Подготовка и проведение реформы 1861 г.

 

Урал подошел к реформе 1861 г. в состоянии системного кризиса. Необходимость ликвидации крепостнических отношений в стране обусловил ряд важнейших факторов. Крепостничество заводи­ло страну в тупик, обрекало ее на все большее отставание от передовых евро­пейских государств. Изменялось соотношение сил в обществе в пользу ликвидации крепостничества, нарастало крестьян­ское движение. Наконец, необходимость коренных преобразований со всей очевид­ностью показало поражение России в Крымской войне 1853–1856 гг., ускорившее перемены в стране.

На Урале ситуация обострялась в связи с неурожаем хлебов в 1857–1860 гг., ухудшением продовольственного обеспечения населе­ния, что вело к росту социальной напряженности в регионе. За 1851 – начало 1861 гг. в крае произошли 62 волнения горнозаводских рабочих и крестьян, из них 40 выступлений пришлось на 1859–1861 гг. Только в Прикамье волнения охватили Уинский, Тисовской, Кыновской, Никитинский и другие заводы. Особой остротой отличались выступления подзаводских крестьян в имениях Бутеро-Родали и Голицыных. Крестьяне, привлекавшиеся к обязательным вспомогатель­ным заводским работам, отказывались выполнять установленные бар­щинные повинности, жаловались на отягощение «уроками», недостаток продовольствия.

Подготовка отмены крепостного права в России началась с первых месяцев 1857 г., когда был создан и приступил к деятельности Секретный комитет по крестьянскому делу, преобразованный в феврале 1858 г. в Главный комитет. Тогда же при министерстве финансов была создана приготовительная комиссия, которой поручалась разработка законопроекта, касающегося перехода на вольнонаемный труд населе­ния казенных горных заводов Урала. Проект, составленный комиссией, встречая разные толкования, возражения со стороны консервативных сил, неоднократно подвер­гался коррективам, что затягивало его подготовку. Он приобрел силу закона лишь тогда, когда был утвержден императором. Осуществ­ление реформы в отношении населения казен­ных заводов Урала проводилось на основе «Положения о горнозавод­ском населении казенных горных заводов ведомства Министерства финансов» от 8 марта 1861 г.

С 1858 г. началась также подготовка условий освобождения насе­ления на частных горных заводах. Их владельцы, стремясь соблюсти собственные интересы, сумели добиться от правительства некоторых уступок. В частности, в ответ на прошения заводовладельцев-вотчин­ников во второй половине 1858 г. были созданы три комитета горноза­водчиков: Уральский, Оренбургский и Замосковный, из которых наибо­лее интересна деятельность первого. Уральский комитет объединил владельцев горных заводов не только Пермской, но и Вятской, Самарской, Казанской и Вологодской губернии, подведомственных Уральскому горному правлению с центром в Екатеринбурге.

В состав Уральского комитета входили, помимо крупных заво­довладельцев, некоторые управляющие имениями и представляющие правительство чиновники горного ведомства. Заседания комитета проходили в Петербурге, председателем этого органа был один из владельцев Пермского горнозаводского имения А. Г. Строганов. При наличии разногласий среди членов Уральского комитета в результате его деятельности были составлены не один, а два проекта: «проект меньшинства» и «проект большинства», отличавшиеся главным образом решением вопроса о наделении землей различных категорий заводского населения.

К ноябрю 1860 г. проекты всех трех комитетов горнозаводчиков поступили в приготовительную комиссию при Министерстве финан­сов. Затем, сведенные в один законопроект, они обсуждались в Главном комитете по крестьянскому делу. Этот документ, носивший название «Дополнительные правила о приписанных к частным горным заводам людях ведомства Министерства финансов», 19 февраля 1861 г. был подписан Александром II, получив силу закона.

Одновременно предпринимались шаги по подготовке доку­ментов об освобождении вотчинных крестьян, которые в порядке отработки барщинных повинностей выполняли вспомогательные работы на заводах Строгановых, Шуваловых, Голицыных и других горнозавод­чиков-вотчинников. В самом конце январе 1859 г. был открыт Перм­ский губернский дворянский комитет «Об устройстве и улучшении быта помещичьих крестьян», председателем которого был утвержден владелец одного из крупных пермских горнозаводских имений А. В. Всеволжский. Подготовленные комитетом материалы легли в основу законодательного акта, названного «Дополнительные правила о крестьянах и работниках, отбывающих работы при Пермских частных горных заводах и соляных промыслах», который вошел в число «Положений» 19 февраля 1861 г. Что же касается собственно вотчин­ных (помещичьих) крестьян, то на них распрост­ранялись общее и мест­ное для великорусских губерний «Положения» о крестьянах, вышед­ших из крепостной зависимости, а также «Положение о выкупе» без изъятий, сделанных в отношении отдель­ных разрядов горнозаводского населения. В дальнейшем в 1863 г., основные положении реформы 1861 г. были распространены на удельных крестьян, а в 1866 г. – на государственных.

Как в отношении крестьян, так и горнозаводского населения реформирование было связано с тремя основными сторонами их жизни и быта, касаясь вопросов их личного освобождения, поземельного устройства и системы управления. Так, прежде разно­родное по своему происхождению и источникам формирования горнозаводское населе­ние, согласно законодательству, делилось на две группы: мастеровых и сельских работников, отличавшихся характером производственной Дея­тельности и связью с землей. Обе эти категории с выходом из крепост­ного состояния получали общегражданские и личные права, что и быв­шие вотчинные крестьяне.

Переход от обязательного к свободному труду для горнозавод­ского населения был установлен двухгодичный. На частных заводах в этот срок следовало заключить уставные грамоты – основной документ, фиксировавший в данном случае отношения горнозаводчиков, владель­цев предприятий и земли, с горнозаводским населением. На казенных заводах прекращение обязательных отношений к заводовладельцам определялось также в два года, но в три срока. Сразу же после обнаро­дования закона 8 марта 1861 г. от обязательных работ освобождались рабочие, проработавшие на заводе 20 и более лет, спустя год – прорабо­тавшие 15 лет, а через два года – все остальные. Поступление на завод­скую работу осуществлялось на новых условиях, на основе заключения договоров найма.

Важным аспектом реформы был вопрос о поземельных отноше­ниях. Следует заметить, что величина наделов, получаемых рабочими, зависела от того, к какой категории они отнесены – к мастеровым или сельским работникам. Мастеровым выделялись усадьбы, выгоны и покосы по одной десятине на душу. Выкуп за них не был предусмотрен. Иначе решалась проблема земельного обеспечения сельских работни­ков, которые как считалось, должны были трудиться на вспомогатель­ных работах при заводах: перевозке грузов, заготовке леса и т.д. Сельские работники на вотчинных заводах получали земельные Наде­лы, но по своим размерам не больше тех, которые были определены согласно существовавшим установ­лениям, для бывших вотчинных крестьян данной местности с правом выкупа надела. Сельские работ­ники казенных заводов получали все пашенные, покосные и другие угодья, которыми они владели до реформы, в постоянное пользование. Вопрос о выкупе ими своих наделов оставался открытым.

Таким образом, сельские работники становились обладателями земельных наделов значительно больших, нежели мастеровые. Поэтому неудивительно, что заводчики, не желавшие передавать зна­чительную часть своих земель горнозаводскому населению, стре­мились зачислить основную часть работающих в разряд мастеровых. Если ко времени реформы 75–80 % рабочих было занято на вспомогательных работах, то к разряду сельских работников на основе «Положения» и «Дополни­тельных правил» было отнесено всего лишь 17,2% работающих. Следо­вательно, преобладающая масса, в том числе занятых и на вспомога­тельном производстве, вопреки реаль­ному положению дел, была зачис­лена в разряд мастеровых. Эта намеренная акция владельцев земель и горных предприятий позво­лило резко сократить пореформенное земле­пользование горноза­водского населения по сравнению с дореформен­ным. Так, в Пермской губернии население частных заводов до 1861 г. имело 518,5 тыс. десятин земли, а после реформы получило по устав­ным грамотам только 202,3 тысячи. Отрезки составили более 316 тыс. десятин или 63%. В целом по Уралу на всех категориях заводов по их владельческой принадлежности отрезки в пользу владельцев равнялись 54%, а среднедушевой надел горнозаводского населения снизился с 2,8 до 1,2 десятины, что не могло не повлиять на жизненный уровень рабочих и членов их семей.

Чтобы ослабить социальную напряженность правительство пошло на некоторые уступки. В декабре 1862 г. был принят закон «О мерах к обеспечению горнозаводского населения частных горных заводов», распространенный в начале 1868 г. также на казенные заводы. Изменения в землеустройстве в соответствии с ним свелись в первую очередь к передаче в безвозмездную собственность мастеро­вых усадеб и предоставлении во временное пользование населения покосных и пахотных земель без уплаты оброчных платежей. Безработным масте­ровым предоставлялось право получать земельный надел высшего раз­мера «по мере сил завода». Этим, в известной мере, стимулировалось развитие землевладения среди горнозаводского населения.

Немаловажное значение в контексте реализации реформы 1861 г. имели и перемены в системе управления вышедшим из «кре­постного состояния» населением горных заводов. Если прежде населе­ние частных горнозаводских округов находилось под юрисдикцией их владельцев, а казенных – горного ведомства, то теперь оно было передано в подчинение местных государственных органов. Как низовые звенья формировались органы самоуправления, аналогичные крестьянским. Были созданы общества мастеровых и сельских работников во главе с избираемым старостой. Эти общества объединялись в более крупные подразделения – волости с волостными старшинами и волостными правлениями. Над органами самоуправ­ления была поставлена власть мировых посредников. Мировые посредники подчинялись губернскому по крестьянским делам при­сутствию под управлением губернатора. Губернская власть должна была решать спорные вопросы и в отношении горнозаводского населения: земельного обеспечения, условий перевода на условия вольного найма, разбирать имевшие место конфликты между рабочими с одной стороны, владельцами предприятий и админист­рацией горных заводов, с другой.

Несмотря на определенную ограниченность проведенных преобразований, значение реформы 1861 г. для Урала и Пермского края трудно переоценить. Узаконив капиталистические отношения, она открыла пути для модернизации экономики, развития прос­вещения, культуры, освободила общество от унизительных кре­постнических пут.

 








Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 1389;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.