Здоровье и здоровый образ жизни как ценности культуры личности.
В нашем исследовании здоровье, здоровый образ жизни рассматривается как ценности физической культуры детей дошкольного возраста. В качестве важнейшего структурного компонента физической культуры выделяется культура здоровья. К сожалению, нельзя не констатировать недостаточную теоретическую разработанность подходов к определению ценностного потенциала культуры здоровья в современной науке. Это обусловлено социально-историческими причинами. В нашей стране долгие десятилетия в воспитании подрастающего поколения здоровье, здоровый образ жизни не рассматривались в качестве основных жизненных целей. Разрозненность получаемой ребенком информации об идеале здорового человека, о его образе жизни, определяла такое поведение ребенка, где он сам, его тело и движения, состояние организма, здоровье не выступали в качестве поведенческих ориентиров. На наш взгляд, воспитание культуры здоровья личности, осознание здоровья и здорового образа жизни как ценностных ориентаций связано с принятием их как основной идеи, внутреннего убеждения в построении собственной жизнедеятельности.
Понятие «здоровье» рассматривалось в контексте медицинской науки. В педагогической теории и практике здоровье и здоровый образ жизни не выступали главными ценностями личности. В педагогической практике отсутствовала непрерывная система обучения способам сохранения здоровья на разных этапах возрастного развития человека, что привело к катастрофическому ухудшению его состояния у населения Российской Федерации, и особенно детского. Однако наличие у человека знаний о здоровье и способах его сохранения ещё не гарантирует то, что он будет следовать им и вести здоровый образ жизни. С первых лет жизни человека необходимо сформировать у него стойкую мотивацию на здоровье, здоровый образ жизни. На наш взгляд, воспитание здорового поколения связано с принятием здоровья и здорового образа жизни как высших жизненных ценностей. В современном российском обществе в целом и на уровне массового сознания здоровье, здоровый образ жизни не принимались как ценности культуры личности и не выступали нормой поведения и деятельности.
Проблема сохранения здоровья человека становится не столько медицинской проблемой, сколько философской. С позиций культурологического образования важным является осмысление сущности феномена культуры здоровья, которое обеспечит отношение к здоровью как ценности и выступит условием самореализации личности, ее социальной адаптации, освоения способов укрепления здоровья (Т.С.Грядкина, В.И.Реброва и др.). Не случайно в педагогической литературе появляются исследования, посвященные проблеме культуры здоровья.
В исследовании О.А.Ахвердовой, И.В.Боева рассматривается культура здоровья как интегративное личностное образование, являющееся выражением гармоничности, богатства и целостности личности, универсальности её связей с окружающим миром и людьми, а также способности к творческой активной жизнедеятельности. Авторами предпринята попытка определить структуру культуры здоровья и её показатели. В структуре выделяются когнитивно-мотивацонный, эмоциональный и коммуникативно-волевой компоненты. В исследовании показана зависимость уровня сформированности культуры здоровья от осознания личностью здоровья и культуры как общечеловеческих ценностей. Авторы утверждают обусловленность универсальности связей личности с окружающим миром, людьми и её действенно-волевых качеств. Показателями сформированности культуры здоровья выше названные авторы определяют ценностные ориентации и качества личности. Ценностные ориентации детерминируют отношения личности к себе и окружающему миру. Среди показателей авторами выделены только личностное отношение к здоровому образу жизни. Мы полагаем, что у ребенка необходимо развивать, прежде всего, ценностное отношение к себе, к своему организму, телу, его состоянию, к способам их сохранения и преобразования. Из качеств личности исследователи выделяют лишь некоторые, особое значение, придавая развитию волевых и коммуникативных.
В исследовании Т.Н.Тарановой определяется понятие «культура здоровья», освоение которого связано с формированием в сознании ребенка понимания здоровья и болезни не только как медицинской помощи человеку, но и работу его над собой, выработку индивидуального здоровья, здорового образа жизни. Освоение ценности здоровья помогает ребенку осознать такие сакральные и трансцедентные ценности как жизнь и смерть, которые трансформируются в диаде «здоровье – болезнь». Природа, человек, его жизнь выступают как высшие ценности, потому что они неповторимы (из-за смерти). В нашем исследовании мы, формируем образ здорового человека, не касаясь понятия «болезнь», что связано с развитием опыта поддержания активности, здоровья, двигательной деятельности разнообразными средства, сложившимися в культурно-историческом опыте развития народов.
Проблема формирования культуры здоровья связана, прежде всего, с осмыслением самого понятия «здоровья» и «здорового образа жизни». Остановимся более подробно на существующих в настоящий момент в науке подходах к определению данных понятий. Стремление осмыслить феномен здоровья можно проследить едва ли не с самого начала зарождения философской мысли человека. Этимологические корни понятия здоровья восходят к древнегреческой богине Гигиее. По мнению М.П. Холла: «Искусство лечения по началу было одной из секретных наук жречества, и тайна его происхождения скрыта тем же покрывалом, который свойственен тайне происхождения религии, веры…Хотя современные врачи полагают основателем своей науки Гиппократа, древние лекари считали основателем искусства лечения бессмертного Гермеса» (55.С. 397). Идея здоровья отражена в древнегреческих мифах и легендах, где мы находим греческого бога врачевания Асклепия и дочь его Гигиею. Рассматривая генезис понятия здоровья, А.Ф.Лосев выстраивает смысловую цепочку от Гигиеи, персонифицирующей некую целостность человеческой природы, к Асклепию, олицетворяющему тот принцип, который эту целостность порождает, и далее вверх к Гермесу – фигуре, ближайшей к Богу, Посланнику Богов предоставляется «языческое богочеловечество».
Наиболее распространенным определением здоровья является понятие, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «здоровье является состоянием полного физического, и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Однако к настоящему времени сложилось множество концепций здоровья. С позиций функционально-биологического подхода к определению рассматриваемого понятия здоровье определяется как «нормальная функциональная способность организма, а также готовность каждого внутреннего органа выполнять все свои функции» (88.С.44), как динамический процесс сохранения и развития биологических процессов, безраздельно подчиняющихся целесообразным биологическим закономерностям. В русле данной концепции Н.М.Асмолов определяет здоровье человека как сумму «резервных мощностей основных и функциональных систем». Значение придается нормальному функционированию организма на различных уровнях (молекулярном, клеточном, органном, организменном) и нормальному течению физиологических и биохимических процессов.
Концепция здоровья, в основе которой лежит подход динамического равновесия организма, взаимодействия его функций и факторов окружающей среды – суть обмена веществ, рассматривает данное понятие как «такое состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. В понятие здоровья вкладываются не только качественные, но и количественные признаки, поскольку существует понятие о степени здоровья". «Соответствие процессов внутреннего и внешнего обмена есть мера здоровья. Чрезмерное нарушение взаимоотношения внутреннего и внешнего обмена будет означать патологию, болезнь» (33.С.13).
Концепция здоровья с позиции адаптивного подхода рассматривает это понятие как способность приспосабливаться. Этот процесс определяется как взаимодействие организма со средой (биотической и абиотической), обеспечивающее ее сохранение с помощью соответствующих структурно-функциональных изменений организации биосистемы. Следовательно, под адаптацией подразумевается приобретение новых необходимых свойств у субъекта, сообразно требованиям окружающей среды. Если субъект адаптируется и приобретает новые свойства и качества, то он в дальнейшем эволюционирует. В постоянно меняющихся природных условиях мы наблюдаем естественную способность к адаптации на примере животного и растительного мира. В обществе мы сталкиваемся с необходимостью к адаптации к социальным условиям и применению внутренней ценностной природы человека. Авторы выдвигают идею о том, что здоровье должно развивать способность человека сохранять свой гомеостазис через совершенную адаптацию к меняющимся условиям среды, то есть активно сопротивляться таким изменениям с целью сохранения и продления жизни. При этом важным условием поддержания гомеостаза является проявление потребности в физической активности (Г.Г.Наталов, О.С.Шнейдер).
Социально-биологический подход характеризует здоровье как процесс сохранения и развития психических, биологических (физиологических) функций человека, его оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальном сохранении продолжительности активной жизнедеятельности (В.П.Петленко, В.П.Казначеев). В русле данного подхода Ю.П.Лисицын рассматривает здоровье как гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными явлениями. Е.Н.Кудрявцева трактует данное понятие как состояние индивидуума, при котором он полностью выполняет социальные функции и ведет образ жизни, обеспечивающий укрепление, сохранение и развитие этого состояния. Под полноценным выполнением социальных функций подразумевается, во-первых, полное по объему и качеству выполнения трудовых обязательств в соответствии с половозрастными особенностями индивида; во-вторых, активное участие в общественно-политической жизни, в-третьих, благоприятные межличностные отношения с человеком труда, коллективом и ближайшим окружением, в-четвертых, выполнение семейной жизни, способствующей поддержанию и укреплению здоровья.
В работе А.Г. Щедриной определена система критериев оценки состояния здоровья. Она рассматривает здоровье как целостное, многомерное и динамическое состояние (включая негативные и позитивные стороны), развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять свои биологические и социальные функции. А.Г.Щедрина определяет пять основных критериев здоровья: уровень и гармоничность физического развития; функциональное состояние организма (наличие резервных возможностей основных физиологических систем); уровень имунной защиты и неспецифической резистентности; наличие того или иного заболевания, либо анатомического дефекта; уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
В русле культурологической концепции здоровье рассматривается как ценность личности, выбор личной жизненной стратегии, направленной на самосохранение, самопознание, самосовершенствование, устремление к ососзнанию и выполнению своих эволюционных задач (В.И.Бондин, Г.А.Вишнева, Р.И.Гималетдинова, В.Е.Давидович, А.Я.Иванюшкин, В.П.Петленко, В.Ф.Сержантов, А.И. Субетто, Г.И.Царегородцев, А.Е.Чекалов и др. ).
Следует отметить концепцию космической детерминации здоровья, в которой определяется важность нахождения оптимальных механизмов балансировки целостной биосоциальной системы “человек” в современном мире и обществе. Сущностными характеристиками целостности личности становятся оптимальные саморегулирующие отношения человека и мира. Эпицентром единой экосистемы становится человек и проблема сохранения здоровья скрыта в его отношении к Земле, природе, людям, вообще, и к себе, в частности. У человека развито собственно человеческая способность глубинного отражения своих контактов с миром. Микрокосмос человека формируется, отражая макрокосмические феномены, что совершенствует саму систему оптимимзации и балансировки взаимодействия (А.Л.Чижевский ).
С философских позиций здоровье есть результат сочетания выполняемой человеком видовой программы и оптимальных условий внешней среды. Это значит, что здоровье определяется состоянием всех его уровней — не только физического, но и психического, ментального, социального и др. (В.И.Бондин, Р.И.Гималетдинова, А.Я.Иванюшкин, Л.П.Чисталев и др.). В работе А.Я.Иванюшкина здоровье рассматривается с позиций ценностного подхода на трех уровнях: соматическом, социальном, личностном. На соматическом — как совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде. На социальном — как мера трудоспособности, социальной активности, деятельное отношение человека к миру. Личностный уровень предполагает выбор стратегии жизни человека, степень господства индивида над обстоятельствами жизни.
Здоровье не может трактоваться лишь как нормальное функционирование организма, так как любой организм несет в себе информацию, которая раскодируется человеком с помощью различных знаков и символов культуры. По мнению Р. Шваллер де Любич «символ является средством выражения —формой записи «жизненной философии». Поэтому состояние здоровья не только переживаемо, считает Р.И. Гималетдинова, но и осознаваемо индивидом и несет в себе глубокий смысл. Человек воспринимает здоровье не просто как хорошее самочувствие, а как поощрение или даже благословие жизнью или Богом, чем-то высшим. В противовес этому — болезнь есть состояние разобщенности, утраты гармонии, нарушение естественных процессов, несущее с собой не только страдания физические, но и экзестенциальные, воспринимающиеся как наказание, как отвержение или со стороны Бытия или же Бога.
О взаимосвязи здоровья и творчества говорится в исследовании А.И.Субетто. Рассматривая феномен творчества с позиций философской и социологической науки, автор приходит к выводу о том, что культура радости и счастья и есть культура творчества. Но творчество - это жизнь, оно определяет «норму жизни», мерой которого служит здоровье. Поэтому культура радости и счастья - это культура здоровья и долгожительства.По мнению автора, здоровье выступает «нормой жизни», воплощающей волновую, циклическую гармонию жизни. Красота есть психофизиологическая ощущение гармонии и, соответственно, постоянный спутник здоровья. Автор подчеркивает, что красота и здоровье едины, так как и то и другое является отражением системной , динамической гармонии жизни и мира. По его мнению, творчество - это будущетворение. Поэтому красота – это субъективная мера гармонии и симметрии не только «здесь» и «теперь», но и «здесь» и в будущем. Красота – залог будущего, поскольку она информирует нас о здоровье среды и нас самих. Автор говорит о культуре радости и счастья, которые имеют глубинную связь с культурой красоты. По его мнению, приобщение к красоте, выступает одним из условий сохранения здоровья (социального, духовного, физического). Приобщать ребенка к красоте необходимо не созерцательными способами, а сотворчеством с природой, с другими детьми, с взролслыми. Для нашего исследования данная идея автора явилась основополагающей в разработке здоровьетворящих технологий. Разнообразная двигательная деятельность, создающая у ребенка ощущение красоты, свободы, радости выступила основой для построения его жизнедеятельности.
Эволюция научных взглядов на человека подтвердила мысль о том, что окружающий мир и человек составляют единое целое — отсюда вытекает тот факт, что здоровый человек творит здоровую окружающую среду, которая благотворно влияет на его здоровье . Осознание человеком этой зависимости гармонизирует внутренний и внешний мир. Здоровый человек ощущает себя в окружающем мире как свободная личность, потому что он способен подчинять свою волю, свои поступки, свою деятельность основным целевым установкам, определяющим человека как разумное существо. Здоровая личность осознает ценность своей жизни, здоровья, значимость своих действий в построении индивидуальной жизненной траектории.
Помимо отечественных исследований, в которых поднимается вопрос о сути понятия «здоровье», осмыслить этот феномен позволяют работы зарубежных психологов Ш.Бюллера, А.Маслоу, К.Роджерса, В.Франкла. С нашей точки зрения, авторами раскрывается наиболее перспективный подход к решению проблемы здоровья, который рассматривается с позиции полноты и богатства развития личности. В концепции А. Маслоу подчеркивается значимость у человека собственной сущностной природы, самости. Это врожденные потребности, способности человека, которые по своей сути не злы, а добры и нейтральны. Полностью здоровое, нормальное и желательное развитие состоит в актуализации способностей человека, в реализации его возможностей. Это скорее самоактуализация, то есть стремление к саморазвитию. Внутренняя природа человека слаба, тонка, хрупка и может легко одолеваться внешними препятствиями: давлением культуры, неправильным отношением окружающих, собственными привычками и слабостями.
В работах А. Маслоу определены две составляющие здоровья: стремление к самоактуализации, то есть «нахождение человеком верного представления самого себя». Кроме этого человек должен реализовать все то, что заложено в нем природой. Второй составляющей здоровья является стремление к гуманистическим ценностям. Здоровая личность, по мнению А. Маслоу, — это самоактуализирующаяся личность, обладающая следующими чертами: более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, интерес к неизведанному; принятие себя и других такими, какие они есть на самом деле, отсутствие искусственных, защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны другого; спонтанность проявлений, простота и естественность, деловая направленность; склонность к одиночеству, позиция отстраненности по отношению ко многим событиям жизни; автономия и независимость от окружения, устойчивость к фрустрациям; свежесть восприятия, нахождение каждый раз нового в уже известном; чувство общности с другими людьми, отсутствие враждебности, зависти; демократичность в отношениях, готовность учиться у других; устойчивые внутренние моральные нормы, острое чувство добра и зла, ориентированность на цели; «философское» чувство юмора; отношение с юмором к жизни и к самому себе, но сочувствие ущербным или попавшим в беду; креативность (творческость), не зависящая от того, чем человек занимается; отсутствие склонности к конформности, бездумному бунтарству, критичное отношение к своей культуре.
Несколько иначе, но в том же контексте гуманистической концепции развития личности рассматривается проблема здоровья в работах Ш.Бюллера, В.Франкла и др. В работе В. Франкла подчеркивается, что самоактуализация — это не конечное предназначение человека. Он пишет, что лишь в той мере, в какой человеку удается осуществить смысл, который он находит во внешнем мире, он осуществляет и себя человек возвращается к самому себе и обращает свои помыслы к самоактуализации, только если он промахнулся мимо своего призвания. Он утверждает, что смысл — это всякий раз смысл конкретной ситуации и нет такого человека, для которого жизнь не держала наготове какое-нибудь дело. По его мнению, надо найти это дело, этот смысл, а у ребенка надо воспитать готовность к нахождению смысла жизни. Возможность осуществить смысл всегда уникальна, и человек, который может ее реализовать, всегда неповторим. Так, В. Франкл связывает нездоровье с утратой жизненных смыслов. В нашем исследовании определяются подходы к построению культуросообразного здоровьетворящего образовательного пространства дошкольного учреждения. Мы полагаем, что жизнь детей, наполненная разнообразными видами интересной для них деятельностью (игровой, двигательной, художественной и др.) является условием для накопления ребёнком опыта самопознания и самосохранения.
Согласно теории Ш. Бюллера, человек стремится к самоисполненности, которая зависит от способности индивида ставить такие цели, которые наиболее адекватны его внутренней сути. Ш. Бюллер называет такую способность самоопределением. Чем понятнее человеку его призвание, то есть чем отчетливее выражено это качество, тем вероятнее самоосуществление. Условиями сохранения здоровья является обладание такими жизненными целями, под которыми автор понимает осуществление смысла, а не осуществление себя или самоактуализацию. Мы полагаем, что понимание детьми здоровья как основной жизненной ценности и выбора её в качестве цели деятельности происходит лишь тогда, когда эта ценность наполняет жизнь ребёнка и проживается им, то есть становится для него смыслом. Выбор ребёнком здоровья и здорового образа жизни как основных ценностных ориентиров происходит в культуросообразной среде во взаимодействии с взрослым.
Осмысление понятия здоровья мы находим у одного из основоположников гуманистической психологии К. Роджерса. Он вводит понятие «полноценно функционирующий человек». Это здоровый, творческий человек, который «открыт опыту», то есть, способен слышать себя, переживая то, что в нем происходит. Он открыт не только своим чувствам страха, упадка духа, боли, но и чувства смелости, нежности и благоговения. Он способен осознавать свои чувства и жить ими, не прибегая к защитным реакциям. По мнению К. Роджерса, существенным качеством здорового человека является стремление жить настоящим. Но это не означает отсутствие неподвижности, застывших структур, фиксированных форм, напротив, изменение, динамику организации «Я» и личности. Полноценно функционирующий человек все более доверяет своему организму в выборе лучшего варианта поведения из множества возможных в данный момент. Он становится более функциональным, так как полностью осознает себя, свои переживания.
Анализ отечественных и зарубежных исследований, посвященных проблемам здоровья, показывает, что здоровье можно осмыслять только как комплексное понятие. Гипертрофия одного из подходов приводит к одностороннему пониманию феномена здоровья. Системность и целостность в определении этого понятия задается принципом культуросообразности, который предполагает рассмотрение здоровья как явления культурной реальности, органической частью, которой являются природная и социальная реальности. При таком понимании здоровья, при его определении в культурном контексте в содержание понятия включаются и медицинские, и психологические, и социальные, и философские критерии. Только во взаимодействии различных подходов рождается полнота представления о сложном, многокомпонентном феномене здоровья.
Свою историю имеет в науке и понятие «здоровый образ жизни». Значение здорового образа жизни подчеркивалось в работах древних философов. Платон высказывал мысль о том, что умственное и физическое воспитание даст свои результаты тогда, когда молодежь будет вести воздержанный образ жизни с соблюдением правил гигиенического характера. Аристотель, подчёркивал значение образа жизни для сохранения здоровья. Он отмечал, что слишком усиленное или недостаточное занятие гимнастикой губит телесную силу. Он полагает, что недостаточная или излишняя пища и питье губит здоровье, в то время как пользование ими в меру рождает, сохраняет и увеличивает здоровье. Гегель отмечал, что здоровье и здоровый образ жизни является существенным условием пользования духовными силами для исполнения высшего предназначения человека (80.С.64). Здоровый образ жизни относится к фундаментальным социальным потребностям. В философской литературе мы находим теоретическое обоснование образа жизни, способствующей сохранению здоровья
На современном этапе развития науки в теории здорового образа жизни сложилось два взаимосвязанных подхода. Один из них - «сферный», или объективный подход, характеризующий данное понятие с позиции анализа условий жизнедеятельности: труда, семьи, быта, образования, культуры, социальной и экономической ситуации, уровня и качества жизни. Другой - «субъективный», изнутри рассматривающий как люди организуют свою жизнь (Д.А.Изуткин, Г.А.Кураев, Ю.П.Лисицын, А.В.Сахно, С.К.Сергеев, А.Д.Степанов, Ю.В.Шлёнов и др.).
В работе Ю.П.Лисицына образ жизни определен как исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ жизнедеятельности людей, но не вообще деятельности, активности, а совокупности существенных черт деятельности людей. Поскольку деятельность, активность людей во всех сферах — трудовых, социальных, политических, духовных, нравственных, а также в биологических потребностях и так далее, то образ жизни, то есть существенные черты этой деятельности трудно уложить в какие-то рамки, сгруппировать, классифицировать.
В.И. Жолдак характеризует образ жизни как «совокупность индивидуальных ориентиров и реальных видов и форм деятельности людей для освоения и преобразования действительности, способов их жизнедеятельности в конкретных исторических условиях: комплексное единение производственной, материально-хозяйственной, экономической и политической сфер жизни и деятельности социальных объектов.
Здоровый образ жизни, по мнению многих авторов, зависит от уровня валеологической культуры личности (В.И.Бондин, Э.Н.Вайнер, Г.А.Кураев, С.К.Сергеев, Ю.В.Шлёнов, О.С.Шнейдер и др.). Сторонники «сферного» или объективного подхода, определяют здоровый образ жизни, прежде всего, как деятельность, направленную на укрепление и сохранение здоровья людей. В основном в это понятие включают типичные формы и способы жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профилактических функций независимо от политической, экологической и социально-психологической ситуации (И.Байер, Л.Шейнберг).
Объективный подход вскрыл социально-психологические механизмы формирования ценностных ориентаций, мотивов, потребностей и социального самочувствия человека, а также восприятия им своего места в социуме. Мы разделяем точку зрения Р.И. Гималетдиновой, что «делание» собственной жизни — это воспроизводство, преломление, усвоение внешних (вне индивидуальных) обстоятельств и создание новых условий, нового качества жизни, физическое и социальное воспроизводство жизни. Образ жизни людей демонстрирует, какие объективные возможности, имеющиеся в обществе, равно как и возможности личности, реализуются в процессе жизнедеятельности и в каких формах. Иными словами, образ жизни характеризуется взаимосвязью личной и гражданской сфер жизнедеятельности. А так же единством социальных условий и личностной социально-психологической сферы (мышление, характер, нравственный выбор, ценностные ориентации и др.). В исследованиях доказано, что образ жизни нельзя сводить только к субъективным процессам индивидуальной жизнедеятельности, или же к объективным: экономическим, политическим, социальным и культурным условиям человеческого бытия. «Скорее он характеризует индивидуальный выбор между различными вариантами поведения или деятельности, объективно заданным обществом и способностью человека использовать созданный им мир вещей, а также культурное и духовное наследие для убеждения и развития своей самобытности, автономности в определенных историко-социальных условиях. На основе взаимоотношений социального и индивидуального, в процессе ассимиляции внешних условий и последующего внутреннего ценностного самоопределения личности происходит преобразование «наличной социальной среды». Автор подчёркивает, что в образе жизни отражаются те процессы, благодаря которым у людей формируются конкретные социально-значимые свойства и особенности их как личностей.
Каждый человек в различные периоды жизни оказывается перед проблемой поиска своего предназначения, то есть «смысла жизни». Определение ценностей, выбор той или иной модели поведения, то есть образа жизни. Сознание, которое сложилось в процессе жизнедеятельности человека, отражает сложившееся мировоззрение и определяет отношение к себе, социуму и окружающему миру. Потребительская модель образа жизни порождает дисгармонию материальных и духовных потребностей, что приводит к непомерному преувеличению культа вещей, к потере духовности. При анализе категории образа жизни и здорового образа жизни, нельзя не учитывать роли Бессознательного, считают некоторые авторы (Л.П.Чисталев, Р.И.Гималетдинова).
В работе Л.П. Чисталева образ жизни рассматривается «как тождество и манифестация смыслового содержания сознательного дискурса индивида вкупе с бессознательным» (80.С.28). Образ жизни — поле жатвы образа мыслей и смысловой устремленности внутреннего дискурса человека: все люди совершают одни и те же действия и каждый, как правило, пребывает в сфере трудовой, общественной, семейно-бытовой и другой деятельности, тем не менее, имеет свой неповторимый образ жизни. Л.П. Чисталёв категорию «образ жизни» рассматривает как процесс материализации внутренних качеств индивидуума, где он в итоге переходит в результат (опыт), а результат неизменно воплощается в процесс жизнепроживания. Образ жизни — это последовательное развертывание психической жизни индивида в его телесности. Автор отмечает двойственную природу этого явления, дает ему дуальную характеристику. С одной стороны, образ жизни обладает качеством типичности — то есть, в материальном, внешнем своем выражении он является достаточно однородным: люди одной и той же социальной прослойки ведут, в большинстве своем, сходный образ жизни. С другой стороны, образ жизни — уникальное явление с точки зрения качества индивидуальности: сколько людей, столько и образов жизни. Л.П. Чисталёв считает, что для анализа и оценки образа жизни в его материальных проявлениях создано множество критериев и методов. Иначе обстоит дело с нематериальной или духовным компонентом образа жизни. Он предлагает три показателя для оценки духовной сопряженности с бытием: гармоничность ощущений, иерархию ценностей и эволюцию качеств. Гармоничность ощущений понимается как ощущение сопряженности с другими людьми с самим собой и окружающим миром вообще. Сюда он относит и констатацию человеком состояния своего здоровья — как телесного, так и экзистенционального плана, то есть переживание гармоничности на телесном, душевном и духовном уровнях.
Иерархия ценностей понимается как выстраивание в качественном порядке соподчинения составных личности, вершину которых занимает любовь — как высшее переживание, присущее человеку. Как утверждает Ю.А. Шрейдер: «моральные требования должны стоять выше узкопрактических интересов, иначе они не действительны. Но сами эти требования исполнимы лишь при одном условии. Этим условием является любовь, без которой все требования морали превращаются в формальность» (84.С.65).
Любовь является истоком таких высоких качеств как терпимость, сострадание, бескорыстие, верность, альтруизм, осознание ценности человеческой жизни, долга и ответственности перед человечеством — всего того, что А. Адлер характеризует как высокое «социальное чувство». Эволюция качеств понимается как самосовершенствование личности, рост и качественные изменения внутренних характеристик, как ценностных, так и творческих, профессиональных, гуманистических, эстетических и др.
Значение личностного компонента в обеспечении здорового образа жизни подчеркивается многими исследователями (Э.Н.Вайнер, Р.И.Гималетдинова, О.С.Шнейдер, Л.П.Чисталев и др.). Этот компонент предполагает организацию образа жизни в зависимости от особенностей человека, уровня его валеологической культуры, его жизненных ориентиров. По современным представлениям здоровый образ жизни является интегральным понятием и включает в себя следующие категории: уровень, качество, стиль и уклад жизни (Р.И.Гималетдинова, О.С.Шнейдер, Л.П.Чисталев и др.). Уровень и качество жизни обеспечивается социальными, экономическими, культурными, этническими и другими факторами. Уровень жизни — это степень удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей. В основном это экономическая категория, а качество жизни — социологическая. Именно эти две категории определяют типичность образа жизни. Хотя уже в 1979 году на заседании конгресса Американской Академии физической медицины и реабилитации подчеркивается важность индивидуализации понятия «качества жизни».
Исследование, проведенное Фланаганом, позволило выделить пятнадцать важных компонентов понятия «качество жизни». Наиболее важными являются здоровье, наличие детей, понимание самого себя, работу и супружество. В работе Коттке качество жизни ассоциируется не только с ее продолжительностью, но и наполненностью смыслом. Он считает, что на физическом базисе мы строим разумные отношения, социальные контакты, личные инициативы, которые и обеспечивают ощущение завершенности бытия, что и есть квинтэссенция качества жизни. Джонсон определяет качество жизни как субъективное удовлетворение, выражаемое или испытываемое индивидуумом в физических, ментальных и социальных ситуациях. Автором в данное понятие включаются объективные достижения и умения, которые высоко ценятся в обществе: интеллектуальные способности, физические возможности, эмоциональную стабильность, артистические и технические умения, а также способность формировать социальные отношения и получать от этого удовольствие; сюда же они включают субъективную оценку стороннего наблюдателя (эксперта) с позиции его собственного опыта социальной жизни. Низкое качество жизни, следовательно, имеет место при тяжелом дефиците физического, умственного здоровья и социальных отношений.
Термин «качество жизни» в международной аббревиатуре обозначается — QOL (Quality of Life — англоязычный вариант) или LQ (Lebensgualifaf — встречается в немецкой литературе). В работе Мерана рассматривается четыре ценностных аспекта QOL: физическое QOL: мобильность, здоровье, соматический комфорт, функциональные параметры: частота сердечных сокращений, артериальное давление, жизненная ёмкость лёгких и т.д.; психологическое QOL: удовлетворенность, покой, радость и т.д.; социальное QOL: семейные, культурные, рабочие, экономические отношения; духовное QOL: смысл жизни, цели, ценности, метафизически-религиозные отношения.
Понятие «качество жизни» ассоциируется с вариантом классического понятия «Endamonia», то есть счастливая или лучшая жизнь. Осмысливая это понятие, Платон определяет его как счастье и духовное восприятие жизни. Он считает, что когда человек установит хорошее в своей жизни, порядок в душе, жилище, мире, его можно считать счастливым. Совсем иное понятие счастья мы находим в работах Аристотеля. Важнейшим условием счастья он считал удовлетворенность души при разумной жизненной практике, и это, по его мнению, и есть Endamonia.
«Стиль жизни» является социально-психологической категорией и определяется как поведенческая особенность жизни человека. Это понятие раскрывает индивидуальные особенности образа жизни человека. Его содержание впервые было раскрыто в работах М. Вебера. Широкое трактование данное понятие получило в работах А. Адлера. Под индивидуальным стилем жизни он понимал «целостность индивидуальности». Личность выбирает только ей присущую цель жизни, которая уникальна своей индивидуальностью. Внутреннее постоянство личности обеспечивается этим выбором конечной жизненной цели. Данная высшая цель связана с тем смыслом, который человек придает жизни. А. Адлер считает, что это существенно влияет на неличностно-значимые функции человека. Особо подчеркивается роль смысла жизни в критических ситуациях, которые требуют от человека каких-то координационных решений. Психологи, рассматривая индивидуальность человека в аспекте его собственной деятельности, связывают ее с выбором тех сфер социального опыта, тех деятельностей, тех отношений, которые личность присваивает и делает своими (А.Адлер, Л.П.Чисталёв). Стиль жизни отражает вариативность жизнедеятельности людей в обществе, меру свободы в выборе содержания и форм социального поведения. Благодаря стилю жизни личность обретает свободу как осознанную необходимость действовать в соответствии со своими ценностными ориентирами.
Анализ современного состояния проблемы здоровья и здорового образа жизни позволил нам сделать ряд существенных теоретических выводов. Решение глобальной проблемы выживания человечества на нашей планете связано с воспитанием у подрастающего поколения культуры здоровья. Поиск решения выше обозначенной проблемы затрудняется недостаточной разработанностью теории здоровья. Культура здоровья как составляющая физической культуры представлена фрагментарно в отдельных концепциях, где теоретически обоснован её ценностный потенциал. Анализ философских, медицинских, педагогических, психологических исследований показал недостаточную теоретическую осмысленность понятий «культура здоровья», «здоровье», «здоровый образ жизни». В науке сложились различные концепции здоровья: биологическая, динамическая, адаптивная, социально-биологическая, культурологическая. Для нашего исследования особое значение имела культурологическая концепция «здоровья». Основной идеей в воспитании здорового поколения выступает идея целостности и гармонии отношений человека с самими собой и с окружающим миром. Здоровье рассматривается как высшая интегральная жизненная ценность личности. Осознание человеком своей целостности способствует гармонизации его отношений с окружающим миром. Здоровая личность творит здоровую среду. Мы пришли к выводу о том, что здоровье является многомерным и интегративным понятием. Основной характеристикой здоровья является состояние гармоничности на всех уровнях: телесном, душевном, духовном, в том числе с окружающим миром и бытием. Гармоничность характеризует правильность протекания всех процессов бытия. Высшая гармония или же высшее здоровье, достигаемое индивидом, — это обретение гармонии с бытием, с Целым (жизнь в жизни).
На основании существующих подходов к осмыслению понятия «здоровье» можно определить его содержание, относительно детей дошкольного возраста. Здоровье ребёнка нами рассматривается как ценность личности, как комплексная, качественная характеристика её развития. В нашем исследовании определены следующие аспекты и показатели здоровья ребёнка:
- медицинский: норма показателей функционального состояния органов и систем человека, которые сложились как усредненные данные относительно закономерностей развития и возраста человека — низкие, средние и высокие;
- социокультурный: это личностная ценность, определяемая ребёнком как значимость здоровья для самого себя, влияющая на жизненные установки, ориентиры, мотивы деятельности, выбор ценностей и его образ жизни;
- педагогический: это личностный показатель отношения человека к себе и друг другу, который определяет уровень жизненного комфорта и благосостояния.
Опираясь на имеющиеся в педагогической и психологической науке определения, но при этом, восполняя их «лакуны», мы характеризуем содержание понятия «культура здоровья детей дошкольного возраста» как осознание ребенком себя как части культуры, уникального и совершенного создания, здоровья как абсолютной ценности жизни, понимание необходимости сохранять его, выполняя определенные правила, действия, движения. Именно движение является естественным проявлением активности личности ребенка, его хорошего самочувствия, то есть выступает показателем его здоровья. Мы полагаем, что самостоятельная двигательная активность детей дошкольного возраста может выступать показателем развития физической культуры ребенка и его здоровья. На наш взгляд, двигательный режим дошкольного учреждения, удовлетворяющий естественную потребность ребенка в движении, является одним из основных педагогических условий сохранения его здоровья. Мы полагаем, что в дошкольном возрасте важным для сохранения здоровья является развитие самостоятельности и рефлексии по поводу выполняемых действий. Движение не должно быть механическим, оно должно быть творчески осмысленным, принятым как личностный смысл и ценность. Показателями развития культуры здоровья детей дошкольного возраста выступают не только отношения и качества личности, но и практический опыт по сохранению здоровья, который творчески используется каждой личностью индивидуально. Анализ исследований позволил нам не только подойти к собственному пониманию феномена «здоровья», но и выделить основные компоненты здорового образа жизни человека:
· преобразовательная деятельность, направленная на изменение природы, общества и самого человека;
· способы удовлетворения материальных и духовных потребностей;
· формы участия людей в общественно-политической деятельности и управлении обществом;
· познавательная деятельность на уровне теоретического и ценностно-ориентировочного знания;
· коммуникативная деятельность, включающая общение между людьми в обществе и его подсистемах;
· медико-педагогическая деятельность, направленная на физическое и духовное развитие человека.
В нашем исследовании разрабатывается образ жизни ребёнка, обеспечивающий развитие его физической культуры и сохранения здоровья. В организации жизнедеятельности дошкольник выступает в качестве субъекта разнообразных видов интегрированной деятельности, где он познаёт собственную психосоматическую целостность и способы её сохранения. Особенностью организации жизненного пространства ребёнка выступает естественность и событийность образовательного процесса, обеспечивающего поддержание ощущения психофизиологической гармонии детского организма, радости открытий собственного физического мира, его движений. Интеграция народной культуры в содержание образовательного процесса дошкольного учреждения является условием естественного и событийного ритма жизни ребёнка.
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 4113;