Историография. В 1907 г. вышел труд Гуго Обермайера «Доисторический человек», в котором были обобщены и критически проанализированы все находившиеся в распоряжении науки
В 1907 г. вышел труд Гуго Обермайера «Доисторический человек», в котором были обобщены и критически проанализированы все находившиеся в распоряжении науки данные по археологии и палеоантропологии палеолитического и мезолитического времени. Из его книги видно, как много накопилось этих данных в итоге раскопок, проводившихся в европейских странах, как разнообразны формы культур, оставленные древними людьми, и какого высокого технологического уровня достигло развитие человека уже к концу палеолита.
Гордон Чайлд в 20-е гг. создал концепцию неолитической революции. Неолитическая революция рассматривалась им как первый значительный скачок в развитии производительных сил общества, при котором произошло оснащение человечества многими технологическими достижениями и который повлиял на все стороны жизни неолитической популяции. Эта концепция получила практически повсеместное распространение.
Можно говорить о двух концепциях появления человека современного типа: полицентризме и моноцентризме. Полицентризм - концепция о происхождении человека современного вида (неоантропа) в нескольких областях земного шара. В каждой из этих областей, по мнению сторонников полицентризма, в результате самостоятельной эволюции живших здесь архантропов, а затем палеоантропов современный человек возникал в виде конкретной большой расы (европеоидной, негроидной, монголоидной и т.п.). Одним из основателей этой концепции считается американский антрополог Ф. Вейденрейх, из советских исследователей сторонником полицентризма был Г. Ф. Дебец. Против полицентризма свидетельствует отсутствие морфологического соответствия между ископаемыми формами людей и современными расами, живущими на этой же территории, и большое сходство рас современного человечества между собой по многим не связанным друг с другом признакам. Моноцентризм - учение о происхождении человека современного типа и его рас в одной области земного шара от одной формы древнего человека. Моноцентризм принят в советской науке о первобтыности.
Гипотеза пресапиенса. Морфологические отличия неандертальца от современного человека были настолько значительны, что возникало впечатление, будто неандерталец не мог быть предковым видом по отношению к современному человеку, неандертальские популяции составляли основное население Европы в эпоху среднего палеолита – эпоху мустьерской культуры, а современный человек появился в Европе от каких-то синхронных с неандертальцами форм, морфологически более прогрессивных.
Гипотеза неандертальской фазы в эволюции современного человека (Алеш Хрдличка). В 1927 г. антрополог А. Хрдличка сформулировал иной подход, более точно отражающий реальное состояние дел. Он доказывал, что хронологически все неандертальские находки древнее современных, распространены они очень широко, морфологически между неандертальцем и современным человеком есть ряд переходных форм. Таким образом, он утверждал непрерывную преемственность в эволюции современного человека, и его взгляды объективно смыкались с представлениями о непрерывном развитии человеческой культуры.
В 1938 г. вышла книга Петра Ефименко «Первобытное общество». Автор в ней соотносил этнологические данные с теми или иными этапами и стадиями в развитии первобытного общества. В его книге нашла отражение широко распространенная в то время в советской литературе теория стадиального развития первобытного общества, в соответствии с которой оно прошло ряд стадий, на каждой из которых происходило последовательное усложнение социальной организации, имел место технологический прогресс и эволюция физического типа, в пределах каждой стадии совпадали этапы развития орудий труда и физической эволюции самого человека. При этом подчеркивалось, что подобная линия развития была единственной и всеобщей.
Теория двух скачков (Яков Яковлевич Рогинский). Попытка философского осмысления процесса становления человеческого общества: было предложено рассматривать выделение человека из животного мира как скачок, перерыв постепенности, как образование нового качества на базе предшествующих количественных изменений. Другой скачок в соответствии с этой концепцией имел место при окончании процесса становления человека и общества, т.е. при появлении человека современного вида. Второй скачок был таким же перерывом постепенности в философском смысле слова, по своему масштабу значительно меньшим, чем предыдущий.
Общим для схемы Ефименко и других стадиальных схем было игнорирование локального многообразия исторического процесса. В 1944 г. вышла книга Халлама Мовиуса, в которой он пытался показать различия в каменном инвентаре нижнепалеолитического времени на западе и на востоке Старого Света и полагал, что контакт этих двух относительно независимых ареалов имел место в Индии. С критикой его гипотезы выступили С.Н. Замятнин и А.А. Формозов. Замятнин считал, что локальные различия в материальной культуре появляются лишь в верхнепалеолитическое время, когда в пределах первобытной ойкумены выделяются три огромные области: приледниковая европейская, средиземноморская африканская и сибирско-китайская. Формозов доказывал, что четкие локальные различия появились лишь в эпоху верхнего палеолита и разработал локальную типологию для территории европейской части бывшего СССР.
2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО СТРОЯ ГОСУДАРСТВ ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ
Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 1284;