Цивилизационная матрица модернизации.
Критерии | Европейско-антично-христианская цивилизация | Арабско-исламская цивилизация | Индо-буддийская цивилизация | Китайско-конфуцианская цивилизация | Русская цивилизация |
Отношение к материальному успеху | Индивидуальный успех | Материальный успех не поощряется, рецидивы восточной роскоши | Высшая ценность небытия, Нирвана. Материальный успех – ничто | Постоянное самосовершенствование человека, включая рост материального достатка | Материальный успех имеет подчиненное по отношению к социальным нормативам и идеалам значение; диспаритеты материальной успешности противоречат социальной гармонии |
Отношение к индивиду | Индивид во все большей степени рассматривается как единица общества. Ставка на сильного индивида, на частную собственность, достоинство, свободу | Человек – песчинка. Ставка на хорошо дисциплинированный и покорный воле старшего социум. Частная собственность. Основа общества – семья. Общая установка на общественное равенство | В центре индивид, но не как свободная личность, а как обособленный человек, занятый мыслями о собственном спасении, а также спасении своей общины. основа общества – семья | Организованность и дисциплина, но основанная не на покорности, а на чувстве долга. Основа общества – семья | Идеал соборности. Общинно-эгалитарный критерий индивидуальной деятельности |
Социальная мобильность | Широкие возможности проявления и квалификации в разных сферах деятельности. Высокая мобильность | Большая мобильность (сегодня – раб, завтра – эмир, и наоборот). Но все в основном зависит от удачи. Фатализм. Мобильность тормозится религиозно-нормативными ограничителями | Кастовость. Отсутствие социальной мобильности. Мобильность нивелируется идеей сансары | Мобильное общество несколько тормозится жесткой структурой государства (в Китае – больше, в Японии – меньше). Мобильность бюрократически-рангового восхождения | Госпатернализм. Высокий уровень социальной мобильности определяется активностью государства |
Отношение к закону | Перед законом индивид отвечает только за себя. Рациональное правосознание. | Индивид часто несет ответственность за членов своей семьи, рода, гильдии, касты, общины. Традиционное правосознание. | Трактовка закона определяется высшей государственной и идеологической целесообразностью. Харизматическое правосознание. Закон может быть противоположен справедливости. | ||
Отношение к религии | Сфера религии ограничена отношениями человека со святыми. Прочие отношения не религиозны | Важность религиозных отношений во всех сферах общества, в том числе и в экономике. Регламентационная роль религии | Религиозный иррационализм. Бегство от мира объективизации | Религиозные принципы как высшая целесообразность. Роль ритуала | Идеократия. Религия имеет характер идеологии, но не бытовой нормативности |
Общественная активность | Усиление человеческой активности в общественных отношениях возможно и желательно | Смирение и послушание. Повиновение перед старшими. | Жесткая кастовость. Общественная активность минимальна, ввиду своей бессмысленности. | Упор на общественную стабильность и порядок. | Общественная активность инициируема сверху. Воля вместо свободы |
Отношение к политической деятельности | Большинство людей в той или иной степени вовлечены в политическую деятельность | Заповеди ислама не препятствуют мусульманину заниматься политикой, при условии подчинения ее императиву веры | Безразличие индивида к власти, к администрации, к государству. Политикой занимается ограниченное меньшинство населения | Слабая политическая, но сильная социальная активность. Политикой занимается ограниченное меньшинство населения. Император выше закона. Сакрализация высшей власти. | Революции сверху. Всплески политической активизации. Персонофицированность политических ориентиров. Царистский культ. Феномен народной монархии. |
Перед каждой из цивилизаций стоит выбор между двумя возможными моделями модернизации – «дискретной» и «консервативной». Дискретная модернизация протекала в разрыве с цивилизационной традицией. Она представляла собой радикальный вариант общественного обновления. Дискретная логика заключалась в высвобождении из рамок традиции. Напротив, консервативная версия модернизма заключалась в эксплуатации этой традиции в соответствии со стоящими перед обществом модернизационными задачами. Цивилизационная идентичность в данном случае не только не являлась препятствием, но служила особым ресурсом развития. Наряду с категорией «цивилизационного ограничителя», понятие «цивилизационный ресурс» отражает вариативность протекания модернизационных процессов.
Может, впрочем, возникнуть вопрос о том, насколько оправданно применять понятие модернизации к системе, опирающейся на традиционалистский потенциал. Не будет ли более точным определение ее в качестве репродуцирующегося традиционного общества? В действительности между ними существует принципиальное отличие. Традиционное общество адаптивно к традиции. Модернизация же всегда ургийна. Традиция при ней может быть эксплуатируема в модернизационных задачах, но не может служить механизмом регуляционной средовой адаптации.[544]
Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 1469;