Источники. Индия. Индская цивилизация (XXVIII – XVI вв

Индия. Индская цивилизация (XXVIII – XVI вв. до н.э.). Наиболее важная проблема – проблема печатей (эпиграфические памятники). Они содержат надписи из 10 – 15 знаков, что усложняет дешифровку. Печати из одного района содержат сходные сюжеты – животные, священные деревья, астральные календарные символы.

Найдены многочисленные скульптуры, изображающие мужчин и женщин. Особенно часто встречаются изображения (терракотовых) богинь-матерей. В дальнейшем культ женского божества исчез почти на тысячу лет.

Ведийский период. Связан с проникновением в Индию индо-ариев и формированием государственности. Были созданы четыре веды, написанные на санскрите:

Ригведа (древнейшая и наиболее авторитетная) – в ней содержатся гимны богам о даровании богатства, об увеличении потомства, о долгой жизни, о процветании, о победе, восхваление подвигов и благодеяний богов;

Яджурведа – книга жертвенных изречений; центром всех стремлений становится само жертвоприношение и жрец, который, правильно выполняя его, получаем магическую власть;

Сомаведа – веда песнопений; она относится только к ритуалу посвящения сомы; зависит от Ригведы;

Атхарваведа – касается домашних обрядов и интимной жизни человека, это важный источник по бытовой истории; в основе – народные магические обряды, связанные с волхованием, гаданием и т.п.

Появляются первые брахманы – комментарии. Они есть у каждой веды. Наиболее почитаемые – те, которые относятся к Ригведе. Другие комментарии – ариньяки («лесные»). Созданы в лесных обителях отшельников. Они близки к браманам, но содержат много философских рассуждений.

Упанишады. Содержание разнообразно. Появляется учение о брахмане – высшем объекте реальности и Атмане – субъективном начале (душа). Развивается учение об обусловленности поступков человека, т.е. идея кармы.

Ведийская литература содержит минимум ритуальных рассуждений. Она начала создаваться в I тыс. до н.э. Вся литература делится на две группы: основанная на авторитете вед и неортодоксальная литература (буддийский канон, джаньская литература). Авторитету вед следуют шесть систем индийской философии и литература, которая создана индийскими мыслителями в рамках осуществления и разработки идеи триварга (три цели жизни человека):

Джармасутра (-шастра) – религиозный долг;

Артхасутра (-шастра) – общественная польза;

Камасутра (-шастра) – область чувственных удовольствий.

Поэмы Махабхарата и Рамаяна.

Китай.

1. Антропологические данные.

2. Фольклорные данные (древнекитайские мифы) – в мифологическом творчестве, хотя и в искаженном и переосмысленном виде, нашли отражение существенные процессы, происходившие в обществе на ранних этапах его развития.

3. Древнекитайская письменность. Поскольку древнекитайские иероглифы на протяжении длительного времени сохраняли связь с рисунком, мы можем судить об особенностях орудий труда, оружия, домашней утвари, употребляемой китайцами во II тысячелетии до н.э.

4. Топонимика. Древние географические названия несут в себе отзвук языка первоначального населения этих мест и помогают историку восстановить направление миграций и тенденции этнических процессов в древности.

5. Археологические данные.

II – I тыс. до н.э. Раскопаны г. Яньши (столица эпохи Ся), г. Чжэньчжоу (столица эпохи Инь), г. Сяотун (последняя иньская столица), г. Цишан (раннечжоуское поселение), многочисленные погребения представителей всех слоев общества.

VIII – III вв. до н.э. г. Линьцзы – столица царства Ци. Погребения (около Хоума). В быт богатых входят предметы обихода, покрытые лаком, бронзовые зеркала, музыкальные инструменты (ударные и щипковые), картины на шелке с изображением животных и людей (все это находят в погребениях).

III в. до н.э. – III в. н.э. Раскопаны столицы империй Цинь и Хань (Саньян, Чанъянь, Лоян), погребения. Найдены разнообразные памятники изобразительного искусства. Получают распространение полихромные фрески, рельефы на камне, ткани и вышивки (в погребениях). Гробница Цинь Шихуанди (фигуры воинов).

6. Эпиграфические памятники.

II – I тыс. до н.э. Иньские гадательные надписи. Делались на панцирях черепах или коровьих лопатках. Наибольшее число текстов имеет отношение к жертвоприношениям предкам правителей. Надписи на бронзовых ритуальных сосудах. Этот предмет изготавливался при каком-либо важном событии в жизни аристократа для принесения жертв предкам владельца.

VIII – III вв. до н.э. К надписям на сосудах добавляются надписи на оружии. Клятвенные договоры о признании одного из правителей гегемоном. Проезжие грамоты – бронзовые пластинки, освобождающие владельца от уплаты пошлины при въезде на территорию другого царства. Стихотворные надписи на камне.

III в. до н.э. – III в. н.э. Надписи на деревянных и бамбуковых табличках, надгробные надписи на камне.

7. Письменные памятники.

II – I тыс. до н.э. «Шаншу» («Книга истории»), которая впоследствии была включена в состав официального канона «Шуцзин». «Бамбуковая летопись» - хроника, содержащая краткое изложение важнейших событий, расположенных в хронологическом порядке и датированных определенным годом правления того или иного нтио.

VIII – III вв. до н.э. Возникают летописи. До нас дошла только «Чуньцю», созданная в царстве Лу и зафиксировавшая события 722 – 480 гг. до н.э. К ней были написаны комментарии – «Цзочжуань». «Гоюй» содержит исторический материал, сгруппированный по государственно-географическому признаку. «Чжаньгоцэ» состоит из 10 разделов, в которых в хронологической последовательности излагаются события, происходившие в различных царствах Древнего Китая.

«Шицзин» («Книга песен») – древнейшая китайская поэтическая антология. Произведения, включенные в нее, имеют разное происхождение.

В V – III вв. до н.э. появились сочинения философов. Стремясь найти выход из противоречий современного им общества, древнекитайские философы зачастую обращались к событиям прошлого в поисках доказательства своей правоты. «Луньюй» («Рассуждения и беседы») – главное сочинение раннего конфуцианства. Это сборник отдельных высказываний Конфуция. В сочинении «Мэн-Цзы» Мэн Кэ излагал свою теорию циклического развития истории. Сюнь-цзы – автор одноименного философского трактата. Он утверждал, что человеческая природа и общественные институты не меняются на протяжении истории. «Мо-цзы» - сочинение Мо Ди. Шан Ян – один из основоположников школы легистов – написал трактат «Шаньцзюнь шу» («Книга правителя области Шан») – изложение основных легистских идей. Хань Фэй предложил новую концепцию исторического развития: общество не стоит на месте, а непрерывно движется вперед. «Даодэцзин» - основной трактат даосизма представляет собой изложение чисто теоретических идей.

«Чжуан-цзы» - собрание притч.

«Сочинения цикла ли» излагают широкий круг событий общественной жизни, связанный с конфуцианским понятием «ли».

III в. до н.э. – III в. н.э. «Исторические записки» Сыма Цяня. Он использовал комплексный принцип (хронологическое описание, описание жизни различных личностей, тематическое освещение различных сторон жизни китайского общества). Принципе – излагать достоверное и опускать сомнительное. Использована идея Конфуция о движении истории по замкнутому кругу. Считает роль государя как активного лидера неприемлемой, выступает за идею разделения служебных (чиновничьи) и социальных (монарх) функций, идею мягких форм управления и передачи власти сановникам. «Ханьшу» Бань Гу содержит материал по истории, экономике и культуре Китая. «Хоуханьшу» Фань Е, который был ортодоксальным конфуцианцем и выступал в поддержку лидеров антибуддийской пропаганды. Только из этого источника можно узнать о деятельности Джан Хэна, который впервые содал небесный глобус, компас, солнечные часы, прибор для регистрации подземных толчков. Фань Е впервые ввел жизнеописания выдающихся женщин.

«Яньтелунь» («Дискуссия о соли и железе») – результаты дискуссии между конфуцианцами и легистами. Затронула широкий круг вопросов теории и организации государственного управления. «Хуайнань-цзы» - даосский трактат. Основные мысли – о развитии общества и его институтов, об отсутствии принципиальных различий между китайцами и «варварами» (в отличие от предшественников). «Луньхэн» («Критические рассуждения») Ван Чуна – уважение к конфуцианству, но неприятие его в современном виде. Ван Чун утверждает, что, хотя природа человека неизменна, общество находится в процессе непрерывного развития. Движущая сила исторического процесса – Судьба.

Появляются учебники по математике, трактаты по агрономике и организации сельского хозяйства, заложены основы традиционной китайской медицины, развития науки о языке.

Сыма Сянжу – поэт. Стихи писали Сыма Цянь и Бань Гу. Ван Бао написал юмористическое сочинение «Контракт о покупке раба».

Законы царства Цинь, которые легли в основу единого законодательства Шихуанди. Различные инструкции и официальные документы, частная переписка.

8. Нумизматика (с VIII в. до н.э.).

9. Сфрагистика (с VIII в. до н.э.). На печати ставилось имя владельца или благожелательные надписи, которые свидетельствую о социальной психологии людей того времени.








Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 833;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.