Генри Глейтман Основы психологии. Константность восприятия.
Увидеть реальный мир – значит увидеть св-ва удаленных объектов, находящихся на периферии: их цвет, форму, размер и местоположение, их движение в пространстве, их постоянство или изменчивость. Но, как мы уже отметили выше, организм не способен напрямую получать впечатления об объектах, находящихся на периферии; вся информация о внешнем мире приходит к нам только через модели ближнего стимула, которые являются своего рода преломлением удаленных объектов через наши ощущения. И это порождает проблему, так как один и тот же удаленный объект может порождать множество различных ближних стимулов. Его образ на сетчатке будет увеличиваться или уменьшаться в зависимости от расстояния меду объектом и нами. Его форма на сетчатке может изменяться в зависимости от его наклона относительно нашей зрительной перспективы. Количество света, которое он бросает, на сетчатку, будет увеличиваться или уменьшаться в зависимости от освещения, которое на него падает.
Учитывая все вышеперечисленные обстоятельства, может показаться удивительным, что мы вообще способны видеть реальные параметры объекта. Но мы их все-таки видим. Мы как-то способны отличать изменения ближнего стимула, вызванные сдвигами в нашем поле зрения, от изменений, создаваемых реальным преображением объектов внешнего мира. Другими словами, нам удается достигнуть константности восприятия. Так, слон выглядит большим даже на расстоянии; почтовая открытка выглядит прямоугольной, несмотря на то что ее образ на сетчатке прямоуголен только в том случае, когда она находится у нас прямо перед глазами; ворона выглядит черной даже при ярком солнечном свете. Во всех этих случаях нам удается преодолеть все искажения ближнего стимула, и мы адекватно реагируем на внешний мир.
КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ. РАЗМЕРОВ И ФОРМЫ
Константность восприятия размеров описывает тот факт, что мы правильно воспринимаем размеры наблюдаемого объекта независимо от того, близко он находится или далеко. Дом в конце улицы воспринимается нами большим, чем почтовый ящик, находящийся поблизости, хотя первый создает намного меньший образ на сетчатке, чем последний. Аналогичный феномен — константность восприятия формы, описывающая тот факт, что мы воспринимаем форму объекта более или менее независимо от угла, под которым мы его рассматриваем. Прямоугольная дверь будет выглядеть прямоугольной, даже несмотря на то, что под большинством углов рассмотрения она будет давать трапециевидный образ на сетчатке
2. Стимульно – ориентированные теории (гештальттеория, психофизическая теория Гибсона)
Основоположники: Вертхаймер, Келлер, Кофка, Дункер, Курт Левин
Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 1129;