II. СПИРАЛЕВИДНЫЕ АРТЕРИИ И СОСУДИСТЫЕ КЛУБОЧКИ
Мы обратили внимание, что на наружной поверхности твердой мозговой оболочки часто обнаруживаются спиралевидные артерии и сосудистые клубочки (G. Lazorthes, Cl. Manelfe, 1970). Они не были описаны на этом уровне, а существование их в других частях организма известно, хотя значение этих образований в физиологии и патологии не установлено.
1. Спиралевидные, или «орнаментальные», артерии
(рис. 74)
Описание.Артерии, которые проходят в твердой мозговой оболочке головного мозга, часто извиты, петлисты. Извитость может быть очень регулярной. Чаще всего спиралевидные артерии одиночны, изолированы и не дают коллатеральных ветвей; они делятся V- или Y-образно на две равные ветви.
Диаметр артерий соответствует калибру сосудов, от которых они начинаются.
Их длина изменчива и может варьировать от 1 до 10 мм.
Спиралевидные артерии чаще всего идут вертикально или косо; спиралевидных артерий, направляющихся поперечно, мы не обнаруживали. Создается впечатление, что они повторяют ход продольных коллагеновых волокон твердой мозговой оболочки. В слоях оболочек корешков они идут в направлении хода корешков.
Локализация.Спиралевидные артерии обнаруживают:
1. В оболочках корешков..
где их поражение носит ци
линдрический характер, нель
зя выявить преимуществен
ное распределение их в пе
редних или задних отделах,
оболочки.
2. На собственно твердой,
мозговой оболочке спинного
мозга мы подсчитали коли
чество спиралевидных арте
рий и на передней, и на зад
ней, и на боковой поверхно
стях — па уровне каждого*
сегмента. В наибольшем чис
ле они располагаются на зад
ней поверхности твердой моз
говой оболочки, главным об
разом в области пяти первых
шейных сегментов. Число их
постепенно уменьшается кни
зу с некоторым увеличением
на уровне второго грудного
сегмента и нижней грудной
области.
Рис. 74. Спиралевидные артерии мужчины 67 лет: твердая мозговая оболочка шестого шейного сегмента. Отмечается в основном вертикальное направление этих артерий и их косой ход вблизи главных артериальных стволов. XI5. |
Наименьшее количество артерий определяется на передней поверхности твердой мозговой оболочки спинного мозга и подчинено тем же-вариациям, которые характерцы для ее задней поверхности.
На боковых поверхностях распределение артерий, наоборот, представляется более равномерным, а число
увеличивается как в верхнем и нижнем шейных отделах, так в верхних и нижних дорсальных участках грудных сегментов. Книзу их число быстро уменьшается.
Числоспиралевидных артерий па оболочках, окружающих корешки, и на твердой мозговой оболочке спинного мозга на различных концах обо-почечного мешка находятся в обратной зависимости: в шейной и верхней грудной областях спиралевидных артерий много на твердой мозговой обо-почке спинного мозга и мало на твердой мозговой оболочке корешка, в пояснично-крестцовой области соотношение меняется, и они становятся эолее многочисленными на оболочке корешков и редко обнаруживаются в оболочке спинного мозга.
Какое можно было бы предложить объяснение различию в распреде-тении спиралевидных артерий? Может быть, это связано с тем, что в шей-зом отделе корешки короткие, а в поясничпо-крестцовом длинные?
Строение.Спиралевидные артерии очень часто расположены на на-эужной поверхности твердой мозговой оболочки в соединительнотканных
дупликатурах. Некоторые из них находятся непосредственно интраду-рально. На внутренней поверхности оболочки мы их никогда не обнаруживали.
Стенка артерии состоит из эндотелия, расположенного на широкой базальной мембране, хорошо окрашивающейся по Гочкису — Мак-Манусу, вокруг которой определяется несколько мышечных слоев. Мы не выявили утолщения их мышечного слоя, которое отмечает F. Hammersen (1963) в твердой мозговой оболочке головного мозга.
Никогда мы не обнаруживали оплетающих нервных образований типа нейро-мышечных артериальных гломусов Masson или пролиферации мышечных волокон, позволяющих предполагать наличие зон остановки кровотока.
Обсуждение.Феномен спиралевидности артерий был описан в твердой мозговой оболочке головного мозга человека и животных A. Key и G. Retzius (1875), К. Langer (1877), R. A. Pfeifer (1930) и F. Hammersen (1963), но- о нем никогда не упоминают при описании твердой мозговой оболочки спинного мозга.
Спиралевидные сосуды были обнаружены не только на фиброзных и серозных оболочках, но и во многих органах: в яичнике (S. R. M. Reynolds, 1948; R. Domini, 1956—1957), в матке, (S. R. M. Reynolds, 1948), в семенном канатике (R. G. Harrison, 1949), в почке и ее юкстагломеру-лярном аппарате (J. Trueta et coll., 1947; P. Tagariello, R. Domini, 1958); уже Porta в 1845 г. (пит. по R. Domini, 1956-1957), так же как и J. P. Sucquet (1861), считает, что спиралевидный ход артерии может отражать коллатеральный кровоток.
В связи с тем что нами изучался материал от людей преклонного возраста, возник вопрос, нельзя ли отнести этот феномен к проявлениям старческих изменений артерий? Вероятно, нельзя, потому что К. Langer выявил идентичные изменения в твердой мозговой оболочке головного мозга детей.
Являются ли спиралевидные артерии во многих органах постоянным или временным образованием? С. D. de Langen (1964) установил, что при некоторых патологических условиях, например вблизи воспалительного очага, прямолинейные сосуды могут принимать спиралевидный ход; после выздоровления они снова становятся прямолинейными.
Как показали экспериментальные исследования P. Tagariello и R. Domini (1958), выполненные на кроликах, и Weyrauch и Degaris (цит. по С. D. de Langen, 1964), выполненные на брыжейке крыс, спиралевидные артерии появляются при облитерации или при перевязке главного сосуда. Таким образом, этот феномен отражает реакцию коллатералей и спиралевидные сосуды могут быть обозначены как приспособление к нарушениям условий гемодинамики. Рыхлая соединительная ткань, окружающая спиралевидные артерии, может быть, имеет значение в функциональном расширении этих артерий.
С. D. de Langen (1964) пытался клинически исследовать влияние пульсовых волн на сосудистую систему и особенно на спиральные артерии. По его мнению, переход прямолинейных сосудов в спиральные происходит при следующем гемодинамическом эффекте: силы, продвигающие кровь внутри сосуда, разделяются на две составные части: наиболее значительная из них осуществляет движение вперед, другая определяет боковое давление на сосудистые стенки. Возрастание одной вызывает пропорциональное уменьшение другой. Спирализация артерии заметно снижает давление по течению и увеличивает боковое давление. Можно
ожидать, таким образом, появления спиральных артерий в бассейнах, где интенсивно выражены нарушения обмена в ткани; это хорошо объясняет наличие их в яичнике, матке, почке, но с этой точки зрения понять их появление в твердой мозговой оболочке трудно.
Некоторые авторы пытались по-другому объяснить физиологическое значение спиралевидных артерий: J. L. P. Dominguez (1955) приписывал им функцию резервуаров. P. Tagariello и R. Domini (1958) рассматривали их как распределитель и регулятор кровотока.
Все эти гипотезы, часть которых является интересной, не отвечают на значительное число вопросов: как и под влиянием каких факторов происходит спирализация? Какие из спиралевидных артерий действительно являются различными стадиями процесса спирализации?
В противоположность многочисленным перечисленным теориям F. Hammersen и J. Staubesand (1961) полагают, что спиралевидным артериям нельзя приписывать каких-либо специальных гемодинамических функций; по их мнению, они могут быть только выражением предшествовавшей сосудистой недостаточности.
2. Сосудистые клубочки
(рис. 75)
В твердой мозговой оболочке корешков мы наблюдали и сосудистые клубочки.
Описание. Они состоят из большого числа приносящих артерий, которые формируют клубок извитых, червеобразных сосудов — истинный сосудистый клубок.
Мы не наблюдали постоянно эфферентного сосуда, но на некоторых препаратах можно было видеть линейный сосуд в виде плотной полосы,, которая, казалось, покидает клубочек.
Расположение. Сосудистые клубочки обнаруживаются главным образом на задней поверхности твердой мозговой оболочки спинного мозга и исключительно редко на передней. Дорсальная локализация с наибольшей частотой выявляется на уровне второго грудного сегмента. Клубочки всегда расположены на наружной поверхности твердой мозговой оболочки, образуя своего рода выступ в эпидуральное пространство.
Строение. На серии срезов отчетливо видна экстрадуральная локализация сосудистых клубочков. Они прикреплены к твердой мозговой оболочке более или менее компактными соединительнотканными пучками различной ширины. Когда клубочки плотные, соединительная ткань, которая окружает их, становится рыхлой, и в данном случае возникает вопрос, не происходит ли здесь, как и в спиральных артериях, явление их возможного расширения. Клубочки состоят из артерий и из вен.
Артерии имеют различный размер. Они построены так же, как спиралевидные артерии, их средняя оболочка очень тонкая.
Вены расположены на периферии или в центре клубочка и имеют обычное для вен строение: эндотелий и более или менее толстый фиброз-но-мышечный средний слой. Часто вены образуют «причудливую» картину. Только один раз мы имели возможность наблюдать на серии срезов вену, переходящую из эпидурального в субдуральное пространство и косо пересекающую твердую мозговую оболочку.
Обсуждение. A. Key и G. Retzius в 1875 г. впервые описали наличие-«клубочков» в твердой мозговой оболочке головного мозга. Подобное исследование было проведено недавно F. Hammersen (1961), который до-
Рис. 75. Сосудистый клубочек в твердой мозговой оболочке второго грудного сегмента мужчины 67 пет. Хорошо видна афферентная артерия и, может быть, ее вторая, более тонкая (или коллатеральная) ветвь. Клубочек сформирован из многочисленных петель, расположенных в трех плоскостях. С противоположной стороны от афферентной артерии намечается линейная плотность, которая покидает клубочек
(артерия или вена?). ХЗО.
полнил описания их локализации и распределения в больших полушариях. Эти исследователи обнаружили клубочки только на уровне надкостничного слоя твердой мозговой оболочки головного мозга и считали их регуляторами кровотока. Тесное расположение артерий и вен в клубочках должно было поддерживать гипотезу В. В. Куприянова (1964) о наличии артерио-венозных анастомозов на этом уровне, но мы их не обнаружили, хотя на некоторых препаратах сосудистых клубочков находили частицы коллоидного бария в венах. Известно, что это вещество не проходит прекапиллярный барьер и не должно находиться в венах. Если исключить возможность технических артефактов, мы могли бы говорить о наличии артерио-венозных анастомозов. Но пока это лишь гипотеза, требующая подтверждения.
Дата добавления: 2015-04-29; просмотров: 2043;