Гомеопатическое ухудшение
Проблема гомеопатического ухудшения является, возможно, самым спорным и неправильно понимаемым аспектом целебного назначения. Возможно, именно в этом отношении гомеопаты дальше всего отходят от других терапевтических систем, и недоразумения в связи с этим вопросом создали серьёзный раскол и среди самих гомеопатов.
Поскольку simillimum данного пациента вызывает аналогичные симптомы у здоровых людей, следует ожидать, что он вызовет те же симптомы и у больного. Таким образом, логично предположить, что по-настоящему целебной реакции будет предшествовать какая-то степень усиления симптомов. Как было подробно описано в первой части данной книги, действие защитного механизма пациента может проявляться посредством симптомов. Наша цель при назначении гомеопатического препарата заключается в том, чтобы стимулировать защитный механизм пациента так, чтобы он мог, в конце концов, вылечить пациента от болезни, с которой он борется. Поэтому для того, чтобы вызвать настоящую целебную реакцию, не только ожидается, но желательно, чтобы после приёма правильного препарата наступило усиление симптомов.
Гомеопатическое ухудшение можно рассматривать как способ, которым показанное лекарство «побуждает» организм «признаться», проявить глубокие проблемы или дурные тенденции, которые угнетали его ранее. Для того чтобы быть полностью свободным, организм должен полностью выражать себя и творчески действовать в контексте окружающей его в данный момент действительности. Когда его выражение зажато, подавлено, засекречено или затруднено, человек болен. Поэтому во время гомеопатического опроса врач должен в определённой степени вытягивать это «внутреннее» выражение защитного механизма, чтобы обнаружить точный препарат для данного пациента. Тогда этот препарат стимулирует защитный механизм, который на время усиливает симптомы,
которые являются единственным выражением его действия, которое доступно нашему восприятию.
Исходя из этого, легко понять, особенно в хронических случаях, что гомеопатические ухудшения желательны. Поэтому распространённая среди некоторых гомеопатов практика подавления ухудшений, на самом деле, препятствует излечению. Подходы и учения, основанные на назначении препаратов, которые не должны вызывать ухудшений, происходят от людей, которые очень мало поняли в науке гомеопатии.
Гомеопатические пациенты часто удивляются, когда приходят к своему гомеопату, чтобы сообщить о начальном усилении своих симптомов, а гомеопат отвечает: «Это хороший признак. Я доволен». Конечно, гомеопаты не бессердечны. Они не хотят причинять ненужные страдания. Насколько возможно, делается всё, чтобы уменьшить тяжесть и продолжительность гомеопатических ухудшений, но всегда следует соблюдать основные законы лечения. Хотя это и может показаться жестоким со стороны врача, но любые смягчающие меры, на самом деле, оказывают плохую службу пациенту, потому что страдания его, в конце концов, продлятся из-за отсутствия лечения.
У огромного большинства пациентов гомеопатическое ухудшение нельзя считать вредным. Защитный механизм всегда подчиняется фундаментальному принципу кибернетики, который гласит, что любая высокоорганизованная система реагирует на любой стресс наилучшим возможным образом, на который она способна в данный момент. Именно поэтому при наличии патологического симптома, который может нанести вред системе, такой как, например, очень высокое кровяное давление, этот опасный симптом будет немедленно ослаблен, в то время как другие симптомы могут во время терапевтического кризиса усилиться. Это очень важный принцип, который следует помнить при интерпретации реакции на лекарства.
Важный случай, когда вызванные препаратом ухудшения могут быть вредны, — это повторение препарата, который не является хорошо показанным. Если врач неправильно интерпретирует реакцию пациента и продолжит повторение такого лекарства, то защитный механизм может получить чрезмерную стимуляцию, и, в конце концов, может быть нанесён вред. Обычно для этого требуется действительно чрезмерно частое повторение, и вред наносится только при самых бездумных назначениях, но это, по крайней мере, возможно теоретически.
Ещё один случай, когда следует соблюдать осторожность в отношении гомеопатических ухудшений, — серьёзные патологические случаи с сильно ослабленной конституциональной силой. В таких случаях излечение возможно, потому что имеется достаточно силы, чтобы вызвать ухудшение, но для этого надо, чтобы гомеопат обладал предельным мастерством и опытом. Именно в этом случае врачу-гомеопату важно иметь хорошие аллопатические знания: в таких серьёзных случаях необходимо, чтобы гомеопат мог определить, когда состояние больного претерпевает серьёзные патологические изменения. Тогда следует быстро вмешиваться с помощью правильного нового лекарства, потребность в котором может возникнуть даже через несколько дней после первого назначения. С такими ухудшениями очень трудно бороться, и обычно они возникают у госпитализированных пациентов. Вряд ли начинающий врач столкнётся с такой ситуацией. Тем не менее, каждый врач должен знать о такой возможности.
Хорошая аналогия — холера. Большинство инфекционных болезней вызывают со стороны защитного механизма реакцию, которая проявляется в форме высокой температуры, недомогания, мышечных болей, анорексии и разных других симптомов. При холере сама защитная реакция становится достаточно тяжёлой, что может убить пациента. Смерть вызывают не микроорганизмы, а сильный понос (и вызываемое им обезвоживание), предназначенный для вывода бактерий из системы. Именно поэтому аллопатическое лечение от холеры спасает жизни — не благодаря приёму антибиотиков, а благодаря внутривенному питанию, которое уравновешивает потерю жидкости. Когда защитная реакция закончится (понос — прим. ред.), внутривенное вливание жидкостей прекращается, и пациент возвращается в нормальное состояние. В этом случае к смерти может привести именно чрезмерная активность защитного механизма. То же верно в отношении сильного гомеопатического ухудшения у конституционально слабого и глубоко патологичного пациента. Если возникает такая реакция, то вовремя принятый правильный препарат может помочь защитному механизму эффективнее восстановить здоровье, но политика неоправданно долгого, с точки зрения скорости развития случая, ожидания может нанести непоправимый вред.
Однако такие тяжёлые ухудшения возникают только в совершенно необычных обстоятельствах, с которыми вряд ли
будет иметь дело начинающий врач. Пациентам, которых гомеопат ежедневно принимает в амбулаторе, гомеопатическое ухудшение не может причинить значительного вреда. Поэтому таких реакций не следует бояться или избегать, а скорее следует приветствовать их. Выбор удобной потенции с самого начала всегда может уменьшить силу реакции, но препарат никогда не следует выбирать просто ради предотвращения гомеопатического ухудшения. Наоборот, ухудшение является обнадёживающим признаком того, что лекарство действует, и пациент находится на пути к излечению.
Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 646;