Концепция Ананьева-Пригожина
Исходит из того, что энтропия (хаос) во Вселенной все время увеличивается. Однако этому противостоят живые системы и общий универсальный механизм упорядочивания (по универсологической концепции — универсальные законы развития). И. Пригожин выявил основную особенность термодинамики необратимых процессов в открытой системе, находящейся вдали от равновесия (в нелинейной области). Эта особенность состоит в способности удерживать «неравновесное равновесие», то есть диссипировать (совершать колебания около точки равновесия). Такое равновесие называется диссипативным. Его отличает динамическое постоянство состояния системы, получаемое через изменение ее колебательных состояний. Точка диссипативного равновесия снижает поток энтропии, идущий извне и изнутри. Под нелинейностью понимается отступление от пропорциональной (описываемой линейными функциями и уравнениями) зависимости между причиной и следствием. Нелинейная связь между явлениями имеет более сложный характер (описываемый нелинейными функциями и уравнениями). Нелинейность означает, во-первых, что малые по своим масштабам события могут породить грандиозные последствия. Во-вторых, для нелинейных процессов характерны ситуации, в которых будущее неоднозначно определяется настоящим (начальными условиями). Математически это выражается в том, что нелинейные уравнения при некоторых критических условиях приводят не к одному, а к нескольким решениям. Это означает, что в критической точке возникают различные варианты последующего хода событий, различные альтернативы пути дальнейшей эволюции системы.
Точка бифуркации — это точка ветвления, развилка, в ней система должна сделать выбор направления, по которому пойдет ее эволюция. Принципиальное развитие общества от природных систем состоит в том, что выбор пути зависит от субъективного фактора — воли, сознания, разума людей.
Существуют бифуркационные траектории, которые ведут систему к устойчивому состоянию. Такие состояния по этой теории называются аттракторами. Аттрактор — устойчивое состояние, к которому направляется эволюция системы. Аттрактор выступает как предельное, конечное для выбранного варианта эволюции состояние, по отношению к которому другие состояния являются переходными, промежуточными.
По мнению Ананьева, заболевание развивается на базе генетических предпосылок, которые выполняют предрасполагающую функцию. Психосоматические болезни являются следствием формирования и постоянной актуализации «структурных аттракторов болезни».
Стержнем концепции психосоматической медицины становится формула:
САБ = (а, b) (с, d),
где САБ — «структурный аттрактор болезни»;
а — конституционально-генетический фактор;
b — перенесенные заболевания детства, усиливающие ранимость органов или систем;
с — условия воспитания, перенесенные психотравмирующие ситуации;
d — личностные особенности дискретного типа.
Таким образом, заболевание — онтогенетический адаптационно-компенсаторный психосоматический процесс. А здоровье — процесс динамического равновесия адаптационных и компенсаторных механизмов. Автор подчеркивает важность наличия условий перехода — «скачков» адаптационно-компенсаторных возможностей в точках бифуркации. Если они происходят дискретно, формируется болезнь. Обострение заболеваний — многоуровневая дезадаптация, ремиссия — включение механизмов компенсации более высокого уровня, чем предыдущий.
Выйти в ремиссию можно:
1) изменив отношение к болезни, вернувшись к модели здорового реагирования;
2) реально изменив ситуацию к лучшему (рост сознания). Для изменения ситуации в точке бифуркации необходимы «триггерная» функция (толчок) и модулирующая, направляющая из точки бифуркации в благоприятное русло.
Таким образом, различные направления психосоматики вносят свой вклад в целостное представление о человеке, о его психическом и физическом здоровье. Каждое из них обогащает нас представлениями о миропостроении и различными методами психологической и психотерапевтической помощи в лечении и предупреждении заболеваний.
Опираясь на концепцию целостности и системной организации любых форм жизни, универсальности миропостроения, Универсология предлагает моделирование здорового образа жизни на основе четырех универсальных моделей:
1-я модель. Согласование уровней иерархии в системном комплексе:
1. подсистема-система-метасистема (например, семья-коллектив-предприятие-общество-человечество-планета);
2. аттракции (метод аттракторов как множество точек — целей, к которым приближается траектория развития после затухания переходных процессов, характеризуя переход количественных накоплений на качественно новый уровень формирования систем) [23] (рис. 2).
Рис. 2. Универсальная модель аттракции
2-я модель. Поэтапное формирование системы отношений, определяющей роль члена коллектива, его место в производственном цикле и его вклад в общее дело (рис. 3).
Рис. 3. Модель поэтапного развития субъекта в системном комплексе
3-я модель. Матричное межсистемное прогнозирование: изучение существующей системы отношений в коллективе, раскрытие причин межличностных конфликтов (указанная модель не рассматривается в данной книге, т. к. представляет интерес для отдельного исследования и описания).
Рис. 4. Модель матричного прогнозирования
4-я модель. Схема (само)управления, согласование функций подразделений [23].
Рис. 5. Универсальная модель самоуправления — организация субъектом психологического пространства в системном комплексе
Данные модели являются оптимальными схемами адаптации человека к социальным условиям на разных уровнях и этапах жизни. Их применение обеспечивает понимание перспектив своего и общественного развития, мягкий вход в любую систему жизни, бескризисное (осознанное) преодоление переходных зон развития и управление условиями своего развития. Все это в совокупности обеспечивает состояние физического, психического, социального и духовного благополучия. Человек сам становится творцом своего здоровья.
В зависимости от подходов к причинности психосоматических заболеваний существуют различные лечебно-профилактические методики: обучающие процедуры (аутотренинг, телесно-ориентированные методики), психотерапевтические беседы, рекомендации бихевиоральной (поведенческой терапии); применение философски-ориентированных психотерапий типа логотерапии. Наиболее целостным является метод кардинальной психотерапии, основанной на причинно-системном подходе к жизни и оздоровлению человека.
Метод кардинальной психодиагностики, с одной стороны, может служить экспресс методом, позволяющим без значительного оснащения и за короткий промежуток времени:
1. определить наиболее уязвимое звено в организме человека (органы-мишени выявляются с помощью количественной и качественной оценки индивидуальных потенциалов развития);
2. выявить причины конфликтов в межличностных и коллективных отношениях; найти свое место в общем деле;
3. согласовать свои цели с целями других систем, как меньших, так и больших;
4. найти наиболее эффективный (бескризисный) путь развития.
С другой стороны — это радикальный метод психокоррекции образа жизни и мировоззрения, приводящего к заболеваниям, травмам, стрессам; метод, позволяющий личности раскрыть и применить врожденные способности и занять достойное место в обществе. Методы кардинальной психодиагностики и психотерапии освещаются в специальных руководствах.
Необходимо вначале помочь человеку точно осознать природу имеющегося у него болезненного состояния, а затем снабдить его средствами для лечения. По мнению американских специалистов Эверли и Розенфельда, главный компонент терапевтического обучения пациента состоит в представлении ему информации о сущности психосоматического феномена: каким образом мысли и эмоции могут воздействовать на сам организм человека и каким образом стресс может играть положительную и отрицательную роли, каким образом чрезмерный стресс может приводить к развитию определенных заболеваний; о той активной роли, которую сам пациент играет в развитии и лечении чрезмерного стресса [Тигранян Р.К. Стресс и его значение для организма — М: Наука,1988].
Ибо как отмечают современные белорусские специалисты М.Т. Кузнецов и Б.М. Гольдинберг: «Здоровье в своих исходных параметрах — это генетическая заданность, организуемая фенотипически и реализуемая через психическую активность всем комплексом взаимодействия индивида с окружающей средой. В этом кольце все одинаково важно, но наши возможности влиять на генотип ничтожны, на фенотип — ограничены, а на психическую организацию — весьма велики. Этим определяется необходимость (как наиболее реальная возможность) большего использования психического уровня в охране здоровья вообще и психического здоровья в особенности. Педагогическая и психотерапевтическая коррекция ущербной психики, безусловно, ее закаляет, делает менее уязвимой, что имеет прямое отношение к психологическому (и психопатологическому) реагированию на травмирующую ситуацию» [Кузнецов М.Т., Гольдинберг Б.М. II Здравоохранение. — 1999. — 7. — С. 37–38].
Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 2061;