Методы и приемы творческого разрешения проблем
Метод «проб и ошибок»
Тысячи лет люди решали проблемы методом проб и ошибок (МПиО). Схематически этот метод изображен на рисунке. От точки «Задача» нужно попасть в точку «Решение».
Рис. Схема поиска методом «проб и ошибок».
ВИ – вектор психологической инерции; ПК – поисковая концепция.
Где именно находится эта точка, заранее, конечно, неизвестно. Человек создает определенную поисковую концепцию ПК, т.е. выбирает направление поисков. Начинаются «броски» в выбранном направлении (они условно обозначены стрелками): «А если попробовать так?». А потом становится ясно, что неправильна вся поисковая концепция – поиски идут не в том направлении. Человек возвращается к задаче, выдвигает новую поисковую концепцию и начинает новую серию «бросков». В практике количество попыток обычно намного больше, чем изображено на схеме. Счастливый случай подсказывает удачную идею.
Образно представить метод проб и ошибок можно так: «Представим себе, что клад спрятан в поле площадью 100000 м2. В течение нескольких поколений последовательно на поле работали 1000 человек. Каждый вел раскопки на участке в 200 м2 (участки часто перекрывают друг друга). Постепенно выяснились области, где бесполезно копать, но все равно там копали… Наконец появляется 1001-й искатель… Он уже заведомо знает, где не надо копать – за полвека это выяснили его предшественники. Он выбирает некопаный участок – и находит клад. Тут появляется психолог: «Скажите, как вам удалось найти клад с такого небольшого числа попыток?» А ведь все просто: остальные участки были раскопаны, полувековая работа сузила громадное поисковое поле до скромного участка».
Метод проб и ошибок неэффективен, так как многое зависит от удачи и личных качеств человека: не всякий способен отважиться на «дикие» пробы, не всякий способен взяться за трудную задачу и терпеливо ее решать.
В конце XIX века применение метода проб и ошибок усовершенствовал Эдисон. В его мастерской работало до тысячи человек, поэтому можно было разделить одну техническую проблему на несколько задач и по каждой задаче одновременно вести проверку многих вариантов. Эдисон изобрел научно-исследовательский институт (и это величайшее изобретение!).
Но метод проб и ошибок сохранился, просто вещественные пробы в наше время почти всегда заменяются пробами мысленными. Авиаконструктор мысленно вносит изменения в конструкцию самолета, мысленно оценивает результаты, приходит к выводу, что так нельзя, – и отбрасывает вариант. И снова поиск, новые варианты, новые мысленные эксперименты.
По мнению Г.С. Альтшуллера «метод проб и ошибок» (МПиО) характеризуется тем, что:
- человек, решающий творческую задачу по МПиО, делает пробы либо по линии наименьшего сопротивления, либо «во все стороны»;
- процесс решения по МПиО зависит от множества случайных и трудноучитываемых факторов, а следовательно, плохо управляется человеком;
- даже при успешном решении задачи – не извлекаются уроки на будущее, опыт не накапливается;
- за внешнюю простоту МПиО приходится платить потерями времени, бесконечными пробами, отсутствием какой бы то ни было гарантии, что ответ, в конце концов, будет получен.
Если все известные методы решения творческих задач разделить по признаку доминирования логических эвристических (интуитивных) процедур и соответствующих им правил деятельности, то можно выделить две большие группы методов:
а) логические методы – это методы, в которых преобладают логические правила анализа, сравнения, обобщения, классификации, индукции, дедукции и т.д.;
б) эвристические методы – это система принципов и правил, которые задают наиболее вероятностные стратегии и тактики деятельности решающего, стимулирующие его интуитивное мышление в процессе решения, генерирование новых идей и на этой основе существенно повышающие эффективность решения определенного класса творческих задач.
Правила решения творческих задач также часто называют эвристическими правилами, а отдельно взятое правило, прием решения творческой задачи часто называют эвристикой.
Слово «эвристика» впервые появилось в трудах греческого математика Паппа Александрийского, жившего во второй половине III века нашей эры. Впоследствии о необходимости изучения творческого мышления говорили многие выдающиеся ученые, в том числе Лейбниц и Декарт. Постепенно накопилось множество наблюдений, свидетельствующих, что какие-то эвристические правила действительно существуют.
Эвристические методы:
1. Метод «мозгового штурма»
2. Метод эвристических вопросов
3. Метод многомерных матриц
4. Метод свободных ассоциаций
5. Метод инверсии
6. Метод эмпатии (метод личностной аналогии)
7. Метод синектики
8. Метод организованных стратегий
Метод «мозгового штурма» (брейнсторминг)
Брэйнсторминг – (от англ. brain storming – штурм мозга), методика стимуляции творческой активности и продуктивности, исходящая из предположения, что при обычных приемах обсуждения и решения проблем возникновению новаторских идей препятствуют контрольные механизмы сознания, которые сковывают поток этих идей под давлением привычных, стереотипных форм принятия решений. Термин предложен американским ученым А.Ф. Осборном.
Изобретателями было отмечено, что коллективно генерировать идеи эффективнее, чем индивидуально. В обычных условиях творческая активность человека часто сдерживается явно или неявно существующими барьерами (психологическими, социальными, педагогическими и т.д.). Жесткий стиль руководства, боязнь ошибок и критики, сугубо профессиональный и слишком серьезный подход к делу, давление авторитета более способных товарищей, традиции и привычки, отсутствие положительных эмоций – сдерживающие факторы для творческой активности. Диалог в условиях «мозговой атаки» выступает в роли средства, позволяющего убрать сдерживающие факторы, высвободить творческую энергию участников для решения творческой задачи.
Существует несколько модификаций метода «мозговой атаки»:
1. Прямая «мозговая атака» – метод коллективного генерирования идей решения творческой задачи. Цель этого метода заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении от инерции мышления, преодолении привычного хода мысли в решении творческой задачи.
Основные принципы и правила этого метода – абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик, шуток. Успех применения метода во многом зависит от руководителя дискуссии («руководителя сессии»). Руководитель сессии должен умело направлять ход дискуссии, удачно ставить стимулирующие вопросы, осуществлять подсказки, использовать шутки, реплики. Количество участников сессии обычно составляет от 4 до 15 человек, наиболее оптимальной считается группа от 7 до 13 человек. Желательно, чтобы участники сессии были разного уровня образования, разных специальностей, однако рекомендуется соблюдать баланс между участниками разного уровня активности, характера и темперамента.
Длительность «мозговой атаки» варьируется от 15 минут до 1 часа. Отбор идей производят специалисты-эксперты, которые осуществляют их оценку в два этапа. Вначале их общего количества отбирают наиболее оригинальные и рациональные, а потом отбирается самая оптимальная, с учетом специфики творческой задачи и цели ее решения.
2. Массовая «мозговая атака» (предложена американским ученым Дж. Дональдом Филипсом) позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в большой аудитории (число участников варьируется от 20 до 60 человек). Особенность этой модификации метода заключается в том. что присутствующих делят на малые группы численностью 5-6 человек. После разделения аудитории на малые группы последние проводят самостоятельную сессию прямой «мозговой атаки». Деятельность работы малых групп может быть разной, но четко определенной, например – 15 минут. После генерирования идей в малых группах проводится их оценка, затем выбирают наиболее оригинальную.
3. «Мозговой штурм»-диалог с деструктивной отнесенной оценкой – этот метод был предложен советским исследователем Е.А. Александровым и модифицирован Г.Я. Бушем. Сущность диалога в данном случае состоит в активизации творческого потенциала изобретателей при коллективном генерировании идей с последующим формулированием контридей. Предусматривается поэтапное выполнение следующих процедур:
1 этап – формирование малых групп, оптимальных по численности и психологической совместимости;
2 этап – создание группы анализа проблемной ситуации, формирование исходной творческой задачи в общем виде, сообщение всем участникам диалога задачи вместе с описанием метода деструктивной соотнесенной оценки;
3 этап – генерирование идей по правилам прямой коллективной «мозговой атаки» (особое внимание обращается на создание творческой, непринужденной обстановки);
4 этап – систематизация и классификация идей. Изучаются признаки, по которым можно объединить идеи и, согласно этим признакам, идеи классифицируются в группы. Составляется перечень групп людей, выражающих общие принципы, подходы к решению творческой задачи;
5 этап – деструктурирование идей, то есть оценка идей на реализуемость. «Мозговая атака» на этом этапе направлена только на всестороннее рассмотрение возможных препятствий к реализации выдвинутых идей;
6 этап – оценка критических замечаний, высказанных во время предыдущего этапа и составления окончательного списка практически используемых идей. В список вносятся только те идеи, которые не были отвергнуты вследствие критических замечаний, а также выдвинутые контридеи.
Наиболее эффективные результаты достигаются в случаях, когда все участники «мозговой атаки» рационально распределены на группы:
1) группа генерирования идей;
2) группа анализа проблемной ситуации и оценки идей;
3) группа генерирования контридей.
К несомненным достоинствам метода брэйнсторминг следует отнести то, что он уравнивает всех членов группы, так как авторитарность руководства в процессе его применения недопустима. Лень, рутинное мышление, рационализм, отсутствие эмоционального «огонька» в условиях применения данного метода как бы автоматически снимаются. Доброжелательный психологический микроклимат создает условия для раскованности, активизирует интуицию и воображение.
Недостатки и ограничения метода заключаются в том, что его применение позволяет выдвинуть, найти творческую идею только в самом общем виде. Метод не гарантирует тщательную разработку идеи. Он также неприменим или имеет ограничения в применении, когда творческая задача требует больших предварительных расчетов, вычислений. Применение метода коллективного поиска оригинальных идей требует сравнительно высокого мастерства руководителя, способностей к импровизации, чувство юмора. В процессе его реализации также не всегда удается преодолеть инерцию мышления, так как иногда создается иллюзия некоторого наиболее вероятного средства, приема, подхода решения творческой задачи. Логика мышления группы устремляется чаще всего именно в этом направлении, но этот наиболее очевидный для решающих задачу подход и является чаще всего ложным.
Метод эвристических вопросов
Этот метод известен также как метод «ключевых вопросов». Метод эвристических вопросов целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения уже имеющейся информации в самом процессе решения творческой задачи. Эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новые стратегии и тактики решения творческой задачи. Не случайно в практике обучения их также называют наводящими вопросами, так как удачно поставленный вопрос наводит человека на идею решения, правильного ответа.
Следует отметить, что эвристические вопросы широко использовал в своей научной и практической деятельности еще древнеримский философ Квинтилиан. Он рекомендовал своим крупным политическим деятелям для сбора достаточно полной информации о каком-либо событии поставить перед собой и ответить на следующие семь ключевых вопросов (эвристических вопросов): Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?
Метод эвристических вопросов базируется на следующих закономерностях и соответствующих им принципах:
1. Проблемности и оптимальности. Путем искусно поставленных вопросов проблемность задачи снижается до оптимального уровня.
2. Дробления информации (эвристические вопросы позволяют осуществить разбивку задачи на подзадачи).
3. Целеполагания (каждый новый эвристический вопрос формирует новую стратегию – цель деятельности).
Достоинство метода эвристических вопросов заключается в его простоте и эффективности для решения любых задач. Эвристические вопросы особенно развивают интуицию мышления, некую логическую схему решения творческих задач. Недостатки и ограничения этого метода заключаются в том, что он не дает особо оригинальных идей и решений и, как другие эвристические методы, не гарантирует абсолютного успеха в решении творческих задач.
Метод многомерных матриц
Этот метод среди исследователей и изобретателей также известен как метод «морфологического ящика» или метод «морфологического анализа». Наиболее полное обоснование и практическое применение этот метод получил при разработке системы реактивных двигателей швейцарским ученым Ф. Цвики. В опоре на этот метод Цвики получил значительное число изобретений. Анализируя проблемы, которые чаще всего стоят перед исследователями или изобретателями. Цвики разделил их на три больших класса:
1) проблемы, для решения которых можно использовать сравнительно небольшое число уже известных элементов;
2) проблемы, для решения которых требуется использовать еще неизвестные новые элементы;
3) проблемы больших чисел.
Исходная идея метода многомерных матриц в решении творческих задач заключается в следующем. Поскольку новое очень часто представляет собой иную комбинацию известных элементов (устройств, процессов, идей и т.п.) или комбинацию известного с неизвестным, то матричный метод позволяет это сделать не путем проб и ошибок, а целенаправленно и системно. Таким образом, метод многомерных матриц базируется на принципе системного анализа исследуемой проблемы.
Нельзя не заметить, что наименование метода «морфологический ящик» создает ореол таинственности и значительности. К тому же часто никакого «ящика» не получается, а в поисках новой идеи удается решить проблему, используя анализ двухмерной матрицы.
Достоинством метода многомерных матриц является то, что он позволяет решить сложные творческие задачи и найти много новых, неожиданных, оригинальных идей.
Недостатками и ограничениями метода многомерных матриц может быть то, что даже при решении задач средней трудности в матрице могут оказаться сотни вариантов решений, выбор из которых оптимального может оказаться затруднительным. Данный метод не гарантирует, что будут учтены все параметры исследуемой системы. Кроме того, применение метода требует определенного навыка и мастерства.
Метод многомерных матриц в его начальном варианте может представлять собой двухмерную матрицу, например 7×7 элементов. Опыт показывает, что магическое число 7 применительно к построению матриц является оптимальным (Недаром народная мудрость гласит: семь раз отмерь и один раз отрежь!)
Для примера построения двухмерной матрицы анализа возьмем:
а) семь произвольно взятых эвристических приемов решения творческой задачи;
б) семь характеристик технико-экономических показателей объекта (изделия), который необходимо улучшить.
По одной оси матрицы мысленно «отложим» эти эвристические приемы:
1. Прием аналогии – поиск аналога и использование всех процедур вывода по аналогии.
2. Прием дробления – поиск компетентного состава системы, расчленение ее на подсистемы.
3. Прием укрупнения – увеличение размеров, показателей, качественных характеристик системы.
4. Прием инверсии – изменение процедур деятельности на противоположные, обращение функций, взгляд на систему с противоположной точки зрения, нежели общепринятая, замена динамики – статикой и наоборот.
5. Прием приспособления – адаптация системы или ее отдельных составляющих к внешним условиям, к взаимодействию нового и старого.
6. Прием идеализации – поиск возможностей приближения системы или отдельных ее составляющих к идеальному варианту.
7. Прием локализации – поиск возможностей временного отделения части системы, временное изменение части условий, временное удовлетворение части требований задачи и т.д.
Вторым рядом характеристик при построении матрицы анализа могут быть взяты в нашем примере технико-экономические характеристики системы:
1) вес;
2) надежность;
3) экономичность;
4) удобство эксплуатации;
5) габариты;
6) технологичность изготовления;
7) эстетичность.
Метод свободных ассоциаций
Замечено, что результативность творческой деятельности, особенно на этапе генерирования новых идей, существенно повышается, если широко использовать все новые и новые ассоциации, которые в итоге порождают по-настоящему продуктивные идеи решения проблемы. В процессе зарождения ассоциаций устанавливаются неординарные взаимосвязи между компонентами решаемой проблемы и элементами внешнего мира, включая компоненты прежнего опыта творческой деятельности лиц, участвующих в коллективном решении проблемы, творческой задачи. В результате процесса зарождения новых ассоциативных связей и возникают творческие идеи решения проблемы.
Для усиления антиконформизма необходимо, чтобы каждый член группы стремился предложить и предлагал свое слово, понятие, которое должно быть базисом для установления ассоциативных связей с процессом генерирования новых идей.
Принципы, на которые следует опираться в процессе применения этого метода, следующие:
1 – свободных ассоциаций;
2 – антиконформизма;
3 – отсроченного критического анализа;
Фрагмент примера метода свободных ассоциаций. Допустим, вы являетесь руководителем типографии. Вам необходимо наработать идеи решения такой проблемы: как повысить эффективность рекламы выпускаемой продукции. Руководитель группы на основе метода свободных ассоциаций предлагает, например, слово «студент». Это слово дает несколько ассоциаций и, соответственно, идей того, как активизировать рекламу продукции типографии. На основе ассоциаций, которые зарождаются у членов группы на основе анализа слова «студент», генерируются следующие идеи:
1) необходимо шире рекламировать нашу продукцию среди студенческой, учащейся молодежи;
2) необходимо дифференцированно подходить к рекламе среди студентов, учащихся и других категорий населения;
3) для рекламы необходимо привлекать самих студентов, учащихся;
4) необходимо чаще публиковать рекламу нашей продукции в изданиях, которые читают студенты, учащиеся и т.д.
Затем кто-то из членов группы в качестве слова для зарождения новых ассоциативных связей и генерирования новых идей предлагает слово «телевизор».
Это слово также может использоваться как стимул для генерирования новых идей по проблеме: как повысить эффективность выпускаемой продукции.
Метод инверсии
Метод инверсии представляет собой один из эвристических методов творческой деятельности, ориентированный на поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях, чаще всего противоположных традиционным взглядам и убеждениям, которые диктуются формальной логикой и здравым смыслом.
Изобретатели давно обратили внимание на то, что часто в ситуациях, когда логические приемы, процедуры мышления оказываются бесплодными и заходят в тупик, естественно предположить, что оптимальной является принципиально противоположная альтернатива решения. Например, ведется поиск прочности изделия, и для этих целей стремятся увеличить его вес, конструкцию делают цельнометаллическую, в то время как лучших результатов удается достигнуть путем решения задачи в противоположном направлении, например, уменьшить вес конструкции, сделав ее полой.
Другой пример. Объект исследуют с его внешней стороны. Это традиционный подход, который исчерпал себя и не дает новых оригинальных решений. В этих ситуациях целесообразно рассмотреть этот же объект с внутренней стороны.
В психологической литературе этот метод иногда называют методом обращения.
Метод инверсии базируется на закономерности и, соответственно, принципе дуализма, диалектического единства и оптимального использования противоположных (прямых и обратных) процедур творческого мышления (анализа и синтеза, дивергентного и конвергентного мышления). А также распространения диалектического подхода к анализу объекта исследования (изучение внешнего и внутреннего, интенсификации и замедления, объединения и разъединения элементов системы и т.д.), анализ и синтез, логическое и интуитивное, статические и динамические характеристики объекта исследования, внешние и внутренние стороны объекта, увеличение или, наоборот, уменьшение размеров, конкретное и абстрактное, реальное и фантастическое, разъединение и объединение, конвергенцию (сужение поля поиска) и дивергенцию (расширение поля поиска), если не удается решить задачу с начала до конца, то попытайтесь решить задачу с конца к началу и т.д.
Несомненными достоинствами метода инверсии является то, что он позволяет развивать диалектику мышления, отыскать выход из, казалось бы, безвыходной ситуации, найти оригинальные, порой весьма неожиданные решения различного уровня трудности и проблемности творческих задач.
Его недостатками и ограничениями является то, что он требует достаточно высокого уровня творческих способностей, базисных знаний, умений и опыта.
Метод эмпатии (метод личностной аналогии)
Метод аналогий всегда был важным эвристическим методом решения творческих задач. Процесс применения аналогии является как бы промежуточным звеном между интуитивными и логическими процедурами мышления. В решении творческих задач используют различные аналогии: конкретные и абстрактные; ведутся поиски аналогий живой природы с неживой, например, в области техники. В этих последних аналогиях могут быть, в свою очередь, установлены аналогии по форме и по структуре, по функциям, процессам и т.д.
В ситуациях мысленного построения аналога иногда хорошие эвристические результаты дает такой прием, как гиперболизация, например, значительное увеличение или, наоборот, уменьшение масштабов технического объекта или его отдельных узлов.
Чаще всего эмпатия означает отождествление личности одного человека с личностью другого, когда пытаются мысленно поставить себя в положение другого. Не случайно эмпатия, или личностная аналогия, в решении творческой задачи понимается как отождествление человека с техническим объектом, процессом, некоторой системой. Когда применяется метод эмпатии, то объекту приписывают чувства, эмоции самого человека: человек идентифицирует цели, функции, возможности, плюсы и минусы, например машины, со своими собственными. Человек как бы сливается с объектом, объекту приписывается поведение, которое возможно в фантастическом варианте.
Таким образом, в основе метода эмпатии (личной аналогии) лежит принцип замещения исследуемого объекта, процесса другим. С учетом сказанного, метод эмпатии – это один из эвристических методов решения творческих задач, в основе которого лежит процесс эмпатии, то есть отождествление себя с объектом и предметом творческой деятельности, осмысление функций исследуемого предмета на основе «вживания» в образ изобретения, которому приписываются личные чувства, эмоции, способности видеть, слышать, рассуждать и т.д.
Метод эмпатии применим к различным видам творческой деятельности (в рационализаторской, изобретательской, управленческой деятельности, в процессе художественного творчества). В условиях применения метода эмпатии необходимо как бы слиться с объектом исследования, что требует огромной фантазии, воображения. Происходит активизация фантастических образов и представлений, что приводит к снятию барьеров «здравого смысла» и отысканию оригинальных идей. Метод эмпатии, как правило, широко используется в решении задач художественного творчества.
Метод синектики
Автором метода синектики считается Дж. Гордон, который получил разностороннюю подготовку в Гарвардском, Калифорнийском, Пенсильванском и Бостонском университетах. Сам термин «синектика» обозначает «объединение разнородных элементов». Творческий процесс даже одного человека, с точки зрения Дж. Гордона, аналогичен творческому процессу коллектива людей, имеющих в совокупности разностороннюю подготовку.
В первую группу синектиков, которая была организована Дж. Гордоном в США в 1952 году, входили люди разной квалификации и образования: архитектор, инженер, биолог, дизайнер. Неожиданно для всех эта группа сделала много изобретений.
Метод синектики получил дальнейшее развитие и теоретическое обоснование в работах Г.Я. Буша. Суть метода синектики заключается в следующем. На первых этапах его применения идет процесс обучения «механизмам творчества». Часть этих механизмов авторы методики предлагают развивать обучением, развитие других не гарантируется. Первые называют «операционными механизмами» – к ним причисляют прямую, личную и символическую аналогию. Такие явления, как интуиция, вдохновение, абстрагирование, свободное размышление, использование не относящихся к делу возможностей, применение неожиданных метафор и элементов игры, считаю «неоперационными механизмами», развитие которых не гарантируется обучением, хотя может оказать на их активизацию положительное влияние.
В условиях применения метода синектики следует избегать преждевременной четкой формулировки проблемы (творческой задачи), так как это нейтрализует дальнейший поиск решения. Обсуждение целесообразно начинать не с самой задачи (проблемы), а с анализа некоторых общих признаков, которые как бы вводят в ситуацию постановки проблемы, неоднократно уточняя ее смысл.
Не следует останавливаться при выдвижении идеи, если даже кажется, что уже найдена оригинальная идея и что задача уже решена. Если проблема (творческая задача) не решается, то целесообразно вновь вернуться к анализу ситуации, порождающей проблему, или раздробить проблему на подпроблемы.
В процессе применения метода синектики большое внимание уделяется использованию метода аналогий. Аналогия используется в самых различных видах: как личная (эмпатия), прямая, фантастическая и символическая. Символическая аналогия, например, приняла форму конкретного приема определенного поиска названия, характеризующего в парадоксальной форме определенное понятие.
Приведем пример использования символической аналогии, взятой из книги Г.Я. Буша:
Ключевое слово Храповой механизм Ядро атома Мишень Раствор | Символическая аналогия Надежная непрерывность Энергетическая непрерывность Фокальное стремление Взвешенная неразбериха |
Как показали исследования, выдвижение идей и последующая их селекция во многом зависят от руководителя творческой группы, его мастерства, такта, находчивости, от его умения стимулировать творческое воображение членов группы. Он должен овладеть искусством задавать вопросы, давать подсказки, уточнения, разъяснения, вставлять реплики, которые бы побуждали, будировали их фантазию, воображению, то сужая, то расширяя поле поиска решения творческой задачи.
Критический отбор и оценку идей решения творческой задачи лучше осуществлять в несколько этапов.
На первом этапе делается краткий анализ каждой выдвинутой идеи.
На втором – эти цели целесообразно сгруппировать, далее важно критически проанализировать и отобрать наиболее оригинальные.
К достоинствам метода синектики относится практически все, присущее эвристическим методам, на базе которых он разработан. К его недостаткам и ограничениям следует отнести следующее. Метод синектики не позволяет решать слишком специальные творческие задачи, а дает возможность отыскать преимущественно наиболее оригинальные идеи решения. После применения метода более 30-40 минут продуктивность генерирования новых идей постепенно падает. Применение метода синектики требует высокого мастерства руководителя творческой группы.
Метод организованных стратегий
Одним из главных психологических барьеров в решении творческих задач является инерция мышления и неспособность решающего уйти, отказаться от наиболее очевидного способа и найти новый подход, новое направление в поисках идей решения.
И даже если мы выбираем правильные направления (стратегии) поиска идеи решения, то возникают опасения, что мы упустили что-то главное, возможно, более оригинальную стратегию, идею.
В определенной мере преодолеть инерцию мышления поможет метод организованных стратегий.
В основе этого метода лежат:
а) принцип самоуправления личности в выборе новых стратегий решения творческой задачи;
б) принцип отстранения, то есть рассмотрения объекта, предмета, процесса, всякий раз с неожиданно новой точки зрения.
Эвристические правила метода организованных стратегий
1. В процессе решения творческой задачи записывайте все спонтанно возникающие у вас идеи (стратегии).
2. Наряду с использованием предлагаемых организованных стратегий используйте и проверяйте спонтанно возникающие стратегии.
3. Помните, что часто одна или несколько организованных стратегий хорошо дополняются возникающими стратегиями.
4. В процессе решения творческой задачи целенаправленно используйте следующие стратегии:
I. Стратегии функционально-целевого анализа
1. Для чего это нужно сделать? (Анализ потребностей.)
2. Что нужно сделать? (Каковы цели решения задачи?)
3. Почему следует это сделать? (Анализ и синтез причин.)
4. Где следует это сделать? (Уточнить место действия.)
5. Когда это можно сделать? (Время действия.)
6. С помощью чего? (Средство.)
7. Как это сделать? (Метод.)
II. Стратегии анализа противоречия
1. Проанализируйте противоречие, как оно есть, то есть его исходное состояний.
2. Сформулируйте, конкретизируйте суть противоречия.
3. Усильте противоречие, то есть доведите его до степени конфликта.
4. Рассмотрите противоречие в динамике, с начала его возникновения.
5. Осмыслите наиболее вероятные процедуры разрешения противоречия.
6. Проанализируйте, что произойдет, если противоречие будет разрешаться самотеком.
7. Выявите условие, при котором можно управлять процессом разрешения противоречия.
III. Стратегия преодоления барьера (препятствия)
1. Устраните препятствие.
2. Обойдите препятствие.
3. Разрешите препятствие.
4. Частично воздействуйте на препятствие.
5. Усильте препятствие.
6. Преодолейте препятствие по этапам.
7. Воздействуйте на препятствие с неожиданно новой позиции или принципиально новыми средствами.
IV. Стратегии использования информации
1. Используйте известную вам информацию из смежных наук.
2. Соберите дополнительную информацию из смежных наук.
3. Используйте опыт других.
4. Преобразуйте информацию с учетом специфики задачи.
5. Избавьтесь от второстепенной информации.
6. Проверьте достоверность, точность, надежность информации.
7. Используйте принципиально новую и новейшую информацию.
V. Стратегии поиска идеи, противоположной общепринятой или наиболее очевидной
Если в процессе решения задачи все стремились:
1. Уменьшить что-то, а не лучше ли увеличить?
2. Ускорить что-то, а не лучше ли замедлить?
3. Расширить поле поиска, а не целесообразнее ли его, наоборот, сузить?
4. Рассмотреть явление в статике, а не сделать ли это в динамике?
5. Проанализировать прошлое, а не лучше ли осмыслить, что произойдет в будущем?
6. Соединить элементы, а нет ли возможности оставить их разъединенными?
7. Решить задачу сразу, а не лучше ли решить ее по частям?
VI. Стратегии оценочных суждений
1. Оценить сложность, трудность исходной ситуации.
2. Уточните критерии (признаки), по которым будут даны оценочные суждения.
3. Оцените результаты наиболее важных этапов решения задачи.
4. Оцените степень риска.
5. Оцените достоинства и недостатки каждого варианта решения.
6. Сравните и оцените наиболее оригинальные варианты решения задачи.
7. Сравните эталон – идеальный конечный результат – с наиболее оригинальным, оптимальным вариантом решения.
VII. Стратегии принятия решения
1. Мысленно проиграйте, представьте наиболее оригинальное решение задачи в его окончательном варианте.
2. Отмените решение, но обоснуйте, почему.
3. Примите оригинальное, но временное решение.
4. Проанализируйте все возможные решения, продиктованные «здравым смыслом», и выбирайте из них наиболее эффективное.
5. Проанализируйте все возможные решения, которые выдвигаются вопреки здравому смыслу, оцените их эффективность.
6. Ищите серию поэтапных решений.
7. Примите окончательное решение.
Эвристические методы находят сегодня широкое применение в различных курсах бизнеса и управления, так как стимулируют развитие интуитивного мышления, способности к воображению и творчеству.
Дата добавления: 2015-04-10; просмотров: 3633;