Историография. Куторга (1809 – 1886 гг.) считал, что в Аттике эпохи Перикла существовала умеренная демократия – полития
Куторга (1809 – 1886 гг.) считал, что в Аттике эпохи Перикла существовала умеренная демократия – полития. Развитая демократия – более низкая форма правления, которая является зародышем смут. Рабство – неотъемлемая часть афинской демократии.
Ю.В. Андреев в 1970-е гг. («Раннегреческий полис в гомеровский период») выдвинул идею «гомеровского полиса», который характеризуется отсутствием античной формы собственности, тем, что господствующие слои в обществе – родовая знать при пассивной роли народного собрания, общественной и экономической ячейкой является большая патриархальная семья.
Изучая Спарту, он доказал, что она представляет собой высокоорганизованное государство казарменного типа со смешанной формой правления (элементы демократии, монархии и олигархии).
В 80-е гг. развернулась дискуссия между представителями московской и ленинградской школ антиковедения о сущности классического полиса. Г.А. Кошеленко (Москва) в монографии «Полис и город» считал, что:
1) определение полиса как города-государства неудовлетворительно, т.к. на первый план в этом случае выдвигается не самая важная его особенность – небольшая территория и объединение вокруг городского центра;
2) предлагал исходить из определения полиса, данного самими древними: полис – это коллектив граждан, где политический коллектив совпадает с коллективом земельных собственников;
3) полис – одна из общинных структур – мог существовать только при небольших размерах гражданского коллектива и территории; цель полиса – обеспечение наивысшего блага для свободных граждан;
4) город – олицетворение развития ремесленного производства и товарно-денежных отношений, а полис – это коллектив землевладельцев и земледельцев, основанный на общинных началах, и допускает только ограниченное развитие товарно-денежных отношений.
Э.Д. Фролов (Ленинград) в 1988 г. в качестве основы понимания сущности классического полиса («Рождение греческого полиса») видит то, что полис – это город с округой, суверенная гражданская городская община. Он подчеркивает этническую однородность массы граждан, противостоящих рабам и метекам.
Кризис полиса Кошеленко связывал с тем, что город стал центром сосредоточения метеков, ставшими там самыми богатыми людьми. Это вызвало противоречие: экономическая власть – в руках метеков, а политическая – у бедных граждан.
5. Эллинизм как синтез греческих и восточных культур
Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 1016;