Пудендонейропатя
На этот вертеброгенный синдром мы обратили внимание (Попелянскш Я.Ю., Ризаматова СР., 1983) в связи с тем, что у некоторых больных с грыжей поясничного диска наблюдаются легкие проявления, характерные для компрессии конского хвоста при явном отсутствии такой компрессии. Больные жалуются на боли в промежности, копчике или ягодице. Выявляются непродолжительные задержки мочеиспускания. В отличие от того, что наблюдается при каудопатии, симптомы, сколько бы ни продолжалось заболевание, остаются односторонними, боли обычно не распространяются дистальнее ягодицы, а если и распространяются, то носят некорешковый характер. Всегда обнаруживается болезненность седалищной ости, болезненность и укорочение крестцово-остистой связки, увеличение коленно-соскового расстояния (крестцово-остистая и крестцово-бугорная связки в филогенезе были мышцами). Половой (срамной) нерв образуется передними ветвями S2-S4 нервов и является самой толстой ветвью полового сплетения. Он располагается под грушевидной мышцей медиальнее внутренней половой артерии. Нерв выходит из полости таза, огибая седалищную ость или прикрепляющуюся к нему крестцово-остистую связку. Далее он возвращается в полость таза и седалищно-прямокишечную ямку. От нерва здесь отходят прямокишечные, промежностные нервы, а также тыльный нерв мужского полового члена или клитора. Эти нервные образования имеют отношение к чувствительности аногенитальной области, к функции поперечно-полосатых мышц. Они имеют отношение и к функции гладких мышц (связи с афферентными и эфферентными симпатическими волокнами). Компрессия нерва возможна как из-за воздействия напряженной грушевидной мышцы, так и вследствие сдавления между крестцово-остистой и крестцово-бугорной связками, особенно тогда, когда нерв расположен в крайнем верхнемедиальном положении.
Обусловленность вышеописанной нами клинической картины поражением полового нерва установлена на основании перечисленных клинических и электрофизиологических данных и специального анатомического исследования на свежих трупах с измерением давления, оказываемого на нерв окружающими тканями.
Синдром запирательного нерва
N. obturatorius, выйдя из подвздошной мышцы, прилежит к крестцово-подвздошному сочленению. Далее он лежит рядом с боковой стенкой таза и вместе с одноименными сосудами выходит через запирательный канал на медиальную поверхность бедра. Этот канал образован запира-тельной бороздой по верхнему краю и запирательной перепонкой. Нерв иннервирует наружную запирательную мышцу, вращающую бедро кнаружи. Нерв участвует в иннервации аддукторов бедра, которые осуществляют его ротацию, отдает веточки к нежной и гребешковой мышцам, к коже внутренней поверхности бедра. Т.к. диаметр канала большой, компрессия нерва в нем возможна лишь при значительном растяжении сосудисто-нервного пучка, при лонном остеите с воспалительным отеком тканей, особенно при резком сгибании бедра (Sunderland S., 1968).
Больные жалуются на боль и парестезии в паху по медиальной поверхности бедра. Она усиливается при внутренней ротации бедра, его отведении и разгибании.
Следует учесть вариабельность кожных зон иннервации нерва из-за его связей с бедренным нервом. Зачастую боль при раздражении запирательного нерва распространяется по внутренней поверхности голени, стопы до первых пальцев (Вишневский А.С, Максименков А.Н., 1949).
Гипоальгезия или гиперестезия локализуется в коже средней и нижней третей бедра. При наличии запирательной грыжи боли усиливаются при кашле, чихании — при увеличении внутрибрюшного давления, что сочетается иногда с интермиттирующей кишечной непроходимостью. Гипотрофия и слабость мышц, иннервируемых запиратель-ным нервом, проявляются главным образом ослаблением аддукции. Иногда отмечаются и спазм аддукторов, контрактура тазобедренного и коленного суставов, коксальгия (Fettweis Е., 1966). Из-за слабости аддукторов развиваются неустойчивость при стоянии и ходьбе, ограничение объема движений в тазобедренном суставе, покачивание кнаружи.
Парестетическая меральгия Бернгардта-Рота
Заболевание характеризуется парестезиями в зоне иннервации наружного кожного нерва бедра. За 10 лет до описания этого заболевания, в 1885 г., W.Hager сообщил о следующем наблюдении. У 26-летней женщины тупые боли по наружной поверхности левого бедра появились после ушиба этого места. При сильных напряжениях боли приобретали колющий характер. В 3 см кнаружи от передней верхней ости подвздошной кости в месте выхода наружного кожного нерва бедра была выявлена резкая болезненность. Резекция участка нерва в 6 см привела к анестезии наружной поверхности бедра и исчезновению болей, дотоле не прекращавшихся в течение нескольких лет. В 1895 г. M.Bernhardt, а вскоре и В.К.Рот описали заболевание, характеризующееся парестезиями по передне-наружной поверхности бедра.
Глава TV. Синдромы поясничного остеохондроза
Первый назвал его невральгией, второй — меральгией. Оба описали его клинические особенности, подчеркнув ограничение своеобразных парестезии исключительно зоной наружного кожного нерва бедра. В том же году описание заболевания на основании самонаблюдения дал S.Freud.
Встречается оно довольно часто, преимущественно у мужчин среднего и пожилого возраста. Парестезии и боли появляются вначале на ограниченных участках, а затем, сливаясь, захватывают всю передне-боковую поверхность бедра: вначале периодически, а затем постоянно, сначала в форме одних лишь парестезии, а потом и болей. К первоначальным ощущениям онемения присоединяется чувство ползания мурашек, покалывания, жжения или холода, напряжения или давления. Кожа этих отделов бедра кажется плотной, «мертвой», «покрытой плотной тканью». В начале заболевания парестезии появляются и усиливаются при стоянии и ходьбе, трении одежды, а затем становятся постоянными. Присоединяющиеся боли также могут усиливаться от перечисленных выше причин, значительно ослабевая в положении больного лежа с согнутыми ногами. Иногда они, наоборот, уменьшаются при активных движениях. В некоторых случаях боли становятся весьма интенсивными, каузальгоподобными, сопровождаясь выраженными вегетативными нарушениями.
В зоне парестезии обнаруживаются участки гипоестезии болевой, осязательной, а иногда и температурной. В некоторых случаях отмечаются гиперестезии и гиперпатии. Часто определяется болезненность, иногда с иррадиацией вниз по бедру в точках выхода бокового кожного нерва бедра. Отмечали трофические расстройства: кожа передне-боковой поверхности бедра бывает истончена, отмечается выпадение волос, может отсутствовать потоотделение. Н.А.Кры-шова (1945) наблюдала и набрякшую надколенную связку. Двигательных расстройств не бывает, но в связи с болевыми ощущениями автор отмечала нарушения ходьбы, напоминающие перемежающуюся хромоту.
Заболевание носит необратимый характер, развивается на протяжении десятков лет, сопровождается нередко ремиссиями и обострениями. M.Bernhardt (1987) перечислял следующие «этиологические моменты»: истерия, беременность, заболевания периода родов, травмы, охлаждение, алкоголизм, сифилис, лихорадочные заболевания, ожирение, сидячий образ жизни. Указывают, кроме того, на ревматизм, интоксикации, нарушения обмена веществ, исхудание, дегенеративные заболевания, васкулярные нарушения полости таза и ног, аневризмы аорты, энтероптоз, опухоли в области таза, камни мочевого пузыря, сирингомиелию, рассеянный склероз, спинную сухотку, авитаминозы, прогрессивный паралич, менингит, трихомоноз, спинномозговую анестезию, циррозы и, наконец (приходится ли удивляться?), верхнепоясничную вертебральную патологию (Rosenbeck С, 1925; Ескег Л., 1938; Moritz Р., 1959). Большое значение придают, естественно, травмам и компремирующим факторам, равно как внутри брюшной полости, так и на бедре: микротравмы в области паховой связки, трение нерва о кость и связку, особенно при разгибательных движениях бедра, остеопластиче-ские процессы в области передне-верхней ости подвздошной кости, ношение тяжелых предметов в кармане брюк, узких поясов, бандажей, корсетов, давление беременной матки, опухолей таза. А.Я.Попелянский и Ф.А.Хабиров (1983), В.П.Веселовский и О.Ш.Самитов (1988) придают
особое значение вертеброгенному синдрому напряжения подвздошно-поясничной мышцы. При всей важности этих воздействий различные авторы все больше убеждаются в том, что возникновение заболевания определяется рядом индивидуальных особенностей нерва.
Известно, что наружный кожный нерв бедра — одна из ветвей поясничного сплетения и образуется из Lj и Ьз спи-нальных нервов. Он выходит из-под латерального края большой поясничной мышцы, иногда прободает ее ниже подвздошно-пахового нерва и направляется косо вниз и ла-терально к передней верхней подвздошной ости, ложась под подвздошной фасцией на поверхность квадратной мышцы поясницы, а затем на подвздошную мышцу. Здесь он пересекается стволом глубокой артерии, огибающей подвздошную кость, подходит под пупартову (паховую) связку и приблизительно в 10 см ниже передней верхней ости подвздошной кости (иногда — выше, иногда — ниже) прободает широкую фасцию 2-3 ветвями, медиальнее начальной части портняжной мышцы. Далее ветви спускаются вниз до коленного сустава. Подчеркивают следующие анатомические особенности, имеющие значение для возникновения патологии данного нерва.
Рис. 4.27. Перегиб и утолщение наружного кожного нерва бедра при его выходе из малого таза на бедро. Схематическое изображение по P.Nathan (1960). |
При выходе из таза на бедро нерв описывает более или менее острый угол сверху вниз и кзади (Stookey В., 1928). В 17% случаев обнаруживается веретенообразное утолщение нерва в месте выхода его из таза на бедро (рис. 4.27). Начинаясь проксимальнее связки, это утолщение нерва продолжается и дистальнее, до места деления на конечные ветви. Длина веретенообразного участка достигает 1,5-3 см, а толщина — 3-8 мм. В случаях наличия анастомозов с передним кожным нервом бедра веретенообразные утолщения не регистрировались (Nathan Р., 1960). Утолщение такого рода многими авторами наблюдалось и в других нервах, в местах, где нерв подвергается трению о кость или связку. Отсюда P.Nathan (1960) справедливо заключает, что и в тех случаях, в которых обнаружены описанные утолщения, в основе ме-ральгии лежит микротравматизация нерва. Особенно доказательным в этом отношении оказалось то, что у 2 из 60 обследованных трупов нерв подходил не под пупартову связку, а прободал гребень подвздошной кости. В этих случаях ангу-ляция и утолщение нерва были выражены особенно резко. По мнению H.Koppel, W.Thompson (1960), ущемление нерва происходит в месте его прохождения через паховую связку, а зона широкой фасции клинически не существенна.
Ортопедическая неврология. Синдромология
Характерной чертой нарушений чувствительности наружного кожного нерва бедра является выпадение эпикритичес-ких и сохранение протопатических компонентов чувствительности. Выраженность боли и парестезии в проксимальном отделе ноги, возможно, обусловлена свойственным проксимальным отделам феноменом суммации за счет волокон спино-таламического пути (Drooglever К, Fortuyn J., 1949).
Единичные патологоанатомические исследования указывали на явления периневрита и интерстициального неврита с атрофией нервных волокон (Bailey H., 1928; Stookey В., 1928). Отмечается скопление липоидных образований в мякотных оболочках и шванновских клетках. Оказываются крайне замедленными фагоцитоз и жировая инфильтрация клеточных элементов эндоневрия, периневрия и подвижных клеток, а шванновские оболочки не освобождаются от липоидных включений. Многие осевые цилиндры в нервных стволах находятся в состоянии распада на отдельные отрезки. Между тем, по данным B.King (1941), Duarte (1953), гистологическая картина нерва оказалась нормальной. И.Ю.Головченко (1971) показал, что и при отсутствии данного заболевания с возрастом происходит нарастание периаксональных изменений в нерве. Это приводит к выраженным дегенеративным изменениям, к вторичному склерозированию нерва. Происходит разрежение мякотных нервных волокон, калибр оставшихся волокон уменьшен. Со стороны клеточных элементов реакция уменьшается. В отличие от многих патологических процессов, демиелинизация не сопровождается выраженным освобождением мякотных волокон от продуктов распада. Регенерация не происходит. Особенностью возрастных изменений данного нерва является и то, что в нем не происходит гипертрофии и гиперплазии оболочек нерва, которые подвергаются лишь уплотнению. Таким образом, можно говорить о характерной для возрастных особенностей данного нерва недостаточности (преждевременном ослаблении) таких приспособительных функций, как воспаление, регенерация, репарация. Основные видимые изменения в нерве происходят в мякотных волокнах, тогда как тонкие находятся в более удовлетворительном состоянии.
Описываемые изменения, столь свойственные данному нерву, оказываются почти неизбежным спутником пожилого и старческого возраста. Иногда это никак не проявляется клинически, часто при детальном исследовании чувствительности у стариков обнаруживается гипоальгезия кожи наружных поверхностей бедер, а у многих развивается и ме-ральгия. Здесь уместна следующая аналогия: дизрафия является почвой для развития сирингомиелии, а миелодиспла-зия, непроцессуальная, но проявляющаяся клинически, является, видимо, переходной формой от дизрафии к сирингомиелии. Подобно этому описанные возрастные особенности наружного кожного нерва являются почвой заболевания, а выявляющиеся у стариков гипоальгезии на бедрах являются переходной, но в данном случае процессуальной формой на пути к развитию меральгии. Чтобы этот переход к мераль-гии осуществился, требуются: 1) определенная предугото-ванность нерва, определенная степень дезадаптации его, что вместе с его видовыми особенностями входит в понятие причины болезни; 2) определенный разрешающий фактор, что входит в понятие условий возникновения болезни. К этим условиям и относится то множество факторов, в первую очередь локальных, которые принимались ошибочно за
«причинные», за этиологию. В какой мере остеохондроз может быть одним из условий развития парестетической меральгии, можно будет судить после соответствующих строгих клинико-статистических исследований. Какой бы ни была роль вертеброгении и реакции фиброзных тканей паховой области, специфика синдрома говорит об особой значимости дефектных, рано изнашивающихся нервных структур. Их запрограммированные особенности, видимо, и имеют отношение к этиологии. Под действием определенных условий возрастные проявления приобретают новые качества, переходя в проявления болезни. Это положение в отношении остеохондроза нами было высказано на I Всероссийском съезде невропатологов в 1962 г. Существо этиологии заболевания вряд ли ограничивается одними лишь периферическими факторами и, в частности, предуготованностью со стороны нерва. Большинство описанных выше морфологических сдвигов в нерве касается пожилых, да и некоторых молодых людей. Возможность болезни и болезнь морфологически представлены одной и той же картиной: та же фиб-ротизация, та же замедленность репаративных изменений и пр. Периферический фактор как фактор болезни сомнения не вызывает хотя бы потому, что давно проводившиеся операции невротомии или устранения ангуляции нерва оказывают лечебное воздействие (Lee К, 1941). Однако возникновение болезни Бернгардта-Рота происходит при условии констелляции периферических и центральных факторов подобно тому, как для невральгии тройничного нерва требуется констелляция полисинаптических периферийно-центральных механизмов (Ерохина Л.А., 1973; Савицкая О.В., 1977). В этой связи многие из упомянутых экзо- и эндогенных факторов, особенно общих, воздействующих и на центральную нервную систему, должны рассматриваться как условия изменения степени предуготованности со стороны не только периферического нерва, но и центральных звеньев (Melzack R. et ai, 1965). Все вышеописанное нами следует учитывать также ив отношении других синдромов ущемления периферических нервов.
Дата добавления: 2015-04-07; просмотров: 985;