Экономическое учение Маркса
По пути на лекцию я вспоминал учение Маркса. Итак, Маркс считал, что все потребности, интересы, мечты человека основываются на его экономических желаниях. К примеру, возьмем семейную жизнь. Согласен, есть люди, которые выходят замуж и женятся по расчету. Но ведь далеко не все! Для меня этот пример был злободневным, так как я сам два месяца назад женился. Вспомнив о семейной жизни Маркса, я увидел, что она опровергает его теорию. Он женился на первой красавице города Женни фон Вестфален, из очень знатной, с королевскими корнями, и богатой семьи. Женни вышла за нищего еврея, и всю жизнь прожила с ним в бедности, существуя только благодаря постоянной помощи лучшего друга семьи фабриканта Энгельса. На чем основывалась семья Маркса? – на жертвенной любви и верной дружбе, а никак не на материальной выгоде.
И все же экономическая теория Карла Маркса (1818-1883) по праву считается одной из вершин экономической науки. Несомненна заслуга Маркса в защите прав рабочего класса, наиболее угнетенного в его время, в утверждении необходимости справедливого распределения благ среди всех классов общества. В наиболее совершенном и законченном виде учение Маркса представлено в главном труде его жизни – «Капитале», 4 тома, а также целой серии подготовительных работ, набросков, вариантов и дополнений к «Капиталу». Надо сказать, что несмотря на долгие годы напряженной работы, сам Маркс успел выпустить в свет только первый том своей основной книги. После смерти Маркса остались многочисленные черновики, написанные ужасным неудобочитаемым почерком. Но верный друг Энгельс смог разобрать их, последовательно расположить материал и издать второй и третий тома «Капитала». В СССР результатом работы целого института марксизма-ленинизма стало издание четвертого тома.
C этим монументальным «Капиталом» связан исторический анекдот. Один немецкий бюргер написал Марксу письмо, в котором рассказал, что купил его книгу и даже обстоятельно прочитал ее от корки до корки – но так почему-то и не смог найти ответа на то, как стать капиталистом, богачом. Маркс от души посмеялся над этим письмо – хотя в наши дни, если кто берет в руки книги по экономике, то единственно чтобы ответить на тот же вопрос.
Маркс же, потратив столько лет и усилий на создание своей главной книги, ставил перед собой совсем другую цель – в «Капитале» он подробнейшим образом, всесторонне анализирует современный ему, уже достаточно развитый капитализм – и все это только для того, чтобы доказать, что этой капиталистической экономике присущи неустранимые противоречия, постоянно раздирающие ее и в конечном итоге делающими неизбежной ее гибель и переход человечества к другой экономике – он назвал ее коммунистической.
Отношение современного общества к Марксу коротко, но точно было сформировано одним из моих студентов, когда я принес на лекцию стопку трудов классика: «гора макулатуры». Но не может быть устаревшим и полностью ложным учение, которое и сейчас, как и столетие назад, влияет на миллионы умов в самых разных уголках мира! Китай не отказывается от идеалов социализма, так что можно считать, что и сейчас где-то каждый пятый человек – марксист.
Итак, в основе учения Карла Маркса лежит положение о том, что истоком всех течений общественной жизни является экономическая жизнь людей. Здесь есть несомненно большая доля истины. Так, социальная жизнь – это борьба между классами за материальные блага. Политическая жизнь ― это борьба государств за передел собственности. Если возьмем культурную жизнь – трудно создать симфонию при наличии желудочных спазмов. И даже в религиозной жизни все наши просьбы к Всевышнему сводятся к наделению нас определенным перечнем прежде всего материальных благ.
Но все-таки такое категорическое сведение всех порывов человеческой натуры к его желудку – явное преувеличение. Есть разные люди, есть разные жизненные ситуации, есть разные народы и есть различные периоды в жизни общества – экономический, когда экономика может занимать все умы людей, - а может, как считал один из лучших социологов 20в., Питирим Сорокин, быть и период религиозный, когда интересы веры будут значительно важнее для людей, чем выгоды от производства и торговли, или период политический, который можно наблюдать во всех молодых государствах, например, в наше время в Украине, Грузии, когда интересы националистической политики оказываются значительно важнее экономических выгод, и никак не экономика руководит политикой, а, напротив, политика очень сильно давит на экономику.
Сама экономическая жизнь людей по Марксу – это отношения по поводу собственности, которые возникают между этими людьми в процессе производства ими материальных благ, когда кто-то выступает в роли собственника, хозяина, а кто-то – в роли подчиненного ему.
Отношения собственности могут быть различных типов: отношениями рабовладельца и раба, феодала и вассала, капиталиста и рабочего. Господствующий в обществе тип собственности зависит от уровня, на котором находятся производственные силы общества, под которыми понимается техника, технология, энергия, основные знания общества. Так рабовладельческий строй существовал только потому, что неразвитость техники, технологии, недостаточность источников энергии сделали необходимыми использование большого количества ручного труда, основным источником которого могло быть только рабство. С развитием технических сил производства должны развиться и отношения между людьми в этом производстве.
Единственным творцом экономического богатства является труд, однако из-за существования частной собственности на средства производства возникает ненормальная ситуация: отчуждение труда от труженика, который вынужден продавать своя рабочую силу владельцу орудий и предметов труда, а затем отдавать ему и продукты труда. Чтобы устранить эту неестественную систему производства, необходимо уничтожить частную собственность.
Маркс учил, что развитие экономической жизни приведет человечество к коммунизму. Человечество должно было заменить капитализм на коммунизм тогда, когда капитализм уже не мог больше развиваться, пришел в тупик. Мы же, русские, попытались перейти к коммунизму в обществе, где капитализм только начинал развиваться и был еще силен феодализм.
Дерево растет, развивается, и только спустя много лет начинает цвести, а затем давать плоды. Социализм и коммунизм, по Марксу, - это цвет и плод экономического прогресса. Мы же только посаженное дерево уже пытались неумелой и жестокой обрезкой заставить цвести – и оно, конечно же, погибло.
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 950;