Метод В. Старобогатова
В. Старобогатов в прежние годы, работая в 16-рамочном улье Дадана-Блатта, перегороженном пополам вынимающейся решеткой, отделял матку у запасного летка, а летной пчеле, собиравшейся в большом отделении улья, давал маточник для вывода молодой матки и пустые вощины для складываемого никуда не расходуемого меда (второй способ Ващенко), но мысль о том, что вновь оплодотворенная матка может оказаться хуже прошлогодней, заставляла его откладывать соединение семей до осени, когда выяснится, какую из двух маток следует предпочесть для зимовки. Таким образом, в зимовку поступала огромная семья, лучше сказать две, незадолго до зимовки соединенные вместе. В. Старобогатов утверждает, что такие семьи, занимая от 12 до 15 рамок, прекрасно зимуют, и в мае будущего года можно будет их снова разделить на две части, как и в прошлом году.1
В случае гибели молодой матки при спаривании, осиротевшей
1 Весьма возможно, что в Таврической губернии с ее короткой зимой В. Старобогатову это вполне удавалось, у нас же под Киевом и далее к северу чересчур большие семьи, пробыв 6 месяцев в заключении, выходят из омшаника менее благополучными, чем семьи средние, а особенно это относится к семьям, сделанным неестественно большими тем или иным воздействием человека. Я в этом много раз убеждался. Если семья усилена задолго до начала зимовки, то она обыкновенно к моменту наступления ее становится уже нормальной, так как лишняя пчела быстро исчезает. Я нашел подтверждение моим наблюдениям и в немецкой литературе. Переведу несколько строк одного талантливого корифея. Прейс говорит: "Я заметил, что осенью у пчел изгоняются не только трутни, но затем и часть рабочих пчел. Я знаю, это заявление вызовет покачивание голов, но вполне уверен в правдивости этого, так как имею явные доказательства". Далее он приводит доказательства, которые добыты при помощи ульев с верандами-летками, закрываемыми сетками, и некоторые другие наблюдения.
семье передавали старую матку из бокового отделения вместе с печатной червой. Из оставшейся же в боковом отделении непечатной червы пчелы выводили себе, взамен только что отнятой старой матки, матку свищевую молодую.
Метод. Впоследние годы В. Старобогатов предпочитает зимовку обеих маток в семьях, разделенных диафрагмой (IVб) и соединяет эти семьи только на следующий год перед взятком (15 мая) с тем, чтобы по окончании взятка (15 июля) их опять разделить.
Перед взятком устраняются более плохая матка и перегородка, и двухсемейный улей обращается, а односемейный, содержащий в себе 17 рамок Дадана-Блатта. В соответствии со взятком добавляется одна или две надставки с полурамками. Чтобы иметь возможность по окончании взятка улей снова обратить на зиму в 2-семейный, В. Старобогатов одновременно с устранением одной из маток вынимает из улья две рамки с червой и пчелой (ІІІж) для образования нуклеуса, в котором будет воспитана матка для замены устраненной. На место вынутых для нуклеуса рамок и перегородки вставляются три рамки с искусственной вощиной. Сами же нуклеусы помещаются в обыкновенные ульи, разгороженные перегородками на 4 отделения. Этот способ обновления маток В. Старобогатов считает гораздо удобнее, чем отделение от семьи более значительной части пчел для вывода матки, и образование их почти не истощает семью, от которой они берутся.
Замечу от себя, передачу нуклеусу маточника роевого или свищевого, но во всяком случае воспитанного в нормальной семье (еще лучше в племенной), безусловно следует предпочесть предоставлению нуклеусу вывести себе собственную матку, так как в неестественно маленьких семейках матки часто получаются не вполне доброкачественные, что не раз отмечалось в литературе.
По окончании взятка матки в нуклеусах не только оплодотворились (Vб), но и обнаружили, до некоторой степени, свои достоинства, и теперь двухсемейный улей снова разделяется перегородкой, причем у прежнего летка остается матка и рамки с некрытой червой, а у бывшего запертого летка, теперь открытого, ставятся рамки с крытой червой (в каждом отделении по 8 штук). Летная пчела вернется немедленно к матке, а оставшаяся на крытой черве молодая пчела охотно примет вечером матку из нуклеуса. В середине августа придется подкормить те семьи, у которых меду недостаточно; впоследствии утеплить сверху ульи (задиафрагменного пространства нет), и все работы на пасеке кончены.
Итак, при начале взятка в двухсемейном улье уничтожается одна из маток, и две ее рамки с червой и пчелами идут на образование нуклеуса, которых помещается в количестве
4 шт. в одном разгороженном тремя перегородками улье. Затем вынимается перегородка, и вместо нее и двух вынутых рамок даются три рамки искусственной вощины, сверху две надставки с 32 полурамками (конечно, по мере надобности), и леток в безматочном отделении закрывается. По окончании взятка перегородка вставляется снова; бывший закрытым леток отворяется, и у него собирают рамки с пчелиной червой. Вечером, оставшимся здесь молодым пчелам дают сеголет-нюю матку из нуклеуса и пополняют недостающие запасы.
Дополнительные сведения.Интересно отметить способ (ІІІв), посредством которого В. Старобогатов борется с роением в тех немногих ульях, которые не смотря на имеющиеся у них 17 рамок и 34 полурамки в 2-х надставках, все-таки во время главного взятка задумают роиться. Чтобы избежать необходимости еженедельно перебирать рамки всей пасеки, он побуждает пчел закладывать маточники только на нижних ребрах сотов, для чего сближает соты на 33 мм между средними их стенками. Достаточно приподнять край улья, выдвинуть дно (оно выдвижное) и, подкурив, взглянуть на соты, чтобы заметить маточники.' Если они будут замечены, то дно улья переворачивается нижней стороной вверх. На этой стороне над дном находится ганемановская решетка, и пчелы, а следовательно и рой, могут пройти к летку, только сквозь решетку. Таким образом матка роящегося улья будет задержана, рой вернется и маточники будут уничтожены.
Лично я думаю, что расстояние в 33 мм между средними стенками сотов является для пчел неприятным стеснением и помехой для вентиляции улья. Ведь и 35 мм, которые у нас в ульях являются обычными, не нормальны, а приняты в угоду пчеловоду, желающему, по возможности, стеснить для пчел постройку трутневых сотов.2
Не менее стеснительно для пчел проходить всей семьей через ганемановскую решетку, которой обыкновенно отделяется только магазин или гнездо. Несомненно и то, что в роящемся улье, из которого выход загорожен ганемановской решеткой, бывают часто уничтожены не маточники, а плодная матка (ее убивают или пчелы, или старшая из вышедших молодых маток), и тогда, если пасечник не отнимает вскоре решетки, молодая матка лишается возможности оплодотвориться. Не имеющие выхода трутни, своей суетой, несомненно, тоже тревожат пчел. Поэтому прав г. Буткевич, утверждая, что в этих случаях лучше дать пчелам отроиться, и рой поместить за перегородкой. Если некому стеречь, то, по моему мнению,
1 Улей с 2-мя надставками для подобной операции будет, кажется, тяжел.
2 32 мм допускаются, напр., Бертрано, как крайность (32—38 мм); но измерения Цесельского, сделанные в колодах и дуплах, указывают, что пчелы более предпочитают 39 мм. (Часть I).
следовало бы прибегнуть к приему Милера: отсадить матку с частью пчел за перегородку на пустые вощины, через 9 дней уничтожить маточники в материнских ульях и семьи опять соединить.
А. Г. Колодзейчик и С. Баталов применяют несколько измененный метод Старобогатова. Я скажу несколько слов по поводу их хозяйств.
Дата добавления: 2015-05-28; просмотров: 987;