Взгляды Г. Нейгауза на искусство.
Нейгауз касается взглядов на конкретный музыкальный стиль, на композитора и исполнителя, на данное произведение и его «интерпретаторскую транскрипцию» почти всегда косвенно, опосредованно, в связи с более частными вопросами музыкального искусства, в первую очередь как художник, и лишь затем – как эстетик, публицист.
Размышления Г. Нейгауза приводят к одной из самых важных проблем эстетики исполнительства – проблеме свободы и обусловленности исполнительского творчества и, в связи с этим, - воспитания исполнительского вкуса, проблеме, занимающей огромное место в его педагогической и музыкально-публицистической деятельности.
Его путь как пианиста – это путь к постепенному «обуздыванию» личной свободы и индивидуального исполнительского вкуса рядом основных эстетических закономерностей:
- категория прекрасного;
- прогрессивная этичность главной идеи, соответствие содержания и формы, логичность развития, архитектоническая гармония, подчинение второстепенного главному, абсолютная необходимость всех элементов и наибольшая последовательность их организации и т.п.;
- категории социально-исторические, связанные с данной эпохой, стилем, обликом и характером композитора;
- образы, присущие данному произведению.
В задачу творческой интерпретации, согласно концепции Нейгауза, входит:
- выражение объективных особенностей содержания и формы исполняемого произведения;
- субъективное выражение своего отношения к этим особенностям.
Вывод: Нейгауз стоит за индивидуальное исполнение и против произвольного исполнения.
Всякое выражение своего исполнительского «Я» в разрез с этими объективными особенностями или выражение своего исполнительского «Я» вообще, вне зависимости от них (артистичность – как самоцель), создает фальшь, нарочитость, претенциозность, «наложение» посторонней и чуждой исполнительской интонации на интонации самой музыки, а в конечном счете – антагонистическое противоречие между исполнителем и исполняемым.
Новаторский поиск в искусстве был Нейгаузу в такой же степени близок, как и классическая традиция. Он знал, что подлинное творчество – всегда новизна.
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 2248;