Исследование концентрации внимания: М. Чиксентмихайи о феномене поглощенностью деятельностью
Концентрация внимания характеризует интенсивность сосредоточения и степень отвлечения от всего, что не входит в поле внимания.
По мнению С.Л. Рубинштейна, концентрированность внимания определяется единством двух признаков – интенсивности и узости.
Концентрированность внимания означает, что имеется фокус, в котором собрана вся психическая или сознательная деятельность.
Сила концентрации бывает различна как у разных людей, так и у одного и того же человека в различное время. В момент сильного сосредоточения внимания никакое, даже самое сильное раздражение не может отвлечь человека от созерцания объекта, приковавшего внимание. При слабой же концентрации достаточно бывает малейшего неблагоприятного условия, чтобы представление на котором было сосредоточено внимание перестало выделяться и сделалось тусклым и неясным, как все остальные.
О способности человека к концентрации внимания можно судить по ряду признаков:
1) концентрация внимания на каком-либо объекте отражается прежде всего на двигательной сфере. Человек делается неподвижным, застывает на месте. Все побочные действия сводятся к минимуму. Например, когда лекция интересная и увлекательная, слушатели делаются внимательными, общее количество движений уменьшается в половину, а сами движения делаются быстрыми и менее значительными.
Наряду с уменьшением числа мышечных сокращений отмечается усиленное напряжение тех мышц, которые способствуют акту внимания. При концентрации внимания на внешнем объекте, человек поворачивает к этому объекту голову или поворачивается всем телом и неподвижно фиксирует его взором. Глаза широко раскрыты при впечатлениях любой модальности (зрительных, слуховых, осязательных). Брови приподняты, на лбу появляется складка, ноздри слегка раздуваются. В случае концентрации пассивного внимания замечается также легкое раскрытие рта: нижняя челюсть несколько отвисает.
Мимика внутреннего внимания отличается от мимики внешнего. Ч.Дарвин так описывает ее: «…в эти моменты человек не хмурится, но глаза его представляют полную неопределенность выражения. Нижние веки обыкновенно приподняты и сморщены таким образом, как в случае, когда близорукий человек старается различить отдаленный предмет». Мышцы тела более или менее расслаблены, голова свешена на грудь или опирается на руку.
2) человека, сильно углубившегося в какую-нибудь деятельность или созерцание объекта, трудно бывает оторвать от этого, приходится несколько раз окликнуть его по имени, тронуть за плечо и т.д.
3) о концентрации внимания можно судить по отчетливости воспринятого впечатления. Чем внимательнее был человек, тем точнее и подробнее он заметил то, на чем было сконцентрировано его внимание.
Степень развития концентрации внимания может колебаться в широких пределах. Крайние степени этих колебаний переходят границы нормы. Полное отсутствие концентрации внимания наблюдается при глубокой степени умственной отсталости. Максимальная концентрация внимания по мнению Рибо, - это навязчивые идеи и состояние экстаза. В состоянии экстаза образ или идея настолько овладевают вниманием, что вытесняют из него все остальное, и человек становится совершенно неспособным двигаться или ощущать внешние раздражения. В таком состоянии находились христианские мученики, не чувствовавшие боли во время пыток.
Концентрация внимания снижается в результате истощения нервной системы в результате: хронических болезней, анемии, недостаточного питания, сильной усталости. Такое же действие оказывают алкоголь, наркотики, другие яды, парализующие высшие корковые центры, деятельность низших центов при этом может сохраняться, благодаря чему возникает обилие быстро сменяющихся ярких образов. Нечто подобное наблюдается в бреду и в состоянии маниакального возбуждения.
Глубокая концентрация полезна, когда деятельность связана с изучением отдельных особенностей объектов и может протекать не слишком быстро (например, при решении школьником трудной задачи). Там же, где требуется частое переключение внимания, полное сосредоточение на одной деятельности скорее нецелесообразно, поскольку может вести к ошибкам.
Особый интерес представляет феномен полной поглощенности деятельностью (например, творческое вдохновение, медитация, мистический экстаз и т.д.). Исследовал этот феномен американец Михай Чиксентмихайи. Отправным пунктом исследований послужили его личные наблюдения за работой художников и скульпторов. Его поразил следующий факт: художник мог много часов самозабвенно и увлеченно работать над картиной, получить желаемый результат, а потом забросить свое творение в дальний угол мастерской и даже не пытаться выставить ее на продажу или всеобщее обозрение.. В подобных случаях вознаграждение заключалось в самой деятельности, а не в заработке или социальном признании. Что же движет художником в данной ситуации? Чиксентмихайи предположил, что причина лежит не в глубинах бессознательного, не в потребности к самоактуализации, а в сфере непосредственных сознательных переживаний, возникающих по ходу деятельности. Наградой человеку служит особого рода наслаждение. Эта совокупность переживаний, которые сопровождают и одновременно мотивируют деятельность, непрерывно подталкивая человека на ее продолжение, получила название аутотелического опыта (несущего цель в самом себе).
Первоначальный материал был собран путем интервью и опроса около 200 человек, предположительно знакомых с аутотелическим опытом (художников, скульпторов, танцоров, скалолазов, композиторов, хирургов, шахматистов, спортсменов, ученых). Опрашиваемые нередко говорили о потоке, в который они как бы были погружены. Чиксентмихайи стал использовать слово «поток» в отношении аутотелического опыта. Он назвал это «состоянием потока», выделив его некоторые характеристики:
- слияние действия и осознания,
- сосредоточение внимания на ограниченном поле стимулов,
- потеря Эго или выход за его пределы,
- чувство власти и компетентности,
- ясные цели и быстрые обратные связи,
- аутотелистическая природа,
- длительная, не требующая усилий фокусировка внимания.
Пример высказываний опрашиваемых:
Танцор: «Вся концентрация совершенно полная. Ваш ум не блуждает, вы не думаете о чем-то еще и всецело вовлечены в то, что делаете. Вы прекрасно чувствуете все тело и не осознаете какой-либо скованности. Ваша энергия течет очень плавно».
Композитор: «После того, как я действительно вхожу в процесс, я совершенно забываю обо всем, что меня окружает. Я имею в виду, что может зазвенеть телефон или дверной звонок, или загореться дом. Начиная работать, я фактически отключаю внешний мир».
Хирург: « Не осознавая обстоятельств, я настолько поглощен, что не замечаю снующих туда сюда медицинских сестер и не осознаю усталости ног».
Скалолаз: «Когда я начинаю восхождение, моя память как бы отключается. Все, что я могу припомнить, ограничено 30 последними секундами, а все, что я могу продумать наперед – ближайшими 5 минутами. При огромной концентрации обычный мир забывается».
В этом состоянии потока резко сужено сознание человека, все мысли как бы растворены в выполняемых им действиях. Анализ ответов показал, что основным условием возникновения такового состояния является соответствие требований ситуации умениям субъекта деятельности: ситуация воспринимается как проблемная, но разрешимая.
В противном случае:
- если человек завален требованиями, но чувствует, что не может их удовлетворить, возникает состояние тревоги.
- если требования к действию не так велики, но все же превышают способности – беспокойство
- когда умения человека несколько выше возможности их применения – состояние скуки, которое переходит в состояние тревоги, если способности человека очень велики, а возможности для действий незначительны.
А.А. Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре. В частности, он считал, что концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.
Исключительная способность концентрации внимания может быть воспитана, и даже становится свойством национального характера. Например, считается, что внимательность, отсутствие рассеянности – главная, бросающаяся в глаза особенность поведения японцев.
Картина концентрации внимания в описаниях русского характера достаточно негативная: рассеянность, неравномерность внимания, бедность произвольного внимания. Возможно, поэтому русская и советская педагогика, следуя заветам Ушинского, ставила задачу воспитания внимания на одно из первых мест.
Способы изучения концентрации внимания:
1) используются различного рода корректурные таблицы (цифровые, буквенные, с кольцами Ландольдта, с простейшими геометрическими фигурами) в которых требуется в течение 5-10 минут отыскивать и вычеркивать заданные экспериментатором знаки. Показателем хорошей концентрации выступает минимальное количество допущенных ошибок.
Корректурная проба Бурдона, Бурдона – Анфимова; тест Пьерона-Рузера, тест Торндайка (с трехзначными цифрами)
2) диагностика с применением сенсомоторных проб типа лабиринтов и перепутанных линий
Лабиринты Векслера, Хекхаузена; тест «Перепутанные линии».
Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 3738;