Рафаэлло (Рафаэль) Санти (1483-1520).
Родился 6 апреля 1483 года в Урбино. Его отец Джованни Санти был придворным живописцем и поэтом. Будучи человеком весьма образованным, он сумел внушить сыну любовь к искусству и стал первым его учителем. Всё было хорошо в их доме, пока не умерла мать Рафаэля Маджия. Ребёнку тогда было 8 лет, а через 3 года он потеряет ещё и отца. Мастерскую Джованни Санти украшала фреска, написанная им самим: красавица мать с малышом на коленях и с книгой в руке. Рафаэль считал эту фреску изображением Маджии и иногда проводил около стены долгие часы. Вероятно, от этого главной темой творчества Рафаэля стала тема Мадонны, которая нашла у него идеальное воплощение.
Ему ещё не исполнится 19 лет, когда он напишет свой первый шедевр «Мадонну Конестабиле». В круге, точно вписанном в квадрат, Рафаэль изобразил молодую женщину, укрытую синим платком. Она держит в правой руке книгу, левой прижимает к себе маленького сына.
За этим полотном последовала целая серия вариаций на эту тему: «Мадонна со щеглёнком», «Прекрасная садовница», «Мадонна среди зелени», «Мадонна с безбородым Иосифом», «Мадонна под балдахином». Все они возвышают и идеализируют человека, воспевают красоту, гармонию и изящество.
Мадонна со щеглёнком
Мадонна в зелени
Малая мадонна
Мадонна с гранатом
Мадонна Грандука
Мадонна Литта
Мадонна с безбородым Иосифом
Ла Форнарина
В 1504 году Рафаэль вслед за своим учителем Перуджино написал алтарный образ «Обручение Марии». Картина изумительной красоты, просветлённой грусти и мудрости, которая особенно потрясает, если отчётливо представишь себе, что автору чуть больше 20 лет. На заднем плане идеальный храм, который своими формами напоминает архитектурные творения Браманте. Затем автор идеально выстраивает перспективу просторной площади, которая гармонично уходит в глубину и спокойный план пейзажа, растворяющегося в голубой дымке далей. На переднем плане полукругом размещены фигуры обручающихся Марии и Иосифа и окружающих их свидетелей этого торжественного события. Главной темой здесь является тема покорности, полного предания себя во власть высшего начала.
Последующие этапы творческого пути Рафаэля проходили во Флоренции. В это время он изучает работы Леонардо да Винчи, изучает анатомию, перспективу в живописи.
В конце 1508 году Рафаэль получил приглашение папы Юлия II в Рим. Рафаэлю было поручено украсить фресками кабинет папы (Станца делла Сеньятура). Сначала предполагалось, что эта работа будет поделена между несколькими мастерами (Рафаэль должен был расписать свод), но Юлию II настолько понравилась составленная Рафаэлем программа росписей, что он сделал художника единственным исполнителем проекта. Сюжет росписи – четыре сферы духовной деятельности человека: Теология, Философия, Юриспруденция и Поэзия. На своде представлены аллегорические фигуры и сцены. В четырех люнетах находятся композиции, раскрывающие содержание каждой из четырех областей человеческой деятельности: Диспут, Афинская школа, Мудрость, Мера и Сила и Парнас.
Рафаэлю здесь впервые по-настоящему открылась античность. Работа над росписью залов была начата Рафаэлем в 1508 году. Первая комната была личной библиотекой понтифика, в её росписях воплощена идея познания истины через теологию, философию, поэзию и право. Каждой их этих 4 областей знания была посвящена отдельная монументальная композиция. Теология (богословие) – Диспуты, философия – Афинская школа, поэзия – Парнас, право – Мудрость, Мера, Сила.
Дата добавления: 2015-04-07; просмотров: 936;