Движение как способ развития основ физической культуры и сохранения здоровья ребенка.
В нашем исследовании в физической культуре детей дошкольного возраста одним из структурных компонентов выделяется двигательная культура ребенка. В связи с этим необходимо обратиться к природе такого понятия, как «движение». К настоящему моменту в науке сложились представления о сути движения и его особенностях
Движение – естественный стимул жизнедеятельности организма, тренировка всех его органов и систем. Движение – это телесные акты, направленные на перемещение тела или его частей в пространстве, а также овладение и манипулирование предметами. Они могут осуществляться импульсивно или рефлекторно вне контроля сознания. Человек при посредстве движений держится прямо и свободно, порывая при этом животную связь. Свобода движений и свободная поза в связи с разумом обнаруживает духовное определение его всемирного господства. В положении тела, позы и движений мы узнаем нравственное состояние и душевные страсти, кроющиеся в человеческом теле. Первыми были движения, жест и мимика, они предшествовали слову, которое было только звуком и вырабатывалось уже впоследствии, заменив их собою. У новорожденного нет еще слова, он общается с взрослым с помощью звука. Движение и мимика самостоятельны с первого дня жизни ребенка, с помощью них он способен выражать нетерпение, страдание, покой и удовольствие. Одним из первых движений у ребёнка развивается движение рук: он протягивает их к матери, выражая тем самым желание быть взятым, это является знаком для матери. Движения осуществляются с помощью двигательного анализатора. Его центральный компонент – моторные зоны коры большого полушария головного мозга, эффекторный компонент – мышечная система. Произвольными называются такие движения, которые возникают из потребностей личности и сознательно ею регулируются. Они предполагают сознательную ориентировку по отношению к намеченной цели (ориентировочная основа действия) как в плане представления, так и в речевом плане. С помощью ориентировочной деятельности производится обследование ситуации и формируется образ необходимых движений. Выделяются также постпроизвольные движения, которые образуются как произвольные, но при последующем свертывании ориентировочной основы выводятся из сознания, автоматизируются и становятся непроизвольными (Н.А.Бернштейн, П.К.Анохин и др.). Н.А.Бернштейн подчёркивал, что движения реагируют как живое существо. В его работе, по сути, высказана мысль о том, что двигательное упражнение – это повторение без повторения. Простейшее движение, даже доведённое до автоматизма, в конкретных реализациях всегда неповторимо. В моторном поле отсутствуют идентичные линии – движение никогда не осуществляется одинаково. Оно каждый раз строится заново. В этом, по мнению Н.А.Берншейна, заключается своеобразие живых движений
П.К.Анохин обосновал теорию функциональной системы управления движением человека. В соответствии с этой теорией живой организм взаимодействует со средой посредством двигательной деятельности. Он не только отвечает с помощью движения на воздействия внешнего мира, но и предваряет их, строит программу своего действия и корректирует её. Двигательная деятельность автором рассматривается как самоуправляемый процесс активной взаимосвязи человека с окружающей действительностью.
По мнению А.А.Ларионова, вся область движения тела человека может быть разбита на три основные группы движений в зависимости от тех конечных целей, которые ими преследуются. К первой группе можно отнести движения художественного порядка: танец вообще, балет, пластику, различные виды гимнастики. Эти движения, в конечном счёте, представляют собой художественное зрелище и поэтому подлежат трактовке в порядке явлений художественных. Ко второй группе принадлежат явления физкультурные, имеющие назначением общее гигиенически - физиологические воздействие на организм. Сюда относятся все виды педагогических гимнастик и все виды спорта. И, наконец, третья группа представляет собой область рабочих трудовых процессов, предназначенных к воспроизведению материальных ценностей. Автор подчёркивает, что, несмотря на разделение этих групп, между ними прослеживается сходство. Художественное движение, наряду с изучением его методами искусствоведения, подлежит обследованию со стороны физиологии, биометрии и т.д., поскольку оно совершается на базисе рационально организованного человеческого материала и рационально-художественного распределения действия во времени и пространстве. По мнению автора, физкультурные движения можно назвать также элементами художественными, начиная от явлений гимнастики и кончая зрелищами олимпийских игр. Также и рабочие трудовые процессы обнаруживают внутренние свойственные им начала художественности: от плавности и точности траектории рабочих движений, одновременно признаваемых наиболее рациональными, до того обстоятельства, когда рабочие движения являются темами замечательных произведений изобразительного искусства. В работе А.А.Ларионова подчёркивается, что взаимная изоляция этих областей движений оказывается только утилитарным приёмом исследования. Автор говорит, что даже методика изучения имеет тенденцию скрещиваться в отношении всех групп движений и тем самым теснее сближать разнохарактерные явления, выросшие на единой почве движений человеческого тела.
В работе М.О.Гуревич выделены четыре основных типа индивидуальных особенностей двигательной сферы здоровых людей: люди с плавными движениями – пикники; с угловатыми движениями – атлетики; с вялыми – астеники; инфантильно-грациальный тип. На наш взгляд, это является качественной характеристикой движений. Количественная же характеристика степени развития двигательной сферы человека представлена в работе Н.И.Озерецкого, который разработал шкалу для изучения двигательной сферы человека.
В физическом воспитании детей дошкольного возраста превалировал нормативный подход к оценке развития двигательной сферы ребенка. Количественные показатели развития движений были основными в традиционной системе физкультурного образования. В связи с тем, что наше исследование выполняется в рамках личностно-ориентированного образования культурологического типа, необходимо было разработать и обосновать показатели двигательной культуры ребенка- дошкольника.
Значение движения для развития организма и становления личности подчёркивалось ещё древними философами. Платон называл движение «целительной частью медицины», а Плутарх – «кладовой жизни». В древней Греции большое внимание уделялось наблюдению за движениями, их законами, причинами и динамическом значении в животном организме, вообще, и, в особенности, в организме человека. Такими замечаниями богаты исторические сочинения Аристотеля о различных формах движения у животных, об их причинах, составных частях, а также о влиянии их на организм вообще. На основании своих наблюдений философ отмечал, что человеческий организм становится не только сильнее, но также симметричней, красивее. Жизнь человека выражается не только энергичнее, но ярче и богаче, если деятельность его органов возбуждается движением (П.Ф.Лесгафт).
В педагогических сочинениях Я.А.Коменского, Ж.Ж.Руссо двигательная деятельность определяется как средство познания окружающего мира. Е.А.Покровский называет движение одной из потребностей человеческого организма. Основоположники отечественной системы физического воспитания считают двигательную активность не только средством физического, но и нравственного и умственного воспитания (Е.А.Аркин, В.В.Гориневский, П.Ф.Лесгафт и др.).
Современная наука также располагает данными о роли движений в росте, развитии и становлении организма. Установлено их положительное влияние на дыхательную систему (Б.Б.Егоров, З.А.Аминов, Ц.В.Кахабадзе, А.М.Фонарёв и др.); сердечно-сосудистую (И.А.Аршавский, Р.А.Парси, В.М.Покатило, Н.И.Шлык, А.Шрей и др.); костно-мышечную (А.Г.Глущенко, Т.В.Панасюк, И.И.Слепушкина и др.); нервную (Ю.Ф.Змановский, Л.Б.Ященко и др.).
Психологи констатируют наличие взаимосвязи между развитием моторики и нервно-психическим развитием человека, развитием движений и эмоций (Г.М.Касаткина, М.М.Кольцова, Дж.Таннер и др.). Особенно отчетливо эта взаимосвязь выражена в раннем возрасте (Н.М.Аксарина, М.Ю.Кистяковская, А.М.Фонарев и др.). В исследовании Э.Кречмера высказывается идея о взаимосвязи между поведенческими проявлениями и телодвижением человека. Автор утверждает, что движения зависят от темперамента и характера. В исследовании Е.Горшковой подчеркивается, что выразительные движения человека являются неотъемлемым компонентом эмоций. Нет такой эмоции, которая бы не выражалась в телесном движении. Через собственные выразительные движения человек осмысливает своё внутреннее состояние, сообщает другому о своих переживаниях, намерениях, ожиданиях. В связи с этим автор говорит об особом языке выразительных движений, которые применяются как средство коммуникации с окружающими, как средство самопознания и понимания другого. В работе отмечается важность знакомства с языком выразительных движений, которые помогают человеку увидеть свои проблемы, понять самого себя и окружающих и в связи с этим открыть для себя возможность изменить что-то в себе, в своей жизни. В своем исследовании автор использует танцевальную пластику для развития выразительных движений. Воздействие на эмоции, изменение характера привычных переживаний, влечет изменения в движениях, пластике, осанке человека, в связи, с чем меняется его отношение к себе и своему телу. С учетом этого в диссертации мы рассматриваем средства, формы и методы, способствующие развитию двигательной культуры детей дошкольного возраста.
В исследованиях установлено положительное влияние двигательной активности на работоспособность и здоровье человека (А.П.Ерастова, В.Е.Иващенко, В.А.Кривошей, Т.С.Некрасова, Е.А.Пирогова, А.Н.Ромаева, Н.П.Стряпко и др.). Недостаток движения отрицательно влияет на развитие двигательных навыков и физических качеств ребенка (Э.И.Адашкявичене, М.В.Антропова, О.Г.Аракелян, Т.Л.Богинова, М.П.Голощекина, Б.Б.Егоров, З.И.Ермаков, Ю.Ф.Змановский, Н.Т.Лебедева и др.).
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что движение, как ведущий признак жизни, обуславливает рост и нормальное развитие организма. В исследованиях показано взаимосвязь и взаимообусловленность формирования нервно-мышечной системы с другими системами: дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, эндокринной. Во все исторические эпохи движение человека являлось показателем его жизненной энергии и силы, уровнем его жизни и культуры, а также символизировало характер и сущность связи с окружающим миром.
Предпринятый в нашей работе анализ содержания понятия «физическая культура» позволил нам выделить движение, двигательную активность, двигательную деятельность как составляющие изучаемого феномена. Поскольку в нашей работе самостоятельная двигательная активность рассматривается как показатель развития физической культуры дошкольников, нам представляется необходимым рассмотреть понятие активности в психологических исследованиях.
Активность личности психологами рассматривается как важнейшая черта, способная изменить окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями (С.Л.Рубинштейн). В психологии активность постоянно связывается с деятельностью и рассматривается как важнейшая форма активного отношения человека к окружающей действительности (А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, С.Л.Рубинштейн и др.). Понятие общей активности в современной науке объединяет группу личностных качеств, обуславливающих внутреннюю потребность и тенденцию индивида к эффективному освоению внешней действительности, вообще к самовыражению относительно внешнего мира (В.Д.Небылицин). В зависимости от потребности, вызывающих тот или иной вид активности, структуры ее регуляции, выделяют несколько видов активности. В исследовании А.М. Матюшкина изучается адаптивнй и продуктивный тип активности. В.Д. Небылицин рассматривает двигательную, умственную и социальную активность. Некоторые исследователи выделяют внешнюю и внутреннюю активность (А.А.Люблинская, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский и др.). Внешняя (моторная) характеризуется тем, что ребенок деятелен, находится в движении, выполняет двигательные операции. Внешняя активность может быть без активности внутренней. По мере развития ребенка происходит интерриоризация внешнего действия, в результате чего формируется активность.
А.А. Люблинская подчеркивает, что активность – это деятельное состояние, как физическое, так и умственное. Изучая ее природу, она приходит к выводу, что на самых ранних ступенях развития человека, начиная с внутриутробного, активность проявляется в его движении. В старшем дошкольном возрасте активность находит свое выражение в творческой деятельности. По мнению автора, она может быть различной по силе и степени выраженности. Это зависит от наличия определенных мотивов, которые побуждают человека к действию. Психологи выделяют потребности как источник активности (М.И.Лисина, А.М.Матюшкин и др.). В работе В.С.Юркевича акцентируется внимание на тесную ее связь с эмоциями. Автор считает, что активность рождается из состояния, имеющего насыщенный эмоциональный тон.
В теории и практике физической культуры двигательная активность рассматривается как показатель физической культуры личности (А.Воль, В.М.Выдрин, Л.П.Матвеев, Н.А.Пономарёв и др.). По мнению Н.А.Пономарёва и В.М.Выдрина, физическая культура формирует сложное искусство движений и действий, несвойственных человеку как биологическому существу. Л.П.Матвеев и А.Воль исходят из понимания физической культуры как определённой формы двигательной активности человека. Они считают, что её основу, специфическое содержание составляет рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора физической подготовки к жизненной практике, оптимизации своего физического состояния и развития.
Рассматривая феномен двигательной активности, исследователи подчёркивают её более широкую социальную значимость (В.К.Бальсевич, И.М.Быховская, В.И.Столяров и др.). «Физическая активность человека имеет противоречивый характер. Двойственность и противоречивость рассматриваемого явления определяются, прежде всего, тем, что по своей природе одновременно является как биологическим, так и культурным. Сущность социальной природы двигательной активности человека обусловлена тем влиянием, которое оказывают факторы социального происхождения на развитие деятельности личности» (74.С.14). Авторы отмечают, что различные формы двигательной активности способствуют преобразованию и совершенствованию не только тела человека, но и личности в целом.
В исследованиях физическая активность организма рассматривается как телесная, двигательная, материальная сущность и относится не только к психофизическому уровню, но и пронизывает все уровни структуры личности. В работе И.М.Быховской раскрываются факты и обстоятельства, превращающие физическую активность в форму человеческой деятельности. Автор показывает, что физическая активность служит одним из средств удовлетворения естественных потребностей биологического индивида. Сама по себе она может быть спонтанной формой жизнеобеспечения, необходимым условием выживания. Рассматривая же физическую активность в свете социальной жизнедеятельности человека, можно говорить о модификации её содержания, т.е. ориентировка на определённо заданные, избранные индивидом социально-значимые цели. Взятая в гармоническом единстве с другими видами деятельности, она может стать показателем культуры и образа жизни, сохраняющего здоровье.
Двигательная деятельность может быть рассмотрена как базовая для всех других видов деятельности. В нашем исследовании самостоятельная двигательная активность дошкольника рассматривается как показатель его физической культуры. Она является показателем его жизненных сил и здоровья и предполагает способность ребенка к самореализации собственных физических возможностей, потребностей посредством комплекса самостоятельно осознанных двигательных действий, проявленных в творческом преобразовании себя, своего тела, организма, здоровья.
Движения становятся в детском возрасте особым объектом освоения, преобразования, познания и оценки. Мир движений как специфическая культура только начинает познаваться и создаваться. Универсальной формой восприятия человеком мира выступает образ, который для сознания предстает в знаках и символах, являющихся основными смысловыми единицами картины мира. В работе Р.М.Чумичевой показано, что познание целостности мира ребенка и его воспроизведение осуществляется посредством символов. Автор рассматривает культуру и искусство как знаково-символические средства сохранения и передачи общечеловеческого опыта. Знаки и символы культуры, по мнению автора, являются наиболее устойчивыми явлениями человеческой жизни, так как сохраняются и передаются новым поколениям в своем первозданном виде. Взрослым обеспечивается вхождение ребенка в Культуру и социум через символическую систему. По мнению И.С. Куликовской, ребенок входит в большой мир взрослых, в мир Культуры при сохранении целостности собственного детского мира. Знак и символ являются единицей, связующей разные грани мира. Автор подчеркивает, что становление целостного представления о мире происходит как постоянное возрастание осознания смыслов знаков и символов пространственно-временного континуума. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что движение выступает знаково-символическим образом, постижение которого будет способствовать познанию ребенком целостности и гармоничности собственного мира, способов самовыражения и самосохранения в быстро меняющемся мире. С учетом этого в диссертации народная культура и искусство рассматривается как способ вхождения ребенка в мир физической культуры.
Движение и символ объединяет универсальность: первому присущи «универсальная пластичность» – безграничная воспроизводимость в движении любых, сколько угодно сложных предметных форм (В.В.Давыдов); второму – «всеобщее оборотничество» – возможность замещения символом любого содержания (А.Ф.Лосев). Символ расширяет круг функций движения, придавая ему смысл рефлексивного обращения к другому человеку, даже если этот Другой сам субъект движения. Благодаря использованию символов, движение превращается в предмет углублённого познания, то есть понимания и обобщённо эмоционального переживания, вызывая у человека ценностное отношение к возможностям движущегося тела. В итоге возникает своеобразный язык движений, на котором может быть выражен творческий потенциал человека. Наличие или отсутствие опыта «прочтения» движений другого человека обеспечивает ребёнку быструю адаптацию, ориентировку в ситуации и успех разрешения возникающих в ней проблем. Первым, кто обратил внимание на движение как одно из невербальных средств коммуникаций, был Ч. Дарвин. Он писал о том, что выразительные движения лица и тела крайне важны для нашего благополучия. Они служат первым средством общения между матерью и ребенком; она одобрительно улыбается или неодобрительно хмурится, направляя его на правильный путь. Выразительные движения придают живость и энергию нашим словам; они часто выявляют наши мысли гораздо в большей степени, чем слова, которые могут солгать.
Для традиционной педагогической практики при формировании двигательного опыта у детей в основном акцент был смещён на упражнение как основной метод обучения. Считалось, что при многократном выполнении движения формируется двигательный навык. Согласно теории А.В.Запорожца, произвольность движений зависит от их осмысленности. Прежде чем превратиться в управляемое движение, оно должно стать ощущаемым. Между фазами - ориентировки в ситуации и произвольным выполнением движения - всегда существует промежуточное звено – осмысление. В традиционной практике обучения движениям оно опускается. Ребёнка учат управлять движением без его ощущений, которые способствует формированию двигательного образа. Поскольку движения детей остаются неощущаемыми, они и не управляются, не являются произвольными, остаются неодушевлёнными. Педагоги формируют движение, доводят его до автоматизации через моторный тренаж. Поэтому мы сталкиваемся с проблемой неготовности творческого использования детьми своего двигательного опыта в конкретной жизненной ситуации. На наш взгляд, развитие двигательного воображения и осмысленных движений неразрывно связано с развитием у детей выразительных движений, которые и выступают как знаки.
В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров считают, что «в доступной форме ребёнок с самого начала должен осмыслить, что его собственное тело и телесные движения не являются некоторой готовой данностью. Они должны стать для него особым объектом освоения, преобразования, познания и оценки. Необходимо, чтобы мир движений открывался детям как особая «необыденная» действительность, как «специфическая культура, к которой только ещё предстоит приобщиться как terra incognito, которая ещё только ждёт своих исследователей. Движение должно носить для ребёнка характер «чудесного события» (.С.49). Авторы считают, что двигательное воображение является основой развития у дошкольника творческой двигательной деятельности. По их мнению, двигательное воображение выполнят функцию переконструирования и достраивания тех исходных сенсомоторных образов, в которых отражаются подвижные состояния тела ребёнка. Оно связывает в единый динамичный двигательный ансамбль, придаёт им целостный смысл в неординарных двигательных ситуациях. Авторами разработаны разнообразные средства развития двигательного воображения. В связи с тем, что в нашем исследовании разрабатываются здоровьетворящие технологии, для нас представляет интерес идеи авторов-представителей телесно-ориентированной психотерапии (Ф.М.Александер, В.Ю.Баскаков, М.Фельденкрайз и др.). Вышеназванные авторы подчёркивают, что маленькие дети обладают естественной грацией и свободой движений.
По мнению одного из представителей данного направления, М.Фельденкрайза, очень важным является научить человека понимать своё тело и его движения и жить в соответствии с его естественной конституцией и способностями. Автор считает, что так воспитывается ответственность за самого себя. Он отмечает, что «нервная система, прежде всего, занимается движением, что паттерны движения отражают состояние нервной системы. Каждое действие включает мышечную деятельность. Автор подчёркивает необходимость умения расслабляться и находить собственный ритм. Он пишет о том, что человек должен освободиться, играть, экспериментировать с движением, чтобы научиться чему-то новому. Способность двигаться с минимумом усилий и максимумом эффективности, по его мнению, связано не с тем, что увеличивается мускульная сила, а с возрастанием понимания того, как тело работает.
Ф.М. Александер, работая над собой, создал технику обучения интегрированным движениям, основанную на уравновешенном отношении между головой и позвоночником. Он полагал, что предпосылкой свободных и естественных движений является возможное растяжение позвоночника. Это не означает насильственное вытягивание позвоночника, имеется в виду естественное вытягивание вверх. Равновесие между головой и позвоночником обеспечивает освобождение от физических напряжений и зажимов, улучшает линии позы и создаёт хорошую координацию мышц.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что формирование двигательного опыта ребёнка, направленного на самопознание и самосохранение, происходит посредством развития у него двигательного воображения и осмысленных движений. Эта мысль неоднократно высказывалась в работах основоположников теории дошкольного физического воспитания П.Ф.Лесгафта, А.В.Кенеман, Т.И.Осокиной, Д.В.Хухлаевой и др. С учетом этого, в диссертации нами разрабатывались технологии развития двигательной культуры детей дошкольного возраста.
Понятие двигательной культуры, которое раскрывало бы суть этого явления в теории и практике физической культуры, до конца ещё не определено. В то же время слова «культура движений» применяются достаточно широко в практике физической культуры, где данное понятие имеет неоднозначный смысл. Этот термин используется в основном специалистами и отражает их практический опыт по формированию двигательной культуры.
Анализ исследований показал, что культура движения рассматривается как показатель физической красоты человека, его тела. В работе Е.И.Янкелевича подчёркивается, что истинная красота человеческого тела проявляется не столько в неподвижном его положении, сколько в динамике, в движении, когда обнаруживается умение человека владеть своим телом. Рассматривая физическую красоту человека, специалисты подразумевают под этим не только черты лица, но и весь внешний облик, фигуру, манеру держаться и двигаться, хорошую осанку, легкость движений. Во всём этом решающую роль играет разностороннее и гармоническое физическое развитие (Г.А. Борова).
В работе О.А. Ивановой идеал красоты рассмотрен в историческом аспекте. Автор, во всех периодах развития общества, находит общие показатели идеала красоты, которыми является осанка и походка человека. В исследовании констатируется превалирование этих же показателей в современном идеале красоты, где особо выделяются движения, их качественная характеристика (лёгкость, грациозность, плавность и т.п.). Изложенные основания подтверждают наши убеждения в том, что осанка является показателем двигательной культуры человека. Для нашего исследования важным является выделенные в работе качественные показатели двигательной сферы человека.
Понятие двигательной культуры рассматривается в работах Г.Г.Наталова, в единстве трех форм ее существования и включает:
1) Культуру условий рационального и эффективного осуществления активной двигательной деятельности (средства перемещения, оснащение оборудованием, технику двигательных действий).
2) Культуру деятельности по ее развитию, распространению и освоению (физическое воспитание, спортивная тренировка и другие виды деятельности).
3) Культуру личности, представленную совокупностью способностей, необходимых в сфере двигательной деятельности и связанными с общественно-оправданными нормами ее существования (ценностные ориентации, технологическое мастерство, тактическое искусство, психологическая надежность и др.).
Автор считает, что в ходе исторического развития все формы существования культуры двигательной деятельности дифференцировались по одному и тому же признаку – по специфике субъект - объекта физкультурно-спортивной деятельности и его особым состоянием. Г.Г.Наталов выделяет базовую, прикладную и специальную двигательную деятельность, все перечисленные виды используются в физическом воспитании личности. В области физической культуры он выделяет оздоровительную деятельность, профессионально-ориентированную, лечебно-восстановительную. В сфере спорта – массовую, профессиональную и адаптированную деятельность. Автор подчёркивает, что двигательная деятельность входит в качестве одного из необходимых компонентов в подавляющее большинство специфических видов деятельности человека. Культуру двигательной деятельности он определяет как показатель личностной культуры. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что двигательная культура является одной из составляющих физической культуры ребёнка дошкольного возраста.
Ю.М.Николаев двигательную деятельность рассматривает с позиций деятельностного подхода. При этом она определяется и как биологический, и как духовный феномен, без противопоставления двух позиций. По мнению автора, это целенаправленная совокупная деятельность, разрешающая жизненно важные задачи человека по удовлетворению его потребностей и является социальной. Она представляет собой способ проявления различных форм общественных отношений. Автор считает целесообразным деятельность, направленную на физическое совершенствование человека называть физкультурной. В исследовании Ю.М.Николаева выше названная деятельность является интегрирующим, системным понятием, включающим в себя всё многообразие окультуренной двигательной деятельности – сознательного развития и совершенствования посредством использования физических упражнений биологической природы человека. Автор подчеркивает, что именно физкультурная деятельность является определяющим показателем развития физической культуры человека.
Говоря о качественной стороне этой деятельности, исследователи подчёркивают её особенности, которые заключаются в сочетании в ней свойств субъекта и объекта (М.М.Боген, С.В.Дмитриев, Д.Д.Донской, М.С.Каган, О.А.Мильштейн и др.). В целом она имеет ту же структуру, как и любая другая деятельность, и может выступать в виде преобразовательной, познавательной, ценностно-ориентационной деятельности. Основными элементами данной деятельности, как считают авторы, выступает физическое упражнение, которое определяется как двигательные действия и рассматривается в качестве средства самосовершенствования, самореализации человека. По мнению Ю.М.Николаева и О.А.Мильштейна, эффективность физкультурной деятельности определяется потребностно - мотивационным звеном и уровнем знаний. Это является показателем социализации личности в процессе данного вида деятельности, а также показателем уровня физического совершенствования. Как считают вышеназванные авторы, содержание физкультурной деятельности носит творческий характер и определяет качественную, результативную сторону физической культуры личности. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что в дошкольном возрасте показателем развития физической культуры ребёнка является самостоятельная двигательная активность, направленная на его саморазвитие, самовыражение и самосохранение.
В работе Е.С.Медведевой определены показатели двигательной культуры человека. В это понятие она включает, в первую очередь, наличие гибкости и хорошей осанки, красивой походки и умения владеть своим телом, двигаться свободно, легко, грациозно. Некоторые авторы рассматривают культуру движений как эстетическую характеристику в рамках физической культуры. В.В.Белоусова, изучая эстетические потребности на занятиях физической культуры, выделяет следующие её показатели: красивая походка и осанка, свободные движения и поведение. Основными средствами развития двигательной культуры определяются: музыка и движение, танец, ритмика, подвижные игры. Среди показателей эстетической оценки выполнения техники физических упражнений исследователи выделяют осанку, четкое положение рук, красоту движений, выразительность, эмоциональность, вдохновение и грациозность (В.И.Смирнов, В.Г.Батаен и др.).
Обобщая ведущие идеи научных работ, посвященных проблемам движения и двигательной деятельности, можно сделать вывод о том, что двигательная деятельность является показателем развития основ физической культуры ребенка. Игровые, танцевальные и ритмические движения, отражённые в народной культуре, выступают основными средствами её развития. В литературе практически не обсуждается проблема возрастных границ формирования двигательной культуры. Некоторые авторы высказывают мнение о том, что ее следует закладывать с детства (К.Д.Бенюх, О.А.Иванова, В.Б.Коренберг, В.Т.Кудрявцев, Е.Н.Сагайдачная и др.). В связи с этим исследование проблемы двигательной культуры дошкольников представляется актуальной. Мы полагаем, что в этот период ребёнок познаёт мир движений, их красоту и начинает приобретать двигательный опыт для естественного свободного творческого самовыражения.
Теоретический анализ становления понятия «двигательная культура» позволяет сделать вывод о том, что в теории и практике физической культуры сложились предпосылки для обоснования содержания понятия «двигательная культура» в контексте личностно-ориентированного образования культурологического типа. Двигательная культура дошкольников нами понимается как осознание ребёнком собственных движений, их красоты, постижение способов самостоятельного накопления двигательного опыта для самовыражения, взаимопонимания и сосуществования в пространстве личностей.
В исследованиях подчёркивается значение движения для развития организма и становления личности человека. В философских работах показана универсальность движения, раскрыт его символический характер, но в теории и практике физической культуры движение не рассматривается как знак физической культуры. В нашем исследовании движение выступает тем знаково-символическим образованием, с помощью которого обеспечивается вхождение ребёнка в мир физической культуры. Формирование двигательного опыта, направленного на самосохранение, происходит на основе развития у ребёнка осмысленных движений и двигательного воображения. Двигательное воображение является основой творческой деятельности детей.
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 1751;