Учет возможности дальнейшего развития населенного пункта.
Курс «Основы градостроительства и планировка населенных мест» тесно связан рядом дисциплин учебного плана по профилю землеустройства: геодезия, аэрофотогеодезия, экономика, земельный учет, землеустроительное проектирование, земельное право. Они позволяют осуществить правильный учет, оптимальную территориальную организацию земель населенных пунктов, юридическую обоснованность принимаемых решений. Грамотная планировка населенного пункта и его частей определяет высокую кадастровую оценку застроенных территорий. Дальнейшее развитие населенных пунктов за пределами расчетного периода, требует в рамках текущего проекта планировки предусмотреть мероприятия определяющие возможность последующего развития застроенных территорий. Такими мероприятиями могут быть: выравнивание внешних границ населенного пункта, реконструкция существующей улично-дорожной системы, выбор территории для текущего развития населенного пункта, позволяющей развитие его в последующем.
Планировочная структура населенного пункта, ее элементыАрхитектурно-художественная выразительность села, города зависит от: наличия парков, садов, зеленых насаждений; наличия водных пространств; цветовой гаммы сооружений; наличия памятников архитектуры; силуэта города, зависящего от этажности зданий; архитектурной выразительности въездов в город; наличия производственных предприятий; наличия общественных центров, площадей; размещения улиц и дорог, примыкающих ландшафтов.
Различные философские и другие концепции востока Фен-Шуй, Пунк-Су и др. (Япония, Корея, Китай) строго регламентируют все действия человека и в том числе планировку места проживания. Окружающее пространство состоит из 5 элементов вода, огонь, земля, металл, дерево. Регламентации подвергнуты не только компоненты окружающего пространства, но и компоненты населенных пунктов, их расположение, расположение окружающих объектов по сторонам света и по отношении друг друга. Например, с севера поселка должна быть возвышенность, гора; у подножья, жилой элемент, с южной стороны – водный объект. Именно такое расположение оказывает благоприятное воздействие на психику человека.
Градостроительный регламент определяет условия, обеспечивающие нормальное проживание, труда и отдых, которые включают следующие: безопасная санитарно-гигиеническая среда; удобные, по возможности равные, социальные условия проживания; удобное и быстрое по времени культурно-бытовое обслуживание населения всех возрастов; удобные формы связей друг с другом всех жителей.
Элементы населенного пункта, правильно расположенные в пространстве и удобно увязанные между собой, должны удовлетворить всем четырем условиям. Это достигается в процессе формирования планировочной структуры населенного пункта. Планировочной структурой называют деление жилой зоны на структурно-планировочные единицы, самостоятельные по организации, но одинаковые по функциональному назначению. Структурно-планировочная единица – это такое жилое образование (часть территории жилой зоны) в котором за основу взяты практические (утилитарные) потребности населения в удобстве жизни, быта, культурно-бытового обслуживания и в труде.
Элементами планировочной структуры населенного пункта являются: улицы, площади, кварталы, приусадебные участки, жилые и общественные здания, производственные и хозяйственные постройки, зеленые насаждения и другие элементы благоустройства. К элементам планировочной структуры относят и различные инженерные сооружения.
Построение общей схемы планировки.Изображение системы структурно-планировочных элементов различного порядка, связанных транспортной сетью в границах населенного пункта, представляет собой общую схему планировки. Схема планировки должна содержать: полное название населенного пункта, розу ветров, масштаб, экспликацию, баланс площадей, условные обозначения, штамп организации. Схема выполняется отдельно для представления населенного пункта на момент обследования (опорный план) и для демонстрации принятых проектных решений (проект планировки) в М 1:2000…М 1:5000.
Архитектурно-планировочная композиция, определение, понятия, ее компоненты
Архитектурной композицией называют такое сочетание и взаимосвязь всех элементов градостроительного сооружения, которые в результате создают законченность и целостность его. Архитектурная композиция не ограничивается лишь эстетической стороной. Ее задача – приведение к единству функциональных, технических, экономических, экологических, утилитарных и эстетических требований.
Термин «композиция» применяют не только к населенному пункту в целом, но и к отдельным его частям: улицам кварталам, центру, территориям отдельных учреждений общественного назначения.
Компонентами, составляющими архитектурно-планировочную композицию, являются улицы, площади, жилые и общественные здания, участки при них, открытые и озелененные пространства, сооружения по благоустройству, производственные комплексы, рельеф, водоемы, окружающий ландшафт.
Природные условия (ландшафт, рельеф, зеленые насаждения, водоемы и даже климат) имеют большое значение в композиции населенного пункта. Без их использования и всестороннего учета не может быть выполнено рациональное композиционное построение планировки населенного пункта. Так равнинный рельеф предопределяет прямолинейную систему планировки улиц, кварталов, площадей, парков и других элементов планировочной структуры, а сложный, пересеченный, часто нежелательный, – свободную, или смешанную планировку. Застройка может формироваться вокруг пруда, озера, у реки. В этом случае улицы, жилые группы, общественный центр ориентируют на водное зеркало. Связь с природой осуществляют раскрытием пространств, перспектив на окружающие пейзаж и ландшафты.
Композиция северных поселков во многом определяется необходимостью защиты жилых территорий от холодных ветров, обеспечением определенной инсоляции. В районах с жарким климатом композиционные приемы направлены на улучшение условий аэрации, ослабление избыточной солнечной радиации, неблагоприятных ветров. Здесь создают замкнутую композицию.
Использование природных условий может быть активным (если естественные особенности, например, рельеф усиливают архитектурную привлекательность населенного пункта) или пассивным (если нивелируются привлекательные природные и градостроительные особенности).
Архитектурный ансамбль –подразумевает такое расположение и соразмерность зданий, сооружений, природных объектов, малых архитектурных форм, произведений монументального искусства и т.д., которые удовлетворяют утилитарные потребности и реализуют определенный идейно-художественный и архитектурно-пространственный замысел, создают согласованность всех частей.
Ансамбль – это такое соединение элементов, при котором они образую единое целое, подчинены ему, так что формы, размеры, взаимное расположение образуют целостность. Из удачно созданного ансамбля невозможно убрать какие-либо составляющие его элементы или ввести новые не нарушая единства. Ансамбль – это совокупность зданий, образующих единую архитектурную композицию (сл. иностр. сл.). Понятие можно отнести как к отдельной части, так и к целому населенному пункту.
При формировании градостроительных ансамблей можно выделить четыре основных типа и композиционных приема:
- симметричный ансамбль, выполненный из симметричных зданий;
- симметричная композиция из несимметричных зданий;
- несимметричная композиция, формируемая из симметричных сооружений;
- симметричный ансамбль, выполненный из сочетания симметричных и несимметричных сооружений. Заметим, что в перечне отсутствует сочетание: несимметричный ансамбль из несимметричных зданий. В архитектуре полусимметрия воспринимается как ошибка.
Наибольшее значение имеют архитектурные ансамбли общественного центра, улиц и жилой застройки, создание силуэта населенного пункта.
Композиция уличной сети.Улица является каркасом всей структуры населенного пункта. Композиция уличной сети должна обладать важным качеством – единством системы. Это достигается соблюдением в системе улиц принципа соподчиненности. При этом выделяют главные улицы, подчиняя им остальные и в том числе внутриквартальные проезды. Главные улицы должны отличаться своим местоположением, шириной, застройкой, благоустройством. Существуют различные композиционные приемы, позволяющие вносить определенное планировочное разнообразие. Например, можно избежать нежелательной монотонности, характерной для прямоугольной планировки. Для этого чередуют улицы с различной шириной. Разделяют улицу большой протяженности на отдельные участки, смещают ее по оси, устраивают клумбы, газоны, устанавливают малые архитектурные формы. Там где позволяет рельеф, используют свободное начертание уличной сети.
Композиция общественных центровнаселенного пунктав большинстве случаев представляет собой площадь, застроенную общественными и жилыми зданиями. Но это могут быть и две площади, соединенные главной улицей или улицей с бульварами, транспортной развязкой виде кольца и т.д. Поскольку общественный центр застраивают зданиями и сооружениями, которые выделяются своим архитектурным решением, то он является композиционным центром всего населенного пункта. Общественный центр проектируют параллельно с уличной сетью, системой зеленых насаждений, объектами культурно-бытового обслуживания и жилых кварталов.
Общественный центр должен иметь четкое территориальное зонирование (зоны учреждений торгового, культурно-просветительного административного назначения). На этих зонах здания размещают так, чтобы они просматривались с различных точек населенного пункта, своим объемом выделялись из окружающей застройки. Из небольшого числа общественных зданий в населенном пункте ни одно из них не должно затеряться в застройке.
Школу, ясли, детский сад, фельдшерско-акушерский пункт, другое медицинское учреждение можно размещать вне общественного центра. Но они могут выполнять определенную композиционную задачу: служить акцентами в жилых кварталах, замыкать пространства улиц, являться видовыми точками – объектами, создающими силуэт населенного пункта.
Композиция жилой застройки,представлена жилыми кварталами, жилыми застройками, занимает большую часть жилой территории. Поэтому композиция населенного пункта в немалой степени зависит от архитектурно-планировочной композиции жилых образований. При размещении жилых домов необходимо учитывать не только утилитарные и нормативные, но и эстетические требования, для чего используют ритмические и метрические приемы композиции застройки жилых улиц, средства - масштабность, пропорциональность. При этом группы строений и кварталы могут состоять из домов различного, но ограниченного числа типов и этажности.
Жилые кварталы в зоне общественного центра, должна образовывать с ним единое целое.
Природные объекты (реки, озера, пруды) расчленяют жилую территорию на отдельные жилые массивы, создают определенные типы пространственной структуры населенных пунктов (округлые, полукруглые, сегментные, секторные) и живописные неповторимые композиции. Это необходимо творчески использовать в градостроении.
Создание силуэта населенного пунктаявляется существенной частью пространственной композиции населенного пункта. Приближаясь к нему пешком или на транспорте, мы постепенно открываем его для себя. Зеленые насаждения на границе населенного пункта, крупные здания на фоне общего контура застройки образуют силуэт на фоне неба. Силуэт малого сельского поселка образуется сразу, крупного села, города - постепенно. Первое впечатление увиденного остается в памяти посетителя надолго и является «визитной карточкой», по которой человек впоследствии представляет себе этот населенный пункт.
Восприятие силуэта и панорамы населенного пункта может быть привлекательным или неприятным. Поэтому при составлении проекта планировки проводят работу по созданию привлекательного силуэта поселка с разных обзорных точек и прежде всего с подъездных путей транспорта. Природные факторы, особенно рельеф, могут помочь в этом. Например, размещение на возвышенных точках общественных зданий создает контраст и придает населенному пункту своеобразный архитектурный образ.
Народные традиции и современные тенденции в архитектурных решениях.Народные традиции наиболее ярко отражается в традиционном народном зодчестве. Во всем многообразии традиций народного зодчества основное значение отводят:
- сохранению традиционных принципов функционального зонирования и размещения построек производственного и хозяйственного назначения;
- использованию традиционных архитектурных решений в отдельных зданиях и сооружениях;
- включению традиционных малых архитектурных форм в планировку сельского населенного пункта;
- включению в архитектурно-планировочную композицию природных объектов;
- гармоничному сочетанию нового со старым.
В деревнях Центральной и Северной России избы, построенные много лет назад, имеют пристроенный к ним двор, часто под общей крышей. В старинных поселениях можно встретить поставленные перед фасадом изб постройки утилитарного назначения бани, амбары, риги, овины, колодцы.
Много внимания для подчеркивания выразительности и масштабности сельских ансамблей уделяли малым архитектурным формам: колодцам, воротам, скамьям, часовням, придорожным знакам, башенкам и др. Эти традиции строительства небольших, но столь функционально необходимых строений, сформировались в глубине веков, сохранились и рекомендуются для применения в современных планировочных решениях.
Традиционным является принцип включения в композиционный замысел таких природных объектов как водоемы, зеленые насаждения. Встречаются села, загородные усадьбы, где естественные озера или копаные пруды являются обязательным элементом архитектурно-планировочного ансамбля. Улицы площади, палисадники и территории усадеб обсаживали деревьями и кустарниками, плодовыми деревьями. Вдоль дорог, соединяющих селения, создавали многоверстные аллеи из различных деревьев.
Ранее сложившуюся застройку необходимо воспринимать как архитектурное наследие. Использовать это наследие необходимо в форме творческого, гармоничного сочетания старого и нового. «Только лелея старое можно создать новое» (Конфуций).
Архитектурно-планировочная композиция производственных комплексов. Производственные здания часто создают общий силуэт населенного пункта. Эти сооружения занимают значительные территории, участвуют в формировании архитектурного облика населенного пункта. Поэтому при размещении и постановке этих объектов необходимо использовать весь комплекс средств архитектурно-планировочной композиции: соподчиненность, масштабность, ритмичность, пропорциональность, контрастное противопоставление.
Рисунок - Птичник для содержания гусей
В планировке и застройке производственных зон используют широкий набор различных зданий и сооружений (крупные животноводческие комплексы, птицефабрики, предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, водонапорные станции и множество видов зданий и сооружений различного промышленного производства).
Как правило, выбор типа производственных зданий и сооружений диктуется технологиями. Поэтому создание архитектурных ансамблей производственных зон должно осуществляться на стадии разработки генерального плана производственного предприятия с учетом требований специфики технологических процессов, т.е. с участием технологов производства. Однако требования эстетики в планировке производственной зоны остаются главными. Для этого используют и озеленение, создание парков, площадей, скверов, городков с комплексом малых форм ландшафтной архитектуры и т.п.
Важнейшие средства и приемы архитектурно-планировочной композиции. Единство –это объединение всех компонентов в единое целое для достижения определенной цели – гармонии и единого впечатления.
Соподчиненность -основная архитектурно-композиционная задача. Она состоит в определении соподчиненности элементов населенного пункта, выявлении главных из них и подчиненных. Главной улице населенного пункта подчинены второстепенные. Направление главной улицы подчинено расположению общественного центра и т. д.
Масштаб –в картографии это степень уменьшения размеров земельного участка, территории объекта при нанесении его на карту или чертеж. В архитектурной композиции масштаб или архитектурный масштаб отражает особенности композиционного построения, зависящие от размеров отдельных частей сооружения и их отношения к сооружению в целом.
Архитектурный масштаб определяется соотношением объекта (здания сооружения) с окружающей средой и соразмерностью его человеку. Например, общественные здания меньше по объему, нежели многоэтажные дома, но они производят впечатления главных элементов, поскольку решены более крупными членениями, то есть крупномасштабно, нежели жилые дома, которые из-за мелких деталей (балконы, окна) имеют мелкий масштаб и не воспринимаются крупномасштабно. Масштаб в архитектуре не отождествляют с физическими размерами объекта.
Масштабность –определяет такое соотношение размеров частей, членений и деталей архитектурного сооружения, которое гармонично сочетается с размерами человека и окружающей средой. В планировочной практике существует понятие масштабности планировочных элементов – кварталов, проездов, площадей, зданий того или иного типа. Не соответствие масштабности будет выражено, если небольшое здание сельской администрации примыкает к площади 1 га. В этом случае оно будет выглядеть потерянным. Крупная скульптурная композиция, созданная для большой площади, но помещенная в жилом замкнутом дворе, будет немасштабной, не будет соответствовать масштабу зданий и окружающей среды. Если ворота в сельскую ограду по размерам будут превосходить сам сельский дом, в этом случае дом не будет восприниматься как главный компонент усадьбы.
Пропорции(пропорциональность) – одно из средств гармонизации архитектурных сооружений. Оно означает соразмерность, соотношение между архитектурным сооружением в целом и его частями, между частями и их элементами для достижения выразительности сооружения. Пропорции в математике это равенство двух отношений.
Являются ли пропорции результатом только интуиции или вкуса архитектора? Начиная со второй половины 19 века, многие ученые искали ответ на этот вопрос. Одни считали основой пропорциональности архитектурных сооружений треугольники с определенным соотношением сторон, другие – так называемые «динамические прямоугольники», третьи связывали пропорции с геометрией круга. Самой популярной является теория пропорциональности, связанная с размерами человеческой фигуры. Отношение между различными частями фигуры человека издревле считают самым прекрасным в природе. Это отношение Леонардо да Винчи назвал золотым сечением.
Золотое сечение это гармоническое деление - деление отрезка на две части, при котором длина отрезка так относится к большей части, как большая к меньшей. Расчеты показали, что если меньшую часть отрезка принять за 1, то гармоническая большая часть будет примерно равна 1, 618. Соотношение длины отрезка к большей части и соотношение большей части отрезка к меньшей в обеих случаях будет равным 1, 618 .
Существуют и другие системы пропорций, которые связывают строительные размеры с размерами человеческой фигуры и ее частей.
Ритм или ритмичность означает такт, стройность, выражается закономерным чередованием отдельных элементов и форм, сравнимых по характеру. Ритм – средство приведения к единству многообразия форм, сочетания элементов между собой в определенных найденных отношениях, в определенном порядке их расположения и чередования. Ритмически повторяющиеся элементы называют единицей ритма. Простейшим видом ритма является повторение одной и той же простой формы через одинаковые интервалы. Такой вид ритма называют метрическим рядом. Если элементарная форма повторяется с разными интервалами, или сложная форма, имеющая свое ритмическое построение, повторяется с одинаковым или разным интервалом, то такой вид ритма называют ритмическим рядом. Ритмичность в архитектурно-планировочных композициях не является чисто эстетической категорией. Она определяется еще и конструктивной и типологической основой.
Симметрия. В архитектурных сооружениях встречаются как симметричные, так и ассиметричные построения. Для построения ассиметричных композиций требуются более контрастные отношения. Доведение до абсолютно четкого проявления основного принципа является главным условием. Симметричная композиция должна быть строго симметричной, а ассиметричная – явно ассиметричной. Возникновение полусимметрии воспринимается как ошибка.
Из других средств архитектурно-планировочной композиции для усиления, ослабления зрительного восприятия используют контраст, нюанс, фактуру, цвет и свет.
Композиция как единство утилитарной и художественной сторон планировки.Любой населенный пункт представляет собой различные формы, закрепленные материально - материальную среду. Чтобы процессы протекали нормально, все материальные формы, элементы среды необходимо надлежащим образом организовать в пространстве. Устроить улицы, кварталы, разместить здания и учреждения культурно-бытового обслуживания, инженерные сооружения, увязать их с природными условиями и объектами так, чтобы было удобно для жителей реализовать проживание быт, трудовую деятельность и отдых. Например, рациональная транспортная система, расположение производственной зоны являются необходимыми условиями для эффективного труда, привлекательность архитектуры, окружающего ландшафта является необходимым условием для полноценного отдыха, восстановления нормального психо - эмоционального состояния, соблюдение необходимых санитарно - гигиенических условий определяет физическое здоровье человека. Это утилитарная сторона планировки. Архитектурно-планировочная композиция, сочетание составляющих ее элементов, природная среда, должны создавать условия для целесообразного функционирования с одновременным достижением художественной выразительности и красоты. Эстетические, художественные достоинства планировки не могут рассматриваться вне связи с функциональной, социальной, экономической задачами развития населенного пункта. Это и определяет единство утилитарной и художественной сторон планировки.
Вопросы для самопроверки
1. Планировочная структура населенного пункта, ее элементы.
2. Что представляет собой общая схема планировки?
3. Архитектурно-планировочная композиция населенного пункта, определение, понятия, ее компоненты.
4. Требования к архитектурно-планировочной композиции производственных комплексов.
5. Важнейшие средства и приемы архитектурно-планировочной композиции (единство, соподчиненность, масштаб, масштабность, пропорции, ритм, симметрия).
6. Расскажите что такое «Золотое сечение», где его применяют.
7. Композиция как единство утилитарной и художественной сторон планировки.
ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В СХЕМАХ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1 Структура, функции, архитектурно-пространственная композиция общественного центра. Система городских центров. Размещение, структура общественных центров
2 Здания и сооружения культурно - бытового назначения
Дата добавления: 2015-06-01; просмотров: 4179;