РАБОТА С ЭТНИЧЕСКОЙ СЕМЬЕЙ
Аннотация
Increasing attention of scientists of different regions to the family in the last two decades, not by chance, it is connected, on the one hand, with the necessity of activation of the human factor in the conditions of socio-economic development, on the other – with the aggravation of some of the problems and contradictions that characterize the state of family relations in the moment. Despite the well-known fact that in changing conditions of the economy, policy, culture, family loses psychological and social stability, as well as on the increasing number of cross-cultural studies so far socio-psychological problems of modern family have not been studied enough. Scientific search mechanisms of stabilization of spousal relations is impossible without the study of social-psychological features of the families that are becoming increasingly important in the situation of uncertainty, characteristic of today. The study of social-psychological features of families of different ethnic groups is an important component of this research.
Повышение пристального внимания ученых разных областей к семье в последние два десятилетия не случайно, оно связано, с одной стороны, с необходимостью активизации человеческого фактора в условиях социально-экономического развития, с другой – с обострением некоторых проблем и противоречий, характеризующих состояние семейных отношений в настоящий момент.
Несмотря на общеизвестный факт, что в изменяющихся условиях экономики, политики, культуры семья утрачивает психологическую и социальную устойчивость, а также на возрастание числа кросскультурных исследований до настоящего времени социально-психологические проблемы современной семьи остаются недостаточно изученными. Научный поиск механизмов стабилизации супружеских взаимоотношений невозможен без изучения социально-психологических особенностей семей, которые приобретают все большее значение в ситуации неопределенности, характерной для сегодняшнего дня. Исследование социально-психологических особенностей семей разных этносов является важным компонентом этого научного поиска.
В свете психологических исследований и по результатам житейских наблюдений межэтнические браки могут выглядеть порой как браки более успешные по сравнению с моноэтническими. Однако это не снижает интереса к проблематике, так или иначе связанной с межэтническими браками, со стороны в первую очередь тех людей, жизнь которых в той или иной степени была связана с межэтническими браками, даже если с точки зрения ряда формальных критериев жизнь в этих браках выглядит внешне вполне успешной. Это дает основание предположить субъективно ощущаемое скрытое и зачастую непонятное в своих причинах неблагополучие, что побуждает его исследовать на первом этапе с помощью методов теоретического анализа. Если для этого использовать теории, сложившиеся за последнее столетие в отечественной традиции, то, несмотря на различия между ними, непреложным остается факт: за основу анализа процессов, имеющих место в диаде, следует брать процессы, происходящие в более широких, чем диада, социальных сообществах. Отношения в диаде, не сложилось окончательное взаимопонимание между супругами и все еще много серьезных проблем. Однако уже в это время появляется основа для преодоления всяческих, в том числе и являются конкретными проявлениями этих процессов.
Семья занимает особое место в ряду социальных групп. Она имеет свои специфические проблемы, противоречия, конфликты, обусловленные не столько общественными явлениями, сколько личными качествами ее членов, характером их взаимоотношений. Исходным моментом готовности человека к браку и созданию семьи выступает понимание им значимости семейных отношений, обязательств людей друг перед другом, ответственность за семью и детей, добровольное принятие неизбежных в семейной жизни.
Совершенно очевидно, что все эти характеристики имеют свое национальное выражение. На Кавказе они одни, у народов Сибири и Дальнего Востока другие. Можно сказать и так: каждая этническая общность вырабатывает свои собственные представления о том, какими должны быть эти характеристики и стремится поддерживать их в национальном сознании, традициях, поступках и отношениях представителей своего народа.
Этот процесс достаточно сложен. Он осуществляется по своим собственным законам у каждой этнической общности и разбивается на ряд последовательных этапов, включающих:
1) первичное знакомство с семейной жизнью, ее психологией и формирование общих представлений о ней, особенно если вступающие в брак являются представителями разных этнических общностей;
2) формирование взглядов на свою семью как многонациональную;
3) реализацию собственных представлений о многонациональной семье в браке;
4) накопление опыта семейной жизни в рамках многонациональной среды;
5) дальнейшее совершенствование семейных отношений в процессе закрепления супружеских уз.
При этом первостепенное значение получают динамика развития супружеских отношений и их национальная специфика.
На первом этапе формирования супружеских отношений обычно происходит присущая для каждой этнической общности социально-ролевая и межличностная адаптация к условиям семейной жизни. Это время первоначального вхождения в духовный мир друг друга, взаимного привыкания, распределения социальных ролей, а также устройства быта и организации досуга.
Если супруги являются представителями разных народов, часто не все складывается гладко, на их пути встречается большое количество трудностей, которые нужно преодолеть, не затронув национальное достоинство каждого. Это самый трудный и опасный период с точки зрения стабильности брака, когда даже малые размолвки, тем более окрашенные этнической спецификой, могут оттолкнуть людей друг от друга. Правда, существует достаточно серьезный фактор, обеспечивающий стабилизацию супружеских отношений, – любовь, которая скрашивает обиды и сметает препятствия на своем пути.
На втором этапе формирования супружеских отношений, начинающемся после появления ребенка, происходит значительная перестройка во взаимоотношениях супругов, связанная с изменением в ролевой структуре, появлением родительских обязанностей, перераспределением материальных средств и бюджета времени. На этом этапе нет еще единства интересов национально специфических, размолвок, закладываются предпосылки для общего, интернационального отношения супругов к себе и другим людям, правильной оценки этнических «недостатков» и недоразумений, если они имеют место.
Самое главное, что супруги вынуждены серьезно задумываться над интернациональными принципами воспитания в семье, связанными не только с рождением ребенка, но и с развитием его самосознания, с перспективами его будущей культурной адаптации в окружающем полиэтническом мире.
Большое значение здесь имеет и новое распределение обязанностей по дому между супругами разных национальностей. Например, во многих семьях жителей Северного Кавказа только после рождения ребенка отец начинает уделять больше внимания работе по дому, помощи жене. До того это, как правило, не наблюдается в силу специфики национальных традиций. Специальные психологические исследования показывают, что молодые люди разных национальностей, полюбив друг друга и намереваясь вступить в брак, не задумываются всерьез над возможными трудностями совместной жизни (в том числе межнациональными), которые их ожидают.
Столкнувшись на втором и третьем этапах становления своей семьи с трудностями, они по-разному их преодолевают. Меньше проблем, как правило, испытывают те молодые люди, которые сильнее любят друг друга и которые до свадьбы жили в районах смежного проживания представителей разных национальностей.
Третий этап характеризуется тенденцией к устойчивости и стабильности супружеских отношений в ряде основных сфер жизнедеятельности семьи. Полностью распределяются социальные роли, и они перестают быть источником разногласий. Окончательно выявляется лидер в каждой из функций семьи, если он ранее не был определен в соответствии с национальными традициями. Или же значительно сглаживаются противоречия, возникавшие ранее на этой почве.
Однако этот период сложен из-за проблем, связанных с воспитанием детей. У представителей некоторых этнических общностей это усугубляется известным дефицитом общения отцов с детьми, у других, наоборот, упрощается в силу национальных традиций активного участия главы семьи в формировании внутреннего мира своих детей, а также их воспитании в целом. В любом случае, если супруги являются представителями разных этнических общностей, совместное участие в воспитании детей способствует укреплению их взаимоотношений и сглаживанию различий в этнических традициях.
В этот же период возникает и еще одна проблема, имеющая принципиальное значение. Родители начинают более глубоко понимать и реализовывать в воспитании своего ребенка традиции обоих национальных общностей, к которым они принадлежат. В этой связи и они сами значительно глубже осмысливают необходимость интернационального подхода к психическому развитию и поведению своего ребенка, стремятся воспитать у него одинаковое отношение к тем нациям, к которым принадлежат отец и мать.
Четвертый этап характеризуется гораздо большей стабильностью сложившихся взаимоотношений в основных сферах жизни разноэтнической семьи.
Происходит полная интернационализация внутрисемейных отношений. Подрастающие дети не только эффективно влияют на выполнение обязанностей супругами, но и оказывают корректирующее воздействие на их поведение. Для супругов возрастает значимость самооценки своих поступков, решений, мотивов действий, так как дети подмечают всевозможные нюансы во взаимоотношениях родителей, видят фальшь или двусмысленность в их взаимных реакциях на события внутрисемейной жизни.
С другой стороны, на этом этапе приходит черед для активного осмысления ими своего индивидуального опыта налаживания межэтнических отношений, понимания внутреннего мира самого близкого тебе человека, его этнических особенностей.
Пятый этап связан с окончательной стабилизацией супружеских отношений во всех сферах жизнедеятельности семьи. У супругов устанавливается близость, а часто и полное единство взглядов по значительному числу проблем. Взрослые дети вносят в нравственно-психологическую атмосферу семьи элементы демократизма, обязательности, осмысленности действий, взвешенных решений. Чаще в поступках супругов имеют место взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодоверие и терпимость. В этот период практически не возникают конфликты на межнациональной почве, супруги полностью адаптированы к национальным традициям и особенностям друг друга. Опыт исследования национальной специфики семейных отношений в то же время показывает, что психологическими предпосылками их стабилизации выступают осуществляемые как в государственном, так и в семейном масштабе. Пропаганда и разъяснение необходимости понимания и соблюдения национальных традиций каждого из супругов, учета психологических особенностей представителей различных наций, борьба с попытками принижения их достоинства и национального самосознания.
Почти во всех религиозных системах семья рассматривается как норма человеческого существования. Основой семьи является брак, смысл которого состоит в производстве потомства, верности и незыблемости супружеского союза. Однако исторически существовали конкретные религии, поэтому общая концептуальная модель семьи имеет специфические черты в различных религиозных направлениях и концессиях. Отличительной чертой современного общества является сосуществование и взаимовлияние различных философских, религиозных, политических систем. Нормы и правила, действующие в одной культуре, уже не могут восприниматься как абсолютные. Принципы толерантности, действующие по отношению к другим взглядам, ценностям, верованиям справедлив и в случаях моделей семьи, обладающих как сходством, так и различием у разных народов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Посысоев Н.Н. Психология семьи. – М., 2010.
2. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. – М., 2011.
Галстян Сюзанна,
студентка 2 курса ИПИМиФ АГПА (г. Армавир)
Научный руководитель: к.псх.н., доцент А.В. Качалова
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Аннотация
The culture represents belief, values and means of expression (applied in literature and art) which are the general for any group; they serve for streamlining of experience and regulation of behavior of members of this group. Beliefs and subgroup views often call subculture.
Проблемы культуры приобретают сегодня первостепенное, по существу, ключевое значение, ибо культура выступает мощным фактором социального развития. Ведь она пронизывает все аспекты человеческой жизнедеятельности – от основ материального производства и человеческих потребностей до величайших проявлений человеческого духа.
Культура воздействует на все сферы общественной и индивидуальной жизнедеятельности – труд, быт, досуг, область мышления и т.д., на образ жизни общества и личности. Значение ее в формировании и развитии образа жизни человека проявляется через действие личностно-субъективных факторов (установки сознания, духовные потребности, ценности и пр.), влияющих на характер поведения, формы и стиль общения людей, ценности, образцы, нормы поведения. Возникая в результате деятельности по освоению, выступают одновременно и в качестве элементов сложного механизма регуляции социальной жизни, всех форм жизнедеятельности общества.
Понятие «культура» весьма многозначно, имеет различное содержание и разный смысл не только в обиходном языке, но и в разных науках.
В нашей сегодняшней жизни слово «культура» все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием. Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия.
Культура представляет собой убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.
Попытки определить, что такое культура, дать ее определение, выявить функции довольно часто предпринимались современной наукой:
1. Понятия. Они содержатся главным образом в языке. Благодаря им становится возможным упорядочить опыт людей. Например, мы воспринимаем форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир организован по-разному.
2. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой – в пространстве и времени, по значению (например, черное противоположно белому), на основе причинной обусловленности («пожалеть розгу – испортить ребенка»).
3. Ценности. Ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям и каждый общественный строй, устанавливает, что является ценностью, а что не является.
4. Правила (нормы). Эти элементы (в том числе и нормы) регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.
Ценности не только сами нуждаются в обосновании, но и, в свою очередь, сами могут служить обоснованием. Они обосновывают нормы или ожидания и стандарты, реализующиеся в ходе взаимодействия между людьми.
Базисные элементы культуры существуют в двух видах – материальном и духовном. Совокупность материальных элементов составляет материальную культуру, а нематериальных – духовную. Важная особенность материальной культуры – ее нетождественность ни материальной жизни общества, ни материальному производству, ни материально преобразующей деятельности. Материальная культура характеризует эту деятельность с точки зрения влияния ее на развитие человека, раскрывая его способности, творческие возможности, дарования. В материальную культуру входят: культура труда и материального производства, культура отношения к собственному телу, физическая культура.
Духовная сторона культурной статики: нормы, правила, образцы и нормы поведения, законы, духовные ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык.
Человек по-разному может реализовать свое творческое начало, и полнота его творческого самовыражения достигается через сознание и использование различных культурных форм. Каждая форма обладает смысловой и символической системой.
Культура представляет собой многофункциональную систему. Главная функция феномена культуры – человеко-творческая, или гуманистическая. Все остальные, так или иначе, связаны с ней и даже вытекают из нее.
У человека есть постоянные и специфические признаки (разумность, общественный труд, осуществление сложных форм социальной жизни, мир культуры как результат человеческой деятельности), но в какой мере они открывают тайну человека в целом? В вопросе сущности человека многое зависит от общей мировоззренческой установки, того, что философское направление выдвигает в качестве высшей ценности.
Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации.
Одно из основных свойств культуры как социального явления – это ее преемственность и воспроизводство. Для этого необходимо постоянное накопление и сохранение информации, необходимой для воспроизводства как материальной, так и духовной культуры.
Особенность культуры состоит в постоянном переходе от прошлого к настоящему и будущему. Накопленному опыту прошлого противостоит повседневная практика, требующая постоянной расшифровки прежнего опыта, его приспосабливания, отбора, интерпретации и обогащения.
Культура в целом неразрывно развивается, меняет свой облик, отражая облик мира, потребности новой жизни. Нынешняя культура использует огромные достижения науки и техники. Она создает уют и благоденствие. Современная культура стремительно преображает окружающую среду, общество, быт людей. В XX столетии, как считают многие исследователи, произошел разрыв социального и культурного циклов. Это, по существу, одна из исторических закономерностей нашего времени. Темпы культурных перемен стали гораздо более быстрыми. Теперь на протяжении одной жизни может чередоваться несколько культурных эпох.
Стремительно рушится привычный уклад жизни, уходит в прошлое то, что еще недавно составляло смысл нашего бытия. Меняются ориентации. Низвергаются святыни. Рвутся нити, связывающие нас с близкими людьми. Человек остается одиноким перед надвигающейся неизвестностью.
Ускорение перемен сокращает длительность жизненных ситуаций. Современному человеку за определенный отрезок времени приходится переживать гораздо больше разных жизненных ситуаций, чем людям, жившим раньше. Это оказывает разрушительное воздействие на его психику. Полнейшая апатия еще не означает спокойное здравомыслие, а психологическое оцепенение – верноподданнические приятия нововведений. Однако выход из этой критической ситуации подскажет человеку сама культура. Сложные процессы взаимопроникновения и воспроизводства, обновления культур помогут современному человеку справиться с «футуршоком», и выжить в меняющихся условиях современности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гуревич П.С. Человек и культура. – М.: Дрофа, 2008.
2. Культурология. Культура в современном мире / Под ред. А.А. Родугина. – М., 2011.
3. Культурология / Под ред. А.Н. Марковой. – М., 2009.
4. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. – М.: Гардарики, 2007.
Кукса Алексей,
студент 2 курса педиатрического факультета БГМУ (г. Минск, Белоруссия)
Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 790;