Педагогические принципы фортепианной педагогики Г. Нейгауза
Педагогические воззрения Нейгауза представляют собой законченную творческую концепцию. В ней нет графически вычерченной «схемы поведения» музыканта-педагога «на все случаи жизни», но есть «живые» и подвижные художественно-педагогические принципы. Нейгауз выражает их вдохновенно и в афористически совершенной форме.
Выделим некоторые из высказываний выдающегося пианиста-педагога.
1. «У меня есть тоже методика, если методикой можно назвать нечто, остающееся, по существу, всегда верным самому себе и всегда меняющееся и развивающееся согласно общим законам жизни … Методика, дающая рецептуру, так называемые твердые правила, пусть даже верные и проверенные, будет всегда только примитивной, первоначальной, упрощенной методикой, нуждающейся поминутно при столкновении с реальной жизнью в развитии, додумывании, уточнении, оживлении, одним словом – в диалектичеком преобразовании» (С. 73).
2. «Чем яснее цель (содержание, музыка, совершенство исполнения), тем яснее она диктует средства для ее достижения … Метод моих занятий вкратце сводится к тому, чтобы играющий как можно раньше (после предварительного знакомства с сочинением и овладения им хотя бы вчерне) уяснил себе то, что мы называем «художественным образом» (С. 6).
3. «М а с т е р с т в о в р а б о т е, в выучивании произведения … характеризуется своей прямолинейностью и способностью не тратить время попусту» (С. 8). «… Единственно прочной базой всегда будет добытое собственными силами и на собственном опыте изведанное» (С. 23).
4. Нейгауз считает, что, «достигнуть успехов в работе над «художественным образом» можно лишь непрерывно развивая ученика музыкально, интеллектуально, артистически, а, следовательно, и пианистически …» (С. 27). Как констатирует Нейгауз, «Педагогика, ставящая себе такие цели, перестает быть только педагогикой, но становится воспитанием» (С. 29). Такая педагогика, - замечает В. Дельсон, - является частным выражением общих законов всякого художественного творчества, всякого воспитания художественного мастерства.
Почему лишь немногие из обучающихся становятся подлинными артистами?
5. Нейгауз объясняет это тем, «… что у большинства, при всех прочих данных, отсутствует «дирижерское начало», творческая воля, л и ч н о с т ь, что они играют то, чему их научили, а не о, что они сами пережили, продумали и проработали» (С. 254).
Ряд педагогических высказываний Нейгауза развивают педагогические воззрения Ф. Блуменфельда, некоторые положения музыкальной педагогики Л. Годовского, И. Гофмана, Ф. Бузони, К. Игумнова, В. Сафонова.
Выводы:
1. Педагогические взгляды Г. Нейгауза в своей основе опираются на лучшие традиции русской и мировой музыкально-педагогической мысли. В своей музыкально-педагогической практике Нейгауз пытался синтезировать целый ряд достижений различных национальных школ музыкальной педагогики – России, Польши, Австрии, Германии, Франции, Италии. Многие из общих педагогических принципов Нейгауза уходят своими корнями в педагогические принципы актерского воспитания и мастерства, выдвинутые К.С. Станиславским.
2. В области пианистической педагогики Г. Нейгауз в известной степени новатор.
- Поставил с особой решительностью и прямотой вопрос о музыкально-педагогических занятиях как творческом процессе.
- Развивает положения о недостаточности одних «советов учителя», о необходимости психологического, эмоционально-художественного воздействия учителя на ученика (следовательно – на неизбежность
т в о р ч е с к и - и м п р о в и з а ц и о н н о г о характера музыкального урока. Это занятие, с одной стороны, не укладывающееся ни в какую застывшую схему, а с другой – глубоко последовательное и организованное в силу незыблемости основополагающих принципов художественного воспитания и психологии.
3. Как методист, Нейгауз пришел к выводу, что можно теоретически зафиксировать лишь общие принципы музыкальной педагогики, но нельзя зафиксировать в качестве рецепта конкретную методику занятий. А если ее и зафиксировать («запись урока»), то она может служить лишь примером использования общих принципов методики, но не стандартом для повторения и подражания.
4. Нейгауз заострил проблему разного подхода учителя к разным ученикам. Заострил вопрос о необходимости в каждом отдельном случае индивидуальных и конкретных поисков наиболее рациональных путей достижения цели. При этом он указал, что не только различная с т е п е н ь музыкальной одаренности (элемент количественный) определяет различие подхода, но и различный х а р а к т е р одаренности (элемент качественный) требуют соответствующих коррективов в методике преподавания.
5. В выборе учебного репертуара, по мнению Нейгауза, следует исходить из степени его трудности и длительности прохождения, а также «количества» помощи учителя ученику. Нейгауз не допускал никаких стандартов, считал, что для творческой педагогики – догма есть смерть …
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 4507;