Пониманием называют способ, посредством которого можно интерпретировать, или истолковывать явления и события духовной жизни и гуманитарной деятельности.
Такой способ познания часто связывают с герменевтическим методом.Свое название он получил от имени древнегреческого бога Гермеса, который выступал по отношению к людям как переводчик и истолкователь воли богов. В XIX веке известный немецкий историк искусства и философ Вильгельм Дильтей (1883 - 1911) попытался использовать герменевтику в качестве методологии наук о духовной деятельности, к которым он относил гуманитарные науки. В методологии гуманитарных наук различают два подхода к анализу процесса понимания, которые условно можно назвать психологическим и теоретическим.
К психологическому подходу относят понимание, основанное на переживании одним человеком духовного опыта другого, его чувств, настроений, мотиваций и т.п. С такой точки зрения понимание в основном достигается путем эмпатии, то есть «вчувствования», перевоплощения и проникновения в духовный мир другого человека. Однако о прошлой эпохе, его нравах, обычаях и духовной жизни исследователь судит с точки зрения сегодняшних идей, нравов и представлений, поэтому в лучшем случае он может размышлять о прошлом, опираясь лишь на свое воображение, руководствуясь некоторыми аналогиями и предположениями.
Теоретический походсвязан с процессом интерпретации, или истолкования, определенных явлений, событий и процессов, с раскрытием целей, мотиваций и смысла действий и поступков людей. Такое понимание во многом сходно с телеологическими объяснениями.
Можно ли говорить о понимании природы? Для исследования явлений природы мы вводим понятия, открываем законы и строим научные теории, с помощью которых интерпретируем эти явления. А это означает, что мы достигаем определенного теоретического понимания существующей в природе регулярности, повторяемости и закономерности, но такое понимание по своему характеру оказывается в определенной степени ближе к естественнонаучному объяснению. Таким образом, если объяснение сводится к логическому выводуфакта из закона или теории, то понимание связано с раскрытием смысла факта, его интерпретации.
К логическому выводу обращаются и при предсказании будущих событий, явлений и процессов. Предсказание по логической структуре не отличается от объяснения и основывается также на выводе высказываний о фактах из общих утверждений (законов и теорий), но сами факты остаются еще неизвестными и их предстоит еще открыть.
В то время как объяснение относится к событиям и явлениям настоящим, а часто и к событиям прошлого (археология, история, палеонтология), предвидение ориентировано только на будущие события. Известная максима: «знать, чтобы предвидеть», достаточно ясно выражает роль предвидения или предсказания в практической деятельности. Другая особенность предсказаний связана с вероятностным их характером. Заключения, полученные из стохастических законов общества, всегда имеют не достоверный, а лишь вероятностный или правдоподобный характер. Поэтому по своей точности предсказания в социальных и гуманитарных науках далеко отстают от предсказаний в естественных науках, в особенности наиболее развитых.
Гуманитарная и естественнонаучная культура различаются и по ряду других критериев. Наиболее ярко эти различия наблюдаются в различии гуманитарногоиестественнонаучного знания, которые в современном обществе могут быть охарактеризованы как ядро соответственно гуманитарного и естественнонаучного типов культуры. Для наглядности критерии различения гуманитарного и естественнонаучного знания сведем в таблицу.
Табл. 1. Критерии различения гуманитарного
и естественнонаучного знания
Критерии различения | Естественные науки | Гуманитарные науки |
Объект исследования | Природа | Человек, общество |
Ведущая функция | Объяснение (истины доказываются) | Понимание (истины истолковываются) |
Характер методологии | Генерализирующий (обобщающий) | Индивидуализирующий |
Влияние ценностей | Малозаметно, неявно | Существенно, открыто |
Антропоцентризм | Изгоняется | Неизбежен |
Идеологическая нагрузка | Идеологический нейтралитет | Идеологическая нагруженность |
Взаимоотношения субъекта и объекта познания | Строго разделены | Частично совпадают |
Количественно-качественные характеристики | Преобладание количественных оценок | Преобладание качественных оценок |
Применение экспериментальных методов | Составляет основу методологии | Затруднено |
Характер объекта исследования | Материальный, относительно устойчивый | Более идеальный, чем материальный, относительно изменчивый |
Дата добавления: 2015-05-30; просмотров: 951;