Выбор учебника
Как-то на занятиях по маркетингу с группой социологов 4 курса мы составили список книг, на которые каждый из нас обратил бы свое внимание в книжном магазине, и по применяемой в маркетинге формуле модели оценки ожиданий выбирали лучший вариант. Сидели 15 человек без 5 минут дипломированных социологов, и все без исключения поставили на последнее место учебник по социологии! Я, откровенно признаюсь, - имевшийся тогда в аудитории учебник по экономике.
Студенты сказали мне, что за 4 года не читали ни одного интересного учебника. Да ведь учебник по любой дисциплине – будь-то экономика, социология, или математика и религиоведение – должен быть самой интересной книгой по этой дисциплине, иначе он ничему никого не научит! Почему-то считается, что учебники для институтов должны быть скучными, нудными, - а мне думается, что они должны быть вдвойне ярче, красочнее, живее и умнее, чем учебники для школ! Нудность и серость – признак не серьезности и глубокомыслия, а духовной смерти.
Почему наука так тщательно изгоняет живой язык и яркие образы – точно боится, как бы при резком свете не стала видна ее убогость и скудость?
Отчего в строгом и серьезном учебнике для институтов по экономике не допустимо использовать яркие и даже веселые иллюстрации? – Что может быть серьезнее и строже средневековых летописей, древних Библии и Корана? Но где еще можно найти такое изобилие богатейших рисунков?
При этом учебник по любой науке должен быть прост, то есть доступен любому человеку. «Азбуку» Толстого с одинаковым интересом и пользой прочитает и школьник, и студент, и пенсионер. «Ойкономос» Ксенофонта и «Домострой» Сильвестра читали и простые домохозяева, и утонченнейшие ученые.
Язык современной экономической науки, абсолютно чуждый как живому языку экономической практики, так и художественному языку экономики до 20 века, сформировался под мощным воздействием Карла Маркса, прежде всего его «Капитала». Однако сам Карл Маркс рассказывает в «Капитале», что невольно пародировал язык Гегеля, Гегель же свой сложный язык перенял у Канта. Что же Кант? В «Критике чистого разума» он чистосердечно признается, что не сумел свои глубокие мысли выразить в простой форме – так добывающий алмаз не может сделать из него бриллианта – и Кант предлагал другим авторам изложить его идеи более понятным языком.
Так получилось, что недостаток и неумение великого ума стало вдруг стилем современной науки.
Знания часто горьки, и принимать их трудно. Но зачем глотать невкусный кислый порошок сухих лекций и нудных докладов, когда всегда можно облечь горькое лекарство в сладкую оболочку веселых игр и интересных ситуаций из жизни? Так я и стараюсь всегда делать.
Экономика – практическая наука, поэтому начинать обучение в ее области следует с практических заданий (традиционно носящих название семинаров), и только затем давать в кратком резюме выводы к ним (то, что принято называть лекциями). Самое привлекающее у Филипа Котлера в «Основах маркетинга», Макконнелла и Брю в «Экономиксе», у Маркса в «Капитале» - это ситуации, взятые из жизни. Почему же они даются эти авторами как примечания и дополнения, да еще и таким мелким неудобочитаемым шрифтом?
Учебник надо начинать с примеров из жизни, ситуаций для анализа – и от них переходить к теории, которая будет кратким, последовательным и системным взглядом на жизнь.
Лучший и непревзойденный образец в этом деле и спустя тысячелетия – первый учебник по экономике грека Ксенофонта.
Рекомендуемая литература:
1. Булгаков С. Н. Философия хозяйства, Соч. в 2-х тт, т.1., М.: Наука, 1993 г.
2. Бродель Фернан. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, 15-18 вв. : в 3-х т., М.: Прогресс, 1991 г.
3. Воробйов Е. М. и др. Экономічна теорія, Київ-Харків, 2001 г.
4. Экономическая теория. Харьков: Фортуна –Пресс, 1997, 2002 г.
5. Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров, М.: Дело, Вита-Пресс, 1996, 2000гг.
6. Макконелл Р. Кемпбелл, Брю Л. Стенли. Экономикс, М.: Республика, 1992 г.
7. Туган-Барановский М. И. Політична економія. Курс попул., К.: Наукова думка, 1994 г.
8. Маркс Карл. К критике политической экономии, М.: Издательство политической литературы, 1990 г.
9. Солженицын А. И. Как нам обустроить Россию. – М.: Правда, 1990.
10. Экономика. Под ред. Кузнецова Э. А. – Харьков: Одиссея, 2006.
11. Экономика. Под ред. Лобачевой Е. Н. – М: Экзамен, 2004.
- Представим себе такую вполне реальную ситуацию: студент-заочник юридического факультета, Сахошков Алексей, приехавший в город из глухого села Замуловки, чтобы платить за учебу, нормально питаться и одеваться, и встречаться с девушками, вынужден сутки напролет работать в 3-х местах – у него просто не остается времени для посещения моих лекций и семинаров, и он не успевает сдать во время экзамен. Теперь надо сдавать по «хвостовке», но у него нет даже конспекта лекций, а вся его группа уже даже забыла мое имя и разъехалась по домам. Остается искать хорошую книгу. Но какую? Он идет на книжный рынок – и у него глаза разбегаются от обилия литературы. Он открывает одну книгу, вторую, третью, десятую – и в глазах стоит густой туман полной неясности. Вдруг перед глазами блеснула позолоченная красивая обложка, он выхватывает эту книгу из общей стопки, листает, с интересом разглядывая множество рисунков и фотографий, вчитываясь в веселые бойкие диалоги мудрецов, неспешно размышляющих над волнующими и молодого человека 21 века Сахошков Алешу проблемами экономики – вот эта книга, смотрите – и я показываю аудитории Ксенофонта.
- Но ведь это не учебник, а какой-то роман! – высокий брюнет, в прошлый раз отмалчивавшийся на задних рядах, в этот раз сидел на первой парте, и взяв мою любимую книгу Ксенофонта, довольно небрежно листал ее.
- Так и есть! «Домострой» Ксенофонта – это один из лучших греческих романов. Но это не мешает, а скорее помогает быть ему учебником.
Но вот нашего заочника Сахошкова одолевают те же сомнения: единственная понятная ему, даже в школе не изучавшему экономику, книга – но уж очень она похожа на беллетристику, какая-то «Анна Каренина», что ли. Что вы, дневное отделение, уже поучаствовавшее в первых наших беседах, с высоты своего опыта посоветуете ему? Покупать эту книгу? Хватит ему Ксенофонта, чтобы сдать мне экзамен? Купить несколько книг? А у него денег всего на одну! Тогда купить абонемент в библиотеку? Хороший вариант. Ну вот он приходит в центральную библиотеку, спрашивает книги по экономике – и ему показывают целые стены книг. Что делать? Ну давайте пройдемся по основным из них, может быть мы и найдем самую нужную для него книгу. И начнем с полок, на которых рядом с Ксенофонтом мирно дремлют другие мудрецы древности.
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 638;