектурных средств выразительности. Поэтому, когда в 1925 г. был объявлен всесоюзный конкурс на Дворец труда в Екатеринославе, только один проект оказался выполненным в формах классики - все остальные представляли различные направления набиравшего силу конструктивизма. Ни один из отмеченных жюри проектов не был пригоден к исполнению в натуре, и дальнейшее проектирование поручили А. Красносельскому, который должен был разработать проект в соответствии с реальными техническими и экономическими возможностями строительства. Вернувшись из творческой поездки, архитектор буквально в течение нескольких дней закончил работу, однако стихией его все же осталась классика: наряду с ультрановыми формами стеклянных призм-эркеров, поднимающихся на всю высоту главного фасада, нашли место своеобразные портики с квадратными столбами вместо круглых колонн, украшающие боковые крылья здания; в конструктивистскую ткань фасадов, где торжествует эстетика прямой линии и прямого угла, неожиданно вторгаются криволинейные арочные проемы; ровная плоскость стены оживлена лопатками, расположенными между оконными проемами.

В объемно-пространственной композиции Дворца труда А. Красносельский успешно соединил в единое целое элементы классики и конструктивизма. В результате Дворец труда оказался самым значительным архитектурным произведением Красносельского. Дворец труда, также как и Дворец профилактики, был построен возле рабочего поселка им. Фрунзе и предназначался прежде всего для обслуживания трудящихся металлургического завода им. Г. И. Петровского (впоследствии он был переименован в Дворец культуры металлургов им. Ильича). Здание закончено строительством к 15-й годовщине революции.

В начале 1930-х годов в Днепропетровске строится ряд крупных высших учебных заведений. Среди них наиболее выразительна архитектураИнженерно-строительного института, выполненного по проекту архитектора Г. Швецко-Винецкого. Молодой архитектор, получивший образование в Ленинграде, воспитанный на идеалах эстетики конструктивизма, принимавший новый стиль всецело, а не только как дань уважения победившему направлению, ярко и талантливо исполнил архитектурную композицию в полном соответствии с канонами нового стиля. План здания асимметричен, на фасад выходит закругленный торец лекционного зала, придавая всей композиции острое динамичное начало. Это впечатление еще больше усиливает вынесенный наружу и нависающий над главным входом экспрессивный объем кинобудки. Выразительна зубчатая стена примыкающего с левой стороны учебного корпуса, окна которого повернуты под углом к плоскости фасада для предохранения помещений от прямых солнечных лучей. В интерьере привлекает внимание пологий пандус - излюбленный прием конструктивизма, заменивший парадную лестницу. В ребрах железобетонного покрытия лекционного зала автор помимо конструктивной необходимости увидел пластическую красоту технической формы и оставил ее открытой в качестве декоративного узора на потолке.

Значительно сдержаннее архитектура Института инженеров железнодорожного транспорта, построенного в те же годы по проекту московских авторов М. Барща и Б. Соколова. Строгие параллелепипеды учебных корпусов, лишенные всяких украшений и поставленные один за другим вглубь участка, прорезаны нанизанными на одну ось многоэтажными переходами. Рядом разместилось 4-этажное студенческое общежитие, выполненное по проекту архитектора К. Щукина. Пластичные закругления углов изломанного в плане здания усилены горизонтальными полосами сплошных балконов. Стилевая принадлежность к конструктивизму подчеркнута гладкими поверхностями стен, непрерывными тягами железобетонных поясов-перемычек, квадратными оконными проемами.

Рассматривая период конструктивизма в архитектуре Днепропетровска, следует отметить небольшое здание специального назначения - АТС на просп. Пушкина. Артистизм прорисовки архитектурной формы, доведенный до утонченного мастерства, проявился здесь в полную силу. Динамичные горизонтальные полосы балконных ограждений, словно выходящие из поля стены, пересекаясь в разных плоскостях на углу здания, образуют развитую скульптурную пластику фасада. И в наше время здание сохраняет силу своего эстетического воздействия, поражая непосредственностью и яркостью архитектурного языка.

Застройка города в первые годы Советской власти велась без генерального плана, продолжая наметившиеся ранее тенденции развития. Днепропетровск, подобно многим другим индустриальным городам, пережившим промышленный бум конца XIX в., не имел четко организованного градостроительного зонирования. Чересполосица промышленных и селитебных территорий, а также захват ценных городских земель вдоль коммуникаций речного и железнодорожного транспорта крупными заводами - негативное явление в планировочной структуре города, рожденное стихией свободного предпринимательства, - еще долго давало о себе знать. В послереволюционное десятилетие город продолжал расти, включая в свою черту пригородные территории. В этот период административно-территориальные границы переименованного в Днепропетровск Екатеринослава впервые перешагнули левый берег Днепра. Поселки Нижне-Днепровск, Амур Пески, Воронцовка, Клочко, Чернозем и Сахалин вошли в городскую черту. Формальное присоединение левобережных территорий не было еще закреплено архитектурно-композиционными средствами. Река в то время не объединяла, а разделяла город на две неравные части. Малоэтажная застройка левого берега практически не была видна с правого. Основной массив города оставался на высоком правом берегу. Там же находился общегородской центр, протянувшийся вдоль главного проспекта. Его живописный зубчатый силуэт был образован случайным сочетанием низких и высоких архитектурных объемов. За пределами центра высота застройки резко уменьшалась и окраина города незаметно переходила в пригородную зону.

2.Построение плана организации рельефа –показать уклоны проездов, отметки переломных точек – 3 этап – план организации рельефа.

 

 

Практическое занятие 5.

План.

1.История г.Днепропетровска.

2.Инженерное оборудование.

3.Технико-экономические показатели.

1.История г.Днепропетровска.

В 1930-е годы город напоминал огромную строительную площадку. Особенно интенсивно расширялись промышленные предприятия левого берега Днепра. На самом крупном из них - Нижнеднепровском трубопрокатном заводе им. Карла Либкнехта были сооружены мартеновский и баллонный цехи. В 1934 г. пущены новые станкостроительный, а через год - механический цехи на проволочно-гвоздильном производстве метизного завода, ставшего предприятием союзного значения. В том же году в Амур-Нижнеднепровском районе был основан Нижнеднепровский стрелочный завод. Одновременно расширялся электротехнический завод "Светофор", производящий сигнализационное оборудование для железных дорог. В начале 1930-х годов на городской обувной фабрике был построен 4-этажный производственный корпус, в пошивочном цехе которого установили ленточный конвейер. В 1937 г. началось сооружение завода сухих завтраков, через 4 года он выдал свою первую продукцию - кукурузные хлопья. На берегу Самары, в месте впадения ее в Днепр, велось строительство мясокомбината, законченного в 1941 г.

Новое крупное промышленное строительство уже в самом начале 1930-х годов со всей остротой поставило вопрос о необходимости создания генерального плана города, отсутствие которого мешало рациональной застройке территории, лишало город целенаправленных путей развития. В 1933 г. генеральный план Днепропетровска, составленный на 15-летний период был закончен. Его выполнили под руководством М. Шаповалова архитекторы М. Карпович и Т. Вовненко. Это был первый генеральный план Днепропетровска, созданный в советское время, значение его для развития города трудно переоценить. Идеи, заложенные в нем, нашли отражение в дальнейшем строительстве и повлияли на составление последующих генпланов города. В генплане четко учитывался и рационально использовался такой важный географический фактор, как топографическая особенность местности, которую занимал город, что во многом предопределило судьбу его дальнейшего развития.

Изменившееся отношение к природным факторам в градостроительстве наглядно проявилось в возросшей популярности такого эффектного композиционного элемента, каким является водная поверхность. Река, помимо выполнения хозяйственных и санитарных функций, могла стать украшением города. Возникло совершенно новое представление о роли и значении водного зеркала в городском ансамбле. Широкое использование водной поверхности как художественного материала градостроительной композиции привело к возникновению новой планировочной идеи - река внутри города.

Новая градостроительная концепция поколебала вековую традицию размещения города на высоком берегу Днепра. Река, бывшая на окраине города, решением генерального плана как бы "перемещалась" в его центр. Для этого предусматривались расчистка подходов к воде, освобождение берегов от ветхой застройки и складских помещений. Акватория Днепра рассматривалась не только как естественный рубеж, делящий город на две части, но и как композиционная ось, соединяющая части в единое целое.

Решительной градостроительной акцией было предложение перенести центр города с пр. К. Маркса на набережную. Здесь предлагалось разместить новые крупнейшие сооружения города: Дом государственных учреждений и Дом Красной Армии. К существующим двум мостам, соединяющим левый и правый берега, проектом добавлялось еще два: один - в месте бывшего наплавного моста, продолжающий Новомосковское шоссе, другой - в районе Новых Кайдаков. Разрабатывая планировочную структуру города; авторы органично увязали ее с рельефом местности. Так, застройка правого берега размещалась на прибрежной полосе и четырех холмах.

Эти особенности природного ландшафта были учтены в проекте: пять планировочных районов правобережья имели четкие естественные границы: четыре района, расположенные на холмах, разделялись оврагами, а прибрежный район, помимо береговой линии Днепра, ограничивался железнодорожной веткой с развитой сетью подъездных путей и вокзалом. Глубокие балки, расчленяющие город в поперечном направлении, предоставили авторам генплана редкую возможность визуально отделить городские районы друг от друга. Овраги предлагалось использовать под парки, которые клиньями вторгались с периферии в центр, неся с собой чистый воздух и прохладу. С помощью искусственных запруд предполагалось соорудить систему озер, каскадами спускающихся к прибрежной зоне. Для связи между холмами было решено параллельно Днепру проложить три скоростные магистрали с мостовыми переходами через разделяющие их овраги. Новые дороги должны были разгрузить центральную магистраль города - просп. К. Маркса

Рельеф левого берега намного спокойней и проще. Территория состоит из трех террас. Нижняя является пойменной частью Днепра и часто затапливается паводковыми водами. Средняя - плавно повышается, так что в некоторых местах перепад отметок достигает 8 м. По средней террасе проходит русло реки Гнилокиш, приводившей к заболоченности всей территории левобережья. Верхняя, переходящая в коренной берег, местами возвышается над зеркалом воды до 15 м. В северной части верхняя терраса служит водоразделом и имеет обратный уклон в сторону реки Кильчени. Генеральный план города включал в качестве важного раздела разработку специальных гидротехнических мероприятий по борьбе с грунтовыми и паводковыми водами. На правом берегу, между железнодорожными мостами, намечалось строительство набережной, на левом берегу, в створе этих же мостов - обвалование территории. Для понижения уровня грунтовых вод правого берега сооружалась целая система горизонтального дренажа. По другую сторону Днепра, на реке Гнилокиш, с этой целью прокладывался осушительно-дренирующий канал. Кроме того, было предложено углубить русло канала и организовать по нему движение речного транспорта. Началась мелиорация всех заболоченных территорий: Амур-Нижнеднепровска, Диевки, Мандрыковки, Иосифовки и ряда других районов. При определении перспектив развития города был принят во внимание его основной градообразующий фактор - рост промышленных мощностей. Изучены и проанализированы вопросы реконструкции старых и создания новых промышленных предприятий: во-первых, целесообразность логического завершения технологического процесса на существующих предприятиях, включая использование отходов производства; во-вторых, наличие промышленного или сельскохозяйственного сырья; в-третьих, требования полноценного использования свободной рабочей силы, в том числе обеспечение женской занятости; в-четвертых, необходимость удовлетворения потребительских нужд городского населения.

В ходе реализации генерального плана возникла необходимость в уточнении очередности этапов его осуществления. В связи с этим в 1936 г. разрабатывается трехлетний план строительства, регламентирующий сроки выполнения проекта планировки и реконструкции города на период с 1936 г. по 1938 г. По этому плану первоочередное жилищно-гражданское строительство намечалось вести на основных улицах города: набережной Днепра, проспектах К. Маркса и Пушкинском. В то же время предполагалось дальнейшее развитие города на левом берегу, вдоль линий транспортных связей. По комбинированному мосту, сочетающему железнодорожное и автомобильное движение, кроме того, был пущен трамвай. В районы нового строительства заблаговременно провели водопровод. Город энергично обживал оба берега реки.

В соответствии с предложениями генерального плана началось строительство набережной. Небольшая береговая полоса у бывшего наплавного моста уже тогда была одета в гранит. Здесь же в середине 30-х годов приступили к сооружению грандиозного Дома Красной Армии (объемом 100000 м3) по проекту архитекторов Г. Швецко-Винецкого и Б. Кащенко, победивших на Всесоюзном конкурсе с очень сильным составом участников. По сути дела это был первый шаг в формировании архитектурного облика набережной. Город, ранее фактически отрезанный от Днепра, начал выходить к его берегам. Война прервала строительство, задержав еще на одно десятилетие создание набережной в Днепропетровске.

Генеральным планом 1933 г. было определено террасообразное построение, архитектурной композиции высокого правого берега реки в полном соответствии с характером рельефа местности. Нижняя терраса проходила по набережной, вторая ступень - по просп. К. Маркса, следующая лежала на Пушкинском просп., самая верхняя находилась на вершинах городских холмов.

Чтобы осуществить снос малоценного жилья в густонаселенном районе города, было принято решение (по примеру Москвы и Ленинграда) о создании резервного жилого фонда, который сделал бы возможным проведение широких реконструктивных мероприятий. Проектом предусматривалась квартальная система застройки города. В состав обобществленного сектора квартала входили обслуживающие учреждения - клуб-столовая, детский сад и детские ясли. По периметру квартала располагались жилые дома. В 30-е годы предпочтение полностью отдавалось периметральной или рантовой композиции кварталов, пришедшей на смену строчной застройки 20-х годов. Реконструкция усложнялась необходимостью максимально сохранить ценный капитальный жилой фонд. Конфигурация кварталов выбиралась таким образом, чтобы оставить в неприкосновенности наибольшее количество пригодных для использования старых зданий, и участки периметра квартала достраивались новыми сооружениями. Там, где это было вызвано крайней необходимостью, допускался частичный снос старых зданий. Строения, находящиеся внутри квартала, оставлялись на время "естественного доживания". Жилой дом на углу просп. К. Маркса и ул. Мостовой, завершенный строительством в 1935 г. по проекту архитектора В. Самодрыги, был одним из первых в городе, созданных в соответствии с изменившейся стилевой направленностью. 100-квартирный жилой дом композиционно закрепил пересечение главной магистрали с одним из поперечных проездов к Днепру. Первый этаж, частично отведенный под магазин, украшен трехчетвертными колоннами дорического ордера, что придало зданию торжественность и монументальность. Большие окна-витрины говорят о назначении расположенных за ними помещений. В качестве художественного оформления стен удачно использована мощная пластика ограждений балконов, живописные ряды балясин создают изящный светотеневой эффект на фасаде. Стены, как это было принято в эпоху классицизма, оштукатурены в мажорной цветовой гамме, полученной сочетанием желтого поля стены с белыми колоннами и балконами. В середине 30-х годов снова вернулся к творческой практике А. Красносельский, кипучей деятельностью как бы наверстывая вынужденный простой в период конструктивизма. В 1936 г. по его проекту был построен трехсекционный жилой дом на углу улиц Чкалова и Короленко. Планировка дома отражает характерные приемы того времени. Композиционное решение фасада отличалось широким использованием элементов классического наследия. Архитектурный акцент сделан на угловой скошенной части здания. Здесь на высоту первых двух этажей поставлен ряд колонн ионического ордера, поддерживающих балюстраду со скульптурами. Выше, на следующих двух этажах, ионические колонны сменяются пилястрами с коринфскими капителями. На следующем углу ул. Короленко, при пересечении ее с ул. Челюскина, архитектор А. Красносельский в 1940 г. построил еще один жилой дом, в котором повторен принцип ярусного членения фасада. Правда, в этом доме таких ярусов не два, а три, и нижний на высоту двух этажей подчеркнут рустовкой. Прием горизонтального членения стены на несколько поясов был излюбленным в то время. В этом плане представляет интерес жилой дом на ул. Ленина, 9, построенный по проекту архитектора М. Клебанова. Двухъярусный фасад, рустованный неглубоким швом на всю высоту стены, украшен балконами с изящными балясинами.

Важным звеном реконструкции центрагорода явилось формирование одной из центральных городских площадей в районе пересечения просп. К. Маркса с поперечной магистралью, ведущей к проектируемому Новомосковскому шоссе. На месте, где когда-то располагались торговые ряды, было решено создать крупнейшие в городе торговые предприятия: Центральный универмаг и "Детский мир". Проектирование этих архитектурных объектов было поручено А. Красносельскому. На месте строительства оказались сложные гидрогеологические условия. По предложению инженера М. Шермана под фундаменты было подведено дренирующее основание с отводом воды в ливневую канализацию. В качестве несущих конструкций универмага были использованы железобетонные трехпролетные четырехэтажные рамы, соединенные в уровне этажей системой продольных прогонов, образующих кессонную структуру перекрытий. Рабочие залы трех этажей универмага рассчитаны на одновременное посещение 1200 покупателей. На четвертом аттиковом этаже расположены бытовые и служебные помещения. Подвал отведен под склады и распаковочные. Связь между этажами осуществлялась тремя лестницами, открытыми с одной стороны. Промежуточные площадки лестничных маршей полукруглыми выступами выходят за пределы здания, образуя вертикальные членения на фасаде. Архитектурное оформление фасадов выполнено с использованием классических форм, но с присущим автору творческим подходом. Капители пилястр" и колонн только приблизительно напоминают коринфские, демонстрируя блестящее индивидуальное мастерство автора в прорисовке деталей. Смело нарушает А. Красносельский классические каноны при формировании объемно-пространственной композиции здания. На главном фасаде универмага архитектор неожиданно запроектировал центральный портик западающим, что позволило организовать удобную площадку перед входом в здание. Аналогичным образом запроектирован "Детский мир". В натуре была осуществлена только одна центральная часть.

На смежной, более высокой городской террасе, где расположена ул. Комсомольская, идущая параллельно центральному проспекту К. Маркса, также возводились новые общественные сооружения. Здесь в середине 30-х годов было построено здание облземотдела. В его архитектуре авторы В. Самодрыга и А. Юхилевич продолжили начатые еще во Дворце профилактики приемы освоения русской классики.

На вершину самого высокого городского холма подымается просп. К. Маркса и выходит на Октябрьскую пл. В конце 30-х годов процесс размежевания проспекта и площади был окончательно завершен. В те годы такое решение рассматривалось как упорядочение существующей градостроительной ситуации, в которой площадь воспринималась огромным бесформенным пространством. Слева от исторического музея в 1939 г. стали возводить краеведческий музей. Здание проектировали и начали строить еще до революции, были возведены только стены. В 1939 г. оно было достроено и реконструировано под проектный институт Днепрогипротранс. В завершающей стадии проектирования принимал участие архитектор А. Витлин. В композиции фасадов использованы традиционные формы классики, стилистически увязанные с архитектурой существующих на площади Преображенского собора, старого здания Исторического музея и главного корпуса Горного института, размещавшегося на противоположной стороне проспекта. Выразительность пластики нового музея достигнута прежде всего благодаря устройству глубоких ниш на фасаде. Карниз над ними имеет небольшую раскреповку, в каждой нише на всю высоту здания установлена пара коринфских колонн. Над карнизом находится аттиковый этаж меньшей площади, конфигурация которого не совпадает с планом основных этажей здания. В результате на кровле получились широкие террасы, огражденные балюстрадами. Стены здания вычерчивают в плане один рисунок, карниз - другой, аттиковый этаж - третий. Все это значительно обогащает объемно-пространственную композицию сооружения.

В 1936 г. начались занятия в новом корпусе университета на просп. К. Маркса, созданном по проекту реконструкции архитекторов А. Красносельского и В. Самодрыги. Это была совместная работа учителя и ученика. Авторы надстроили четвертый этаж сооружения, умело объединив отдельные его части в единое композиционное целое.

При перестройке коммерческого училища под облисполкомперед А. Красносельским стояла довольно сложная задача преобразования одного типа здания в совершенно другой. Помимо решения чисто функциональных задач, немалые сложности представлял вопрос создания нового образа сооружения с учетом сохранения старой коробки. Увеличив высоту здания путем надстройки, автор композиционно подчеркнул его центральную часть, разместив здесь зал заседаний, что придало необходимую торжественность и значимость.

Реконструкция театра им. А. М. Горького - последняя работа А. Красносельского. Она была завершена перед самой войной. Архитектор и здесь остался верен себе, продемонстрировав свободное творческое отношение к канонам. Фронтон, который должен покоиться на колонном портике главного фасада, сдвинут назад, уступая место скульптурам на карнизе. В фронтоне за ними устроены оконные проемы для освещения фойе. Такое, прямо скажем, "дерзкое" обращение с классической традицией было в то же время вполне оправданным, так как давало возможность полностью использовать существующую стену старого театрального здания. Талантливый архитектор не только никогда не избегал проблемных ситуаций в творчестве, а скорее искал их, что позволяло ему проявить изобретательность и виртуозное мастерство. Работы А. Красносельского оставили яркий след в архитектурной практике Днепропетровска.

В 1935 г. в парке им. Т. Г. Шевченко по проекту архитекторов Г. Швецко-Винецкого и В. Ковалевича был построен Зеленый театр, рассчитанный на специальный репертуар, включающий массовые представления на открытом воздухе. Сооружение предназначалось, в основном, для организованной самодеятельности масс. В то же время театр служил универсальным зрелищным сооружением, позволяющим проводить митинги, собрания, народные празднества. Действие происходило на открытой круглой площадке сцены-арены, позади которой размещалась музыкальная раковина. Амфитеатр был рассчитан на 2500 сидящих и 500 стоящих зрителей. Авторы проекта продумали сценарий восприятия архитектурного объекта во времени и движении: к театру, утопающему в зелени, ведет одна из центральных дорог парка, и вначале посетитель не видит сооружения - при приближении оно раскрывается все сразу, так как зритель смотрит на него сверху вниз, охватывая единым взглядом всю панораму. К сожалению, во время войны Зеленый театр сгорел, и сейчас частично восстановлен только амфитеатр.

Бурное развитие города опередило все предварительные прогнозы и планы. С 1926 по 1939 г. население Днепропетровска выросло более чем в два раза и превысило 500 тыс. человек. Генплан, завершенный в 1933 г., к началу 40-х годов по многим позициям оказался исчерпанным. Возникла необходимость в составлении следующего генерального плана, рассчитанного на более длительную перспективу. Он был разработан в Гипрограде в 1941 г. архитекторами В. Ореховым и Н. Коломийцем. В новом генплане было уточнено функциональное распределение территорий, получила дальнейшее развитие транспортная схема города. Общественный центр снова был возвращен на центральный просп. К- Маркса. Главная площадь намечалась на пересечении просп. К. Маркса с продолжением Новомосковского шоссе на правом берегу Днепра. Усиливалось значение поперечных улиц, связывающих город с рекой.

Во вновь созданном генплане в полном объеме учитывались основные географические факторы и были сделаны все необходимые технико-экономические обоснования. Успешному воплощению проекта в жизнь помешала война. 1933-1941 гг.- период архитектурной жизни Днепропетровска, ознаменовавшийся, прежде всего, грандиозными преобразованиями, получившими отражение в новых генеральных планах города. В планировочной структуре Днепропетровска все явственнее стала проступать радиально-замкнутая схема, объединившая оба берега реки. Основные городские магистрали находили планировочное продолжение по обе стороны Днепра. Таким образом, прямоугольная сетка улиц старого города была включена в более крупномасштабную радиально-кольцевую систему. При этом Днепр перестал играть роль барьера, отделяющего правый берег от левого, хотя еще сохранялось композиционное противопоставление двух частей города. Урбанизированную панораму обжитого правого берега контрастно дополняла парковая зелень левого.

Впервые в истории города был возведен небольшой участок каменной набережной, положивший начало формированию речного фасада Днепропетровска. Здесь начали строиться крупнейшие общественные сооружения. Город стал приобретать очертания компактного пятна, равномерно развивающегося как вдоль водного диаметра, так и в перпендикулярном направлении. Эта градостроительная тенденция поддерживалась в течение многих лет. Центральный проспект города выравнивал свою высоту" стремясь к единой линии карниза. За исключением центра, в Днепропетровске по-прежнему преобладала малоэтажная застройка, так что трудно было уловить границу между приусадебным жильем городских окраин и близлежащими пригородами. Город как бы незаметно и постепенно вырастал из окружающей среды.

 

Определение общей территории городского поселения.

Территория города предусматривает несколько планировочных зон, имеющих различное функциональное назначение: селитебную, производственную, ландшафтно-рекриационную.

Селитебная территория предназначена: для размещения жилого фонда, общественных зданий и сооружений, в том числе научно-исследовательских институтов и их комплексов, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон; для устройства путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования.

Производственная территория предназначена для размещения промышленных предприятий и связанных с ним объектов, комплексов научных учреждений с их опытными производствами, коммунально-складских объектов, сооружений внешнего транспорта, путей внегородскогои пригородного сообщений.

Ландшафтно-рекриационная территория включает городские леса, лесопарки, лесозащитные зоны, водоемы, земли сельскохозяйственного использования и др. угодья.

Расчет потребностей в селитебной территории

Расчет осуществляется по укрупненным показателям в расчете на 1000 жителей:

- в городах при средней этажности до 3-х этажей – 10 га. в расчете на

1000 жителей (без приусадебных участков);

- в городах при средней этажности до 3-х этажей – 20 га. в расчете на

1000 жителей (с приусадебными участками);

- в городах при этажности от 4-х до 8 этажей – 8 га. в расчете на

1000 жителей;

- в городах при этажности от 9 этажей и выше – 7 га. в расчете на

1000 жителей.

Найдем потребность в селитебной территории.

Допустим - количество жителей, проживающих в данном поселении равно 750000 чел.

Этажность застройки 7-этажные дома составляют 60%; 9 этажные - составляют 30%; 14 этажные -10%.

Sселитебн. = S7 + S9 + S14

S7 = 8*0,6*750 = 3600 га (8 га х 0,6(60%) х 750(тыс.чел.))

S9 = 7*0,3*750 = 1575 га (7 га х 0,3(30%) х 750(тыс.чел.))

S14 = 7*0,1*750 = 525 га (7 га х 0,1(10%) х 750(тыс.чел.))

Sселитебн. = 3600 + 1575 + 525 = 5700 га.

Итак потребность в селитебной территории = 5700 га.

При проектировании жилой застройки, как правило, выделяются два основных уровня структурной организации селитебной территории:

- микрорайон (квартал) – основной планировочный элемент жилой застройки площадью 10-60 га, но не более 80 га, численность населения 5-20 тыс. человек, не расчлененный магистральными улицами и дорогами, обеспеченный основными видами учреждений с и предприятий повседневного культурно-бытового обслуживания населения с радиусом не более 500 м; границами микрорайона являются магистральные или жилые улицы, проезды, пешеходные пути;

- жилой район – структурный элемент селитебной территории площадью от 80 до 250 га, в пределах которого размещаются учреждения и предприятия с радиусом обслуживания не более 1500 м, а так же часть объектов городского значения; границами жилого района являются естественные труднопреодолимые рубежи, магистральные улицы и дороги общегородского значения.

Возьмем кол-во жилых районов равным 30, таким образом, площадь каждого жилого района будет равной 190 га. (5700/30=190 га)

Кол-во микрорайонов в каждом ж. районе будет = 4. Всего микрорайонов в городе – 120.(30х4=120)

Кол-во жителей в каждом жилом районе = 25000 человек. (750000/30=25000)

Кол-во жителей в каждом микрорайоне = 6250 человек. (25000/4=6250)

При проектировании жилой застройки предусматриваем размещение площадок, расположенных в каждом микрорайоне города, размеры которых и расстояния от них до жилых и общественных зданий берем из таблицы приведенной ниже.

Таблица 1. Перечень объектов, размещаемых в пределах микрорайона.

Площадки Удельные размеры площадок, м2/чел. Расчет м2
Для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста 0,7 750000*0,7 = 525000
Для отдыха взрослого населения 0,1 750000*0,1 = 75000
Для занятий физкультурой и спором 750000*2 = 1500000
Для хозяйственных целей и выгула собак 0,3 750000*0,3 = 225000
Для стоянки автомобилей 0,8 750000*0,8 = 600000
Итого  







Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 1850;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.048 сек.