Успение Богородицы».
Этот алтарный образ заказал римский юрист Лаэрцо Черубини для семейной церкви. Это полотно было отвергнуто священнослужителями по причине «недостойного изображения». Существовавшие каноны требовали показывать Марию как бы уснувшей перед тем, как переместиться на небо. У Караваджо Мария показана действительно умершим человеком. На этот раз критика в адрес художника была особенно яростной. Картину с возмущением отклонили, так как автор «изобразил тело Богородицы распухшим и с босыми ногами». Д. Беллори отмечает, что тело Богородицы выглядит «вздутым трупом обычной женщины», а Д. Манчини в своей книге приводит факт, будто бы Караваджо писал фигуру Богородицы с трупа проститутки, утонувшей в Тибре.
Персонажи, окружившие смертное ложе Богородицы, являются учениками Христа. Неутешно рыдающая на переднем плане картины женщина – Мария Магдалина. Молодой человек, обхвативший голову руками, - евангелист Иоанн. Ему Христос, умирая на кресте, поручил заботиться о своей матери.
Отвергнутую церковниками картину приобрёл для коллекции герцога Мантуанского Рубенс. Живописец королей увидел то, о чём лишь теперь говорят историки искусства: «Смерть Марии» является вершиной в творчестве Караваджо. Она достойна быть поставленной рядом с картинами Рембрандта».
Во многих работах Караваджо неизменно присутствуют элементы натюрморта. Во времена Караваджо натюрморт считался низким жанром живописи. Художник, не соглашаясь с общепринятыми представлениями, сказал однажды: «Натюрморт требует не меньшего мастерства, чем картина, и написать один цветок не проще, чем фигуру». Его натюрморты интересны как подбором предметов, так и своим аллегоризмом. Например, в работе «Корзина с фруктами» листья слева тянутся вверх, а листья справа поникли и увяли, что символизирует путь от жизни к смерти.
Художник заболел малярией и 18 июля 1610 года умер в возрасте 37 лет. Умер он от той самой лихорадки, выздоровлению после которой он радовался 20 лет назад, на пороге славы и в начале пути.
Маньеризм | «Академия братьев Караччи, вступивших на правильный путь» |
Течение в европейском искусстве 16 века. Зародилось в лоне искусства итальянского Возрождения и отразило кризис ренессансных гуманистических идеалов. Они отстаивали превосходство воображения над природой, рисовали изнеженные, обескровленные образы, с аффектом, фальшивые, изломанные. Позы их моделей вычурны, манерны. Представители: Живопись Понтормо, Пармиджанино, Джулио Романо. В скульптуре: Б. Челлини, Джамболонья. В архитектуре: Вазари, Джулио Романо. | Академия основана в Болонье около 1585 года. Она стала началом всех будущих художественных академий. Они создали первую теоретически обоснованную школу, которая хранит наследие прошлого. Они хотели, чтобы сохранялось великое. Изучение натуры соединяли с её возвышенной идеализацией в духе мастеров Высокого Возрождения. |
Караваджо явился ниспровергателем этого. Он привёл в искусство грубую, неотёсанную правду, мужланов из толпы простонародья. Он заставил композицию служить не красивости, а настоящему чувству. Он сглаживает все мазки, бдительно убирает следы работы, чтобы всем казалось, что они смотрят не на картину, а на живое. Он не выдумывал благообразные лики, апостолы и святые виделись ему в каждом крестьянине, рыбаке, солдате, нищем. Художник смотрел на мир глазами первого реалиста, который хотел запечатлеть на холстах Жизнь, а не образы, построенные по заданным канонам. Священные сюжеты он пишет как сцены народной жизни. Поражает иной раз смелость и дерзость, с которой он трактовал религиозные темы.
В итоге в 17 веке получил распространение караваджизм.
Караваджизм – направление, представленное последователями Караваджо.
Венецианская школа живописи | Флорентийская школа живописи | Живопись Средней Италии | Живопись Северной Италии |
Растущее благосостояние венецианцев было более высоким, чем в остальных частях Италии. Их настойчивость, энергия, оптимизм, привязанность к жизненным радостям и благам способствовала гедонистическому мировосприятию. Венеция была единственным государством в Италии, которое долго наслаждалось миром. Все эти условия развили пристрастие к жизненным удобствам, покою и роскоши, привили им обходительные манеры, создали им репутацию наиболее культурных людей в Европе. Джованни Беллини. Витторе Карпачо. Джорджоне. Тициан. Лоренцо Лотто. Тинторетто (Якопо Робусти). Веронезе (Паоло Кальяри) . Джованни Баттиста Тьеполо. | Значение венецианского искусства исчерпывается его живописью. Не так с флорентийцами. Забудем, что они были великими живописцами, - они, кроме того, великие скульпторы. Забудем, что они скульпторы, - они остаются ещё архитекторами, поэтами, людьми науки. Все возможные формы художественного выражения были ими использованы, и ни об одной из них они не могли бы сказать: « Вот эта полностью исчерпывает мою сущность». Джотто. Фра Анжелико. Мазаччо. Андреа дель Кастаньо. Доменико Венециано. Филиппо Липпи. Гирландайо. Андреа Вероккио. Леонардо да Винчи. Сандро Боттичелли. Микеланджело. | Дуччо. Симоне Мартини. Пьетро Лоренцетти. Пьетро делла Франческа. Пинтуриккио (Бернардино ди Бетто). Перуджино (Вануччи Пьетро). Рафаэль Санти. | Мантенья. Брамантино. Пармиджанино. Корреджо. Караваджо. |
С 4 до 17 века церковь была покровителем европейского искусства, но в Италии эпохи Ренессанса большинство живописных полотен уже заказывались горожанами. Чёткое разделение и изменение типа заказчика наглядно прослеживается в 15 и 16 веках, когда миряне или духовенство выступали и как частные заказчики, и как представители различных общин. Одной группой корпоративных клиентов были цехи, например, цех шерстянщиков или торговцев тканями, они заказывали много крупных произведений, в основном скульптур. Другими коллективными заказчиками были братства, которые преследовали религиозные или благотворительные цели и участвовали в культурно-политических событиях. 3 основных мотива, побуждающих заказывать картины и скульптуры: благочестие, престиж и удовольствие.
Дата добавления: 2015-04-07; просмотров: 844;