Хозяйственные теории древнего мира
Надо сказать, что с древнейших времен, вместе с возникновением и развитием хозяйственной деятельности, люди всегда стремились осмыслить экономические условия своего существования – и свои мысли об экономике выражали в самых разных жанрах письменности, что не только не делало их непонятнее, но, напротив, приближало к самой широкой аудитории. В наиболее ранних образцах письменности, дошедших до нас, уже содержатся вполне ясные и достаточно глубокие экономические идеи, хотя в целом отсутствует какой-либо системный анализ и логика изложения. Древнее учение о хозяйстве мы находим в религиозных трактатах, стихотворных поэмах, книгах о политике, исторических работах, учебниках морали.
Меня всегда поражало пренебрежительное отношение современных мне экономистов к древнейшим экономическим теориям. Почти в любом учебнике вам будут объяснять, что «экономической науки в древности не было», что «первый экономист» появился только в 17в. н. э. – Вильям Петти. И никого не смущает явное противоречие между в высшей степени развитой экономической жизнью древнего мира, - и отсутствием развития «экономической науки» - и это при том, что многие науки, такие как математика, политика, астрономия, и особенно философия, были очень развиты и у древнейших народов.
На первой лекции и во время диспута мы уже говорили, что понятие богатства было одной из основных категорий, рассматриваемых экономистами в разные времена. Посмотрим, как менялось это понятие о богатстве.
Можно конечно, посомневаться, зачем это нам, таким высокоразвитым современным людям знать взгляды древних ученых. Но мудрый человек, в какой бы архаичное время он не жил, всегда может дать нам толковый совет.
В трудах таких древнегреческих философов как Платон и Аристотель, обстоятельно анализируется отдельные стороны хозяйственной жизни, в частности, категория собственности и отношения в процессе торговли.
Платон выделял 3 сословия в придуманном им идеальном будущем обществе:
1. управляющие, высшее сословие – философы, мудрецы, самые разумные люди в своем народе;
2. воины;
3. ремесленники и крестьяне.
Если механизм общества, как структура совершенных часов, будет состоять из этих сословий – экономика такого общества будет процветать. Можно ли применить к современной России, Украине, другому государству такую схему? Может ли страной управлять мудрец?
- Может! Ярослав Мудрый например.
- Точно! Или Марк Аврелий. Но почему-то таких руководителей народа мы очень редко выбираем из своей среды.
Высшие 2 сословия у Платона должны жить в общности владения, у них не должно быть даже личной собственности, а тем более богатства – это необходимо для того, чтобы они не отвлекались от своих высоких задач. Но при этом ремесленники и земледельцы должны полностью обеспечивать их во всех их нуждах. Как вы считаете, если бы той сотне кандидатов, которые всегда рвутся в президенты страны, поставить такое условие: полный отказ от частной собственности – многие ли из них остались?
- Ни одного.
- Ну почему же. Был же Махатма Ганди, который жил как монах. Правда – он не был президентом – но он был реальным руководителем своего народа, и делал это только из чистой любви к этому народу.
3 сословия у Платона не закрыты друг от друга каменной стеной – переход из сословие в сословие возможен на уровне воспитания детей, когда назначенные обществом воспитатели будут смотреть: к чему есть наклонности у каждого ребенка – и вполне возможно, что сын кузнеца станет в будущем генералом армии.
Аристотелем была предложена первая попытка классификации экономических наук: в общем экономическом учении он выделяет собственно «экономику» - науку, обучающую людей разумному удовлетворению своих самых необходимых материальных потребностей, и «хрематистику» - учение о наживании состояний, науку о том как стать богатым.
Экономическая деятельность имеет пределы, хрематистика пределов не имеет, ее источник – торговля и ростовщичество. Оптимальное государство должно состоять из хозяйств среднего достатка. Люди не должны делать обогащение целью своей деятельности, так как это мешает достижению счастья; чем лучше человек, тем меньше благ ему нужно.
Специфика экономических идей Средневековья очень отчетливо может быть показана на примере учения о хозяйстве Фомы Аквинского. В своем трактате «Сумма теологии» он выступает за самообеспеченность государства, то есть за то, чтобы каждый народ сам кормил себя, ничего не стремясь взять из благ другого народа, при этом Фома отдает предпочтение натуральным формам богатства, таким как земля, дом, стада, а золото и серебро считает богатством искусственным. Центральная проблема товарной экономики – это установление «справедливой цены». Согласно Фоме Аквинскому, справедливой будет та цена, которая с одной стороны, покроет затраты производителя и торговца, с другой – вполне удовлетворит потребителя. При этом обмен товаров происходит благодаря равенству пользы обмениваемых вещей. Но возможна ли справедливая цена в условиях коммерческой экономики наших дней?
- Нет, конечно.
- Я думаю, у каждого из нас бывало ощущение после похода на рынок или в супермаркет, что нас в очередной раз надули.
- Да, бывало!!
- Мы часто видим, что купили по слишком высокой цене. Я даже стараюсь, приобретя какой-нибудь товар, уже не смотреть на похожий в другом месте – чтобы не стало обидно, и не возникло искушение вернуть товар. Но ведь та же внутренняя обида есть и по другую сторону баррикады – у продавцов и производителей. Я сам занимался коммерцией, держал на рынке несколько торговых точек – и могу откровенно признаться, что всякий раз, когда покупатели с легкостью брали партию каких-нибудь из моих товаров, скажем, за 100 грн., тут же возникала мысль – а почему же я не поставил на ценнике 110 или 115? Все это обычная для рынка ситуация. Но неужели каждый из нас не сталкивался и с другой? Когда он шел домой, вполне довольный и покупкой, и дружеской беседой с продавцом, который отсоветовал тебе слишком дорогую покупку, а предложил дешевле и ни чем не хуже качеством?
- Конечно сталкивались. Прежде всего, если ты постоянный клиент.
- А надо сказать, что в старых рыночных странах Европы люди традиционно ходят в одни и те же магазинчики, изо дня в день сидят в одних и тех же кафе. И постоянные, можно даже без натяжки сказать, дружеские отношения между покупателем и продавцом создают и вполне справедливые цены, устраивающие все стороны.
Закончим с нашим Фомой. Важно, что чисто экономическим понятиям итальянский монах придаёт нравственную окраску: с точки зрения справедливости, понятия о добре и зле он осуждает торговлю и ростовщичество, цель которых – получение барыша.
4. Меркантилизм. Термин «политэкономия»
Начиная с 14 века в экономике стран Западной Европы рынок все больше начинает заявлять о своих правах. Феодальный способ производства вступает в стадию разложения. Это выражается в постепенном, но все убыстряющемся вытеснении натурального хозяйства товарно-денежными отношениями. Товарный обмен во все большей степени становиться условием хозяйственной жизни. Богатство – как частных хозяев, так и национальное – представляется теперь не как совокупность натуральных благ, услуг и феодальных прав на них, а в виде денег, всеобщего эквивалента товарной экономики. Деньги становятся главным предметом экономической мысли в конце средних веков и тем более в начале нового времени. Томас Манн сравнивает деньги с семенами, «которые земледелец, бросая в землю, как бы расточает, но зато осенью получает обратно в виде обильной жатвы». Николай Коперник в брошюре «О способе чеканки монеты» (1526) называет обесценивание денег одной из главных причин упадка царств, княжеств и республик; отметив ухудшение монеты в Польше, он предупреждает, что это ведет к сокращению торговли и удорожанию жизненных средств. Серра говорит, что обилие денег предотвращают большинство преступлений в стране. Блестящий экономист Вильям Петти дает такое сравнение: «Как жир облегчает движение мускулов, питает при недостатке продуктов питания, заполняет неровные впадины и украшает тело, так и деньги в государстве убыстряют его деятельность, питают продуктами, привезенными из-за границы во время неурожая в собственной стране, украшают общество» («Слово мудрым», 1664). Для Дженовези деньги «играют ту же роль в отношении торговли, как масло для телеги. Чем больше телег, именуемых торговлей, тем больше нужно им и масла для того, чтобы они двигались». Недостаток денег был главным препятствием для развития экономики в той или иной местности Европы, и только их приток оживлял экономику. Сила государства начинает измеряться непосредственно его денежными ресурсами, большая часть налогов собирается деньгами. При этом наиболее характерным экономическим явлением для стран Западной Европы в 14-15 веках становиться так называемая «нехватка денег»: резкое возрастание товарооборота, рост внешней и внутренней торговли наталкивался на реальное препятствие – ограниченность имевшихся запасов благородных металлов – золота и серебра – в виде монеты. Вместе с путешествиями Колумба в Европу хлынул поток богатств, прежде всего золота и серебра, даже свое название Аргентина получает от латинского наименования серебра.
Многие мыслители Европы начиная с 15 века размышляли над этими экономическими явлениями, составляя пространные записки. Более поздним ученым века Просвещения их взгляды казались первоначально настолько примитивными, что целое поколение мыслителей было презрительно названо меркантилизмом – приверженцами купеческой, торгашеской идеологией. И только в наши дни меркантилисты были оценены как одна из важных экономических школ.
Среди тех, кого мы сейчас называем меркантилистами, почти не было ученых – большей частью это были купцы, банкиры, промышленники, люди дела, старающиеся решать какие-то отдельные сиюминутные экономические проблемы – эти проблемы они обычно и выносили в многословные названия своих трактатов. Свой «Краткий трактат» Антонио Сера начинает с очень длинного названия – читаем: «Краткий трактат о средствах снабдить в изобилии золотом и серебром королевства, лишенные месторождений драгоценных металлов» (Италия, 1613г.) – целых две строки! Или вот еще образец: «Свободная торговля, или способы сделать торговлю цветущей, где причины упадка в королевстве открыты, а средства его удалить – представлены» (Эдуард Миссельдейн, Англия, 1622г.). Количество таких сочинений было настолько огромным, что только в одной Англии до 1764г. их насчитывается 2377.
В целом меркантилизм характеризуется следующими чертами: 1) деньги рассматриваются этим направлением как главное богатство страны; 2) предметом исследования оказывается почти исключительно торговля. Маркс критикует меркантилистов за такую узость их взглядов. Однако здесь следует отметить несколько обстоятельств. Прежде всего, меркантилизм действительно показал, какое большое значение играют деньги и торговля в капиталистической экономике. И их взгляды оказались настолько живучими, что и в 20в. они возродились в форме одной из самых влиятельных экономичеких школ – монетаризма. Меркантилистов волновало не только развитие торговли – Фортрей к примеру говорит о том, какое большое значение для процветания страны имеет густота ее заселенности. Многие из современных наиболее развитых стран Европы, таких как Германия, и в 21в. стремятся поднять рождаемость - и это при постоянном притоке эмигрантов. Кроме того, меркантилисты конечно же не считали праздно лежащие в сундуках деньги богатством – об этом говорит Давенант, напоминая о том, что в его время некоторые восточные народы, несмотря на обилие золота и серебра в их государствах, обречены были жить в нищете, так как эти драгоценности хранились в сокровищницах князей, а не работали на страну. Деньги будут богатством, или, как говорим мы теперь, капиталом, если их вкладывать в торговлю или промышленность, работающую на заграницу – так считали меркантилисты.
Правда, ранний меркантилизм еще основывался на более-менее наивной политике денежного баланса, то есть стремлении оставить в стране больше денег, как единственного богатства, чем вывести за ее границы. Для этого рекомендовалось расширять добычу благородных металлов, обязывать импортеров – купцов, привозящих товары в страну, тратить заработанные деньги в данной стране, а экспортеров – возвращать обратно в страну значительную часть выручки. В Испании в 16в. по закону за вывоз денег из страны полагалась смертная казнь. В Англии еще в 1440г. был принят так называемый Закон об истрачении: все иностранцы, привозящие в страну свои товары, должны были всю выручку истратить на покупку английских товаров. Вскоре, однако выяснилось, что увеличение количества денег не столько обогащает страну, сколько ведет к росту цен и соответственно падению доходов населения, за счет изобилия денег, не обеспеченных товарами. С 16в. по все Европе цены стали расти практически на все товары.
Поздний меркантилизм основывался уже на идее активного торгового баланса, то есть на стремлении привлечь в страну больше денег за счет превышения вывоза товаров над их ввозом. Решение проблемы виделось в развитии производства на экспорт, - прежде всего промышленности, доходность от сельского хозяйства оценивалась очень низко, затем покровительстве отечественным торговцам путем предоставления им таможенных льгот, в создании таможенных барьеров на пути иностранных товаров, а также в захвате все новых и новых колоний – из них вывозилось дешевое сырье, в них ввозились без всякой конкуренции готовые изделия, в них же захватчиками создавались очень прибыльные производства, основанные на дешевой рабочей силе. В 1581г. в Англии вышло сочинение под необычным названием: «Беглое обсуждение английской политики», написанное в форме диалога между рыцарем, фермером, купцом и доктором теологии. Автор прятался под инициалами W.S., и посвящено оно было королеве Елизавете I. Сочинение было написано настолько прекрасным языком, что первое время публика даже подозревала авторство Вильяма Шекспира. Его автор, как выяснилось позже, Вильям Стаффорд, одним из первых предложил политику торгового баланса, которая наиболее полно позднее была представлена Томасом Маном («Богатство Англии во внешней торговле»). Стаффорд говорит о необходимости покровительствовать только такой торговле, которая вывозит из страны готовые изделия из шерсти и кож, а не сырье. Если же мы разрешаем широкий вывоз нашего сырья, то оно перерабатывается за границей, и когда продукт переработки ввозится обратно в нашу страну, мы платим 1) за свое же сырье + 2) зарплату иностранным рабочим + 3) прибыль промышленникам и купцам+ 4) иностранные таможенные пошлины чужому государству + 5) ввозные пошлины нашему же государству! Перед развивающимися экономиками 21в., такими как например в России, Украине, или в большинстве стран Африки, стоят те же проблемы, что и перед английской 400 лет назад.
Меркантилисты связывали свои рекомендации с активным государственным вмешательством в экономику, адресуя свои работы прежде всего правителям. Эти надежды французский меркантилист Антуан де Монкретьен (1575-1621) выразил в названии своей работы «Трактат по политической экономии» - для него это экономическая наука, которая направляет свои советы политикам.Изобретенному им термину была суждена настолько долгая жизнь, что уже в начале 21 века я был свидетелем спора в Институте экономики Москвы, можно ли называть научный Центр «полит-экономическим» - при том, что в наши дни главным «политэкономом» считается прежде всего Маркс, современное же общество да и большинство экономистов относятся к нему очень критически; после жаркой дискуссии название ученого Центра было подавляющим числом голосов одобрено.
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 600;