ГЛАВА II. КОНЦЕРТНЫЕ ФОРМЫ «MIDDLE CULTURE» И ТРЕТЬЕГО ПЛАСТА МУЗЫКИ НА АКАДЕМИЧЕСКОЙ СЦЕНЕ
Современные условия существования академической музыки в ситуации постмодернизма и неумолимое развитие жанров «серединной культуры» повлекли за собой изменение функций, и как следствие видов концертной деятельности, находящейся на стыке между академическим и неакадемическим искусством. Сосредоточимся, однако, на некоторых современных способах составления концертных программ на академических сценах, и критерии «академичности» сцены, как таковой. Для рассмотрения этого аспекта, нам представляется необходимым, уточнить понятия концертной и бытовой формы представления музыки.
Понятие «бытовая» форма, по утверждению К. Зенкина, обретает содержание лишь при существовании ситуации концерта «в специально предназначенных для этого залах».[16] А. Сохор, подразделяя музыку на «преподносимую» и «бытовую» (обиходную), исходит из условий исполнения и восприятия. В первом случае обстановка предполагает отделение слушателей друг от друга концертной эстрадой или театральной рампой; во втором - исполнение слито с восприятием.[17]
В наши дни, по мнению Е. Дукова[18], концерт стал формой существования любого явления окружающей действительности. Он может иметь вид непосредственного акустического контакта исполнителей и аудитории, но может и мистифицировать его, например, при выступлении под фонограмму. Он может быть аудиовизуальным, рассчитанным одновременно на зрительное и слуховое восприятие, и исключительно аудиальным, адресованным только слуху, как «концерт диска».
Сегодня, концертом называют самые далекие от традиционного понимания явления. Например, автошоу с виртуозными трюками водителей-асов, выступление изобретателей и т. д.[19] «Серединная» культура ломает стереотипные представления о формах бытования классического наследия. Музыка, предназначенная для исполнения в академических условиях, зачастую переносится в совершенно неожиданные места и преподносится самыми непривычными способами.
Систематика концертных форм «middle culture» - неизученная музыковедческая проблема. В связи с разнообразием форм концертного представления неакадемической музыки, и концертных программ сочетающих в себе и популярную, и неакадемическую, и академическую музыку, наметившихся в конце 1990-х - начале 2010-х годов находящихся в развитии до сих пор, можно говорить об общей тенденции индивидуализации концерта. Источником индивидуализации могут стать любые новации в области преподнесения музыки или составления программы концерта. Так, если ранее академический концерт представлял собой некую схематизированную, по крайней мере, предсказуемую структуру, то в условиях «middle culture» концерт зависит от гораздо большего числа индивидуально избираемых характеристик со стороны слушателя, исполнителя и организатора.
В своём исследовании мы воспользовались систематикой, выдвинутой в работе Ю.Верёвкиной.[20] Согласно данной концепции автора, систематика концертных форм учитывает следующие факторы: 1) внешний облик исполнителя, 2) место проведения концерта, 3) принцип построения концертной программы, 4) состав исполнителей, 5) способы театрализации музыкального выступления. Разумеется, что в каждом конкретном случае разные признаки смешиваются между собой. В нашем исследовании мы постарались рассмотреть каждый фактор более детально и на примерах выяснить про существующие практики тех или иных форм. Так, исполнители концертных программ абонемента «Концерты во фраках и в джинсах» Санкт-Петербургской Академической Филармонии им. Шостаковича акцентируют внимание слушателей не только на «серединном» репертуаре концерта, но и на собственном облике формата «middle». Что как нельзя лучше отражает возможность многочисленных разновидностей концертных форм, рождающихся на основе комбинирования потенциальных изменений, отражённых в предложенной классификации. Рассмотрим подробнее типы концертов, обращая внимание на те изменения, которые привносит каждая из выделенных форм в традиционный концертный ритуал.
Дата добавления: 2015-06-01; просмотров: 1368;