Искажение информации – невольное или преднамеренное

Пройдемся по деталям и нюансам в том порядке, как они были представлены.

Первое. Сообщение о некоем «предшественнике» братьев Монгольфье, якобы поднявшемся в воздух на воздушном шаре задолго до них.

Бартоломеу де Гусман действительно существовал и действительно экспериментировал с воздушными шарами. Но давайте разберемся как в датах, так и в деталях этих экспериментов.

Итак, братья Жозеф-Мишель и Жак-Этьенн Монгольфье считаются изобретателями воздушного шара. Первый публичный опыт Монгольфье произвели в 1783 году с шаром из холста, оклеенным бумагой. Шар имел 39 футов в поперечнике, за 10 минут взлетел с грузом около 200 кг на значительную высоту и опустился в 4200 футах от места подъема. 19 сентября того же года братья Монгольфье пустили в Версале шар, в корзине которого помещались баран, петух и утка. На значительной высоте шар прорвался, но спустился настолько плавно, что животные нисколько не пострадали. Наконец, 21 ноября 1783 года впервые поднялись и благополучно спустились на монгольфьере люди: Пилатр де Розье и маркиз д'Арланд.

Бартоломеу Лоуренсу де Гусман (1685–1724 гг.) – священнослужитель и естествоиспытатель, некоторое время бывший членом ордена иезуитов, и получивший образование в семинарии города Кашуэйра (Бразилия). После переезда в Лиссабон (столицу Португалии) нашел себе влиятельного покровителя в лице маркиза д’Абрантиша, в доме которого жил. Окончил Университет Коимбры, где изучал, главным образом, филологию и математику. Удостоен степени доктора теологии (по каноническому праву) в 1708 году, тогда же рукоположен в священники.

Рис. 63. Бартоломеу Лоуренсу де Гусман

В 1709 году Гусман направил прошение португальскому королю, где испрашивал привилегию на изобретение воздушного корабля. Это письменное прошение сохранилось, так что сомнений в датировке нет. Просимую привилегию король пожаловал просителю 17 апреля 1709 года. Кроме того, Бартоломеу Лоуренсу де Гусман получил солидный оклад и кафедру в Коимбрском университете.

Относительно недавно, в 1934-м году, на территории Италии был найден один из ранних чертежей изобретения Бартоломеу Лоуренсу де Гусмана. Рисунок сей получил имя «Пассарола» («Воробей»). Он представляет собой, по всей видимости, копию оригинала – португальского чертежа.

В центре почти круглого аппарата высится достаточно внушительная мачта, несущая «круглый парус», внешне очень похожий на современный парашют или верхнюю часть воздушного шара. Парус, по идее изобретателя, должен наполняться воздухом. Функции остальных механизмов сводятся к тому, чтоб улавливать длинными чехлами струи ветра и через трубы направлять их в «круглый парус».

В трюме предусмотрены места для дюжины человек, которые главным образом управлять мехами – они должны нагнетать воздух в парус, так что летательный аппарат, согласно проекту, должен был иметь возможность передвигаться при слабом ветре или даже при его полном отсутствии.

Рис. 64. Проект летательного аппарата Гусмана

Но одно дело – проект, а другое – его реальное воплощение. Что же мы имеем в действительности?..

В том же 1709-м году Бартоломеу де Гусман произвел три публичных эксперимента. Изобретатель продемонстрировал, как поднимаются в воздух движимые силой горячего воздуха миниатюрные «воздушные кораблики». Устроены они были, существенно проще механизма, рекламируемого в самом начале. И представляли собой жесткие каркасы, например, из прутьев, оклеенные бумагой, внутри же крепился фитиль или свеча – в общем, почти японские «фонарики».

Первый эксперимент 3 августа потерпел фиаско. «Кораблик» сразу охватило пламенем. Уже 5-го августа летающее устройство смогло вспорхнуть к потолку – но там тоже загорелось. И лишь третья попытка, произведенная 8 августа (по другим данным, 30 октября) 1709 года в Casa da Índia (Доме Индии), оказалась удачной – миниатюрный корабль поднялся также к потолку (история утаивает точную высоту подъема) и успешно опустился (на этот раз без возгорания) обратно.

Гусман продолжал работать над своим изобретением, что, по мнению ряда источников, привело его к конфликту с португальской инквизицией. Изобретатель был вынужден уехать в Испанию, где заразился некой болезнью и скончался в 1724 году.

Уже самые первые «модельные испытания» 1709 года произвели на зрителей сильное впечатление. Земля полнилась слухами, что и сам изобретатель со временем поднимался в воздух. Но это так и остается на уровне слухов, поскольку никакого документального подтверждения каких-либо реальных полетов нет. Если же учитывать то, что Гусману весьма важна была именно публичность, дававшая славу и средства, следует сделать вывод, что подняться ему в воздух так и не удалось…

Второе. В сообщениях средств массовой информации упор сделан на то, что Бартоломеу Лоуренсу де Гусман получал образование в Бразилии. В том числе и от членов ордена иезуитов, которые, дескать, чуть ли не специально собирали какие-то «знания о древних полетах индейцев по воздуху». И что именно эти «знания» послужили основой проекта летательного аппарата Гусмана, который был представлен португальскому королю.

Ореол таинственности, существующий и ныне вокруг ордена иезуитов, делает свое дело – доверчивый читатель сразу проникается дополнительным доверием к подсовываемой ему «информации». Но есть ли тут реальные основания для утверждения, что проект Гусмана основывался именно на неких «знаниях» южноамериканских индейцев?..

Иезуиты действительно оставили после себя немало записей древних легенд и преданий, которые они записывали со слов инков и других племен Южной Америки. В том числе и те, которые индейцы воспроизводили по так называемым кипу – разноцветным веревкам с узелками, хранившим самую разнообразную информацию.

Рис. 65. Кипу – узелковое письмо индейцев Южной Америки

Но, во-первых, иезуиты были вовсе не единственными представителями католической церкви, которые вели такие записи. А во-вторых, в то время не только образование, но и научные исследования были практически неразрывно связаны с церковью и ее различными заведениями. Так что никакой «таинственности» кратковременная связь Гусмана с орденом иезуитов в реальности не несет. Тем более, что подобная связь науки и церкви в то время имела место не только в Южной Америке, но и в Европе, куда Гусман перебрался после Бразилии.

А что в Европе?.. В Европе в то время идеи полета по воздуху были весьма распространены. Если не побояться каламбура, то можно сказать, что идеи полета по воздуху буквально витали в воздухе. В том числе и идеи полетов с помощью нагретого воздуха. Например, еще в 1657 году (то есть более чем за полсотни лет до представления Гусманом своего проекта португальскому королю) летательный аппарат, использующий горячий воздух, фигурирует в приключенческом романе известного писателя Сирано де Бержерака «Иной свет или государства… Луны».

Таким образом, для привязки проекта Бартоломеу Лоуренсу де Гусмана именно к неким «знаниям» индейцев Южной Америки нет абсолютно никаких оснований.

Но были ли такие «знания» вообще?.. Продолжим наше «копание» в деталях и нюансах…

Третий момент, упоминаемый в сообщениях средств массовой информации об эксперименте с воздушным шаром над Наска, относится к неким южноамериканским преданиям, в которых якобы идет речь о полетах древних индейцев по воздуху.

На самом деле все основывается на одном-единственном весьма кратком сюжете, на поиск которого мне, честно говоря, пришлось потратить весьма немало времени.

Вот, что пишет, например, Войцеховский по поводу «эпохального» полета на воздушном шаре над Наска:

«Вспомним в этой связи одну из старых легенд инков. Она повествует, что маленький мальчик по имени Антаркви, летавший над различными районами Туатинсуйо [название империи инков – А.С.], поднялся в воздух для определения маршрута «по земле и воде», которым должен был следовать древний инкский монарх Тупак Инка Юпаманки во время своего путешествия в Полинезию!..» (А.И.Войцеховский, «Загадки острова Пасхи»).

Тут Войцеховский, судя по всему, из-за отсутствия доступа к первоисточникам, немного увлекся. На самом деле к действительным полетам по воздуху исходный сюжет никакого отношения абсолютно не имеет (да и связь текста именно с островом Пасхи и Полинезией весьма сомнительна). Этот сюжет присутствует лишь в хрониках Педро Сармьенто де Гамбоа, изданных позднее отдельной книгой под названием «История инков».

Рис. 66. Педро Сармьенто де Гамбоа на чилийской почтовой марке

Сюжет относится к одному из завоевательных походов войск под командованием Тупак Инки Юпаманки, и в переводе с английского варианта (русского мне найти не удалось; похоже, что русского перевода нет вообще) он гласит следующее:

«Пройдя по побережью и завоевав город Манта, а также острова Пуна и Тумбес, они встретили на Тумбесе торговцев, которые прибыли сюда с запада по морю на «бальсовых» судах под парусом. Эти торговцы рассказали о землях, с которых они прибыли, и которые состояли из островов, называемых Avachumbi и Ninachumbi, где было много людей и золота. Тупак Инка был весьма честолюбивым и амбициозным, и ему было мало уже завоеванных областей. Так что он решил бросить вызов фортуне и проверить, будет ли его сопровождать удача и на море. Но все же он сомневался в сведениях торговцев – людей, рассказам которых не стоило безоговорочно доверять. Чтобы бы получить более полную информацию, и поскольку это было непростым делом, он позвал человека, который сопровождал его в походе, по имени Антаркви (Antarqui), который, как все говорят, был «a great necromancer» и мог даже «летать по воздуху» (fly through the air). Тупак Инка спросил его, правда ли то, что сказали моряки-торговцы. Хорошенько подумав, Антаркви ответил, что они рассказали правду, и что он пойдет туда первым. Индейцы говорят, что он, пользуясь своим искусством, разведал намеченный маршрут, увидел эти острова, живущих на них людей и их богатства, и по возвращении предоставил Тупак Инке подробную информацию.

Инка, получив эти подробности, решил идти туда. Он приказад построить огромное количество «бальсовых» судов, на которые он погрузил более 20.000 избранных им человек; взяв с собой в качестве капитанов Хуаман Ачачи, Кунти Юпанкви, Quihual Tupac (все из Ханан-Куско), Yancan Mayta, Quisu Mayta, Качимапака Макус Юпанкви, Ллимпита Уска Мейтаа (из Хурин-Куско); его брат Тилка Юпаманки возглавил всю флотилию. Апу Юпаманки возглавил армию, оставшуюся на берегу.

Тупак Инка плыл до тех пор, пока не обнаружил острова Avachumbi и Ninachumbi, и возвратившись, привез с собой черных людей, золото, трон из меди, шкуру и череп лошади. Эти трофеи хранились в крепости Куско вплоть до прихода испанцев».

Что именно это были за острова – Avachumbi и Ninachumbi – до сих пор не известно. Представители академической истории вообще считают их Галапагосскими островами, находящимися не столь уж и далеко от побережья Южной Америки. Но поскольку это не имеет отношения к теме данной книги, оставим в стороне споры по данному поводу, равно как и странные сообщения о черных людях и лошадях.

Оставим также в стороне и то, что хроники Педро Сармьенто де Гамбоа считаются одними из самых ненадежных, сильно сдобренных выдумками и искажениями.

«Еще упоминается о человеческих жертвоприношениях и прочих зверствах в книгах Педро Сармьенто де Гамбоа и Хуана де Бетансоса. Первый известен больше. Эти испанские конкистадоры были друзьями и участвовали в походе против последнего Императора Инков Тупак Амару и в его казни. Эту казнь осудил даже сам король Испании Филипп II. Книги написаны по заказу и под руководством вице-короля Перу Франциско де Толедо, совершившего путешествие по Перу в течение пяти с половиной лет и записывавшего показания местных жителей…

В ход шли любые средства. Так, в книге чиновника и юриста, сопровождавшего вице-короля Перу Франциско де Толедо в его путешествии, Хуана Поло де Ондегардо, «Доклад о происхождении Инков и о том, как они расширили свои завоевания» (Перевод с английского – Скромницкий А., Киев 2009 г.) описывается, как вице-король Франциско де Толедо собирал информацию: «...так вот несколько позже переводчик (сопровождавший Франциско де Толедо) заявил, что его принуждали искажать смысл, как при задавании вопросов индейцам, так и переводя их ответы. Довольно скоро после такого заявления испанец переводчик был убит при невыясненных обстоятельствах…

Так что достоверность хроник Педро Сармьенто де Гамбоа и Хуана де Бетансоса также находится под вопросом. По иронии судьбы Педро Сармьенто де Гамбоа был сам осужден Инквизицией за занятие магией и хиромантией и умер в тюрьме Инквизиции» (О.Липовская, «К вопросу о первоисточниках»)…








Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 978;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.