Микеланджело Буонаротти (1475-1564).
Микеланджело родился 6 марта 1475 г. в тосканском городке Капрезе в семье городского советника. В 1488 г. Микеланджело против воли своего отца поступает учеником в мастерскую Доменико Гирландайо.
В мастерской Гирландайо он пробыл недолго, ибо хотел стать ваятелем, и перешел в ученики к Бертольдо, последователю Донателло, руководившему художественной школой в садах Медичи на площади Сан-Марко. Его сразу же заметил Лоренцо Великолепный, оказавший ему покровительство и введший его в свой неоплатонический кружок философов и литераторов. Уже в 1490 году стали говорить об исключительном даровании совсем еще юного Микеланджело Буонарроти. В 1494 году, с приближением войск Карла VIII, он оставил Флоренцию, вернулся в нее в 1495 году. В двадцать один год Микеланджело отправляется в Рим, а затем в 1501 году снова возвращается в родной город.
Основы культуры Микеланджело носили неоплатонический характер. Неоплатонической до конца остается и идейная сущность его деятельности и противоречивой религиозной жизни. Несмотря на учебу у Гирландайо и Бертольдо, Микеланджело можно считать самоучкой. Искусство он воспринимал неоплатонически, как неистовство души. Но источником вдохновения для него, в отличие от Леонардо, служила не природа, а культура как история человеческой духовности, борьбы за спасение души. Он изучает классическое искусство, и некоторые из его творений принимают даже за античные, что служит доказательством его стремления не столько к истолкованию исторической действительности, сколько к овладению ею в целях дальнейшего преодоления. Первые его работы того времени: «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров».
Первый Римский период (1469-1501).
В Риме Микеланджело продолжил начатое в Садах Медичи изучение античной скульптуры. К этому периоду относится статуя Вакха и скульптурная группа «Пьета» (Оплакивание Христа). Это единственная работа, которую он подписал. Молодая Мария изображена с мёртвым Христом на коленях.
Флорентийский период (1501-1506).
Вернувшись во Флоренцию, Микеланджело получил от правительства заказ на создание 5,5-метровой статуи Давида. Герой Ветхого завета изображён Микеланджело в виде красивого мускулистого обнажённого юноши, который с тревогой смотрит вдаль, как будто оценивает своего врага – Голиафа – с которым ему предстоит биться. Статуя стала символом Флоренции и помещена перед Палаццо Веккио перед флорентийской ратушей.
Установленная на главной площади Флоренции рядом с ратушей Палаццо Веккио (ныне заменена копией), она должна была стать символом свободы республики. Микеланджело изобразил Давида не в виде хрупкого подростка, попирающего отрубленную голову Голиафа, как это делали мастера 15 в., а как прекрасного, атлетически сложенного гиганта в момент перед сражением, полного уверенности и грозной силы.
Флоренция изнемогала от борьбы партий, внутренних раздоров и внешних врагов и ждала освободителя. С очень давних лет во дворе Санта Мария дель Фьоре лежала огромная глыба каррарского мрамора, которая предназначалась для колоссальной статуи библейского Давида для украшения купола собора. Глыба имела 9 футов высоты и осталась в первой грубой обработке. Никто не брался завершить статую без надставок. Микеланджело решился изваять цельное и совершенное произведение, не уменьшая его величины, и именно Давида. Микеланджело работал один над своим произведением, да и невозможно было здесь чужое участие - так трудно было рассчитать все пропорции статуи. Художник задумал не пророка, не царя, а юного гиганта в полном избытке молодых сил. В тот момент, когда герой мужественно готовится поразить врага своего народа. Он твердо стоит на земле, отклонившись немного назад, отставив правую ногу для большей опоры, и спокойно намечает взором смертельный удар врагу, в правой руке он держит камень, левой снимает с плеча пращу. В 1503 году 18 мая статуя была установлена на площади Сеньории.
Одновременно с работой над статуей Давида Микеланджело получил возможность доказать свой талант живописца. Ему была заказана для Зала Пятисот Палаццо Веккио фреска «Битва при Кашине». Одновременно Леонардо да Винчи должен был написать вторую фреску для того же зала – «Сражение при Ангиари». Ни тот ни другой художник не закончили своей работы, они остановились на стадии картонов – подготовительных изображений в натуральную величину.
Дата добавления: 2015-04-07; просмотров: 873;