Приближение одной группы запаздывающих нейтронов.
Переходной процесс для положительного скачка реактивности (0<r0<bэфф), что возможно, например, при выбросе кластера стержней СУЗ изображен на рис.3.2.
Рис.3.2 Изменение нейтронной мощности реактора N при введении положительной реактивности 0< r0 <b’эфф
Следует отметить несколько характерных черт этого процесса. Видно, что переходной процесс четко разделяется на две части: практически мгновенный скачок вверх на мгновенных нейтронах с относительным изменением амплитуды N*/N0 =1/(1- r0/bэфф), затем “медленный” разгон на запаздывающих нейтронах по функции exp(-t/T2) с асимптотическим периодом Т2. Мощность при разгоне может теоретически возрастать до бесконечности (реально только до примерно 1% номинала) при введении любой малой реактивности r0. При разгоне реактора от введенной реактивности r0 зависит только величина с асимптотического периода.
При отрицательном «мгновенном скачке» реактивности r0<0 (ситуация сброса аварийной защиты). Переходной процесс (рис.3.3) также четко разделяется на две части: скачок нейтронной мощности вниз на мгновенных нейтронах с относительным изменением амплитуды N*/N0 =1/(1-r0/bэфф), затем “медленный” спад на запаздывающих нейтронах.
Рис.3.3. Изменение нейтронной мощности реактора N при введении отрицательной реактивности r0 <0 .
Конечно, в реальных реакторах резкий излом кривой при переходе процессов от мгновенных к запаздывающим нейтронам будет сглажен. Однако такая идеализация полезна для понимания процессов.
В связи со скачком на мгновенных нейтронах становится ясным особое ограничение, которое накладывается на величину вводимой положительной реактивности 0< r0 <b’эфф . Действительно, при r0 =b’эфф или больше реактор переходит в состояние w1 >0, т.е. разгоняется на мгновенных нейтронах с периодом порядка Т1=10-4 сек и нарастание мощности приводит к тепловому взрыву. Таким образом, значение r0 =b’эфф (или чуть меньше) является границей между контролируемым ростом мощности реактора и неконтролируемым взрывом.
Отсюда следует, что основные характеристики переходного процесса гораздо понятнее можно объяснить через реактивность, чем через критичность Кэф и что вид переходного процесса зависит от того сколько центов или долларов реактивности введено, а не чему равна для данного реактора (уранового, плутониевого и т.п.) сама величина b’эфф . Это особенно существенно поскольку во всех реакторах на топливе из 235U происходит его выгорание и частичное замещение другим топливом 239Pu , которое имеет совершенно другое b’эфф (В Гл. 1 приведены данные о том, что b’эфф235=0.64%, а b’эфф239=0.2%). В результате, значение b’эфф для топлива, например ВВЭР, изменяется от примерно 0.71% для свежего топлива до примерно 0.51% для топлива перед перегрузкой.
Как отмечалось, именно таким простым образом реактор ведет себя только в предположении о постоянстве характеристик реактора и при начальном стационарном критическом состоянии (температуры компонент, плотности, давления и т.п.).
Дата добавления: 2015-05-30; просмотров: 1357;