Диверсия (ст. 281 УК). Отличие от умышленного уничтожения или повреждения имущества, от терроризма.

Объектом являются общественные отношения в сфере нормального функционирования государственной власти, экономическая безопасность и обороноспособность государства.

Предметом преступления выступают предприятия (заводы, фабрики), сооружения (мосты, плотины, туннели, электростанции), пути и средства сообщения, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, средства связи, объекты жизнеобеспечения населения (системы водоснабжения, продуктопроводы, склады с продовольствием и горюче - смазочными материалами) и т.д.

Объективная сторона характеризуется совершением активных действий - совершение взрыва, поджога или иных действий (обвалов, затоплений, камнепадов, аварий, катастроф и т.п.). Указанные общеопасные действия направлены на разрушение или повреждение указанных предприятий, сооружений и т.д., относящихся к предмету преступления.

Разрушение указанных предметов означает приведение их в полную негодность, когда они не могут подлежать восстановлению либо их восстановление экономически невыгодно.

Повреждение - это приведение предметов в частичную негодность, когда их восстановление возможно и экономически целесообразно.

Субъект – вменяемое физическое лицо, достигшее на момент совершения преступления 16 лет.

Субъективная сторона. Диверсия совершается с прямым умыслом, т.е. лицо сознает общественно опасный характер действий, связанных с совершением взрыва, поджога или иного действия, направленного на разрушение или повреждение указанных выше материальных объектов, и желает совершить эти действия и наступления последствий, к которым они приведут.

Мотивы диверсии могут быть разными (месть, корысть, политическая ненависть к существующему конституционному строю и т.п.). Обязательным признаком субъективной стороны преступления является цель - подрыв экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации.

Диверсия признается оконченным преступлением с момента совершения взрыва, поджога и иных подобных действий независимо от того, наступили указанные в законе последствия или нет, т.е. формальный состав. Наступивший материальный ущерб учитывается, но влияет не на квалификацию содеянного, а на установление степени вины и назначение наказания.

Квалифицированный состав. Ч.2 ст. 281УК:

а) совершенные организованной группой;

б) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий.

Особо квалифицированный состав. Ч.3 ст. 281 УК:

А) повлекли умышленное причинение смерти человеку.

Отличие от умышленного уничтожения или повреждения имущества. По объективным свойствам содеянного диверсия сходна с некоторыми общеуголовными преступлениями (ст. 167, 261, 267). Их отличие от диверсии заключается в том, что они наносят ущерб другим сферам общественных отношений (объектам) и при их совершении у виновного отсутствует указанная в ст. 281 цель - подрыв экономической безопасности и обороноспособности России.

 

От терроризма диверсия отличается по направленности совершения общеопасных действий. Цели терроризма, в отличие от указанной цели диверсии, - нарушение общественной безопасности, устрашение населения либо оказание воздействия на принятие решений органами власти. В принципе возможна идеальная совокупность диверсии и терроризма, если виновный, совершая общеопасное действие (взрыв, поджог и т.п.), преследует одновременно цели, предусмотренные в ст. 205 и 281 УК.

Если диверсию совершает гражданин РФ по заданию представителей иностранного государства или иностранной организации, его действия квалифицируются по совокупности с государственной изменой в форме оказания помощи в проведении враждебной деятельности против России.

 

57 (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. Отграничение от приобретения или сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем. (Статьи 174 , 174.1).

Законодательное регулирование ответственности за отмывание „грязных“ денег необходимо прежде всего в интересах борьбы с организованной преступностью с тем, чтобы подорвать финансовую основу этой преступности.

Данная задача актуальна для многих стран, о чем свидетельствуют Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, принятая в Страсбурге 8 ноября 1990 г., Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, принятая на конференции в г. Палермо 12 — 15 декабря 2000 г., и другие документы мирового сообщества.

Колоссальные средства, полученные от торговли наркотиками и оружием, незаконного игорного и наркобизнеса, контрабанды, хищений, другой незаконной деятельности, преступники стремятся легализовать, придать им видимость законных, пустить в оборот.

Принятие Федерального закона от 7 августа 2001 г. „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“ определило необходимость внесения изменения в ст. 174, 174.1УК.

Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения в сфере за­конной предпринимательской и иной экономической деятельно­сти.

В качестве предмета этого преступления могут выступать денежные средства, ценные бумаги в российской или иностранной валюте и иное движимое, а равно недвижимое имущество, приобретенные как в России, так и за ее пределами. Закон подчеркивает, что способ приобретения этого имущества должен быть обязательно преступным, однако ограничен круг преступлений, которые являются источником предмета преступления, исключив преступления ,предусмотренные ст. 193, 194, 198, 199, 199.1,199.2 УК.

Объективная сторона. Согласно закону легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного заведомо незаконным путем, может быть осуществлена двумя различными способами:

— посредством совершения с этим имуществом финансовых операций;

— посредством совершения с ним других сделок.

Совершение финансовых операций образуют такие действия, как размещение указанных выше средств на счетах в банках по договору банковского вклада; приобретение на такие денежные средства акций, облигаций и других ценных бумаг, выпускаемых коммерческими организациями и т.п.

Совершение иных сделок означает использование указанных средств или имущества при заключении различных гражданско-правовых сделок: купли-продажи, мены, займа, подряда и т.п.

Субъектомпреступления, предусмотренного статьей 174, является не любое лицо, достигшее 16-летнего возраста, а только то, которое не участвовало в совершении первичного преступления, в результате которого было приобретено легализуемое имущество. Субъектом — исполнителем деяния, предусмотренного статьей 174.1, может быть только то лицо (с 16 лет), которое в качестве исполнителя или иного соучастника принимало участие в совершении первичного преступления, принесшего ему (им) доходы, подлежащие легализации, т.е. в некоторой степени можно сказать, что субъекты специальные.

Субъективная сторона преступления характеризуется пря­мым умыслом. Лицо осознает, что совершает финансовые опе­рации и другие сделки с доходами, полученными преступным путем, и желает совершить эти действия. Цель — придать правомерный вид владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или имуще­ством. Мотив — чаще всего корыстный, но может быть и иная личная заинтересованность. В этом случае, если виновному до­стоверно известно, что деньги или имущество получены иным лицом в результате совершения особо тяжкого преступления, то возможна уголовная ответственность по совокупности преступ­лений, предусмотренных статьями 174 и 316 УК (укрывательство пре­ступления).

Состав – формальный.

Квалифицированными видами признаются соответствующие деяния, совершенные:

— в крупном размере (ч. 2 ст. 174УК);

— группой лиц по предварительному сговору (ч. 3 ст. 174, ч.2 ст. 174.1);

— лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 174, ч.2 ст. 174.1);

— организованной группой (ч. 4 ст. 174, ч.3 ст. 174.1). При этом последние три признака имеют квалифицирующее значение лишь при условии осуществления легализации в крупном размере. Касаемо ст. 174.1УК, то совершение указанных действий в крупном размере включается в ч.1 и не является квалифицированным составом.

Участниками группы применительно к данному преступлению будут все лица, которые так или иначе непосредственно участвовали в совершении финансовых операций и других сделок с денежными средствами и иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем. При наличии предварительного сговора все участники этих операций несут уголовную ответственность за единое групповое преступление.

Преступление считается совершенным в крупном размере, если стоимость легализуемого (отмываемого) имущества превышала шесть миллионов рублей.

Под лицом, использующим свое служебное положение при легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, понимается должностное лицо, а также лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации. Это могут быть банковские служащие, сотрудники налоговых и правоохранительных органов, управленческие работники различных коммерческих организаций и т.д.

Поскольку к легализации преступно приобретенного имущества стремится прежде всего организованная преступность, то и в процессе легализации нередко участвуют разветвленные устойчивые организованные группы преступников, заранее объединившихся для этой деятельности. Легализацией средств, добытых незаконным путем, может заниматься и преступное сообщество (преступная организация). Признав наличие преступного сообщества (преступной организации), занимающегося легализацией (отмыванием) денежных средств или имущества, приобретенных незаконным путем, организаторов и руководителей данного сообщества необходимо дополнительно привлечь к ответственности по части 1 статьи 210, а участников преступного сообщества (организации) — по части 2 статьи 210.

 

Отграничение от приобретения или сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем.

Следует заметить, что рассматриваемое преступление сходно с преступлением, предусмотренным статьей 175 УК. В обоих случаях виновный заведомо знает, что совершает сделку с имуществом, полученным в результате совершения преступления другим ли­цом. Различие заключается в том, что в первом случае (статья 174 УК) виновный совершает сделку в целях придания этому имуще­ству легального характера. Во втором (статья 175 УК) — такая цель отсутствует. Если лицо, приобретшее такое имущество, затем принимает меры по его легализации, то в его действиях содержатся составы и 174, и 175 статей.

 








Дата добавления: 2015-04-05; просмотров: 6781;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.