Феномен культуры телосложения в культуре народов.
.
В нашем исследовании культура телосложения рассматривается как один из структурных компонентов физической культуры. Культура телосложения является ценностью, как этноса, так и личности.
В первой главе настоящего исследования была рассмотрена логика развития исторических представлений о телесности и сделан вывод о необходимости понимания здоровья, красоты человеческого тела как культурных феноменов. Однако и сегодня отношение к телу проявляется неоднозначно. Можно отметить два противоположных подхода. С одной стороны, это «соматический негативизм», который проявляется в равнодушии к собственному физическому здоровью, в недоверии к собственному телесному опыту, «голосу тела», который многие не слышат и не понимают. С другой стороны, это своего рода соматизация человека, проявляющаяся в абсолютном возвеличивании достоинств скелетно-мышечного аппарата. Как считает И.М.Быховская, по своей сути и первый, и второй подход имеют единую основу – не включённость телесно-физических характеристик человека в систему социокультурных ценностей.
Преодоление отмеченного И.М.Быховской противоречия видится нам через отношение к человеческому телу как ценности личности и этноса. Мы полагаем, что опыт отношений к своему телу, организму является показателем физической культуры ребенка. Он выступает основой образа жизни дошкольника, сохраняющей его здоровье. «Не включенность телесно-физических характеристик в систему социокультурных ценностей» приводит к ухудшению состояния здоровья детей, росту девиантного поведения, формированию личности с нездоровым, истощённым, зависимым телом, к развитию комплексов неполноценности, к нравственной опустошенности, разрушению целостности личности. Рождается личность неспособная к раскрытию и использованию своего человеческого потенциала, отпущенного природой. Она не может реализовать предоставленные ей обществом возможности.
В связи с этим интересны выводы В.В.Костецкого о личности без осанки. Автор подчёркивает, что об осанке заботятся в том случае, если она нарушена. В теории и практике физического воспитания осанка рассматривалась как характеристика хорошего или нарушенного развития тела. Между тем, в истории человечества у осанки были совершенно другие смыслы. Она имеет энергийное измерение в качестве генерализирующего потенциала личности. Осанка есть напряжение, делание, приводящее к организации ландшафта вокруг собственной личности, она организует пространство, перерабатывая его в антропологический ландшафт. В ней тело физически публично манифестирует душу: намерения, помыслы, поступки. В осанке проявляется память самосознания личности. Она, безусловно, является главным жестом души. Автор считает, что осанка исчезла из культуры современного общества, потому что она безжалостно выкорчёвывалась из самых разных культур – от сословных до этнических. В.В.Костецкий подчёркивает, что воспитания без осанки не бывает и там, где образовательные доктрины (государства, нации, этноса, региона) игнорируют осанку, воспитание не доходит до телесной проявленности души.
Многие ученые говорят об отрицательном влиянии современной цивилизации на человеческое тело. Современность, по Ж. Нанси, лишила тело последних покровов, и теперь оно представлено голым. Автор подчеркивает разъединённость современного человека и тела, потерю связи между ними. В исследовании Л.Караваева отмечается, что вся видеопродукция ХХ в. прививает человеку социальные комплексы, связанные с неполноценностью его тела. Затрагивая проблему телесности и здоровья, Д.Холмов отмечает, что в современной культуре сложилось инструментальное отношение к телу и как следствие этого происходит отделение тела, культивация его самого по себе, формируется отношение к телу как некоторому объекту, что способствует образованию психосоматических расстройств.
Исключению телесного бытия человека из системы социокультурных ценностей способствует сложившаяся система образования. По её мнению И.М.Быховской, теория физической культуры, прежде всего, должна была бы развиваться как культурологическая концепция тела и процесса его формирования. Однако на протяжении десятилетий в работах по теории физической культуры проблематика, связанная с социально-гуманитарным анализом феномена человеческого тела, с его изучением в контексте культурологического знания, почти полностью отсутствовала.
Отношение к телу только как к явлению биологического порядка сдерживает развитие личности. Не случайно сторонники телесно-ориентированной психотерапии рассматривают тело как продолжение нашей психики. Воздействуя на него можно достичь душевного равновесия и удовлетворённости, оказать помощь в установлении максимально полного и доверительного контакта человека с его телом (Ф.Александер, В.Ю.Басков, Д.Боаделла, А.Лоуэн, А.Менегетти, В.Райх, И.Рольф, Д.Сэлкин, М.Фельденкрайз, А.Янов и др.). В работах А.Менегетти тело рассматривается как передатчик смысла любой связи. Тело всегда слушает жизнь, через него передаются наши мысли, инстинкты, желания. Учиться у него означает осознать внутренние, глубоко скрытые, пути к тому, что мы не понимаем. От спокойствия, законченности, земного смысла можно прийти к пониманию того, что тело в итоге представляет собой тот образ, который чудо бытия использует как гармоническое выражение самого себя.
В исследовании О.В.Ендропова тело рассматривается как информационное поле, в котором отражаются все значимые и ключевые проблемы по отношению к себе и окружающим. Он подчёркивает недооценку пластики тела как специфического, выразительного языка. Непонимание коммуникативного языка тела приводит к нарушению гармонии с самим собой и миром. Автор считает, что дошкольному возрасту характерно яркое, телесное выражение эмоционального напряжения. Положение тела является механизмом регуляции биологических и социальных проблем ребёнка.
Осмысление понятия «культура телосложения детей дошкольного возраста», инициированное необходимостью культуросообразного понимания человеческого тела, определило в качестве области нашего научного интереса изучение особенностей восприятия, трактовки, оценки ребёнком своего тела, осознание его значимости и места в сохранении здоровья, в выборе своего стиля поведения. Культура телосложения должна стать ценностью для ребенка уже на ранних этапах его развития, только тогда телесный опыт будет положительным и способствующим раскрытию личностного потенциала.
Значение телесного опыта в развитии личности показал ещё З.Фрейд. Процесс развития личности был представлен им как процесс локализации либидо в разных частях тела. По мнению автора, фиксация интереса к определённой зоне тела непосредственно связана с формированием определённых черт характера. А.Фрейд рассматривает формирование ответственности за своё тело у ребёнка в разные периоды жизни и выделяет в нем три стадии: ограничение причинения вреда собственному телу: «Ребёнок начинает ценить и беречь своё тело настолько, насколько мать его любит»; защита себя от внешней опасности, несчастных случаев; забота о теле, сознательное подчинение медицинским и гигиеническим предписаниям.
А.Ф.Фрейд пишет о том, что ребёнок предоставляет матери ответственность за своё тело: заботу, защиту от болезней и несчастных случаев. При отсутствии матери, при её утрате или недостающей заботе дети сами начинают заботиться о своём теле ипохондрическим образом.
Согласно теории сверхкомпенсации, разработанной А.Адлером, ощущение физических недостатков в детстве приводит человека к компенсаторным формам поведения на протяжении всей жизни. Он подчёркивает, что на протяжении всего периода развития ребёнок испытывает чувство, что он уступает в чём-то как своим родителям, так и всему миру в целом. Вследствие незрелости его органов, его неопределённости и несамостоятельности, вследствие его потребности опираться на более сильные натуры и из-за часто возникающего болезненного ощущения подчинённости другим людям, в ребёнке развивается чувство несостоятельности, которое выдаёт себя на протяжении всей жизни. А.Адлер подчёркивал значение нашего отношения к своему телу. Он считал, что чувство неполноценности развивается, если телесные недостатки ребёнка становятся предметом негативного внимания окружения. Представители психоаналитического направления утверждали существование бессознательной, символической, ассоциативной связи органов и частей тела с личностными качествами, эмоциями и восприятием (К.Маховер).
Исследуя детские психозы, М.Малер пришла к следующему выводу, что «возникновение чувства целостности собственного тела, чёткости и определённости его границ тесно связано с периодически возникающими циклами соматосенсорной стимуляции, идущей от матери на ранних стадиях симбиоза с младенцем. Неспособность интеграции этой стимуляции приводит к недоразвитию чувства целостности и ограничению собственного тела, а также к появлению различных перцептивных и когнитивных нарушений» (34.С.15).
В зарубежных исследованиях подчёркивается важность телесного контакта для развития всех аспектов личности: физического, эмоционального и когнитивного (С.Вутен, Д.Мак-Нил, Монтегю, Т.Верни и др.). Например, Монтегю (Montagu) отмечает: что первоначально способ, каким каждый из нас воспринимает себя физически, эмоционально или рационально основан на проприоцепции посредством прикосновения к самому себе или прикосновений других. Недостаток прикосновений к телу оборачивается недостаточным соприкосновением с реальностью. В работе Т.Верни, подчёркивается значение телесных контактов для внутриутробного периода. Д.В.Желаталёв считает, что телесный контакт на протяжении всей жизни человека, принимая разные формы на разных её этапах (внутриутробная жизнь, контакт с матерью, сексуальный контакт и др.) является одной из потребностей физической жизни личности. В исследовании В.Оклендера описываются методы коррекции образа тела в работе с детьми с различными эмоциональными психологическими нарушениями. Автор также отмечает важность контакта ребёнка со своим телом.
Исследованием развития телесного опыта человека занимались представители телесно-ориентированного направления психотерапии (Ф.Александер, А.Лоуэн, В.Райх, И.Рольф, М.Фельденкрайз и др.). Выше названные учёные связывали формирование практического телесного опыта с особенностями развития личности и межличностными отношениями. В своих работах В.Райх большое внимание уделяет чувствованию собственного тела. Он пишет об энергии, которая течёт по всему телу человека по позвоночнику вверх и вниз. А.Лоуэн, считая, что всё в человеке связано с его телом, описывает взаимосвязь Эго и телесного опыта личности. Он также подчёркивает значение телесного контакта ребёнка с телом матери, на основе которого формируется координационная моторика и воспринимающая способность. Восприятие собственного тела, его понимание развивается путём синтеза ощущений, возникающих при контактах с родителями в детстве. Положительные ощущения способствуют формированию ясного и интегрированного образа тела, отрицательные ведут к искажению. Автор подчёркивает, что умение сознавать свои телесные ощущения и чувства способствуют разрешению конфликта телесного опыта и социального. Это является одним из условий предотвращения нарушений личности. По мнению М.Фельденкрайза, развитие образа себя определяется тремя факторами: наследственностью, воспитанием и самовоспитанием. Автор выделяет три компонента в собственном телесном образе: движение, ощущение и мышление. Представление о своём теле – «это сознавание всех связок скелетной структуры и всей поверхности тела…» (8.С.70).
В работах Ч.Брукса, Ш.Сельвера, Ф.Перлза подчёркивается важность телесного опыта в чувственном сознании своего тела и правильном представлении о нём. Важность осознанности в отношении собственного тела показана также в работе В.Шутса. Он считает, что с осознанием приходит контроль над телом, возможность избежать болезней или травм. Если я осознаю часть своего тела, я могу её контролировать, могу научиться тому, как привести её в желаемое состояние. При использовании биологической обратной связи достигается осознание отдельных мышц так, что Я могу направлять или расслаблять их произвольно. В своих исследованиях Р.Бернс, определяя факторы, влияющие на формирование структуры образа тела, подчёркивает, что этот процесс может начинаться уже в период внутриутробного развития, так как плод воспринимает первичные сенсорные импульсы, исходящие их вестибулярного аппарата и от рецепторов в мышцах и суставах. Таким образом, условия развития представлений о собственном теле в его понимании определяются как социальными детерминантами, так и самоощущениями индивида (И.С.Кон, В.Н.Куницына, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисицына, В.С.Мерлин и др.).
К социальным детерминантам исследователи, кроме телесных контактов и взаимоотношений ребёнка и родителей, относят также особенности восприятия тела окружающими, его оценку и самооценку (С.В.Васильева, Р.Вайле, Е.Гарденсон, Л.Джонсон, С.Журар, М.О.Мдивани, Р.Сэкорд и др.). Р.Вайле и другие авторы отмечают, что низкая самооценка человеком своих физических данных отрицательно влияет на чувство собственного достоинства. Р.Сэкорд и С.Журар исследовали влияние культурных стереотипов и общепринятых стандартов на оценки своего тела у мужчин и женщин и степени их удовлетворённости. Они отмечают, что все чувства относительно своего тела имеют ярко выраженное поведенческое значение. Важность роста тела для мальчиков и толщины для девочек отмечает в своих исследованиях М.О.Мдивани. В работах Д.Н.Каган пишет о том, что уже в 10-летнем возрасте ребёнок знает о желательных типах телосложения в его возрасте и относительно его пола. При этом дети выделяют рост как важное телесное качество для человека. В работе Е.С.Креславского мы находим оценку телесного символизма в культуре и обществе и его влияние на самовосприятие и оценку своей внешности. Автор подчёркивает, что повышение реактивной тревожности при оценке своего тела способствует возникновению его искажённого восприятия, что в свою очередь ведёт к ещё большему росту этой тревожности.
Ученые установили взаимосвязь между удовлетворённостью тела и удовлетворённостью собой, личной защищённостью, а также успешностью самореализации и оценкой своего тела. В дошкольном возрасте самооценка зависит от оценки взрослого (Е.А.Аркин, Н.Е.Анкундинова, Р.Б.Стеркина). В педагогической практике можно часто наблюдать отрицательные оценки, которые даются ребенку со стороны педагогов, родителей и других взрослых. В результате этого у ребенка формируется искаженное преставление о своем образе тела, отрицательное отношение к нему. Мы полагаем, что развитие у ребенка умений воспринимать свое тело и его движения, управлять и оценивать его, связано с оценками его телосложения взрослыми.
В работах В.Н.Никитина показано, что нормы телесной красоты, принятые в обществе, проецируются на тело и интроецируются личностью, что оказывает большое влияние на оценку и самооценку своего тела. Это зачастую приводит к искажению образа тела или неадекватности его восприятия. В исследованиях В.Н.Кунициной подчёркивается значение осознания своего физического облика как одного из внутренних условий, активно участвующих в формировании личности человека. Осознание особенностей своей внешности влияет на формирование таких качеств личности, как уверенность в себе, самостоятельность, активность, ответственность, жизнерадостность, замкнутость, индивидуализм. В.Н.Куницина делает вывод, что внешний вид человека, тип его телосложения, степень физического развития влияют на положение человека в группе и на его поведение. Представление человека о собственном физическом облике, его соответствие (мнимое или действительное) принятым стандартам может приводить к формированию определённого склада личности и мотивировать поведение индивида в отношении к себе и окружающим.
Анализ философских, педагогических и психологических исследований показал, что проблема изучения феномена человеческого тела в культурологическом и социально-гуманитарном контексте находится на этапе становления и теоретического осмысления. Изученные работы позволили выработать собственную точку зрения на возможность и необходимость приобщения детей дошкольного возраста к ценностям культуры телосложения. Предпринятый нами анализ психолого-педагогической литературы дал возможность определить понятие культуры телосложения детей дошкольного возраста, в которое мы включаем осознание ребёнком красоты человеческого тела, его целостности, гармоничности, а также наличие у ребёнка способов, создающих формы тела, поддерживающих его в состоянии достаточно высокого эмоционального тонуса и корректирующих точность, выразительность, ловкость движений.
Образ собственного тела является основой самооценки личности, условием ее успешной самореализации. Очень важно, чтобы в раннем детском возрасте сложилось отношение к телу как к культурной ценности, источнику жизненного благополучия, внутренней гармонии. Поскольку культура телосложения закладывается у ребенка под влиянием непосредственного контакта с окружающими, с внешним миром (в семье, в общении с детьми и взрослыми в детском саду и др.), очень важно, чтобы в процессе формирования отношения к собственному телу как культурной ценности, личностному смыслу были использованы культурно-этнические архетипы.
На наш взгляд, возрождение народной, национальной культуры будет способствовать воспитанию поколения, проявляющего заботу о своём внешнем облике, отражающем внутренний мир народа. В нашем исследовании в качестве источников физического развития личности ребенка выступают представления народа о физическом идеале, которые отражались в героях песен, легенд, мифов, баллад, сказок. В устном народном творчестве содержится многовековое размышление людей о мире, о месте человеке в нем, о способах выживания и сохранения своего здоровья. Воспитание идеала человека у подрастающего поколения являлось одним из способов самовоспроизводства и самосохранения нации.
В современной общественной жизни этнический фактор обретает все большее влияние на жизнедеятельность нашего общества. Во всем мире наблюдается стремление к возрождению и обновлению национальной жизни. Данный процесс характеризуется бурным ростом этнического самосознания, обострения межэтнических отношений, возникновения на этой почве конфликтов. Обострение национального вопроса связано с кризисом, охватывающим все сферы нашего общества: экономическая нестабильность, социальная незащищенность граждан и т.д. Особенно остро «взрыв» этничности наблюдается на Северном Кавказе как одном из самых многонациональных, сложных конфликтных регионов (Р.Г.Абдулатипов, Р.С.Бодиев Г.С.Денисова, М.Р.Радовель, Р.М.Ситько, С.М.Ветлицкая, Л.Т.Сущенко, Ю.А.Чеботарев и др.).
Особая роль в преодолении конфликтов и решении национальных проблем принадлежит современному образованию. По мнению В.П.Борисенкова, О.В.Гукаленко, А.Я.Данилюка, поликультурное образовательное пространство способствует устранению опасных последствий деструктивного национализма. Поликультурное образовательное пространство создает оптимальные условия для решения этнокультурных проблем в обществе в целом. Благодаря пространству такого типа «снимается» культурный антагонизм, создается почва для сложноорганизованного конструктивного культурного диалога. Поликультурное образовательное пространство позволяет воспринимать полифонию культурных «голосов». Рождается сквозная «культурная мелодия», составленная не одной, а многими гармонично взаимодействующими темами. Национальная культура осмысляется в контексте мировой культуры, но для понимания ее своеобразия нет необходимости отрицать культуру других народов. Они равноправны, не похожи друг на друга, но чем глубже дифференциация между ними, тем продуктивнее их диалог.
Сохранение и развитие культуры каждого этноса с учетом новых жизненных реалий следует рассматривать в единстве с общекультурными ценностями. Этнос не может существовать без учета планетарных общечеловеческих условий развития, он неизменно взаимодействует со всем спектром поликультурных отношений и традиций, стараясь не утратить собственного своеобразия и неповторимости (А.Ю.Белогуров, Г.М.Елканова и др.). Однако в интеграции общечеловеческих и национальных ценностей необходимо соблюдать меру, без которой может произойти искажение в представлении каждой нации своей значимости. По мнению В.П.Фоминых, такое искажение представлений у подрастающего поколения можно предупредить, если формировать на всех этапах образование оценку своей нации и уважительное отношение к другим.
Переход к личностно – ориентированному образованию культурологического типа предполагает освоение как этнических, так и общекультурных ценностей человека (В.С.Библер, Е.В.Бондаревская, И.Э.Куликовская, Р.М.Ситько, Е.Н.Сорочинская, Р.М.Чумичева, В.П.Фоминых, Ф.С.Эфендиев и др.). Физическое развитие человека, культура телосложения может рассматриваться как общечеловеческая ценность, которая в то же время принципиальна, значима для каждой из этнических культур. Благодаря этой двойственности культура телосложения может рассматриваться как тот интегрирующий фактор, который позволяет выстраивать логику воспитания физической культуры в таком сложном полиэтническом регионе, как Северный Кавказ. Обращение к традициям народных культур позволяет увидеть общее и особенное в них, выявить основополагающие идеи физического воспитания, обусловленные особенностями национального менталитета. Рассматривая физическую культуру как органическую часть культуры в целом, мы находим в культурном опыте разных народов традиции осмысления проблем физического воспитания, особое понимание культуры тела, здоровья и красоты. Эти традиции обладают неоценимым педагогическим потенциалом.
Народная культура воплощает в себе глубинные ориентиры народного миропонимания, мировоззрения, духовности (Л.И.Коган, В.С.Цукерман, М.Ю.Новицкая и др.). Каждый народ осмысливал и продолжает осмысливать три важнейших направления связи человека и мира, три проблемы, которые необходимо было решить: человек и природа; человек и семья, род; человек и история. В произведениях народной культуры воплощены поиски ответов на эти вопросы. Правильные, разумные, истинно-человеческие отношения с природой, с близкими нам людьми, с другими народами, миром вне нас, с миром внутри нас представлены в календарной и семейно-обрядовой культуре каждого народа. Ощущение единства, взаимосвязи человека и природы, единства и цельности мира, в которой человек является необходимой частью представлено в малом годовом круге совместной жизни человека и природы. Постижение этих взаимоотношений связано с сохранением себя и природы, с установлением взаимоотношения людей между собой, ценности жизни, здоровья, здорового образа жизни передавались через семейно-обрядовую культуру. Домашние обряды освещают каждый важный момент жизненного пути человека, дают ощущение логики, глубокого смысла в достойной жизни, приобщения к роду и конечном счете к человечеству, природе, земле. Семейная бытовая культура давала человеку запас жизненной прочности, устойчивости, душевного и физического здоровья.
Народная педагогика провозглашала ценностное отношение к человеку (ребенку) как самоцели. В народе наряду с культом предков всегда существовал своеобразный культ детей, он был связан с обращением народа к будущему, с их надеждами, чаяниями и мечтами (Г.Н.Волков, Н.П.Гульчинский и др.). В художественной литературе, изобразительном искусстве и фольклоре Северного Кавказа раскрыты идеи воспитания детей, подготовки их к жизни, преодолению трудностей, выживанию в суровых условиях жизни. Нам представляется, что произведения искусств всех народов Северного Кавказа должны занять достойное место в содержании педагогического процесса дошкольных учреждений.
Ценность здоровья - одна из древних по своему осмыслению. Забота о здоровье выросла из инстинктивного стремления к самосохранению. Жизнь в крестьянской семье нельзя назвать праздной и легкой, но можно отметить, что физический труд на лоне природы, народные способы приготовления пищи, умеренность и простота в еде, соблюдение традиций, обрядов, ритуалов, участие в праздниках составляли образ жизни крестьянской семьи, который способствовал сохранению здоровья. Традиции здорового образа жизни, отношение к своему здоровью, телу, состоянию организма, способы их сохранения и развития передавались из поколения в поколение с помощью устного народного творчества (пословицы, поговорки, песни, сказки, былины, предания и т.д.), через обряды и праздники, в совместной игровой и трудовой деятельности. Например, в пословицах подчеркивалась важность сохранения здоровья: «Здоровье всему голова, всего дороже», «Здоровому - всё здорово», «Деньги – медь, одежда – тлен, а здоровье всего дороже». Внушалась мысль о необходимости его беречь: «Береги платье снову, а здоровье смолоду», «На что и родиться, коли, никуда не годится». Через пословицы давались советы по сохранению и укреплению здоровья: «Лук от семи недуг», «Хрен да редька, лук да капуста – лихого не пропустят», «Баня – мать вторая, кости распарит – все тело поправит», «После обеда - полежи, после ужина – походи», «Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле». Доносилась мысль о значении сопротивления болезням: «Дай боли волю – уморит», «На живом – все заживет», «Живая кость – мясом обрастет», «Не поддавайся, не ложись, а сляжешь - не встанешь» Ребенок усваивает практику сохранения здоровья и построения здорового образа жизни прежде, чем начинает понимать содержание этих понятий. Так как традиции и обряды, в которые включались дети очень рано, являлись субъективной причиной их поведения, именно они переходили в сферу побуждений и выступали в роли мотива и потребности в здоровом образе жизни субъекта. Естественность воспитательного процесса обеспечивалась включением детей в систему традиций, обычаев и обрядов.
Создаваемая тысячелетиями система сохранения здоровья в народе включала предупреждение заболеваний их профилактику. Ряд обычаев и обрядов были связаны с использованием естественных сил природы (солнце, воздух, вода), именно это развивало невосприимчивость к перепадам температуры, к простудным заболеваниям. Элементы закаливания присутствовали повсеместно в быту крестьян. У русских баня являлась одним из средств закаливания. Купание в реке было одним из самых любимых развлечений крестьянских ребятишек у всех народов.
Н.И.Костомаров, А.А.Коринфский, В.Михайлов и др. отмечают, что путем наблюдения и отбора, путем проб и ошибок за многие века народ усвоил опыт траволечения, изучив свойства трав и их влияние на организм человека. В здоровом образе жизни трудового народа особое место занимало питание. Крестьянская кухня отличалась простотой и натуральностью. Русская печь – это уникальное народное произведение, которое позволяло использовать такие приемы приготовления пищи, как варка и томление. Система рационального, сбалансированного питания, сложившаяся в русской культуре и в культуре горских народов позволяла сохранить здоровье и жизнеспособность славянского народа.
Исследователи этнической культуры, подчеркивая специфику Южного региона, выделяют особенности в питании народов Северного Кавказа (С.А.Арутюнов, Х.К.Казанов, Н.П.Тульчинский и др.) Изучение пищевых предпочтений показывает значимость в еде свежих, натуральных продуктов, отсутствие в рационе некоторых характерных для европейской традиции блюд, например, отсутствие первых блюд, вообще в культуре адыгов, их пренебрежению к горячей, жирной пище. На обеденном столе черкесов не увидите овощей, хотя в этих краях их существует множество видов, черкесы редко или вообще когда-либо едят их. Традиционная кухня осетин наоборот богата овощами, а также пирогами и вареным мясом. С.А. Арутюнов подчеркивает более стойкое сохранение этнического своеобразия в пище по сравнению с материально-бытовыми условиями. Даже при значительных изменениях быта традиционные продукты питания и блюда держатся в народном обиходе прочно. Устойчивы и рецепты приготовления блюд, выработанные в далеком прошлом.
Психологическое здоровье народа зависит от силы его духа. Душевная жизнь человека формирует его национальный характер. Физический идеал всех народов, прежде всего, связан с силой. В сказках, легендах запечатлена мечта народа о беспредельных возможностях человека. Физическая сила в сочетании с волевыми и моральными качествами делает чудеса. Так, в былинах мы встречаемся с богатырской силой: «А Илья бросил в Идолище шапкой своей, и ударила шапка его по маковке. Вылетел татарин из окна на улицу, Илья за ним выбежал. Начал бить, крушить силу вражескую». «Ухватил Добрыня шляпу греческую, насыпал в неё песку желтого ни много, ни мало – пять пудов, да как ударит шляпой Змея Горыныча – и отшиб ему голову. Повалил он Змея Горыныча с размаху на землю, придавил ему грудь коленками, хотел отбить ему две головы…»
Сила является отличительной чертой джигита (М.Б.Гуртуева). Мать горянка пела над колыбелью: «Я хочу, чтобы сильным подрастал, ты сынок, чтобы складным ты был с головы до ног. Будут сильными руки от ногтей до плеч» (.С.183). В осетинских сказках рассказывается о крестьянском сыне – силаче: «Попытались оба спутника бедняцкого сына сдвинуть скалу, но как не старались, сделать ничего не могли. Тогда взялся за неё сын бедняка, вырвал скалу и отбросил её в сторону, иначе и быть не могло» (там же, С.31). В народе сила принадлежала здоровому человеку. Об этом свидетельствуют следующие выражения: «Кровь с молоком», «Здоров, как бык, как боров», «Силен как лесник», «Сучок в кулаке сожмет, так вода пойдет». Мечта народа о великой силе выросла из потребности защищать свою Родину, а также зачастую непосильной трудовой деятельностью. Поэтому в народе здоровье и труд не разделимы. У горских народов это объясняется тем, что им приходилось чрезвычайными усилиями, шаг за шагом завоевывать у скал и каменистой почвы клочки земли. В устном поэтическом творчестве самое большое место занимают заветы и наставления отцов и дедов о трудолюбии. Обряды, обычаи и праздники были связаны с трудовой жизнью крестьянина. Высокая оценка труда была связана с такой же высокой оценкой здоровья, умения его сохранить.
Народный физический идеал включает красоту тела, осанку, в целом весь внешний облик индивидуума. Представление о физических чертах юноши у разных народов в основном совпадали. Например, статный, красивый, сильный – эпитеты, подчеркивающие их общие черты. В устном народном творчестве мы встречаем описание «особой стати молодецкой», которая олицетворяла волю, силу и молодость. Эту стать, мы находим, прежде всего, у богатырей – великанов: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, Самсона Самойловича и др. Красивая осанка была связана с высоким ростом: «По всему Киеву о Добрыне слава пела: Он и статен, и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав у Добрыни спокойный, ласковый, никогда он грубого слова не скажет, никого зря не обидит».
Про горского юношу говорили, что он солнцеликий, булатногрудый, стройный. Здоровое, сильное, стройное тело и мужественно прекрасное лицо – внешний портрет джигита – народного идеала. Именно у горских народов физическую силу подчеркивают вместе со стройностью фигуры и красотой лица: «Мясо – с кровью, джигит – со статью» (карачаево-балкарская). «Он молод, он строен, отважен, пригож, средь юношей равных - ему не найдешь». (Дагестанская) (25.С.19). У горских народов осанка подчеркивала особенности национального характера: гордость за свой народ, независимость, сила воли, стремление прийти на помощь, защитить слабых и др. Все эти качества души отражались через телесность: гордо поднятая голова, прямая спина, расправленные плечи, подтянутый живот, твердость в ногах.
В чечено-ингушских сказках описываются те же черты: «миновали годы, и сын вырос, стал стройным и сильным джигитом – широким в плечах, тонким в поясе, крепким в кости, быстрым на ногу». «Жили, – были три брата – охотника, все высокие и стройные, словно молодые чинары, крепкие, как камень». Осанка воспитывалась с раннего возраста и передавалась из поколения в поколение.
В русской культуре физическое здоровье считалось основой внешней красоты, красивым называли, прежде всего, трудолюбивого и доброго. Поэтому в сказках говорится о «красных девицах» и «добрых молодцах». Представление о женской красоте связано также с внешним обликом. Идеал женской красоты зависит от социально-экономических, географических и климатических особенностей проживания народа. Например, общепризнанными физическими чертами девушки–горянки являются: тонкая талия, округлые бедра, стройные ноги, длинные волосы, карие глаза, обаятельные черты лица, плоская грудь. В устном поэтическом творчестве фольклорная красавица представляется не только стройной, но и нежной и женственной, она луноликая, солнцерукая (белокожая), мудрая, глаза, что маслины, плавающие в молоке, чернобровая, черноволосая. (М.Б. Гуртуева) Об идеале женской красоты в русской культуре имеются немного другие представления. Например, полная грудь девушки расценивается как признак её красоты. В русском фольклоре она даже поэтизируется путем сравнений: «белые лебеди», «лебяжья грудь» и т. п. Другим признаком красоты считались волосы: «русская краса - длинная коса», - говорилось в народе. «Вся краса у Маши – русая коса до земли падает, цветы задевает». Русский народ ценил красоту, понимал её, о ней говорил очень мало. Поэтому Елена Премудрая – «такой красоты неписанной, что не вздумать, не взгадать, не в сказке сказать».
Анализируя народный идеал физического совершенствования, нельзя не отметить повторяющуюся мысль о том, что телесности, совершенствованию духа через совершенствование тела придавалось большое значение. В народной философии звучала идея единства тела и духа. Оценивая ценностный и педагогический потенциал этнических культур народов Южного региона, мы пришли к выводу об общности основных целей, задач, средств, форм физического воспитания подрастающего поколения. Прежде всего, данный процесс был направлен на трудовую и военную подготовку. У всех народов трудовая сноровка была основным качеством, которое развивалось с помощью игр, состязаний, упражнений.
Например, ловкость, сноровка, быстрота – основные качества горского народа. Необходимость развития этих качеств связана, прежде всего, с тяжелыми условиями жизни. Живущие в горах должны обладать сноровкой в передвижении по отвесным тропам, в скалолазании, в переправе через горные реки. Сила и сноровка неотделимы от выносливости - самого главного качества трудового народа. М.Владыкин отмечает такие качества как смелость, решительность, склонность к риску, связанные с условиями жизни.
В устном народном творчестве мы находим примеры развития физических способностей человека с помощью специальных состязаний, игр, упражнений. Так, в сказках народа Северного Кавказа и русских народных сказках мы находим подтверждение вышесказанному. Например: «Шли-шли и увидели в поле человека, - читаем в сказках вайнахов, - он подбрасывал вверх свою шапку и стрелу, не давая им упасть на землю. – Вот чудо! – удивились спутники» (25.С.159)
В осетинском фольклоре мы встречаем: «…сказал тут и пятый сын: если бы с неба упала чашка, то свежее - квашеным сыром, схватил бы я её на лету, кусочка из неё бы не вытекло». В русских сказках мы также находим героя, который решает трудную задачу: на коне прыгает до окна царевны в высоком тереме; выигрывает состязания в беге, в стрельбе; достает камень со дна моря; сдвигает камень, закрывающий вход в подземелье, где находится искомая царевна; поднимает, забрасывает и ловит на лету тяжелую булаву и т. д. (В.Я.Пропп).
Мечта народа о великой силе выросла из потребности защищать свою Родину. Поэтому физическое воспитание у всех народов имело военную направленность. Ранняя военно-физическая подготовленность была характерна для всех горских народов, это было связано со стремлением сохранить свою независимость. Борьба против иноземных захватчиков определяла основное направление в воспитании подрастающего поколения. К пятнадцати годам молодой горец умел все необходимые трудовые и боевые навыки, которые потом в течение всей жизни совершенствовались. В этот период, по мнению народа, юноша достигал своего совершеннолетия. Это событие отмечалось торжественно. Родители дарили сыну боевое оружие и по возможности коня. Военное искусство демонстрировалось на различного рода сходках и народных праздниках. Молодой горец показывал умение в стрельбе, джигитовке, фехтовании и на кинжалах, в беге на скорость, в поднятии и переноске тяжестей, метании камней, в прыжках через препятствия и воду, плавании, скалолазании и др. (М. Дибиров).
Анализируя сочинения византийских, греко-римских и арабских историков и писателей, Н.М. Карамзин и С.И. Соловьев отмечают смелость, силу и выносливость воинов-славян, которые были способны сражаться в экстремальных условиях. На Руси повсеместное распространение получили кулачные и палочные бои, которые проходили наподобие турниров. Так же как и другие народы, славяне показывали свои способности в верховой езде, стрельбе из лука, в поднятии и метании камней, в плавании, гребле и передвижении на лыжах (В.И.Столбов).
В обрядах и поэзии народов Северного Кавказа мы находим сведения об особенностях физического воспитания ребенка в семье (К.Г.Азаматов, М.А.Акбаев, М.Дибиров, М.Б.Гуртуева, В.Я.Пропп и др.). Обряды, связанные с рождением ребенка, были подчинены правилам, церемониям, обеспечивающим ему счастливую жизнь, сохранение здоровья и долголетия. Это отражалось в благопожеланиях ребенку. Обряды и действия окружали ребенка до его совершеннолетия. Все ритуалы отражали жизненно важные события семьи, рода, они оберегали ребенка, были направлены на становление его личности. Обряды и традиции представляли собой определенную ритуальную игру, отражающую мировоззрение народов.
Сложившаяся народная система физического воспитания с раннего возраста предполагала развитие движений, закаливание организма, привитие навыков гигиены. У всех народов мы наблюдаем использование одних и тех же средств воспитания в раннем возрасте: колыбельные песни, пестушки, потешки, игры. Традиция, укладывать ребенка в колыбель, связана с трудовыми и экономическими особенностями жизни в крестьянских семьях. Женщина была всегда занята хозяйственной работой и не могла уделять много времени малышу. М.Б.Гуртуева отмечает, что тугое пеленание является отрицательным народным опытом физического воспитания. «Туго затянутый ребенок лишался возможности занять удобное положение ручек или ножек» (25.С.187). В народной педагогике сложилось ошибочное мнение, что тугое пеленание способствует формированию красивой осанки. Ребенка в колыбели качали и пели. Слову над колыбелью издревле придавали значение заклинания. Мать хотела избавить свое дитя «от всех скорбей, от всех напастей, от лома - ломища, от крови - кровища, от зло – человека - супостателя». (4.С.6). Одновременно с традицией заклинания в колыбельных песнях выразилось стремление «повернуть к ребенку» только светлую сторону жизни. Сильна тревога за здоровье, покой и будущее ребенка – она невольно сказывалась в баюканье.. Пение зависело от ритмического движения колыбели. Колыбельная песня является одним из древних приемов успокоения ребенка. Некоторые из колыбельных песен соединяют с пестушками, потешками, прибаутками. Пестушка (от слова пестовать – нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках) – краткие стихотворные приговоры нянюшек и матерей, ухаживающих за ребенком в первые месяцы жизни.
Пестушки сопровождались движениями: поглаживание, разведение, складывание ручек, переваливание головки ребенка с руки матери на другую руку, закидывание детских ручек на голову, помахивание кистями и т. д. Эта своеобразная гимнастика для малышей способствовала их физическому развитию. Аналогично русской «потягунюшке», существует карачаево-балкарская пестушка: «Тарта-соза, жашланы бу оза, къызланы да оза» – тянем – потянем, всех мальчиков он обгонит, и всех девочек он обгонит – приговаривают ребенку, посадив его к себе на колени лицом к лицу. При каждой строке, держа ребенка за ручки, отстраняют от себя и за тем его притягивают обратно (4.С.188). Пестушки доставляют ребенку много удовольствия, они удовлетворяют его естественную потребность в движении.
В некоторых случаях пестушки становятся настоящей игрой, – изображают конскую скачку, катание с горы, пляску и д. р. Так пестушка, по мнению многих исследователей, то есть песенка-приговор, сопутствовала игре с пальцами, ручками и ножками (Г.Н.Волков, В.П.Аникин, В.Ф.Афанасьев, А.Э.Измайлов). Многочисленные ладушки, сопровождаемые стишками известны горцам также широко, как и в русской педагогике (М.Б.Гуртуева).
В потешках раскрываются все этапы физического развития ребенка раннего возраста. И потешки, и пестушки отличаются ритмичностью. У ребенка развивается не только чувство ритма, но и его художественная выразительность. В них народ через яркий образ отражал свой двигательный опыт. Пестушки и потешки объединяют все важнейшие компоненты игры: словотворчество, изобразительность и наставительность. У горских народов пестушка и потешка часто заканчивались легким щекотанием малыша, что вызывало у него активные движения, смех и удовольствие.
В работе М.Б. Гуртуевой описаны распространенные у карачаевцев и балкарцев игры с руками и пальцами рук. Примечательно, что содержанием этих «ладушек» всегда рассказ о папе или его дедушке. Горский ребенок редко видел своего отца и деда, которые проводили почти все время на отгонных пастбищах или других сельскохозяйственных работах. Взрослый, раскрыв ладошку ребенка и водя по ней своим пальцем, приговаривал: «Вот ладошка – луг, на лугу пасется бык, бык тот жирный хорош, чтобы полакомиться». Далее следует детский счет: «Вот мизинчик – он угнал быка. Вот безымянный пальчик – он освежевал. Вот пальчик средний – он сварил мясо, вот и большой палец – вредный такой, выдал всех остальных, набили его злоязычника так, что короче всех стал» (25.С. 190). Аналогичная игра на упражнение кистей рук в новом варианте бытовало и в педагогическом наследии осетинского народа. Та же ситуация: пасется на ладошке бычок. Пальчики делят его: этот его зарезал, тот его освежевал, тот его сварил, тот его раздал, этому кусок не достался и он пожаловался. В конце взрослый щекочет малыша, приговаривая: «Вот на потолке соленая мышка. Гызы-гызы.» (там же,С. 192)
Существовало множество потешек на развитие ножек и других частей тела ребенка. Движения, которые выполняли дети вместе с взрослым, были связаны с образами животных, птиц, насекомых. Например, ребенка подбрасывали вверх и ловили, раскачивали на руках вперед-назад, приговаривая: «На тебе петушок, ах нет-нет не отдам» (4.С. 192). У всех горских народов Северного Кавказа существовала потешка, упражняющая детей в устойчивости тела младенца. Ребенка ставили к себе на колени или на пол, держа наготове свои руки, чтобы вовремя подхватить дитя, если вдруг потеряется равновесие. Приговаривали: «Дыггы - Дыггы - Дыггы – Дыггы.» У русских народов аналогичная потешка под названием «Дыб-ки, дыбки, стой дыбки!» Е.А. Покровский подчеркивает, что этими словами мать учит ребенка стоять на ногах, причем ставит его на что-нибудь мягкое, хоть на войлок. В народе существовали и другие вспомогательные средства, упражнявшие ребенка в ходьбе. Например, всевозможные каталки-игрушки, сделанные из дерева. Когда ребенок начинал ходить, взрослые с помощью игр-догонялок: «Иди ко мне», «Убегай-убегай», развивали точность, устойчивость его двигательных навыков. Познанию движений, как знака, как символа культуры способствовали прибаутки. Своим содержанием они напоминали маленькие сказочки, не имеющие своего завершения. Такая недоговоренность истории развивала у детей воображение. В содержании прибауток через мир зверей, птиц, растений, предметов раскрывались отношения между природой и человеком, человеком и предметами рукотворного мира, человеком и человеком. Прибаутки полны ярких, динамичных образов. Звучащие, быстро сменяющиеся картинки открывают ребенку мир движений: «…трубит пастух в широком поле,… пищит комар – тащит дрова в баню,… стучит в ворота прилетевшая откуда-то ворона и т. д.» Движение – является основой образной системы прибауток. «Курочка в сапожках – избушку метет, а петух на печи обувается, а боров на полатях обедню поет, а свинья в ожерелке к обедне идет…» (4.С. 11). Прибаутки, так же как и потешки призывали детей к выполнению тех или иных движений, раскрывали их смысл, показывали красоту. Нередко в них включались элементы танцевальных движений: притопывание, кружение.
В работе М.Б. Гуртуевой мы находим описание игр-упражнений горских детей, связанных с кружением. Например, игра «слепой в ответе» (балкарско-карачаевский вариант) ребенок кружится с вытянутой в руке палкой, стараясь задеть кого-нибудь. Эти упражнения способствовали развитию равновесия, координации движений, то есть тех необходимых физических качеств для жителей горной местности. Очень рано малыши знакомились с правилами наездничества, они отрабатывались во время игры с деревянной палочкой, которая заменяла ребенку коня. Горских детей рано начинали обучать верховой езде, большое значение предавалось технике ведения скакуна, умению ухаживать за ним. (М. Дибиров). Все средства и методы физического воспитания в раннем возрасте (колыбельные песни, потешки, сказочки, ритуалы, игры) имели предохранительную силу, оберегающую ребенка и позволяющую ему выжить в сложных условиях, кроме этого они носили воспитательный характер: формировали отношение к своему телу, движениям, осанке.
На основе анализа народных традиций можно говорить о том, что физическая подготовка ребенка к труду и защите Родины у большинства народов начиналась с детства. В дошкольном периоде закладывалась основа здоровья детей, осуществлялось физическое развитие ребенка. У детей дошкольного возраста формируется ряд несложных трудовых, а иногда и боевых навыков. Физическое воспитание осуществляется через игры, танцы, привлечение к посильному труду. В этом возрасте в детской среде были распространены бег, метание, прыжки, катание, маленьких камешков, скольжение по снегу, катание по льду, лазание, стрельба в цель из лука, купание в реке и т. д. С раннего возраста детей горцев обучали верховой езде. Большое значение придавалось умению ухаживать за конем и технике ведения скакуна.
Таким образом, Южный Федеральный округ России представляет собой специфическое по экономическим социальным и культурным традициям пространство жизнедеятельности людей. Своеобразие физической культуры как части общечеловеческой культуры обуславливается социально-экономическими условиями развития региона. Анализ сложившихся традиций физического воспитания у горцев, представителей различных национальностей и культур показал различия, но главное, сходство в их базовых ценностях в воспитании физической культуры (здоровье, здоровый образ жизни, точные, выразительные, охранительные движения, сильное, выносливое, гибкое тело и др.). Всё вышесказанное дает нам основание рассматривать эти ценности как компонент содержания физического воспитания детей дошкольного возраста. В условиях сложившейся социокультурной ситуации проблема построения образовательного, здоровьетворящего пространства дошкольных учреждений Южного региона связано с проблемой национального воспитания и экологией детства. Для нашего исследования важными явились подходы к содержанию и методам физического воспитания, сложившиеся в культуре народов Южного региона.
Естественность процесса физического воспитания, тесная связь его с трудовой жизнью народа, включенность детей в систему традиций, обычаев, обрядов, то есть в событийную жизнь взрослых, определяли активную позицию ребенка по отношению к себе, к другим людям и к миру в целом, стремление к физическому идеалу, сложившемуся в народе, выбору образа жизни, сохраняющего здоровье. Все вышесказанное подтверждает наше предположение о необходимости интеграции культурного наследия в содержание физического воспитания детей дошкольного возраста. Мы считаем, что воспитание физической культуры детей дошкольного возраста основанное на лучших достижениях прошлых поколений, будет способствовать сохранению национального, народного, российского генофонда.
Культура телосложения является показателем развития и личности, и этноса, к которому она принадлежит. Высокий уровень этой культуры позволяет раскрыться личностному потенциалу, способствует успешной самореализации ребенка. Тело человека перестает быть только биологическим организмом и наполняется нравственным смыслом, когда само понятие телесности рассматривается как культурное явление. Не случайно в народной традиции закреплена мысль о неразрывном единстве тела и духа. Отношение к культуре телосложения как ценности не только личности, но и этноса, использование в физическом воспитании этнических образцов способствует культурной идентификации личности и установлению культурного диалога между детьми, принадлежавшими разным народам, но объединенными в общем воспитательном пространстве. Именно поэтому мы и рассматриваем культуру телосложения как важнейший элемент физической культуры.
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 1578;