СТУДЕНТОВ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация

Health and human culture has always been, is and will be one of the core values ​​that characterize the development of civilization. It should be noted the growing interest of scientists to the problem of building a culture of health of the person by valeological education, including higher education pedagogical profile.

 

Здоровье и культура человека всегда были, есть и будут одними из основных ценностей, которые характеризуют развитость цивилизации. Современная ситуация общественного развития с наметившейся тенденцией ухудшения состояния здоровья людей всех возрастов, особенно молодежи, с одной стороны, и развитием процесса гуманизации общества, инициировала рассмотрение личности как высшей ценности и актуализировала развитие ее социокультурного, нравственного, интеллектуального и физического потенциала.

Изменения в системе образования потребовали формирования личности специалиста нового типа, воплощающего в себе основы общей и профессиональной культуры и реализующего их в условиях повышенной ответственности за судьбы подрастающего поколения. Сегодня стало очевидным, что обществу нужен духовно и физически здоровый, социально активный, творчески вдохновленный учитель, профессионализм которого направлен на воспитание «человека культуры». Такой учитель интегрирует в себе культуру знаний, образа жизни, здоровья, чувств, привычек, поведения, общения, мышления. Вот почему на фоне противоречивой социально-экономической ситуации в обществе, стремительного ухудшения уровня здоровья людей, неблагоприятной экологической обстановки, заметного противоречия между уровнями общей и профессиональной культуры учителя и стремительно растущими требованиями к его личности обращенность к изучению и развитию внутреннего мира личности педагога приобретает особую значимость.

Следует отметить возросший интерес ученых к проблеме формирования культуры здоровья личности посредством валеологического образования, в том числе в высших учебных заведениях педагогического профиля (Р.М. Баевский, В.И. Белов, А.П. Берсенева, В.И. Бондин, И.И. Брехман, Я.С. Вайнбаум, Э.Н. Вайнер, О.Ю. Грезнова, В.И. Егозин, Ю.Д. Железняк, В.Н. Ирхин, Г.А. Калачев, А.П. Максимов, О.Л. Трещева, А.Г. Щедрина и др.).

Однако единых взглядов на природу данного социально-педагогического феномена еще не выработано, что вызывает необходимость дальнейшего изучения педагогических основ развития личности учителя и формирования его культуры здоровья. Фундаментальные предпосылки для этого создают труды ученых, определивших общие закономерности развития высшего педагогического образования (М.Н. Берулава, В.А. Кан-Калик, Л.Ф. Колесников, М.М. Левина, А.В. Мудрик, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, В.Н. Турченко, Е.Н. Шиянов и др.), обосновавших прямую зависимость сохранения и воспроизводства здоровья от уровня культуры.

Одним из средств реализации идей личностноразвивающего образования и оказания действенной помощи в создании условий для полноценного развития личности может быть психологическая служба, которая сравнительно недавно формально признана одним из элементов государственной системы образования. Время ее интенсивного становления и внедрения в практику сменилось рефлексией по поводу ее эффективности, надежности, личностноразвивающего потенциала.

Основоположник развития и внедрения психологической службы в образовательный процесс И.В. Дубровина неоднократно указывала, что главная цель психологической службы – обеспечение психического и психологического здоровья детей. К настоящему времени в отечественной психолого-педаго­гической науке уже накоплен достаточный потенциал, который лежит в основе успешной реализации в образовательных учреждениях указанной цели (М.Р. Битянова, И.В. Дубровина, О.А. Карабанова, С.В. Кривцова, Е.А. Мухаматулина, Р.В. Овчарова, А.М. Прихожан, А.С. Прутчен­ков, Н.Н. Толстых, Л.М. Фридман, О.Н. Усанова и др.). Однако многоплановые комплексные исследования по существу только начинаются.

Помощь (оказание поддержки) студенту в разрешении проблем является результатом сопровождения, предполагающего создание условий для формирования, развития и сохранения психологического здоровья всех участников педагогического процесса.

В основе организации психологического сопровождения лежат три основных направления – диагностическое, просветительское (психопрофилактическое), коррекционно-развивающее. Разработан алгоритм не только проведения диагностических процедур, но и передачи информации, полученной в результате исследований, всем участникам педагогического процесса: студентам, кураторам, администрации.

Этот алгоритм включает в себя: систему консультативной работы по результатам диагностики с учащимися; выступление на советах перед педагогическим коллективом; индивидуальная работа с кураторами по проблемам актуального состояния студентов, прогноза успешности, результативности обучения. Информационно-аналитические документы обеспечивают деятельность администрации и управление качеством образования.

В последнее время развернулись научные исследования, изучающие различные аспекты психологической службы (А.Г. Асмолов, И.В. Дубровина, Н.В. Морозова, С.В. Недбаева, А.М. Прихожан, Р.В. Овчарова, Л.М. Фридман, М.Р. Битянова, Ю.З. Гильбух, В.В. Рубцов, И.М. Каманов и др.).

Однако анализ научных исследований позволяет констатировать, что остается невыясненным вопрос о том, как реально в условиях вузовского обучения можно сохранить психологическое здоровье личности, поддержать студента в его профессиональном развитии, какие механизмы психологической поддержки при этом могут быть использованы.

Необходима научная рефлексия относительно используемых подходов в работе со студентами, новых форм образовательной деятельности, адекватных требованиям современной социополитической и социоэкономической ситуации в России.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст. – СПб., 2006.

2. Хухлаева О.В. Особенности психологического здоровья современных студентов // Педагогическое образование и наука. – 2001. – № 1. – С. 37.

3. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2013.

 

Бдоян Елена,

студентка 3 курса СПФ АГПА (г. Армавир)

Научный руководитель: к.псх.н., доцент А.А. Попова

РАЗВИТИЕ ДУХОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

 

Аннотация

This article deals with the problem of person's spirituality; according to the generally accepted concepts of spirituality in different centuries; with different generations. Human spiritual life is not just a special sphere of the world of phenomena, area subjective outside world is a different world, a kind of the reality of human existence.

 

Духовность человека – это богатство мыслей, сила чувств и убеждений. Во все более полной мере оно становится достоянием передового человека. У него присутствует широкий кругозор, охватывающий горизонты науки и техники и высокая культура чувств. Прогрессивные мыслители рисовали идеал образованного и духовно развитого человека. Н.Г. Чернышевский считал таким человеком того, «кто приобрел много знаний, и, кроме того, привык быстро и верно соображать, что хорошо и что дурно, что справедливо и что несправедливо, или, как выражаются одним словом, привык «мыслить», и, наконец, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление, т.е. приобрели сильную любовь ко всему доброму и прекрасному. Все эти три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова». Человек демократического общества формируется сегодня. Перед ним открываются большие горизонты науки и техники. Развивается естествознание и все глубже входит в основные отрасли технического Прогресса – электрификацию, комплексную механизацию и автоматизацию производства, химизацию важнейших отраслей народного хозяйства, производственное применение атомной энергии. Гуманитарные науки становятся научной основой руководства развитием общества. Но знания не только ведут к определенному виду деятельности. Они освещают общую картину мира, общие законы развития природы и общества, благодаря чему вырабатывается научный подход к пониманию явлений.

Духовный человек характеризуется душевностью, открытостью для людей, для любви, для самосовершенствования, для благородных поступков, умением радоваться чужой радости. Духовный человек – это индивид, обладающий сильным духом, энергичный, свободный от суеты сует, свободный от страха смерти. Это человек, сочетающий покой со сверхчувствительностью, способный понять другого, понять сущность явлений. Смысл своей жизни он видит не в обретении какой-то эфемерной индивидуальности (позволяющей попасть в книгу Гиннеса), не в самоутверждении, а в принесении пользы ближним и дальним людям, занимаясь созиданием материальных и духовных ценностей. Созидательная деятельность вынуждает его преодолевать себя, вынуждает управлять собой, работать над собой, физически и духовно совершенствоваться. Плодотворная деятельность способствует самореализации, обретению индивидуальности, даёт ощущение удовлетворения своей жизнью и ощущение счастья [1].

Произведения литературы и искусства воспитывают чувства, помогают глубже познать и понять жизнь, развивают творческую активность. Духовный человек - это человек, одаренный в художественном творчестве, и способный строить жизнь по законам красоты. Основы духовного развития ребенка закладываются в семье. С самого раннего возраста у детей создаются представления о природе, об отношениях между людьми, об окружающем мире. Насколько широки эти представления, как быстро они развиваются – это зависит от родителей, их поведения и общения с детьми. Известно, что духовный облик ребенка складывается под влиянием духовного облика родителей. Семья живет большими духовными интересами. Стремление взрослых быть в курсе всего того, что происходит в стране и во всем мире, что волнует людей в политике, народном хозяйстве, науке, технике, искусстве, спорте, – это стремление непременно передается детям, становится источником детской пытливости и любознательности. Повседневная забота родителей – следить за тем, как учатся дети, что читают, насколько они любознательны, поддерживать всякую инициативу детей, направленную на обогащение ума и души растущего человека.

Российские психологи к категории духовности впервые обратились во второй половине XX столетия, когда психология начала активно заниматься проблемами человека, спецификой его внутреннего мира. Первоначально данное явление исследовалось в связи с проблемой нравственного и культурного развития. Однако уже к началу 80-х годов отчетливо наблюдается чрезвычайная пестрота в определении духовности. В целом отмечается тенденция рассматривать интересующую нас проблему в контексте глубинной структуры человеческой субъективности и отношения человека к миру и самому себе. В последней трети XX века духовность приобретает статус предмета научного анализа. В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев в «Основах психологической антропологии. Психология человека» указывают, что духовность становится новым феноменом человеческой реальности в ее субъективной проекции [3].

В зарубежной психологии духовность находится в фокусе внимания и пристального изучения со второй половины XX столетия. На сегодняшний день наиболее перспективным является изучение феномена духовности в трансперсональной, экзистенциональной, гуманистической психологии, в различных психотерапевтических практиках [2].

В целом системный анализ и верификация информации по проблеме духовности в отечественной и зарубежной психологии показали отсутствие однозначного определения духовности человека: ее смысл понимается весьма многообразно.

На современном этапе наше общество переживает духовный кризис. Свидетельством тому являются падение нравственности, расцвет преступности, жестокости, бесчеловечности, наркомания, беспорядок, нарушение дисциплины, спекуляции, хищения, теневая экономика и т.п. В известном смысле кризис общества начинается с кризиса нравственности, кризиса культуры. Происходящий в стране интенсивный процесс раскультивирования народа ведет к его вырождению и гибели. Однако критическое состояние культуры не вызывает массового беспокойства, хотя корни многих наших экономических, социальных и политических проблем кроются в упадке морали и культуры.

Нынешнее поколение и также грядущее далеки от духовности. В 18 веке люди владели многими языками, хотя это и была это ветвь аристократии. Низшие слои тоже стремились к образованию. Родителям для этого нужно было работать на несколько работах или же копить деньги с рождения ребенка. В наше время многим родителям удается заработать деньги на обучение ребенка, но многие этого не ценят, и думают, что так все и должно быть. Также в 18-19 веках знали значение слова «приличия» в обществе. Ведь только следовало знатной даме побыть наедине с незнакомым мужчиной без дуэньи, так потом о ней могли слыть не очень хорошие слухи. Сейчас же наша молодежь знакомится на каждом шагу и общаются друг с другом, не зная ничего о человеке.

Для нас «духовность» означает воспитанность человека, начитанность, которую я считаю одним из важных критериев духовности, знание своей истории, дань и почитание старших. Но глядя сейчас на поколение моего возраста, я удивляюсь всему. Я частенько езжу на общественном транспорте и диву даюсь: нашей молодежи трудно уступить место пожилым людям, чаще всего молодежь притворяется «спящей». Я не говорю, что вся молодежь такая, но большинство так и есть.

О начитанности современной молодежи тоже многое хочется сказать. Ведь немногие знают, кто такая Агния Барто или кто написал роман «Мастер и Маргарита». Дети, которые учатся в школе, знают о них еще из школьного курса. Но, уходя из школы, некоторые перестают читать что-либо. Ведь насколько много мы читаем, настолько больше становится наш словарный запас. Я стараюсь прочитать хоть одну книгу в месяц, но не всегда получается. Также хочется, чтобы каждое из поколений читало классику, для общего развития.

Как показывает анализ учебных планов общеобразовательных учреждений, каждый предмет способствует интеграции обучающегося не только в соответствующий ему компонент культуры (литература, история, биология, химия и проч. – в когнитивный; изобразительное искусство и музыка – в эстетический, физкультура – в физический и т.д.), но и, ввиду целостности самой культуры, во все другие её компоненты. Таким образом, духовно-нравственный потенциал учебных дисциплин является сегодня объективной реальностью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Буева Л.П. Духовность, художественное творчество, нравственность // Вопросы философии. – 1996. – № 2. – С. 3-10.

2. Колесникова И.А. Воспитание к духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен // Педагогика. – 2008. – № 9. – С. 25-33.

3. Франк С.Н. Духовные основы общества. – М., 2002.

 

Боташ Анна,

студентка 3 курса исторического факультета АГПА (г. Армавир),








Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 937;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.