Тайные и явные проблемы евреев
Многие хотели узнать «тайну иудеев»… Но суть ее не могла разгадать ни царица Савская, прославленная умом и сладострастными подвигами, якобы желавшая узнать, чем Соломон отличается от тех мужчин, которых она видела ранее, ни те мудрецы и цари земли, что шли к нему с дарами, дабы испить его мудрости. Так в чем же она? Какова же она, недоступная тайна, которую скрывает 4000-летняя река Израиля? Может, иудей, как уверял Л. Шестов, мог вызвать из пропасти ratio supernaturalis (сверхъественный разум), перед коим склонились греческое слово и греческая наука? Нет, разумеется. Говоря о зарождении христианства в Галилее, он же признает: Ренан писал, что в начале нашей эры Иудея была самой невежественной страной известного тогда мира, Галилея – самой невежественной страной в Иудее, тогда как в самой Галилее «те плотники и рыбаки, среди которых появился свет нового учения, принадлежали к самой невежественной части населения». Но ведь именно там явился Мессия.
Г. Доре. Господь очищает храм
Полагаю, тайна эта – в постоянной готовности осмыслить и понять судьбу человечества и свою собственную. Тайна и в том, что все же из недр еврейского народа вышли Христос и пророки, люди, которые, по словам Иеремии, не только возвещали бедствия, но готовы были дерзко пойти против ошибочного, хотя бы и общепринятого течения мысли… Конечно же, Израиль не был «первым, давшим форму крику народа, жалобе бедного, упорным требованиям тех, которые жаждут справедливости» (Ренан). Задолго до него были крики многих и многих несчастных, которые отважно выступали против гнета тирании и несправедливости на заре человеческой истории. Однако не будем забывать, что в истории именно еврей Иисус, божественный чародей, смог привлечь внимание народа к идеям справедливости и гуманизма. Он сгусток «еврейской совести», которой с годами, похоже, становится в них все меньше и меньше.
Иисус стал тем бунтарем, который с помощью слова (резкого и гневного) и веры задумал опрокинуть гнилую систему фарисеев власти, этих первосвященников и аристократов. Пусть его гнев порой фанатичен, но в высшей степени справедлив. Он угоден судьбе и истории! Ренан прав, оправдывая резкость Мессии: «Но следует ли упрекать его в этом? Никакая революция немыслима без некоторой резкости. Если бы Лютер или деятели Французской революции должны были соблюдать правила вежливости, не совершилось бы ни реформации, ни революции. Надо радоваться, что Иисус не имел дела ни с каким законом, карающим за оскорбление целого класса граждан. Фарисеи были бы неприкосновенны». Это же скажем о наших фарисеях во власти, желающих убрать саму память о Революции. Однако эта новая революция уже у порога, и власть уже не в состоянии остановить ее ход.
Г. Доре. Добрый самаритянин с раненым. Евангелие от Луки (10: 34—37)
Но в равной мере несправедливо обрушивать на евреев те обвинения и пороки, которым подвержены и другие народы и страны (зачастую еще в большей степени). Известно, что строгий монотеизм запрещал евреям суеверия, заклинания и т. д. и т. п. При этом обряды и жертвоприношения в Израиле сопровождались исповедью, которая ставила своей целью услышать голос сердца. Большая часть пророков – от Самуила до Исайи, Михея, Иеремии и Иезекииля – выступали против жертв, которые, как считали они, не угодны Богу. Ведь ему угодно, чтобы люди «перестали делать зло, а делали добро, чтобы они искали правды, спасали угнетенных, защищали сироту, вступались за вдову». Другое дело, что эти благие призывы пророков часто падали в пустоту. Ведь сердца сильных мира сего глухи к таким обращениям. Однако даже по сравнению с греками, ярыми поборниками демократии, евреи выглядят в этом плане не худшим образом. Известно же, что в Греции великие философы признавали за государством право лишать жизни неспособных к труду стариков и хилых детей, считая, что те могут стать бременем для общества. Только император Адриан лишил рабовладельцев права умерщвлять своих рабов. Даже великий Катон, «образец добродетели», отстаивал право наказывать рабов смертью, рассматривая их наравне со скотом. Рабу надо дать минимум корму, чтобы тот быстро не издох. Более гуманно вели себя евреи (по крайней мере, в теории). Закон Моисеев воспрещал умерщвление рабов под страхом смертной казни, в то время как хваленое афинское законодательство («демократия») налагало на виновного в таком преступлении лишь религиозное покаяние. В Греции свидетельские показания от рабов получали с помощью пыток. В Израиле же пытки среди своих, видимо, были неведомы.
Г. Доре. Сражение слуг Давида и Авенира
Законы Моисея, нельзя не признать, имеют немало разумных и гуманных положений… По тем законам раб, которому его господин нанес какое-либо увечье, должен был получить свободу. Закон возбранял и выдачу беглого раба своему господину. Согласно закону все евреи должны были осуществлять благотворительные мероприятия в отношении бедняков. В Риме же только во времена императоров стали возникать подобные благотворительные общества (кстати, по примеру, поданному христианскими и еврейскими общинами). Если судить по букве Закона, евреи лояльно относились даже к инородцу, если тот отказывался от идолослужения и придерживался нравственных заповедей – не красть, не грабить, не убивать и т. д. Хотя не думаю, что в реальной жизни инородец был равен еврею. Особенно если учесть известный факт: патриархи еврейского народа Авраам, Исаак и Иаков четко следовали расовым критериям – жениться и выходить замуж надо только за сородичей! Указания Талмуда говорят о многом. Хотя законы для всех декларировали равные права. «Закон один и одни права да будут для вас и для пришельца, живущего у вас» (Чис. 15: 16). С другой стороны, у других древних народов, как мы знаем, не только инородец, но часто и их же соплеменник, если он состоял подданным другого государства, или не принадлежал к гражданам, по сути дела оказывался совершенно бесправным. В ходе военных действий следовало придерживаться гуманных установок (в теории). При взятии приступом города рекомендовалось оставлять бегущим выход. Взятые в плен у противника женщины не должны были служить удовлетворению похоти победителей. Запрещалось срубать вокруг осажденных городов плодовые деревья. Нужно было проявлять мягкость даже к животным, предоставляя им для отдыха один день в неделю. Глядя на подобный гуманизм, казалось, все должны были благословлять, молиться на иудеев и на Моисея. Но зная действительность, трудно поверить в эти ангельские установки. Даже в статьях «Энциклопедического словаря» Ф. Брокгауза и И. Ефрона (под редакцией Н. Бухарина и О. Шмидта), где евреи представлены в самом наилучшем свете, говорится: «Нужно, однако, помнить, что возвышенные идеи о Боге, нравственности и гуманности явились результатом долгой тысячелетней истории народа, что идеи эти долгое время не были общепризнанными и что громадное большинство народа весьма долго вовсе не применяло их к жизни». Известно, что дорога в ад вымощена благими намерениями. На одного доброго самаритянина среди них, пожалуй, приходится трое Савлов и разбойников вроде Варравы.
Главная проблема существования их как нации состоит в том, что внутри их племени (так же, как и среди прочих) правят различные боги и законы. Одни законы – Христовы, другие – сатанинские… Историк М. Назаров писал в статье «О «слабости» и силе христианства (Неоязычество и еврейский вопрос)»: «И в своем лучшем меньшинстве (апостолы и первые христиане) евреи осуществили свое (великое. – Авт .) призвание – для всех людей, передав свое избранничество всему христианскому миру: «Если же вы – Христовы, то вы – семя Авраамово и по обетованию наследники»» (Гал. 3:29). Поэтому под именем «Израиль» в Священном Писании, уже применительно к новозаветному периоду, понимается уже вся Церковь, все христиане. (Напрасно поэтому языческие критики христианства негодуют: «почему Израилю обещано все, а другим ничего?») Однако основная часть еврейского народа, и прежде всего, полагаю, руководители, не поняли своей вселенской избранности и истолковали ее именно язычески-националистически, все еще ожидая своего земного мессию, царя израильского, который «по обетованию» возвысит Израиль для господства над всеми народами (в этом ожидании и заключается главный смысл иудаизма). Этим еврейским ожиданием мессии и воспользуется антихрист, подготовка воцарения которого (для большинства людей бессознательная, из-за утраты верных христианских критериев) как раз и происходит в современном западном мире, подпавшем под иудейские деньги и идеалы… Как мы знаем, все это случится в конце времен – тогда сами евреи ужаснутся тому, кого ждали, и их праведный «остаток» обратится ко Христу. Когда это будет – знать не дано. Но воистину судьба еврейского народа – «религиозная ось мировой истории», на полюсах которой, как зеркальное отражение, стоят Христос и антихрист»… Кого больше? Кто победит? – вот вопрос. Хотелось бы победы первого, или, как скажет Х. Борхес в «Письменах Бога»:
Израиль
Он, бывший заключенным и изгоем,
он, обреченный на судьбу змеи —
хранительницы мерзостного клада,
он, Шейлоком оставшийся для всех,
он, преклоняющийся до земли,
чтоб вспоминать о прежних кущах Рая,
слепой старик, назначенный свалить
колонны храма,
лицо, приговоренное к личине,
он, все же ставший, всем наперекор,
Спинозою, Бал-Шемом, каббалистом,
Народом Книги,
Устами, славящими из глубин
Божественную справедливость неба….
Именно учительская и пророческая жилки в иудеях, которые долгое время сохранялись и даже окрепли по прошествии стольких столетий, представляются нам одной из лучших их черт, их национально-логической особенностью. Они стремились к знаниям и учились при любых условиях… Шеллинг в «Истории Маймона» писал: «Его сильнейшим стремлением была жгучая, заложенная в его способности к учению жажда знания, в тех условиях, в которых он жил, не получившая никакого настоящего удовлетворения: он не знал ничего, кроме Талмуда и Ветхого Завета, не понимал никаких других языков, кроме еврейского и жаргона своей родины, смешанного с польским и литовским. Побуждаемый духовным голодом, любознательный мальчик искал книг, из которых он мог бы узнать что-нибудь о природе действительных вещей. Среди немногих еврейских книг своего отца он нашел одну хронику и астрономию. Днем он не смел читать ничего, кроме Талмуда; по вечерам, в каморке бабушки, с которой он должен был спать в одной общей кровати, он при свете лучины читал книгу по астрономии и из нее добывал себе первые представления о земле и небе, о фигуре глобуса и об астрономических сферах». Правда, они не смогли установить теоретической системы воспитания (К. Шмидт). Но на наш взгляд, это скорее позитив, нежели существенный их недостаток; ведь стремление к живой жизни – это положительное качество еврейства.
К. Ярошенко. Обиженный еврейский ученик
Известна роль евреев и в передаче славянам текстов Священного Писания. Митрополит Московский и Коломенский Макарий, говоря о переводах Священного Писания (Евангелия и Псалтыри), подчеркивал, что святой Кирилл, остановившись в Корсуни на пути своем к хазарам, «научися ту жидовстей беседе и книгам». Поэтому в споре о том, к кому и куда обращать глас – к толпе или к избранным слоям, к русскому народу или к экономическим бандитам из так называемых «элит», – мы на стороне тех, кто не боится идти в народ и к своему народу… Дион Хризостом, полагаем, был прав, утверждая, что «не всякая масса лишена стыда и слуха, и не всякого сборища надо избегать». В служении просвещению есть высший смысл.
Учитель в еврейской синагоге. Амстердам. 1695 г.
С давних времен было два подхода к системе образования и воспитания. Один подход – элитарный. Его смысл – образовывать надо лишь умных, богатых и знатных, а уж вовсе не «чернь», ибо та все равно ничего не разумеет. Другие считают – обучать надо как можно больше людей. Скажем, рабби Натан разъяснял различия между этими подходами: «Школа Шаммая говорит так: учить должно лишь человека умного, смиренного, благородного происхождения и богатого, а школа Гиллеля говорит: учить должно всех людей (всех без исключения), ибо в Израиле было много грешников, которые приблизились к изучению Торы и стали праведными, благочестивыми и годными». Такие же два разных подхода к образованию сохраняются и по сей день в России. Еще недавно можно было сказать о нас, великой России, словами Сенеки: «Всякое учение заброшено, и преподаватели свободных искусств председательствуют в пустыне в отсутствии публики. Безлюдье в школах риторов и философов, зато многолюдье в кабаках» (и у блудниц). Толпе больше по нраву цирки и театры, концертные площадки и арены, где проще найти выход инстинктам, порой грубым и низменным. Большая часть людей несовершенна. Сегодня в России актуально звучали бы слова Филона: «Но что пользы от речей, если одни думают при этом о путешествиях и торговле, другие – о земледелии и доходах, третьи – о почестях и политике…» Яростно и неистово идет сегодня борьба за Народ, за его головы и сердца, ибо на кону все богатства мира, в миллиарды раз превышающие сокровища иудейского Храма. Пробудится ли он?!
Ковчег завета XIV в. Синагога «Альтнойшул». Прага
Французский писатель и епископ Ж. Боссюэ (1627–1704), рассматривавший историю как осуществление воли Всевышнего или провидения, заметил, говоря о дальнейшей судьбе евреев: вот странно – уже не видно остатков ни древних ассирийцев, ни древних мидян, ни древних персов, даже древние греки и римляне вроде бы сошли на нет. След их потерян, ибо смешались они с иными народами. А вот иудеи, которые подпадали под их господство и были их добычею, всех их пережили. Их бережет сам Бог. Всех держит в ожидании того, что он надумает предпринять с остатками их «несчастливого, некогда любимого народа».
Ю. Шнорр фон Карольсфельд. Хвала хорошему воспитанию детей
Не знаю, прав ли Боссюэ, или Бердяев, сказав, что еврейский дух по сей день сохраняет «основные особенности, роднящие его с духом древнего Израиля». Так ли это, не знаю… Ясно одно: судьба евреев и их будущее – в их же собственных руках. К счастью, у нас есть преимущество перед теми, кто жил не только тысячи лет, но и всего пару сотен или сотню лет назад. У нас больше и артефактов, позволяющих объяснять прошлую историю на базе новых находок. Мы можем и должны стать не только «пророками, предсказывающими назад». Развитие наук идет быстро. Подобно тому как под напором бешеных потоков воды порой обнажаются глубины земли, так в нашем прошлом и нынешнем вскрываются такие пласты бытия, которые, казалось бы, навечно, навсегда будут скрыты за семью печатями и тысячами запоров. Свой вклад в исторический прогресс вносят, разумеется, и евреи, хотя, по мнению Фаррара, «гений иудейского народа совершенно противоположен тому, что мы теперь называем историей». Однако было бы несправедливо лишать евреев их истории, да это и невозможно. Потому мы включили их в мировой исторический процесс как важную, полезную и, смею надеяться, созидающую силу. Пусть критика послужит им лекарством для новых заветов и свершений.
В истории Израиля, как и в Священном Писании, видны не только «его мудрость, но чаще тирания, моральный упадок как царей, так и их подданных, проблески восточной пышности при политических и военных успехах, но чаще иноземные вторжения и изгнания на чужбину». Настороженно следует вопринимать их страсть к политиканству, эгоизму и ростовщичеству. Хотя корни философии приспособленчества, видимо, лежат в вековом отчаянии евреев, накопленном за годы тысячелетнего плена, гонений и подчинения. Это не могло не наложить отпечатка на мировоззрение и нынешних поколений. Может, они и впрямь «настолько извратили человечество», что теперь христианин уже не может не чувствовать себя «анти-иудеем»? А может, все наоборот: и спасение придет от иудеев?! Отсюда вековечный спор о Сионе, обособляющий, раскалывающий всех, включая самих евреев. Но все наши страдания и муки порождены нашим поведением и отношением к миру. «Кроме писателей-евреев, есть другой – Некто, строгий, беспристрастный. Он написал без лести обвинительный документ против тех, кого любил» (кого любил и кого ненавидел в строках Священного Писания).
Израилю
Ничто не ново под луною:
Ни бремя горестных забот,
Ни богоизбранный народ,
Живущий странною мечтою, —
Что семя жизни даст Исход;
Он обессмертит целый род
Под иудейскою звездою…
Ничто не вечно под луною…
В. Миронов
В то же время есть в евреях страсть и мудрость, что движут миром… Им присуща хокма (евр. – мудрость), та глубинная внутренняя мудрость, что родилась прежде их века, обойдя круг небесный и земной, утвердившись во всяком великом народе (в том числе в Сионе). Они могут любить и ненавидеть, умеют брать ответственность, они инициативны и быстро взрослеют. Моисей уже в 12 лет решил оставить дворец дочери фараона, Самуил в те же годы услышал голос, призвавший его к пророческому служению, а Соломон обнаружил все признаки мудрости. Согласно их верованию в 5 лет еврейский мальчик обязан хорошо изучить Св. Писание (Микру), в 10 – Мишну, в 13 – Талмуд, в 18 он должен жениться, в 20 обрести богатство, в 30 – силу, в 40 – благоразумие. А в 50, сделаем предположение, стать настолько «глупым», чтобы изменить этот гнусный и прекрасный мир… Восславим их трудолюбие и упорство, осудим жестокость, алчность и цинизм. Среди них есть святые и пророки, мученики и мудрецы, есть люди высочайшего мужества, истинные патриоты (в том числе в России), а есть, разумеется, низкие негодяи, подлые мерзавцы, отъявленные предатели и трусы. Всё как у всех. Поэтому мы советовали бы с осторожностью относиться к крайним точкам зрения, высказанным в отношении евреев самыми известными историками и писателями.
Семисвечник в виде дерева из Троице-Сергиевой лавры
Ренан сказал: «Лучшие из людей были из иудеев; худшие из людей были также из иудеев. Странный народ, поистине отмеченный клеймом от Бога…» Или как говорил о них же немецкий философ Ницше: «Евреи – это самый замечательный народ мировой истории», они же вместе с тем и «самый роковой народ всемирной истории» («Антихрист»). Хотя и в России видим подтверждение этих слов: пожалуй, тут можно найти удивительный синтез еврейского гения, оборотистости и таланта, и столь же поразительное смешение цинизма, алчности, бессовестности, подлости и жестокости. Возможно, именно в России обрела свое пристанище лучшая, одареннейшая часть еврейства, но и самая мерзкая и гнусная ее половина. Кто же доскажет до конца историю евреев и русских? «Мы думали, он спасет Израиль», – говорили ученики Христа в Евангелии от Луки. Не спас – не смог или не захотел?! Полагаю, что Яхве и Христос не помогут не им, ни нам, если мы не предпримем для этого серьезнейших усилий.
Г. Доре. Возвращение блудного сына
Мы убеждены, что будущее Палестины, Сирии, Ирака, Ирана, Израиля, Египта и Аравии каким-то образом будет связано с судьбой России, ибо многие важнейшие дороги древней истории ведут через священные земли. И даже самые смелые экстраполяции иных ученых, говорящих о том, что местом развития русского народа в библейский период был Ближний Восток, территория нынешних Иордании, Сирии, Палестины, Израиля, и Христос говорил «как бы на русском языке» (Вашкевич), уже не кажутся нам фантастическими, неожиданными. Ведь нашли же археологи на берегах Дона кубок из Иудеи, которому тысячи лет…
В. Шебуев. Воскрешение Христа. 1841 г.
Согласно преданию, Святой Дух должен изменить сынов Израилевых, сделать их чище, лучше, человечнее, честнее. Пророки говорят: «Изыму у вас каменное сердце, и дам вам сердце, чтобы знать меня, и вложу в вас мой Святой Дух». Что же должен предпринять еврейский народ? Как достичь обновления? Как, говоря словами С. Н. Трубецкого, «вынуть каменное сердце Израиля» и дать ему новое, щедрое и живое? Может, надобно вернуться к благородным началам своих пророков? Нужно большего достигать и меньше выделяться. Надо подавить свою алчность и гордыню, поверить в Россию – более быть, чем казаться… Волею судеб половина Мирового Еврейства обрела пристанище в США, Европе, Израиле, другая половина (и далеко не худшая) – в России. Перед ней, думаю, стоит особая миссия. Возможно, скоро откроется воля Господа для мира и России. Народ рассеяния обязан будет подчиниться ей: когда Господь (вместе с 12 апостолами на 12 престолах) будет судить 12 колен израилевых. С кем нынешний еврей решит пойти в будущее: с их иудами или же с их пророками, христами – это вопрос вопросов. Выбор теперь – за самим еврейским народом!
Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 741;