Дореволюционная историография.
С.Ф. Платонов «Полный курс лекций по русской истории» пишет об истоках декабристского оппозиционного движения.
Выделяет роль заграничного похода 1813-1814 гг. на массовое распространение просветительских идей в России: «Ранее редкиеи поездки русских людей за границу были единичными случайностями, и иноземные впечатления ограничивались узким кругном лиц , побывавших на чужбине . В пору освободительных войн, русские люди в большом числе и надолго оказались поставленными в условия европейской жизни. Успехи французской гражданственности под влиянием идей 18 века, могучее движение немецкого национализма и немецкой философской мысли не могли пройти бесследно для русских умов, потрясенных и возбужденных великой борьбой за собственную родину. Русские люди втягивались в умственные интересы Запада и начинали с новых точек зрения смотреть на родную действительность».
Отмечает деление русского просветительства на два течения: одно называет теоретическим, другое - практическим. «Первое, стремясь усвоить и применить к русской действительности результаты отвлеченного европейского мышления, выразилось в занятиях новой идеалистической философией. Пройдя несколько фаз, это течение привело к созданию философско-публицистических направлений «славянофильства» и «западничества».
Второе течение – практическое- стремилось перенести в русскую жизнь те формы политического и общественного строя , которые были выработаны в Западной Европе. На почве политической оно стремилось оно стремилось к представительной , даже республиканской форме правления ; на почве общественной оно отрицало крепостное право. Это течение привело к образованию кружков, которые чем далее, тем более усваивали революционный оттенок.
Связывает восстание с кризисом престолонаследия и пассивностью Александра 1 отношении деятельности революционных кружков.
Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 1602;