Физическая культура в аспекте культуры человека.
Понятие «физической культуры», включенное в научный оборот как новый термин, по мнению А. Воля, отражая большую сложность и богатство самого явления, устанавливало прямую зависимость его от всей духовной и материальной культуры, открывая дорогу исследованиям общественных оснований физических упражнений и выявлению общественных законов, действующих в этой области нашей жизни.
Обоснование места и роли физической культуры в системе других культур связано с анализом теоретических аспектов в самой культуре. Так, до конца 60-х-начала 70-х годов физическая культура рассматривалась как часть общечеловеческой культуры, как совокупность достижений в области физического совершенствования человека. Однако, по мнению Ю.М.Николаева, данное понятие рассматривалось формально, давалась оптимальная характеристика данного явления без учета его собственных признаков, «что не ориентировало на позитивное решение вопросов практики, не способствовало приобщению занимающихся к ценностям данного вида культуры» (59.С.148). В дальнейшем раскрытие сложности феномена физической культуры, его многомерности и многоаспектности было связано с разработкой в теории культуры деятельностного, ценностного и системного подходов (В.М.Выдрин, Ю.М.Николаев, Н.А.Пономарев и др.).
Происходящие в конце 80-х-начале 90-х годах процессы демократизации и гуманизации общества обострили проблемы культуры, что обусловило дальнейшую разработку теоретико-методологических основ физической культуры как одного из видов общечеловеческой культуры. Современный период связан с осмыслением ее сущности, компонентного состава, ценностного потенциала, а также закономерностей ее развития и функционирования.
Обращаясь к проблеме физической культуры личности современные ученые рассматривают ее в нескольких аспектах:
- определение сущности понятия «физическая культура ребенка»;
- характеристика ценностного потенциала физической культуры;
- критерии личностного уровня развития физической культуры.
В теории и практике физической культуры сложилось несколько подходов к ее определению. Одним из наиболее распространенных является деятельностный подход, рассматривающий физическую культуру как путь обеспечения физического совершенства человека (М.М.Боген, Л.А.Зеленов, Ю.А.Лебедев, Л.П.Матвеев, Н.И.Пономарев и др.). В ряде других работ она выступает фактором по преобразованию физического состояния человека (Б.В.Ефстафьев, Л.П.Матвеев и др.). По мнению Н.А.Понамарева и А.А.Гужаловского, именно это и делает ее социальной деятельностью, обеспечивающей готовность людей к жизни. В.М.Выдрин же определяет ее как творческую деятельность по освоению и созданию ценностей в сфере физического совершенствования народа, а также ее социально-значимые результаты. Л.П.Матвеев и А.Воль исходят из понимания физической культуры как определенной формы двигательной активности человека. Они считают, что ее основу, специфическое содержание составляет рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора физической подготовки к жизненной практике, оптимизации своего физического состояния и развития.
Интегративное представление о сущности физической культуры дает системный подход, на основе которого данный феномен определяется как источник физической, духовной, творческой, социальной активности личности (В.К.Бальсевич, Ю.М.Николаев, В.И.Столяров и др.). Целостное теоретическое представление о физической культуре как части общечеловеческой культуры, как реально существующей системы дано в работе Ю.М. Николаева. По его мнению, физическая культура реализуется в таких формах (компонентах), как физическое воспитание, спорт, физическая рекреация, двигательная реабилитация. Результативной стороной их специфической деятельности соответственно являются базовая (образовательная), спортивная, рекреационная, реабилитационная, физическая культура человека. Внутренним наполнением каждой из этих форм физической культуры выступает различное сочетание интеллектуального, социально-психологического и двигательного компонентов, а также определенной системы потребностей, способностей, деятельности, отношений и институтов и совокупностей предметных и личностных ценностей. Ю.М. Николаев подчеркивает, что физическую культуру нельзя рассматривать в отрыве от ее социальной функции, которую он определяет, как сознательное управление человеком своей жизнедеятельностью. Он делает акцент на духовном начале в развитии физической культуры личности: «Как и любая сфера культуры, физическая предполагает, прежде всего, работу с духовным миром человека – его взглядами, знаниями, умениями, его эмоциональными отношениями, ценностными ориентирами, его мировоззрением и мироощущением применительно к его телесной организации» (.C. 151). В работе Ю.М.Николаева дается понятие «физической культуры», которое являлось теоретическим основанием для разработки в нашем исследовании определения «физической культуры дошкольника».
Вышеназванным автором физическая культура рассматривается как вид (подсистема) общей культуры, качественная сторона деятельности (творческой) по освоению, совершенствованию, поддержанию и восстановлению ценностей в сфере совершенствования человека, по самореализации его духовных и физических способностей (сил) и ее социально-значимые результаты, связанные с выполнением им обязанностей в обществе.
Наиболее важным, на наш взгляд, является осмысление феномена физической культуры с позиций социокультурологического подхода, позволяющего определить гуманистическую и гуманитарную направленность физической культуры как части общечеловеческой культуры, рассмотреть ее ценностный потенциал, а также осознать многомерность, комплексность характера связей жизнедеятельности человека, его здоровья с социально-экономическим характером его бытия (И.М.Быховская, Л.И.Лубышева, Ю.М.Николаев, В.А.Петьков, В.И.Столяров, Е.В.Утишева и др.).
Концепция физической культуры дошкольников, разрабатываемая в нашем исследовании, основывается на данном подходе. В связи с этим наиболее ценным представляется для нас рассмотрение концепции физической культуры, предложенной в работах И.М.Быховской, Л.И.Лубышевой, В.И.Столярова. В ней выделены структурные компоненты физической культуры: культура движений, телосложения и здоровья. Данная концепция связывает физическую культуру как важный элемент культуры личности и общества с телесностью человека. Разработанная вышеперечисленными авторами концепция рассматривает физическое воспитание с позиций гуманистического подхода как процесс формирования здорового образа жизни и физической культуры личности. Основным теоретическим фундаментом данной концепции является положение о том, что телесность под стихийным и сознательным (в соответствии с определенными культурными идеалами, образцами, нормами, традициями, на основе использования специально выработанных для этой цели средств) воздействием социальной сферы становится социальной по своему содержанию, характеру и значению, приобретает статус личностных качеств индивида. В проблеме соотношения социального и биологического авторы выделяют новый аспект: соотношение стихийного и сознательного воздействия на физическое состояние человека, а также взаимоотношение различных средств такого воздействия – педагогических, гигиенических, медицинских и других, их роли в целенаправленном формировании физического облика человека на разных этапах развития общества.
Авторами развитие физической культуры личности рассматривается как многосторонний процесс, в котором происходит становление как минимума трех компонентов физической культуры: двигательной культуры (культуры движений), культуры здоровья и культуры телосложения. Это является одним из основных условий развития физической культуры личности. Кроме этого применительно к каждому из этих ее компонентов формируются и совершенствуются не только знания, но и интересы, потребности, ценностные ориентации, а также умения и навыки, проявляемые человеком в соответствующем поведении и образе жизни.
Для нашего исследования наибольший интерес представляет определение понятия «физическая культура личности» и «физическая культура общества», данное в исследовании И.М. Быховской. Физическую культуру личности она определяет как потребность и способность индивида к максимальной самореализации в качестве социально ориентированного на взаимодействие с другим и индивидуально-значимого субъекта на основе использования средств, отпущенных природой (телесно-двигательных характеристик) и преобразованных в соответствии с этим целями на основе принципов культуросообразности. Физическая культура общества И.М.Быховской понимается как совокупность социально одобряемых ценностей и норм, реализуемых через обеспечение необходимых предпосылок и условий (экономических, правовых социально-политических, мировоззренческих и прочих) для формирования потребности и заинтересованности личности в культивировании своих телесно-двигательных характеристик и возможностей для реализации этой потребности.
В рассмотренных нами концепциях физической культуры объединяющим началом является человек как целостная, многомерная, интегративная система, как высшая ценность образования и культуры (В.К.Бальсевич, И.М.Быховская, Л.И.Лубышева, Л.П.Матвеев, Г.Г.Наталов, Ю.М.Николаев, В.А.Петьков, В.И.Столяров, Е.В.Утишева и др.).
В нашем исследовании физическая культура рассматривается как часть общечеловеческой культуры, как специфическая мера и уникальный способ человеческого развития, как средство созидания человеком самого себя, своего тела и духа, как способ самовыражения, постижения своего внутреннего мира. Культура в человеке воспитывается с самых первых лет его жизни (Е.В.Бондаревская, Л.С.Выготский, Д.С.Лихачев, В.С.Мухина, С.В.Петерина, Е.Н.Сорочинская, Р.М.Чумичева, и др.). Дошкольный период онтогенеза человека считается одним из наиболее благоприятных для начала формирования физической культуры личности. Это своеобразный базис, на котором закладывается основа дальнейшего развития физической культуры. Вместе с тем пока еще небольшое количество исследований посвящено процессу становления основ физической культуры детей дошкольного возраста.
Среди работ, в которых подчеркивается значение дошкольного детства в формировании физической культуры личности, следует назвать исследования Г.К.Зайцева, В.Т.Кудрявцева, В.М.,Немеровского, Е.А.Сагайдачной и др.. Так, в работе В.М.Немеровского развитие физической культуры детей старшего дошкольного возраста представлено как единство освоения предшествующей культуры в доступных для ребенка формах и создание новых, соответствующих его потребностям и интересам культурных ценностей. Автор считает, что одним из показателей развития физической культуры дошкольников является характер его отношений к природе, к другим людям, к самому себе, вся совокупность потребностей и способностей, которые способствуют положительным изменениям в его физическом, психическом и личностном развитии. По мнению автора, организация процесса освоения ценностей физической культуры строится на основе деятельностного принципа. Результатом развития физической культуры ребенка является количественные и качественные изменения духовных и физических способностей детей, их физическое, психическое и личностное развитие, которое имеет социально-ценностные результаты: освоение посильного объема знаний и умений в процессе ведущей для своего возраста игровой деятельности. По мнению В.М.Немировского, основными механизмами формирования физической культуры детей 5 – 6 годов жизни является мотивация двигательной активности, ее стимуляция, а также овладение опытом движений и необходимыми для этого знаниями, творческий опыт самореализации через движения в игровой деятельности.
Мы более подробно остановились на содержании исследования В.М.Немеровского, так как это одна из немногочисленных работ, раскрывающих процесс формирования физической культуры дошкольников с позиций деятельностного подхода. На наш взгляд, ценным является выбор автором средства развития основ физической культуры – сюжетно-ролевой игры. Мы разделяем мнение автора о том, что основным средством развития физической культуры является игровая деятельность. В нашем исследовании рассмотрены возможности народной подвижной игры как основного средства развития физической культуры детей дошкольного возраста. В то же время в исследовании изучается процесс формирования лишь части физической культуры дошкольника, то есть двигательной культуры. Как и в других работах, акцент смещен на физическое (моторное) развитие ребенка, накопление его двигательного опыта (Г.К.Зайцев, В.Т.Кудрявцев, Е.А.Сагайдачная и др.).
В работе Г.К. Зайцева отмечается, что в дошкольном и младшем школьном возрасте превалирует биологическая потребность в движении, основанная на сложных биологических рефлексах, которые тесным образом связаны с двигательной активностью. Удовлетворение этих потребностей осуществляется посредством игровой деятельности, сложная структура которой зависит от индивидуальных (физических и типологических) особенностей детей. По мнению автора, концепцию формирования потребностей в физической культуре на данном этапе можно представить как непрерывный процесс накопления двигательных навыков и физического саморазвития. Только в старшем школьном возрасте потребность в физическом самосовершенствовании приобретает социокультурный оттенок.
Наша точка зрения на возможность развития основ физической культуры у детей дошкольного возраста не совпадает с позицией вышеперечисленных авторов. Мы полагаем, что основы физической культуры закладываются в дошкольном возрасте. На протяжении всего периода детства формируется не только двигательный опыт, но и накапливаются способы познания собственного тела и организма, сохранение здоровья, закладываются представления о физическом идеале и способах его формирования, развивается способность понимать, регулировать и оценивать состояние своего тела, организма. При этом мы основываемся на положениях теории дошкольной педагогики и психологии о том, что дошкольный возраст является основополагающим в развитии человека. Именно в этот период ребенок приобретает опыт проявления чувств, поступков, привычек, умений, навыков поведения. В дошкольном детстве формируются начальные формы осознания смысла окружающих ребенка явлений, социально приемлемые мотивы его поведения (Л.И.Божович, А.А.Люблинская, С.А.Козлова, И.Э.Куликовская, С.В.Петерина и др.). В этот период начинается складываться опыт самопознания, самосохранения, самоуправления своим поведением (Н.Н.Авдеева, Т.С.Грядкина, Л.В.Грабаровская, О.Л.Князева, С.Н.Дудникова, С.В.Петерина, Р.Б.Стеркина, Р.М.Чумичева и др.).
Мы разделяем мнение В.Т.Кудрявцева, Л.И.Лубышевой, Ю.М.Николаева, Е.А.Сагайдачной, Е.В.Утишевой, Ю.К.Чернышенко и др. о значимости периода детства в развитии физической культуры дошкольников. Е.В. Утишева говорит о наличии у детей физкультурной грамотности, то есть знаний о том, что такое физическая культура, значение физических упражнений, для чего они предназначены, как ими пользоваться. На основе этих знаний автор предлагает накапливать у ребенка двигательный опыт.
Поскольку в современной педагогике, в целом, и в настоящем исследовании, в частности, физическое воспитание детей дошкольного возраста рассматривается как процесс передачи ценностей физической культуры, необходимо остановиться на анализе теоретических подходов к определению ценностного потенциала физической культуры как части общечеловеческой культуры.
В теорию физического воспитания входит понятие «ценности физической культуры» (В.К.Бальсевич, Л.И.Лубышева, Л.П.Матвеев, Г.Г.Наталов, Ю.М.Николаев и др.). В философских и социологических исследованиях в данном понятии воплощена значимость предметов и явлений социальной среды для человека и общества (М.С.Каган, Э.С.Маркарян, В.М.Межуев и др.). Ценности приобретают личностный смысл для индивида, коллектива, социальной группы как идеал человеческой деятельности, как свойство объекта, удовлетворяющего потребность. Именно ценностные смыслы определяют позиции личности, её цели и содержание жизнедеятельности. Приобретение человеком осознаваемых смыслов позволяет ему изменять свой облик, продвигаться в личностном саморазвитии и самосовершенствовании (Э.В.Беляев, В.В.Водзинская, В.А.Ядов и др.).
Переосмысление физического воспитания с позиций аксиологического подхода привело к рассмотрению ценностного потенциала физической культуры, однако в теории физического воспитания отсутствует единая классификация ценностей физической культуры (В.К.Бальсевич, Л.И.Лубышева, Л.П.Матвеев, Г.Г.Наталов, Ю.М.Николаев и др.).
По мнению ученых, главной ценностью физической культуры является человек как целостная, интегративная, многомерная система (S.D.Eizen, В.К.Бальсевич, Л.П.Матвеев, Г.Г.Наталов, Ю.М.Николаев и др.). Рассматривая ценностный потенциал физической культуры, В.К.Бальсевич, Л.И.Лубышева, В.Н.Столяров выделяют два уровня ценностей: общественные и личностные. К общественным ценностям физической культуры относятся интеллектуальные, двигательные, технологические, мобилизационные и интенционные ценности. К личностным ценностям - потребности в физической культуре, эмоционально-волевые и нравственные проявления личности в процессе двигательной деятельности, проявление самодеятельности, самоорганизации физкультурной деятельности, образцы поведения, связанные с заботой о физическом состоянии и здоровье и др.
В работах В.К.Бальсевич, Л.И.Лубышевой, В.А.Петькова, Ю.А.Чернышенко определенно содержание интеллектуальных ценностей. Так, В.К.Бальсевич, Л.И. Лубышева к данному виду ценностей относят знания о методах, средствах развития физического потенциала человека как основы организации его физической активности, здорового образа жизни. В.А.Петьков говорит о практическом применении этих знаний, что, по его мнению, составляет образованность человека и общества в сфере физической культуры. Данной точки зрения придерживаются многие авторы (В.И.Глухов, С.В.Дмитриев, Ю.М.Николаев, Е.В.Утишева и др.). Они считают, что человеку недостаточно лишь располагать знаниями о физической культуре и положительным отношением к ней. Важен переход от информационного к продуктивному обучению, от школы памяти к школе мысли, чувства и активного социального действия. Необходимо сформировать ценностно-мотивационную ориентацию личности на деятельностное и активное отношение к освоению физической культуры, использование в основных сферах жизнедеятельности сформированную потребность в занятиях физическими упражнениями (59.С.63). Е.В.Утишева подчеркивает важность сформированных знаний в области физической культуры, которые способствуют установлению гуманного взаимодействия человека с миром природы, людей. В работе Ю.К.Чернышенко разрабатываются интеллектуальный компонент физического воспитания детей дошкольного возраста. Автор определяет основное содержание физкультурных знаний, а также практических умений и навыков. Содержание интеллектуального компонента физического воспитания дошкольников исследователь связывает с областью личной гигиены и гигиены физического воспитания. Например, дети третьего года жизни, по его мнению, должны усвоить значения водных процедур, необходимости переодеваться для занятий физическими упражнениями. В старшем дошкольном возрасте содержание знаний расширяется, на этом этапе дети знакомятся со значением гигиенических процедур (например, периодичность мытья тела), а также с правилами обеспечения безопасности жизнедеятельности, усваивают терминологию, связанную с видами гимнастик, используемых в дошкольных учреждениях. Старшие дошкольники знакомятся с режимом дня, организацией правильного питания, закаливания и т.д.
На наш взгляд, автор определяет содержание физкультурного образования детей дошкольного возраста в контексте традиционной модели обучения, где знания, умения и навыки выступают как самоцель образования. В гуманистической модели образования акцент смещён на развитие внутреннего мира ребёнка, его индивидуальности. В русле данной модели в содержание физкультурного образования включаются когнитивный, креативный и этический (нравственный) компоненты в их единстве и взаимосвязи.
Мы считаем, что содержание интеллектуальных ценностей в дошкольном возрасте не ограничивается лишь знаниями в области личной гигиены и физической культуры. Дошкольник постигает собственный физический «образ Я» и строит свою «схему тела» (Р.Бернс, Л.В.Грабаровская, И.С.Кон, М.Фельденкрайз). Дошкольники знакомятся со способами познания себя и сохранения своего здоровья. Получают представления о связях и отношениях между состоянием своего организма и изменениями в природе. Детей знакомят с оценочными знаниями, то есть с нормами отношений к здоровью, здоровому образу жизни, гигиеническим привычкам, состоянию своего тела, организма.
Определяя двигательные ценности, исследователи относят к ним лучшие образцы моторной деятельности, которые направлены на оздоровление, а также достижения в двигательной подготовленности человека, то есть его реальный физический потенциал (В.К.Бальсевич, Л.П.Матвеев, Г.Г.Наталов, Ю.М.Николаев и др.). Причем отмечается, что достижения в двигательной подготовленности человека должны соотноситься с реальными потребностями жизни, профессиональной деятельностью человека и оптимально использоваться для поддержания и сохранения его здоровья (А.В.Петьков). Некоторые авторы рассматривают двигательную активность как ценность (В.К.Бальсевич, И.М.Быховская, А.В.Петьков).
В работах Ю.М.Николаева, С.В.Малининой в качестве двигательных ценностей рассматривается физкультурная деятельность, которая направлена на физическое совершенствование человека. По мнению авторов, физкультурная деятельность является «интегрирующим системным понятием, включающим в себя все многообразие окультуренной двигательной деятельности – сознательного развития и совершенствования посредством использования физических упражнений биологической природы человека» (59.С.153-154).
Ю.М.Николаев в структуре физкультурной деятельности выделяет субъект, объект деятельности собственно саму деятельность, средства, способы и ее результаты. Особенностью данного вида деятельности, по его мнению, является сочетание в ней свойств субъекта и объекта. Основным элементом физкультурной деятельности является физическое упражнение. Эффективность физкультурной деятельности занимающихся особо определяется потребностно-мотивационным звеном, то есть формирование потребностей, интересов, целей закрепляемых в мотивах, ценностных ориентациях. Данные характеристики физкультурной деятельности способствуют социализации личности и являются одним из показателей уровня ее физического совершенства (О.А.Мильштейн, Ю.М.Николаев). По мнению авторов, содержание физкультурной деятельности носит творческий характер и определяет результативную сторону физической культуры.
К концу ХХ века в теории физической культуры было сформулировано понятие «интенционные ценности», отражающие значимость и престижность физической культуры среди других социальных явлений, востребованность и популярность ее ценностей в обществе (В.К.Бальсевич, Л.И.Лубышева и др.). В исследованиях вышеобозначенных авторов особо подчёркивается значимость мобилизационных и валеологических ценностей. Именно они помогают человеку выжить в экстремальных ситуациях. К валеологическим ценностям физической культуры относят накопленные теорией и методикой знания об использовании физических упражнений для эффективного развития человека, формирования его телосложения, закаливания, повышения работоспособности, психо-эмоциональной устойчивости. Л.И.Лубышева обращает внимание на интегративный характер валеологических ценностей, в содержание которых включаются мобилизационные и двигательные ценности (двигательные умения и навыки, физическая подготовленность, работоспособность и т.д.)
Важное место в отечественных концепциях физической культуры ребенка занимает вопрос о показателях личностного уровня развития физической культуры. Показателями личностного уровня развития физической культуры Л.И.Лубышева определяет знания человека в области физического совершенствования, двигательные умения и навыки, способность к самоорганизации здорового стиля жизни, социально-психологические установки, ориентации на занятия физкультурно-спортивной деятельностью. В.И.Столяров считает, что основными личностными показателями физической культуры являются: забота человека о поддержании в норме своего физического состояния, многообразие используемых для этого средств.
В работе В.А.Петькова подчёркивается, что о физической культуре личности невозможно судить лишь на основе её физического развития и подготовленности, овладения двигательными умениями и навыками. Необходимо учитывать и такие компоненты, которые относятся к духовной сфере личности: содержание мыслей и чувств, иерархия ценностных ориентаций, степень развитости интересов и потребностей, то есть то, что, в конечном счете, определяет социальную активность человека. Автор выделяет следующие показатели развития физической культуры личности: степень сформированности потребности и способы удовлетворения; выраженность эмоционально-волевых и нравственных проявлений личности; отношение к выполняемой деятельности; проявление самодеятельности, самоорганизации, самообразования и самовоспитания в физической культуре; уровень сформированности психофизиологических и физических возможностей и отношение к ним; владение средствами, методами, умениями и навыками, необходимыми для формирования собственного физического совершенства и организации физкультурно-спортивной деятельности учащихся; интенсивность участия в физкультурно-спортивной деятельности и др.
Анализ исследований позволил выявить общее и отличительное в подходах к определению показателей физической культуры личности. Общими показателями выступили знания, умения и навыки в области физической культуры. Авторами акцент смещен на интеллектуальное развитие личности. Вместе с тем в культуросообразной модели образования обуславливается смещение акцентов с интеллектуального на ценностное - эмоциональное развитие. Учет не только интеллектуальных, но и эмоциональных возможностей личности и сложившийся эмоциональный опыт обеспечивает наибольшую результативность в воспитании здорового поколения. Результат процесса развития физической культуры личности в аспектах культуросообразной модели образования предполагает изменение, преобразование свойств и качеств личности не только физических, но и духовных, нравственных, эстетических. Результат рассматриваемого нами процесса отражает определенный уровень сознания, поведения, эмоционально-волевой сферы личности.
Таким образом, в теории и практике физической культуры происходит осмысление содержания понятия «физическая культура» как одного из вида общечеловеческой культуры, ее ценностного потенциала, а также закономерности её развития и функционирования на разных этапах онтогенеза. Физическая культура понимается как специфическая мера и уникальный способ человеческого развития, как средство созидания человеком самого себя, своего тела и духа, как способ самовыражения внутреннего мира.
Принципиально важным для современной науки является осмысление ценностного потенциала физической культуры, а также выявление критериев личностного уровня развития физической культуры. Показателями сформированности физической культуры личности выступает система отношений к физической культуре, направляющих личность на практическое применение её норм и критериев оценки, помогающих адекватно организовать поведение и деятельность, определяющих творческое решение возникающих перед ней жизненных и профессиональных задач и проблем.
Анализ теоретических подходов к определению физической культуры как части общечеловеческой культуры позволил нам обосновать авторский подход к определению физической культуры детей дошкольного возраста, осмыслить ее с позиций культурологического подхода, создать полное, интегративное и целостное представление о ней как об одном из видов культуры, который развивается в дошкольном периоде детства. На наш взгляд, неправомерно связывать физическую культуру дошкольников лишь с совершенствованием его природной основы, как это уже сложилось в теории и практике физического воспитания, а также в обыденном сознании педагогов. Нормативный подход к физической культуре дошкольников не учитывает особенности периода детства и его роли в становлении личности ребенка. Физическая культура дошкольника нами рассматривается как многомерное понятие, характеризующее представление детей о своем физическом образе, личностные свойства (ценностные ориентации, способности), обеспечивающие ему выбор тех или иных движений для самовыражения, саморазвития и самосохранения себя как уникальной личности. Составляющим физической культуры ребенка являются критерии - культура движения, культура телосложения и культура здоровья.
В понятие «культуры здоровья» входит осознание ребенком себя как части природы, уникального и совершенного создания, здоровья как ценности жизни, необходимости сохранять его, выполняя определенные правила, действия, движения.
Культура телосложения включает понимание ребенком красоты человеческого тела, осознание своего физического облика, положительное его оценивание, наличие способов заботы и поддержки тела и организма в состоянии достаточно высокого эмоционального тонуса.
Двигательная культура – это способность ребенка проявлять красоту движений, самостоятельно трансформировать личностный двигательный и социокультурный опыт в среде жизнедеятельности - естественно, свободно, творчески самовыражаться, гуманно взаимодействовать и обеспечивать пространство оздоровления.
Каждый критерий содержал показатели: представления о физическом идеале, здоровье, здоровом образе жизни и способах их формирования; способы познания, преобразования и сохранения себя, своего тела, организма и здоровья; ценностное и эмоционально-личностное отношение к состоянию своего тела, организма, образу жизни, движениям, двигательной деятельности; самостоятельная двигательная активность, направленная на саморазвитие, самосохранение и самовыражение; она предполагает проявление у ребенка способности к самореализации в двигательной деятельности, стойкой ее мотивации, направлена на творческое преобразование своего физического образа, а также окружающего мира.
Признавая наиболее распространенную в науке классификацию ценностей физической культуры (интеллектуальные, двигательные, валеологические, интенционные), мы принимаем сложившиеся представления о содержании валеологических и интенционных ценностей, но считаем необходимым уточнить содержание интеллектуальных и двигательных ценностей физической культуры дошкольников. Мы полагаем, что основным содержанием интеллектуальных ценностей физической культуры детей 4 – 7 лет выступает система знаний о себе, о строении своего тела, организма, о движении как знаке, сигнализирующем о скрытых чувствах, эмоциях, переживаниях (недовольство, готовность и т.п.). Анализ современных исследований позволил нам определить двигательные ценности физической культуры детей дошкольного возраста. Мы полагаем, что в период детства движение дети познают как знак, как символ культуры, как способ постижения мира, установления всех взаимоотношений с ним.
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 4262;