Оценка IV думы
Оценка IV Думы социал-демократами, представителями рабочего класса, известна. Но поучительно посмотреть, как оценивают эту Думу сами правые и притом гг. помещики. В южных газетах напечатанна беседа с г. Синадино, кишиневским городским головой, землевладельцем, который в III Думе был националистом, а в IV считается в партии «центра», то есть правее октябристов. Кажется, это тоже такой столп, что благонадежнее и искать нечего! А вот его оценка:
«Четвертая Дума есть одна лишь фикция: в Государственном совете сидят люди, которые совершенно не считаются с народными представителями и действуют вопреки. Повторяю, Дума лишь фикция и при таком положении ничего не может дать стране. Я не нахожу на русском языке определения для действий Государственного совета. Это то, что по-французски называется «саботажем»...».
Этот обиженный помещик говорит такую правду про Думу и про наше правительство, что к ней стоит присмотреться рабочим, ведь демократии удается слышать правдивый отзыв про систему и «порядок» господствующей реакции от господ реакционеров только тогда, когда эти реакционеры между собой поссорятся. Обиделся один помещик (или несколько помещиков) – и получается такое описание помещичьего «порядка» государственного управления и государственного устройства, как будто бы это описание взято из с.-д. прокламации[jjjjjjjjjjj]!
Возможность союза правительства с помещиками и с буржуазией создана. Дума для такого союза все делает, что может. Но в том-то и соль, что хотя весь помещичий класс и все верхи буржуазии правительству помогают, а все ж таки «воз и ныне там»! Ничего, даже отдаленно похожего на конституцию, не получается. Остается старый государственный строй. Министры тоже «дрожат» (по словам Синадино) «за себя», не зная что с ними будет завтра, что им завтра прикажут.
И вся «деятельность» Думы с Советом, и все либеральные вопли о безнадежности реформ, самых скромных, самых октябристских, самых мелочных, и, наконец, откровенные признания обиженного помещика-»законодателя», – все говорит о бессмысленности конституционных иллюзий и реформистских упований в современной России.
Либеральная печать говорит что «правительство действует как бы в безвоздушном пространстве». «За исключением субсидируемых газет и субсидируемых же кучек политиканов, верных лишь до тех пор, пока длится субсидия, правительство не имеет в стране друзей».
«Правительство совершенно изолировано и не находит себе поддержки даже в им самим созданных политических группах». Это – мнение «Речи».
В безвоздушном пространстве, говорите вы?
А не слыхали ли вы, гг. профессора и депутаты, о совете объединенного дворянства? о поддержке им политики правительства? о сотенке миллионов десятин лучших земель в лучших частях России у помещичьего класса? о всех важнейших, статских и военных должностях, принадлежащих тому же классу? о сахарных и прочих финансовых королях из среды того же класса? Не слыхали? О, мудрые государственные мужи либерализма!
Правительство совершенно изолировано, оно не имеет в стране друзей, говорите вы?
А вы-то на что, господа? Ведь вы с прогрессистами и октябристами вотировали смету министерства внутренних дел!
Представьте себе знакомых (правительству) миллионеров, которые легко дают сколько угодно денег, выражая при этом «пожелания», ни для кого не обязательные. Не полагаете ли вы, господа, что мы (правительство) вправе были бы назвать этих миллионеров своими друзьями, что и не чувствовали бы себя (среди миллионщиков) «изолированными».
Но вы оказали правительству своей формулой не только материальную, а сверх того большую идейную поддержку. Это очень важно, и не думайте, что мы позволим вам обойти перед публикой этот щекотливый для вас вопрос.
О чем был спор в Думе? Дать деньги, выразив пожелание... реформы полиции и «нормальных границ правового строя», говорили националисты. Дать деньги, но выразить пожелание коренных или широких реформ, говорили октябристы, добавляя, что они стоят безусловно на точке зрения контрреволюционного национализма и шовинизма.
Крепостники-помещики – за реакцию. Буржуазия – за реформы. Но эта буржуазия в то же время оказала моральную поддержку правительству подчеркиванием своей контрреволюционности!
Третьеиюньская система зашла в тупик. И буржуазия бессильна выйти из тупика. Опыт истории учит нас, что буржуазия десятилетиями способна мечтать о реформах, прозябать в тупике и сносить ярмо Пуришкевичей, если не наступает именно то разрешение кризиса, от которого открещиваются, которого чураются либералы.
Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 572;