Досуг в структуре времени человека
Слово "досуг" имеет древнее происхождение, оно берет свое начало от глагола "досягнуть". В самой сущности данного глагола скрыта некая возможность выбора, свобода: свобода чего-либо или свобода от чего-либо. Именно поэтому филологи выделяют два на первый взгляд принципиально различающихся значения слова "досуг". "Досужесть" означала в прошлом умелость, мастерство. Именно этот смысл вкладывает в слово А.С. Пушкин, когда говорит о времени "вдохновенного досуга" и "вдохновенного труда". Другое, не менее распространенное значение характеризует досуг как свободное от нужных дел время, время праздное, свободное от работы или занятий, даже безделье.
В "Толковом словаре живого великорусского языка" В.И. Даля указывается: "Досуг – свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела". В качестве иллюстрации приводятся пословицы: "Был бы друг, будет и досуг"; "Работе время, досугу час"[54] и др. Но здесь же мы находим и другое значение слов: "Досужий – умеющий, способный к делу, ловкий, искусный, хороший мастер своего дела или мастер на все руки".
Именно такой двойственный характер досуга как пассивной праздности или искусной деятельности в свободное время подчеркивается в современных определениях. Характеризуя понятие "досуг", сопоставляют три времени: рабочее, внерабочее, свободное.
Рабочее время – это время, занятое производством материальных или духовных благ, созданием потребительских стоимостей товара или услуги, в результате человек вступает в социально–трудовые и экономические отношения с другими людьми. Эта часть времени расходуется на удовлетворение абсолютно необходимых, непреложных потребностей как воспроизводства, так и развития не только человека, но и всего общества. При этом если необходимость воспроизводства (поддержания жизнедеятельности) человека и общества очевидна, то необходимость развития определяется конкурентной средой общества.
Иными словами, рабочее время – это время, расходуемое на выполнение определенного количества необходимого общественного труда. Данный труд может выполняться быстрее или медленнее. По меткому замечанию К. Маркса, труд созидает свободное время.
Однако не все незанятое общественным трудом время является свободным. Рабочее время тесно связано с внерабочим временем, лишь частью которого является свободное время человека и общества. Впервые вычленять свободное время из внерабочего предложил Г.А. Пруденский (менее 50 лет назад!), после чего такое разделение стало общепризнанным в отечественной науке[55].
Помимо свободного времени во внерабочее время входят:
· затраты на удовлетворение физиологических потребностей (сон, питание, уход за собой);
· время, связанное с производством, но не входящее в него (проезд до места работы и обратно, подготовка к работе и пр.);
· абсолютно необходимые виды домашнего труда, исключенные из сферы общественного производства (приготовление пищи, стирка, мытье посуды, уборка жилища, уход за детьми, различные виды деятельности по типу "сделай сам" и др.).
Самое краткое определение свободного времени дано Б.А. Грушиным – это "часть внерабочего времени, остающаяся за вычетом необходимых затрат"[56]3.
Однако за рамками определения остается ответ на вопрос о том, какие именно затраты являются необходимыми. Например, возникают известные трудности с отнесением к свободному времени затрат на исполнение социальных обязанностей или реализацию потребности в общественной активности. С одной стороны, мы видим добровольность участия человека в деятельности партийных и общественных организаций, творческий характер воспитания детей, общения с родственниками, соседями и т.д. С другой стороны, общество часто властно диктует, требует, контролирует исполнение личностью тех или иных социальных ролей, подразумевающих конкретную деятельность.
В частности, религиозные обряды и церемонии до момента конституционного закрепления норм свободы совести (в странах Западной Европы и России это случилось в XX в.) проводились не в свободное, а во внерабочее время. Историки подсчитали, что в Западной Европе в эпоху Средневековья было 115 праздников в году. Однако все это время, не занятое трудом, отнимали обязательные службы и молитвы. Многие из этих праздников и, по существу, нерабочих дней часто навязывались церковью против воли крестьян и ремесленников для того, чтобы исполнять духовные обязанности. Так, к концу XVII в. во Франции число вынужденных нерабочих дней возросло до 164 в год.
Таким же образом обстоит дело с другими социальными обязанностями. Гражданский долг прийти на выборы, "обязаловка" участвовать в собраниях, вызов родителей в школу по причине недолжного поведения детей и требование "принять меры", вынужденность общения с родственниками или соседями, чтобы не оскорбить их, – все это источники, рождающие необходимые затраты времени. Если затраты на труд обусловлены естественной и социальной необходимостью (время на их выполнение зависит от уровня развития техники, управленческих технологий и пр.), то затраты внерабочего времени обусловлены, прежде всего, сложившимися в обществе отношениями. Те и другие являются для личности внешней, принуждающей причиной, лишающей права на свободный выбор. Поэтому сущность свободного времени наиболее точно можно определить так:
Свободное время – "это часть социального времени, высвобожденная трудом от непреложных дел и являющаяся сферой свободной деятельности людей, обусловленной в конечном счете всей совокупностью социальных отношений данного общества и уровнем духовного развития каждой личности"[57].
Свободное время растет за счет сбережения рабочего и внерабочего времени. Поэтому оно зависит от уровня технологического развития общества: как в сфере производства, так и в сфере обслуживания. Следовательно, размер свободного времени есть мерило технического прогресса.
Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 1012;