Историческая справка. В различные исторические периоды экономическое благосостояние общества определяется разными причинами и выражается в разных символах
В различные исторические периоды экономическое благосостояние общества определяется разными причинами и выражается в разных символах. Так, например, в XVIII в. Адам Смит писал о "простом продукте". Это словосочетание более известно нам по "Евгению Онегину", мы помним, что государство даже в золоте не нуждается, если обладает простым продуктом, т.е. хлебом, пшеницей. Участвовать в сельскохозяйственных работах ребенок мог уже с четырех лет. К этому возрасту мальчики, как правило, умели запрягать лошадь.
К концу XIX – началу XX в. прежний символ прогресса полностью вытесняется всевозможными техническими новшествами, мощь экономики определяет индустрия. Отнюдь не случайно к 1880 г. в Европе повсеместно было введено обязательное бесплатное образование, без которого человек не умел бы обращаться с техникой. К концу XIX в. формируется современное понятие "детство", а в начале XX в. – "молодежь". Эти понятия характеризуют новое поколение, которое еще только готовится к вступлению в полноценную социальную деятельность.
К 50-м годам XX в. становится общепризнанным доминирующая роль "человеческого потенциала" в экономическом прогрессе. Гарантировать исполнение этой роли призвана принятая в 1947 г. "Декларация прав человека". После тысяч лет эволюции общества приходит осознание того, что именно способность работника развиваться, осваивать новое, изобретать, творить формирует экономическое благосостояние.
Работник, лишенный досуга (сферы свободы), становится неэффективным и даже опасным, поскольку не способен к полноценному развитию. Более того, он не способен к простому самовоспроизводству.
Современный человек, прежде чем приступить к труду в общественном производстве, имеет от 18 до 25 лет жизни, занятой преимущественно временем обучения и досуга. Различия обусловливаются страной и профессией, в их основе лежат требования к трудовым способностям. Общество вынуждено предоставлять человеку столько времени. Это время социально необходимо.
Современному человеку досуг необходим еще и для того, чтобы осваивать новые общественные отношения (по крайней мере, приспосабливаться к ним) и потреблять те новые блага, что созданы изобретениями и изменением технологий. Таким образом, в современном обществе досуг становится не следствием, а условием эффективного труда.
В науке существует ряд концепций досуга, каждая из которых акцентирует свое внимание на одном из перечисленных моментов взаимосвязи досуга и труда.
· Медико-биологические концепции являются наиболее ранними и изучают причинно-следственную цепочку "досуг – здоровье – труд". Их основу составляет разработка механизмов лечения заболеваний или их предупреждения с помощью оздоравливающих факторов, контакт с которыми возможен лишь в свободное время.
К особенностям лечебно-профилактических центров относятся, во-первых, конкретные благоприятные природно-климатические условия; во-вторых, многопрофильность или специализация на лечении (предупреждении) определенных болезней; в-третьих, временные границы, на которые рассчитано обслуживание (отпуск, конец рабочей недели или конец рабочего дня).
· Экономические концепции досуга рассматривают связь "досуг – воспроизводство рабочей силы (посредством потребления материальных и духовных благ) – труд". Данная связь раскрывается в анализе трех взаимодополняющих вопросов. Первый из них – соотношение рабочего, внерабочего и свободного времени, т.е. бюджет времени работника.
С точки зрения экономических концепций изучается достаточность (или недостаточность) внерабочего и свободного времени для простого и расширенного воспроизводства рабочей силы. Простое воспроизводство подразумевает, что работник в состоянии восстановить свои силы, т.е. обладает временем и финансами, необходимыми, чтобы спать, покупать одежду и продукты, готовить пищу, иметь жилище, развлекаться и т.д. Таким образом, речь идет о быте и отдыхе. Расширенное воспроизводство рабочей силы, помимо названного, подразумевает создание семьи и воспитание детей, повышение образовательного уровня и квалификации. Само собой разумеется, что если рабочая сила (человек) будет лишена возможностей, по крайней мере, простого воспроизводства, то экономика лишится своей основы. Поэтому здесь исследуются, во-первых, способы увеличения свободного времени за счет внерабочего благодаря рационализации быта; во–вторых, влияние рабочего времени на быт и досуг (сменность труда, продолжительность рабочей недели, время отпуска и т.п.). В частности, отечественные ученые установили влияние использования свободного времени на дисциплину труда (человек, умеющий управлять своим свободным временем, умеет управлять рабочим временем, исключаются асоциальные формы досуга); влияние образования, культуры общения и творчества в свободное время на труд в общественном производстве; влияние активного отдыха на количество больничных листов.
Второй вопрос, интересующий экономический подход, – это проблема стоимости досуга. Недостаток материально-финансовых средств приводит к невозможности восстановления сил человека, выражаясь экономическим языком – к деградации рабочей силы. Поэтому стоимость досуга влияет на требования работников, предъявляемые к оплате труда. Она входит в стоимость рабочей силы.
Наконец, третий вопрос, позволяющий раскрыть взаимосвязь "досуг – воспроизводство рабочей силы – труд", – это изучение индустрии досуга. В экономических концепциях этот вопрос имеет двоякую природу. С одной стороны, анализируется, насколько дешево и эффективно индустрия досуга восстанавливает силы работников, с другой – насколько эффективно она создает новые рабочие места, каковы размеры капитала и нормы прибыли, сколько еще можно заработать в этой отрасли.
· Социокультурные концепции рассматривают содержательное наполнение свободного времени. Их предметом служит взаимосвязь "досуг – развитие человека (посредством повышения уровня его культуры) – труд". Здесь досуг рассматривается как сфера образования, воспитания личностных и гражданских качеств, расширения кругозора, создания и обмена духовными ценностями, знакомства с культурно-историческими ценностями и наследием каждого народа. Эти концепции изучают досуговые возможности – доступ индивида и группы к культурным ценностям и видам деятельности.
Досуговые возможности определяются культурным комплексом – совокупностью объектов материальной и духовной культуры (памятники, архитектурные ансамбли, музеи, театры, предметы национального быта, природные объекты и пр.), объемом свободного времени и материально-финансовым положением.
На содержание и формы культурной деятельности в сфере досуга существенное влияние оказывают принадлежность к определенной социальной и национально-этнической группе, культурная ориентация, условия и образ жизни, предшествующий опыт досуговой деятельности, место проживания (город – село, окраина – центр), информация о возможностях удовлетворения досуговых потребностей.
Особое место в названных концепциях занимает анализ влияния различных видов культуры на стереотипы проведения досуга, например религиозной и светской культуры, культуры города и деревни, народной или массовой культуры, различных субкультур – подростковой, молодежной, студенческой, высших слоев общества, субкультуры бедности и т.д.
Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 904;