Диспуты.
Размер фрески, длина основания 770 см. В одной из первых, выполненных Рафаэлем фресок — «Диспуте», которая изображает беседу о таинстве причастия, более всего сказались культовые мотивы. Сам символ причастия — гостия (облатка) установлена на алтаре в центре композиции. Действие происходит в двух планах — на земле и на небесах. Внизу, на ступенчатом возвышении, расположились по обе стороны от алтаря отцы церкви, папы, прелаты, священнослужители, старцы и юноши. Их фигуры даны в живых пластически законченных поворотах и движениях; глаз сразу охватывает их выразительные силуэты. Среди прочих участников здесь можно узнать Данте, Савонаролу, благочестивого монаха-живописца Фра Анжелико. Над всей массой фигур в нижней части фрески, подобно небесному видению, возникает олицетворение троицы: бог-отец, ниже его, в ореоле золотых лучей, — Христос с богоматерью и Иоанном Крестителем, еще ниже, как бы отмечая геометрический центр фрески, — голубь в сфере, символ святого духа, а по сторонам на парящих облаках восседают апостолы. И все это огромное число фигур при столь сложном композиционном замысле распределено с таким искусством, что фреска оставляет впечатление изумительной ясности и красоты.
Рафаэлевский дар организации развернулся здесь во всей силе. Несмотря на подчеркнутую симметрию, композиция фрески отнюдь не производит впечатления абстрактного схематизма: фигуры в нижней ее части размещены так естественно и свободно, что смягчают строгую упорядоченность верхней части. Как ведущий композиционный мотив сквозь всю фреску проходит тема взаимосвязанных огромных полукружий, по которым фигуры располагаются в пространстве. Это живой, уходящий в глубину полукруг свободно размещенных фигур в нижней части фрески и словно его идеальное отражение — более правильное полукружие апостолов на облаках, с которым замечательное по красоте сочетание образует полуциркульная арка люнета, охватывающая всю композицию грандиозной фрески.
Афинская школа
Парнас
К 1512 году относится картина «Триумф Галатеи»
Галатея – олицетворение спокойного моря. Она любила пастуха Акида. Циклоп Полифем, влюблённый в Галатею, из ревности убил Алкида, бросив на него скалу. Кровь Алкида была превращена в реку, текущую в море, и Галатея соединилась со своим возлюбленным.
В 1515 году Рафаэль пишет «Сикстинскую мадонну». Она написана для церкви монастыря Сикста и изображает явление Богоматери святому отцу Сиксту и святой Варваре. Рафаэль помещает фигуры в глубокое пространство. Окружённая сиянием, торжественная и величественная, шествует по облакам Мария, держа перед собой младенца. В расположении фигур этой картины одни авторы отмечали пирамидальность, другие – нечто круговое. Пирамидальность делает композицию устойчивой и подчёркивает господство мадонны над предстоящими. Однако форма круга здесь доминирует над пирамидой. Искусство Возрождения – это искусство счастливого равновесия разума и чувств, и оно стремилось к идеальным, гармоничным формам. Может быть, поэтому Рафаэль и избрал круг как самую совершенную геометрическую фигуру, не имеющую начала и конца, в качестве основы композиции своей картины. Он всегда предпочитал линии плавные, закруглённые и избегал резких и угловатых контуров. В «Сикстинской мадонне» только облачение Папы Сикста ломается резкими углами. Плащ мадонны, очертания занавеса, складки одежды и шарфов Варвары очерчены мягкими закруглёнными контурами.
Исключительное значение имеет деятельность Рафаэля-архитектора. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора Святого Петра, составив новый план собора. Кроме этого, он достраивал начатый Браманте двор Ватикана с лоджиями.
Также в Риме Рафаэль построил несколько капелл и палаццо, стараясь придать каждому дворцу как можно более нарядный и индивидуальный облик.
Умер Рафаэль 6 апреля 1520 года.
Тициан. (1485(?)-1576)
Тициано Вечеллио, известный всем под именем Тициана, родился в городе Пьеве ди Кадоре, расположенном неподалеку от Венеции. Точная дата его рождения до сих пор является предметом споров. Некоторые исследователи считают, что в 1576 году, когда Тициан умер, ему было 103 года; другие уверяют, что художник прожил 98 или 99 лет. При этом большинство современных ученых сходится на том, что Тициан прожил более 80-ти, но никак не более 90 лет. Следовательно, родиться он мог приблизительно в 1485-м, а то и в 1490 году.
Творчество Тициана, как и Рафаэля, переносит нас в Италию 16 века, называемого Чинквеченто.
Тициан происходил из зажиточной и знатной семьи. Ее родословная прослеживается с начала XIII века. Отец Тициана, Грегорио Вечеллио, одно время служил начальником народного ополчения и инспектором шахт (добыча руды и производство древесины составляли основу промышленности области Кадора). В семье Вечеллио было четверо детей - два мальчика и две девочки.
Мы ничего не знаем об образовании, полученном Тицианом. Достоверно известно, что художник не читал на латыни, знание которой отличало тогда хорошо образованного человека. Большинство сохранившихся писем Тициана написано по его просьбе другими людьми. Это не помешало ему дружить со многими литераторами. Современники описывали Тициана как очень общительного и отличавшегося хорошими манерами человека.
Около 1500 года Тициана и его младшего брата Франческо послали в Венецию учиться живописи. Как происходила учеба, нам не известно - первое точно подтвержденное событие в жизни художника относится к 1508 году. Учился он у Джованни Беллини, известного живописца и талантливого педагога, воспитавшего не одно поколение венецианских мастеров. Среди них мы найдем и Джордже да Кастельфранко, прославившегося под именем Джорджоне. Тициан и Джорджоне, бывший несколькими годами старше своего товарища, создали своеобразный тандем. Они не только организовали общество профессиональных художников, но и в 1508 году вместе приступили к работе над наружными фресками для здания, где находилось складское помещение немецких купцов. Этот жанр пользовался большой популярностью в ту эпоху, но фрески плохо сохранялись в сыром венецианском климате - в результате до нас дошли лишь фрагменты этой работы Тициана.
К сожалению, дружбе Тициана и Джорджоне выпал короткий век. В 1510 году Джорджоне умер. Тициан, как утверждают, закончил несколько его незавершенных картин. Несомненно, Тициан многое воспринял от своего старшего друга, но уже к этому времени его манера стала сильно отличаться от манеры Джорджоне. Об этом свидетельствуют три фрески (их сюжеты были взяты из жизни святого Антония Падуанского), которые Тициан создал в 1511 году. Вернувшись из Падуи в Венецию, Тициан подтвердил свою репутацию ведущего художника Венецианской республики поражающим размерами и мастерством алтарным образом "Ассунта (Вознесение Марии)", написанным в 1516-18 годах для церкви Сайта Мария деи Фрари.
В 1520-е годы Тициан продолжал заниматься алтарными образами. Среди них следует выделить так называемую "Мадонну дома Пезаро" (1519-26) и "Смерть мученика Петра" (1530). К несчастью, в 1867 году оригинал последней работы погиб во время пожара (остались лишь его копии).
Кроме этого, в 1520-е годы Тициан получил несколько престижных частных заказов. Отметим выполненное им внутреннее оформление Дворца Дожей и три мифологические картины, написанные для Альфонсо д'Эсте, герцога Феррарского. Две из них находятся в музее Прадо в Мадриде, а третья (очень любимая самим автором) - знаменитое полотно "Вакх и Ариадна" (1520-23) - в Национальной галерее в Лондоне. Сотрудничество с герцогом Феррарским вывело Тициана в высокие круги. Написанный им портрет герцога заинтересовал представителей знатнейших семей. Новые заказы не заставили себя ждать.
В 1530 году Тициана представили Карлу V, императору Священной Римской империи, посетившему Италию. Во время следующего визита, в 1533 году, император пожаловал живописцу титулы графа и рыцаря Золотой шпоры - таких почестей до этого не удостаивался ни один художник.
Перешагнувший сорокалетний рубеж Тициан выглядел большим "удачником". Он добился международной известности и был очень обеспеченным человеком. В 1525 году он женился, жена родила ему троих детей. С 1531 года художник жил вместе со своей семьей в купленном им прекрасном доме с садом, выходящим на лагуну.
Карл V, владевший, помимо других стран, и Испанией, предложил Тициану приехать туда, чтобы написать ряд королевских портретов. Убоявшись дальней дороги, художник, до того посещавший лишь ближайшие к Венеции города, отклонил приглашение императора. Позже Тициану все же пришлось преодолеть страх путешествий. В 1545-46 году он, по приглашению папы Павла III, побывал в Риме, а в 1547-48 и в 1550-51 годах - в Аугсбурге, где во время рейхстага портретировал императора и его ближайшее окружение.
Между двумя этими визитами в Аугсбург Тициан побывал в Милане, где написал портрет сына Карла V, Филиппа, под именем Филиппа II унаследовавшего в 1556 году испанский трон. В Филиппе II художник нашел еще одного щедрого покровителя, завалившего его заказами. В частности, для него Тициан, взяв за основу творчество Овидия, написал серию мифологических картин (1550-62). Он назвал их "поэмы". Эти работы, по авторитетным оценкам, являются вершиной творчества Тициана.
Тициан и Филипп регулярно обменивались письмами, открывающих нам гипертрофированное сребролюбие художника (и на солнце бывают пятна!). Порой Филипп задерживал выплату гонорара, и тогда Тициан забрасывал его посланиями, в которых стенал по поводу своей нищеты, что было совершеннейшей неправдой. Впрочем, как-то искупает этот недостаток то, что он никогда не жадничал и легко тратил свои деньги, помогая друзьям и жертвуя большие суммы приютам и богадельням.
1538. Венера Урбинская.
Тем временем подросло новое поколение венецианских художников. Но даже принадлежащие к нему Тинторетто и Веронезе были не в силах соперничать с Тицианом (а тому уже было за восемьдесят). В 1575 году один из современников отметил, что "кисть Тициана по-прежнему остается несравненной". Мастер умер 27 августа 1576 года - вероятнее всего, от чумы, эпидемия которой накрыла тогда Венецию. Впрочем, его смерть могла объясняться и просто старостью. Похороны во время чумы отличались скромностью и стремительностью, однако Тициана торжественно проводили в последний путь в церкви Санта Мария деи Фрари, оказав ему все мыслимые почести.
Уже при жизни Тициана назвали гением, и прошедшие века нисколько не изменили эту оценку. Общепринято, что он является самым выдающимся колористом в истории живописи. Тут с ним могут посоревноваться лишь Леонардо, Микеланджело и Рафаэль. Но и это будет не слишком корректное соревнование. Дело в том, что их художественные миры представляют собой сложный сплав собственно творчества, биографических деталей и обаяния личности; слава же Тициана определяется исключительно качеством и глубиной его работ. Практически отсутствуют воспоминания о Тициане-человеке, мы знаем лишь Тициана-художника. Его имя очень редко фигурирует в исторических анекдотах - и это несмотря на то, что лучшим другом художника был Пьетро Аретино, один из самых острых на язык писателей того времени.
Как художник, Тициан был в чем-то разностороннее, а в чем-то ограниченнее трех своих великих современников. Его гений, в отличие от них, не отличался универсализмом - Тициан не оставил после себя ни многочисленных рисунков, ни скульптур, ни архитектурных проектов.
При этом он, безусловно, превосходил упомянутых мастеров в разнообразии сюжетов и их трактовок. В его творчестве поражает ровное и глубокое дыхание - Тициан практически не знал провалов. Как бы мы ни старались, мы не сможем выявить для него иерархию жанров - Тициан был одинаково великолепен как в портрете, так и в религиозных и мифологических картинах (куда составной частью входил и пейзаж). Работы Тициана разнообразны по настроению - от игриво-эротического до глубоко-трагического. В масляной живописи он остался непревзойденным мастером.
Венера и Адонис.
Адонис – божество природы, олицетворение умирающей и воскресающей растительности. Младенец Адонис отличался необыкновенной красотой, и Афродита (латинский вариант – Венера), полюбившая ребёнка, отдала его на воспитание владычице подземного царства Персефоне, которая не пожелала расстаться с прекрасным юношей. Спор богинь решил Зевс: Адонис должен проводить треть года у Персефоны, треть у Афродиты, а остальным временем распоряжаться по своей воле. Позже Адонис погиб на охоте от раны, нанесённой ему диким вепрем. Из капель крови Адониса выросли розы.
Учитель Тициана, Джованни Беллини, одним из первых освоил эту новую в те времена технику, позволявшую художнику создавать тонкие эффекты света, цвета и фактуры, чего невозможно было добиться с помощью традиционной темперы. Тициан пошел гораздо дальше, раскрыв огромный выразительный потенциал масляной живописи, дающей возможность художнику в каждом мазке кисти проявить свою индивидуальность. Это открытие совершило настоящий переворот в живописи. До Тициана поверхность полотна у всех художников была равно гладкой; после Тициана понятия «густая кисть», «тонкая кисть», «грубый мазок», «гладкий мазок» стали обиходными.
В своих ранних работах он, помимо Джованни Беллини, часто следовал манере своего друга Джорджоне, причем настолько близко, что даже специалисту бывает сложно определить, кому из них принадлежит та или иная картина. Оба молодых художника любили разрабатывать пасторальные сюжеты, стремясь придать своим полотнам романтическое (с привкусом меланхолии) звучание. Но вскоре после смерти Джорджоне Тициан резко и бесповоротно покинул не им пробитую колею, отправившись на поиски совершенно нового искусства. Его портреты, например, перестали быть интроспективными, как у Джорджоне, приобретя невиданную конкретность. Развивался Тициан стремительно, и уже ко времени создания картины «Ассунта» (1516-18) у него выработался свой собственный, мощный и энергичный, стиль.
Теми же годами датируются новые технические решения. «Ассунта» еще написана на деревянной доске, но вскоре Тициан стал отдавать явное предпочтение холсту. Тому было несколько причин. Во-первых, картина, написанная на холсте, сохранялась в вечно сыром климате Венеции гораздо дольше, чем картина, написанная на деревянной панели. Во-вторых, Тициан часто работал для иностранных заказчиков (прежде всего, это касается испанского короля Филиппа II), и свернутый в рулон холст перевозить оказывалось гораздо проще. В-третьих, художник высоко ценил холст за фактуру, как нельзя лучше подходившую для его кисти. Он перепробовал различные сорта холста, к концу жизни остановившись на самом грубом – его волокна проступают сквозь краску и становятся частью фактуры поверхности картины. Тициан периода «Ассунты» необыкновенно динамичен; эта особенность остается характерной для его творчества и в 1520-е годы. В следующее десятилетие обнаружилась тенденция к большей сдержанности. Цвет у Тициана утерял в контрастности, свойственной его ранним произведениям, но приобрел в гармоничности, и то было что-то новое для итальянской живописи. В 1540-е годы кисть Тициана стала шире, а мазок короче, что придало его поздним работам ощущение удивительной свободы и легкости.
Мужской портрет.
Портрет дочери Тициана Лавинии
Даная – дочь аргосского царя Акрисия. Оракул предсказал, что у его дочери Данаи родится мальчик, который свергнет с престола и убьёт деда. Акрисий заключил дочь в подземелье (вариант: в медный терем). Однако Зевс проник к Данае в виде золотого дождя, после чего Даная родила Персея. Акрисий повелел посадить дочь и внука в ящик и бросить в море. Волны вынесли ящик на остров, где рыбак спас мать и ребёнка. Впоследствии ставший богатырём Персей вернулся в Аргос и убил деда брошенным диском. Миф о Данае – вариант распространённого в древности сюжета об отце, который препятствует замужеству дочери.
Дата добавления: 2015-04-07; просмотров: 797;