Обеспечивающих изоляцию от общества
Видовым объектом преступления, предусмотренного ст. 321 УК, является порядок управления, управленческая деятельность государственных органов, основным непосредственным объектом - нормальная деятельность учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества.
Уголовно-исполнительный кодекс 1996 г. к числу наказаний, связанных с изоляцией от общества, относит арест и лишение свободы на определенный срок или пожизненное лишение свободы. Таким образом, учреждениями, обеспечивающими изоляцию от общества, должны быть признаны учреждения, исполняющие наказание в виде ареста и лишения свободы. Однако диспозиция ст. 321 относит к ним: места лишения свободы и содержания под стражей. Думается, что к таковым следует относить и учреждения, исполняющие арест, ибо по своей сути арест является разновидностью краткосрочного лишения свободы с особым режимом содержания. В этой связи следовало бы внести изменения в диспозицию ст. 321 УК. Таким образом, к числу органов, обеспечивающих изоляцию от общества, следует относить:
1) арестные дома, в которых отбывается наказание в виде лишения свободы;
2) места лишения свободы, к которым относятся колонии-поселения; исправительные колонии общего, строгого и особого режимов; воспитательные колонии; тюрьмы; лечебные исправительные учреждения; следственные изоляторы; выполняющие функции исправительных учреждений для лиц, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию;
3) места содержания под стражей, каковыми являются: следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы МВД; следственные изоляторы органов ФСБ; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых Пограничных войск России; специальные помещения на территории учреждений, исполняющих наказание, для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу.
Под их нормальной деятельностью уголовно-исполнительное законодательство понимает установленный законом порядок исполнения и отбывания наказания, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, личную безопасность осужденных и персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории учреждений, обеспечение охраны здоровья осужденных, привлечение осужденных к труду, обеспечение их общего и профессионального образования.
Данный состав преступления относится к числу многообъектных, потому в качестве дополнительного объекта выступает здоровье личности.
В качестве потерпевших при совершении данного преступления могут быть две категории граждан: сотрудники мест лишения свободы или мест содержания под стражей и осужденные, вставшие на путь исправления.
Сотрудниками мест лишения свободы - уголовно-исполнительной системы признаются лица, имеющие специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел России, порядок и условия прохождения службы которых регламентируется Положением о службе в органах внутренних дел России. Не являются потерпевшими по данному составу вольнонаемные работники независимо от характера выполняемых ими функций в местах лишения свободы.
Сотрудники мест содержания под стражей - это лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, военнослужащие органов федеральной службы безопасности, Пограничных войск России, Вооруженных Сил России, обеспечивающие режим содержания под стражей.
По УК РСФСР 1960 г. потерпевшим мог быть только осужденный, вставший на путь исправления. Редакция ст. 321 УК позволяет сделать вывод, что потерпевшим может быть и любой другой осужденный, если насилие будет применено к нему с целью мести за выполнение определенных общественных обязанностей (н-р, заступился за другого осужденного).
Закон к потерпевшим относит только осужденных, т. е. лиц, в отношении которых уже вступил в законную силу приговор суда и оставляет за рамками данного преступления насилие, применяемое к подозреваемым и обвиняемым. Если учесть, что эти лица зачастую содержатся в следственных изоляторах годами, их тоже следовало бы признать потерпевшими по данному составу преступления.
Объективная сторона данного преступления сформулирована законодателем с помощью формального состава. В качестве обязательного признака ч. 1 ст. 321 УК называет только один вид угроз - угрозу применения физического насилия. По форме выражения она может быть устной или письменной, путем действий, демонстрации определенных предметов, с помощью мимики или жестов; по интенсивности - от угрозы побоями до угрозы убийством. Угрозы должны носить реальный характер; это, однако, не означает, что виновный намеревается привести их в исполнение. Главное, чтобы потерпевший воспринимал высказанные угрозы в качестве реально осуществимых. Об этом могут свидетельствовать демонстрация определенных предметов, предшествующее поведение преступника, способ выражения угрозы, причины конфликта, личность угрожавшего.
Преступление является оконченным в момент высказывания угрозы, независимо от того, удалось ли с ее помощью дезорганизовать нормальную деятельность учреждения. Последующее поведение как угрожавшего, так и потерпевшего находится за рамками основного состава преступления.
Обязательный признак объективной стороны - место преступления - учреждения, обеспечивающие изоляцию от общества.
Субъективная сторона данного преступления выражается в форме прямого умысла. По нашему мнению, в случае применения насилия к сотрудникам не следует доказывать специальную цель - дезорганизовать нормальную деятельность данных учреждений. Во всяком случае, в диспозиции статьи она не указана (в отличие от обязательной цели применения насилия к осужденным, вставшим на путь исправления). Дезорганизация нормальной работы учреждений - это не цель применения насилия, а скорее его результат. Состав ст. 321 УК отсутствует лишь в том случае, когда насилие применяется в связи с неслужебной деятельностью сотрудников либо служебной, но незаконной. В этом случае действия осужденных надлежит квалифицировать по составам преступлений против личности.
Насилие по отношению к осужденному дезорганизует работу учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, только в том случае, когда оно применятся с определенными целями: воспрепятствовать его исправлению либо отомстить за исполнение им общественной обязанности.
Субъект преступления специальный: достигший 16 лет осужденный по приговору суда и отбывающий наказание в учреждениях, обеспечивающих изоляцию от общества, а также подозреваемый и обвиняемый, которому в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. В случае, если аналогичные действия совершают осужденные или заключенные под стражу в возрасте от 14 до 16 лет, они подлежат ответственности за преступления против личности.
Квалифицированные составы данного преступления выделены по признакам объективной стороны. Часть 2 ст. 321 УК предусматривает уголовную ответственность за применение физического насилия, не опасного для жизни и здоровья потерпевшего, т. е. умышленное противоправное физическое воздействие на тело другого человека помимо либо вопреки его воле, повлекшее причинение физической боли, ограничение свободы, побои. Насилие, не опасное для жизни и здоровья, не должно выходить за рамки состава преступления, предусмотренного ст. 116 УК. При этом ч. 2 ст. 321 и ст. 116 УК соотносятся между собой как целое и часть; предпочтение отдается целому.
В ч. 3 ст. 321 УК говорится о насилии, опасном для жизни и здоровья потерпевших. Оно включает причинение легкого, средней тяжести и тяжкого вреда здоровью потерпевших, а также такое насилие, которое вообще не причинило вреда, но в момент его совершения было опасным для жизни и здоровья потерпевших (например, выстрелы из огнестрельного оружия, если виновный промахнулся, касательный удар кастетом по голове, если потерпевшему удалось уклониться).
Квалифицированные составы преступления закончены в сам момент применения насилия независимо от того, наступили ли последствия. При их наступлении возникает проблема соотношения ст. 321 со ст. 115, 112, 111 УК. Указанные нормы конкурируют между собой как целое и часть. Данный вид конкуренции разрешается в пользу целого, поэтому ст. 321 УК охватывает факт причинения легкого, средней тяжести и тяжкого вреда, т. е. дополнительной квалификации по преступлениям против здоровья не требуется. Сказанное не относится к ч. 4 ст. 111 УК - причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего. В данном случае действия должны быть квалифицированы по совокупности ст. 321 и ч. 4 ст. 111 УК.
Убийство и покушение на убийство сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей в связи с его законной служебной деятельностью надлежит квалифицировать по ст. 317 УК. Аналогичные действия в отношении осужденных - по п. "б" ч. 2 ст. 105 УК.
Дата добавления: 2015-04-05; просмотров: 1301;